план самообразования 2016-2021 г.г.
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

план самообразования по экспериментальной деятельности на пять лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya_2016_-2021_g.g.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад № 400 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения»

План  по самообразованию на тему

«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

на 2016 – 2021 гг.

                                                                                                                                                     

Воспитатель: Башкирова М.В.

Тема:  Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Актуальность темы:  

         Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

       «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

          Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

          Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

          Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

         Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.

         Задачи:

  • Создание условий для исследовательской активности детей;
  • Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;
  • Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности. Внесение регионального компонента
  • Повышение экологической грамотности педагогов, их профессионализма в области экологического воспитания.
  •  Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.

Дата начала работы над темой :сентябрь 2016 год

Дата окончания работы над темой: май 2021 год

Предполагаемый результат:

- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;

- вторичное использование полезных отходов;

- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.

Список литературы

  1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
  2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
  3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
  8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
  9.  Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
  10.  Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 – 92
  11.  Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
  12.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохорововй М., 2004
  13. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
  14. Материалы Интернет-сайтов.

Планирование работы по самообразованию

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь- октябрь

2016 г.

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Подбор и изучение литературы по теме;

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Ноябрь-декабрь

2016 г.

Воспитание творческой личности с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением

Изучение познавательно-исследовательской деятельности как направления развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ

Консультация для воспитателей

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ»

Декабрь 2016 г. –

январь 2017 г.

Использование методики «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования.

Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками»

Памятки для педагогов «Примерная структура занятия-экспериментирования», «Планирование работы с детьми по экспериментированию»

Февраль – март

2017 г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Консультация для воспитателей

«Содержание зон экспериментальной деятельности»

Апрель 2017 г

«Шаг за шагом»

Создание копилки опытов и экспериментов

Составление картотек опытов, экспериментов, игр

Май

2017 г.

Изучение условий и формы организации детского экспериментирования

Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования.

Анкетирование родителей и воспитателей

Сентябрь

2017 г.

Знакомство детей со свойствами песка

Подбор литературы и материалов для экспериментов с песком.

Тематическое занятие «Волшебный песок»

Октябрь - Ноябрь

2017 г.

Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве

Подбор медиа-файлов по изучаемым темам

Использование медиа-файлов в НОД и в образовательной деятельности в режимных моментах.

Декабрь 2017 г.

Изучение методики Л.А, Венгера

Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка

Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Январь

2017 г.

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Февраль

2017

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Март

2017 г.

Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка»

Подборка материалов

Мастер класс «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора»

Апрель

2017 г.

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Беседа, рассуждение, умозаключение

Май

2017 г.

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее

Сентябрь

2017 г.

Инновационные технологии - ТРИЗ

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «Волшебница Вода»

Октябрь ноябрь

2017 г.

Знакомство детей с неживой природой.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы. Создание предметно-развивающей среды

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности»

Декабрь 2017 г. – январь 2018 г.

«Приборы-помощники»

Приобретение навыков работы с исследовательскими  приборами

Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Февраль- март 2018 г.

Деловая игра

Изучение метода игрового проблемного обучения «Что? Зачем? Почему?

Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Апрель-май  2018 г.

Мастер - класс на тему: «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе. Участие на педагогическом совете. Посещение курсов повышения квалификации.

Консультации для воспитателей «Метод направленный на достижение идеального результата» (ТРИЗ).

Сентябрь – ноябрь

2018 г.

Изучение методики А.И.Ивановой

Изучить пособие А.И. Ивановой«Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», и оборудовать природный уголок и уголок экспериментальной деятельности в соответствие с возрастом детей.

Консультация «Деятельность дошкольников в уголках природы».

Оформить картотеку по экспериментальной деятельности.

Декабрь 2018г.- январь 2019г

Знакомство детей с экологическими сказками

Изучить формы работы и примерный перечень сказок, экологической направленности, для проведения непосредственно образовательной деятельности.

Консультация «Схема работы над сказкой».

Февраль – март

2019 г.

Круглый стол

Изучить пособие: С. Н. Теплюк «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста», на основе методического материала разработать критерии прогулок по временам года для младших дошкольников.

Консультация «Прогулка с младшими дошкольниками».

Оформить картотеку наблюдений на прогулке.

Апрель – май

2019г.

Педсовет на тему: «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

Оформить практический материал (конспекты, консультации, доклады, анкеты и т.д.).

Сентябрь – декабрь

2019 г.

Обмен передового опыта

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста.

Проект «Экология души»

Январь – февраль

2020 г.

Экологическая игра «Поле чудес»

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

Март – апрель

2020 г.

Создание предметно-развивающей среды

Изучение теоретических основ экологического воспитания дошкольников, на основе методических разработок авторов: О.А.Воронкевич, С.Н. Николаева.

Доклад «Дошкольник и экология».

«Содержание зон экспериментальной деятельности»

Май

2020 г.

Самоанализ по изучаемым темам

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее

Сентябрь-октябрь

2020 г.

Изучение программы Н.А.Рыжовой

Изучить особенности организации системы работы в

детском саду.

Педагогические модели, работа с родителями, сотрудничество ДОУ с другими учреждениями

Ноябрь – декабрь 2020 г.

«Шаг за шагом»

Создание копилки опытов и экспериментов.

Консультация «Возрастные особенности дошкольников и экологическое образование»

Январь – февраль

2021 г.

Интернет-обмен передового опыта

Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Конспекты НОД, доклады , копилки игр

Март – апрель

2021 г.

Экологический праздник

Подготовка проведения непосредственно образовательной деятельности.

Беседы с родителями.

Заседание творческой группы.

Май

 2021 г.

   

Круглый стол

Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.

Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

Оформление фотовыставки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межаттестационный план воспитателя 2016-2021 г.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр....

межаттестационный индивидуальный план на 2016-2021 г.

межаттестационный план воспитателя на 2016-2021 учебный год...

План самообразования на 2016-2021 уч.г.

План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.«Развитие цветового восприятия у дошкольников»...

план по самообразованию на 2016-2021 год

план по самообразованию на 2016-2021 год...

годовой план на 2016-2021 г.г

план саморазвития на пять лет...

План самообразования 2016-2021 год

План самообразования на 5 лет...

межаттестационный план самообразования 2016-2021 год

межаттестационный план самообразования 2016-2021 год...