Адаптированная программа ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата
методическая разработка (младшая группа) на тему

Хлучина Надежда Викторовна

Программа направленна на адаптацию ребенка с ОВЗ в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_dlya_rebenka-invalida.odt33.6 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………….........................3
  2. Возрастные и индивидуальные  особенности детей с НОДА 2-3 лет..5
  3. Содержание рабочей программы…………............................................7

4.       Список используемых источников........................................................10

                                      1. Пояснительная записка

Адаптированная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

         -   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

         -   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

         -  «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);

          - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13

      Адаптированная программа состоит из ряда составных областей, взаимосвязанных между собой, и, тем самым, представляет систему.

В ДОУ реализуется целостная концепция развития детей, определяющая отношение к детству, как самоценному времени жизни, направленная на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития способностей, становления общечеловеческих ценностей и базиса личностной культуры, воспитания долго действующих качеств личности.

Адаптированная программа направлена на реализацию целей воспитания, развития и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то есть на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.

Адаптированная программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 3 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому развитию, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию и художественно-эстетическому развитию.

 

                   Цели и задачи адаптированной программы

        Приоритетными направлениями деятельности ДОУ по реализации адаптированной программы являются - воспитание, обучение и укрепление здоровья детей, развитие физических  и психических качеств воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, создание равных благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства в адекватных возрасту и физическому состоянию детских видах деятельности.

       В соответствии с целью были определены следующие задачи образовательной программы:

      - Обеспечение сопровождения ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

      - Интеграция задач воспитания и развития дошкольника с нарушениями ОДА в целостном педагогическом процессе ДОУ.

      - Взаимодействие детского сада и социального окружения в процессе разностороннего целостного развития ребёнка-дошкольника с нарушениями ОДА.

Планируемые результаты освоения адаптированной программы:

воспитательный аспект программы заложен в приобщении  детей к добру, красоте, уважению взрослых, взаимопомощи.

Линия развития чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника и обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, а также гармонию с предметным миром.

       Адаптированная программа ставит задачу воспитания у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Педагоги способствуют развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.

      Программа обеспечивает развитие наглядно-образного мышления и воображения. Ее задача – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

      2 Возрастные и индивидуальные  особенности детей с НОДА 2-3 лет.

   В младшую  группу  №4 поступил ребенок с нарушением ОДА после осмотра специалистов: невролога, психиатра, ортопеда, психолога. Показания к проведению реабилитационных мероприятий: ограничение способности к самостоятельному передвижению  II степень – способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств (ортезирование нижних конечностей правой ноги)и частичной помощью других лиц.
Сохраняется способность к самостоятельному передвижению и перемещению с помощью вспомогательных средств, адаптации жилья и предметов обихода к возможностям инвалида, и привлечением другого лица при выполнении некоторых видов передвижения и перемещения, (сложные виды перемещения, преодоление препятствий, сохранение равновесия и др.).
При второй степени – способность к передвижению характеризуется выраженным снижением скорости , темпа ходьбы , увеличением длительности двойного шага , снижением коэффициента ритмичности ходьбы, дробности ее выполнения, сокращением расстояния передвижения преимущественно в пределах группы при необходимости использования вспомогательных средств и частичной помощи других лиц.

        Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного процесса.

        Наличие таких диагнозов сопровождается нарушением эмоционально-волевой сферы, что проявляется в повышенной плаксивости, агрессивности, замкнутости. Такие дети нуждаются в создании специальных условий: доброжелательная обстановка, благоприятный климат в группе, наличие определённой системы требований к детям. Диагноз заключается в деформации стопы, приводящей к ее уплощению. В результате стопа всеми своими точками касается поверхности, что является отклонением от нормы. Детям противопоказано ходить на внутренней стороне стопы, делать соскоки, бегать по асфальту.

        Растущие двигательные возможности позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром, познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений, приучать к безопасному поведению в среде сверстников.

      Организм младших дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям. Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду: следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей (через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.

Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к трем годам ребенок начинает успешно использовать простые и распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное значение для умственного и социального развития дошкольников.

        Общение ребенка с воспитателем постоянно обогащается и развивается. Это  эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями),  сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу эпизодов, выполнять вместе простые поручения.

               Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:

      - ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

      - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими,

     -владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

     - владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

     - стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

      - проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

     - у ребенка развита мелкая моторика,  (игры в «Геометрик», мозайки, собирание бусы и др.), ограничено развитие крупной моторики (применение прыжков , лазание ,перешагивание) .

                                 3 Содержательный раздел.

        Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка по 5 образовательным областям соответствует содержанию примерной основной образовательной программы «Детство» /Под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — с. 321.

        В основу организации образовательного процесса положен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в совместной деятельности детей.

         Основное образовательное содержание адаптированной программы реализуется в повседневной жизни, в совместной деятельности, путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра. Педагоги наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. Дети осваивают обобщенные представления, элементарные предметные понятия, простейшие связи и закономерности с помощью метода моделирования.      

                  Основные задачи образовательных областей:

    1 Социально – коммуникативное развитие:

  • способствовать благоприятной адаптации детей в детском саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей;
  • развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
  • поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться);
  • формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде;
  • способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи. -развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение;

 - знакомить детей с традиционными праздниками: Новый год, день рождения.

   2Познавательное развитие:

 - поддерживать интерес и активные действия детей с предметами, геометрическими телами и фигурами, песком, водой и снегом;

 - формировать представления о сенсорных свойствах и качествах предметов окружающего мира, развития разных видов детского восприятия:     -зрительного слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;

 учить детей выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, сопоставлять предметы между собой по этим признакам, -используя один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы;

- поддерживать положительные переживания детей в процессе общения с природой: радость, удивление, любопытство при восприятии природных объектов;

- содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов - названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству (такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).

  3 Речевое развитие:

 - воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и сверстниками;

обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные   -этикетные формулы общения;

- развивать желание детей активно включаться в речевого взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность;

- обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

     4 Художественно - эстетическое развитие:

- вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в образовательных ситуациях и играх эстетической направленности, рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно;

- развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства);

- формировать умения создавать (в совместной с педагогом деятельности и самостоятельно) несложные изображения в рисовании, лепки, конструировании, активизировать освоение изобразительных материалов, инструментов (их возможностей и правил использования),

развивать умение вслушиваться в музыку, различать контрастные особенности звучания;

- побуждать к подпеванию и пению;

развивать умение связывать движение с музыкой.

     5 Физическое развитие:

- обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и интеллектуальной активности детей;

- создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка  к условиям детского сада;

- укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания;

- осуществлять коррекции имеющихся нарушений ОДА; уменьшение нагрузки на нижние конечности.

- формировать правильную осанку;

- обучать правильному дыханию;

- продолжать формирование умения ходить, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры.

                       Взаимодействия педагогов и специалистов с родителями

       В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

Семья является первой школой растущего человека. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

Основанием для определения форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников являются нормативные документы, которые закрепляют  основу взаимодействия (основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного уровня), а также современные исследования основных направлений взаимодействия ДОУ и семьи (психолого-педагогическое сопровождение семьи в вопросах воспитания детей, защита прав ребенка, работа с семьями, требующими повышенного внимания и нуждающимися в особой помощи и др.).

        В 1 младшей  группе применяются следующие методы и формы работы с родителями:

-  планирование работы с родителями: анкетирование, беседы;

- групповые встречи: родительские собрания , консультации специалистов с рекомендациями по каждому конкретному ребенку, совместные занятия ЛФК, педагогические и тематические беседы;

- совместные мероприятия: детские утренники, конкурсы и выставки  совместного творчества,

- наглядная информация: тематические, информационные  стенды, папки-передвижки, памятки, брошюры с упражнениями и ортопедическими играми для занятий с детьми дома, информационные листы, на сайте детского сада;

  • индивидуальная работа с родителями: педагогические беседы, индивидуальные консультации по запросу родителей со специалистами (врача-ортопеда, инструктора ЛФК, медицинской сестры), разработки рекомендаций по вопросам  адаптации детей.

4. Список используемых источников

1 Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева  и др.  –   СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.

2 Симоновой Н. В., «Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом»

3 Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство- Пресс, 2012.

4 Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

5 Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице. –  СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008;

6 Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.

7 Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.

8 Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы. Методическое пособие. /Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.

9 Гончарова Н. В., Михайлова 3. А. и др. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. — СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа

Образовательная область - "Музыка". Маршрут разработан  по программе "Ладушки"  И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, 2009 год....

Работа с семьей, имеющей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимо­сти от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой по...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Адаптированная основная образовательная программа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МАДОУ Детский сад № 6

Адаптированная основная образовательная программа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МАДОУ Детский сад № 6...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, инди...