План самообразования на 2016-2021 уч.г.
материал на тему

Федотова Валентина Михайловна

План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.

«Развитие цветового восприятия у дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.

«Развитие цветового восприятия у дошкольников»

Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.Сначала дети пользуются ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. По результатам диагностики было выявлено, дети :

-  не обращают внимания на окраску предметов; 

- с ошибками соотносят цвета;

- многие не знают их названия, плохо их дифференцируют;

- они  заменяют названия промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого – красный, жёлтый, вместо фиолетового – голубой, синий и т.п.), причем перенос этот не является стойким;

- малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. 

Все это натолкнуло меня на то, что с такими детьми, необходимо проводить специальную работу по развитию цветового восприятия и цветоразличения.

Цель работы : смоделировать и экспериментально проверить процесс обучения цветовосприятию и цветовоспроизведению на  интегрированных занятиях.

  • формирование целостного представления о многообразии цвета осуществляется посредством изучения свойств локальных (простых, сложных) цветов и их оттенков при доминантном изучении    свойств одного какого-либо цвета на каждом занятии;
  • реализация взаимосвязи процессов восприятия и цветовоспроизведения достигается посредством разработки и введения специальных комплексных упражнений, обеспечивающих тренировку зрительного, речевого, двигательного аппаратов, и направленных на формирование умений тонкой зрительной дифференцировки цветовых оттенков и овладение техническими приемами воспроизведения их на интегрированных занятиях;
  • использование разнообразного натурного материала, дидактических игр, упражнений, дидактических материалов, позволяют  обеспечить овладение умениями цветовосприятия и цветовоспроизведения.

Изучив специальную литературу, поставила перед собой цель - способствовать развитию у детей цветовосприятия и цветоразличения для расширения границ общения с миром, творческого воображения и способности фантазировать, развивать связную речь.

Поставленная мною цель обусловила выбор задач:

  • Развивать у детей наблюдательность, внимание и зрительную память.
  • Расширять представления о разных цветах, развивать умения их различать, способность тонко чувствовать цвет.
  • Развивать и активизировать словарный запас детей, моторную сферу.
  • Способствовать развитию творческих проявлений детей.
  • Совершенствовать коммуникативные качества, развивать умение гармонично взаимодействовать с партнерами и предметами.

I этап - учить детей различению цветов

На этом этапе воспитанникам предлагаются игры и задания, основанные на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость, при этом, еще не владея восприятием цвета.Первые игры и упражнения проводились с предметами, резко различными по цвету, что давало детям возможность осуществить выбор по образцу, побуждая их к самостоятельности при выполнении задания, постоянно менялись предметы по цвету, чтобы дети ориентировались не на их форму, а на цвет. II этап - формировать умение зрительно соотносить цвета

Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. Действуя с цветом, дети начинают запоминать и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить им название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от  другого. Игры и упражнения на этом этапе подбирались так, чтобы дети сначала вычленяли цвет как значимый признак и выполняли задание: "Найди такого же цвета". Только после этого мы называли цвет. Сначала давались названия основных цветов: желтого, красного, зеленого, синего, а также белого и черного, а затем дополнительных цветов и оттенков. С помощью этих игр я учила детей различать цветовые тона путем сравнения образца с другим предметом, причем различение цветовых тонов производилось, только глазами, на расстоянии. Часть игр носила подвижный характер, т.е. решение умственной задачи сочеталось с движением, которое приносило детям радость и служило естественной эмоциональной разрядкой.

III этап - способствовать запоминанию, связанному с представлением о цвете

Игры данного этапа основаны на том, что было усвоено детьми при проведении дидактических игр с использованием цвета на предыдущих этапах. Постепенно у детей формировались представления о цвете, которые закреплялись в слове-названии. Предлагаемые мною игры, занятия помогли научить детей различать и называть те цветовые тона, которые наиболее часто встречаются в их окружении. Кроме того, правильное называние цвета являлось условием игрового общения со сверстниками и взрослыми. Игры, предложенные в книге Г.С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи". Расширяя представления воспитанников о цвете,  использовался  опыт логопеда-практика: Н.В.Нищевой, предложенный в книге "Разноцветные сказки" по развитию речи, формированию цветовосприятия . Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «белоносые грачи», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «посинеть», «зазеленеть» и т.п. Более того, они пытаются использовать подобные слова в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь воспитанников, что является одной из важнейших задач, стоящих передо мной. Кроме ведущей цели – развития цветовосприятия и цветоразличения, - в них предусмотрены развитие и активизация словарного запаса детей, моторной сферы, слухового и зрительного внимания, мышления и т.д. . "Разноцветные сказки", в свою очередь подарили детям яркие образы, доставили им радость, помогли воспитанию художественного вкуса, формированию эстетических чувств: умения видеть прекрасное и ценить красоту.

План по самообразованию на 2016-2021 уч.г.

Раздел плана

сроки

Форма проведения

1

Подготовительный этап

Октябрь 2016-февраль 2017

Знакомство с теоретическим материалом, отбор литературы. Ознакомление родителей с планом работы по развитию цветовосприятия

2

Основной этап

2016-2021г.

Работа с детьми- составление планов по развитию цветового восприятия для детей разных возрастных групп.

Картотека дидактических игр по цвету оформить презентации к занятиям: «Разные краски в волшебной сказке», «Цветные загадки»;   сделать видеоролики : «Пустыня», «Север», «Мимикрия».   Дополнить «Приложение» цветными стихами и прозой.

Работа с родителями

С помощью родителей изготовить новые игры по цвету, каждому ребенку приобрести «Раскраску» (для старшей группы)

Подбор консультаций для родителей

Работа с воспитателями

Апробация занятий, дидактических игр, раскраски.

Составление перспективного плана, распространение материала на уровне ДОУ,РМО, в интернете,

 

3

Заключительный  этап

Апрель 2021 г.

Презентация работы по развитию цветовосприятия у дошкольников

Обобщение опыта, подведение итогов по самообразованию

План проведения дидактических игр по развитию цветового восприятия во второй младшей группе

Задачи: формировать интерес к игре с цветом, ориентируясь на цвет; закреплять знания цветов; учить  называть цвета; уметь находить «такой же» цвет. Учить называть желтые (красные и др. предметы). Развивать мелкую моторику рук, выполняя действия с прищепками. Развивать речь детей, желание общаться со взрослыми, сверстниками.

Дата проведения

Название дидактической игры

сентябрь

Веселая гусеница

октябрь

Игра с прищепками «Красивые цветочки»

ноябрь

Помоги Винни Пуху выбрать шар

декабрь

Посади бабочку на цветок

январь

Геометрическое лото

февраль

Доделай игрушку (С прищепками)

март

Покажи и назови

апрель

Рамки и вкладыши

май

Выложи коврик (по образцу)

План проведения дидактических игр и интегрированных занятий по развитию цветового восприятия в средней группе

Задачи: учить детей соединять представление о цвете с предствлениями о реальных объектах; дифференцировать цвета; закреплять знания о цветах спектра и порядке их расположения, видеть цветосочетание, развивать способность  различать до 2-х оттенков цвета, ввести в активный словарь  слова, обозначающие оттенки, «осветляет»; стимулировать развитие инициативности в общении со взрослыми, сверстниками

Литература «Здравствуй ,мир!» А.А.Вахрушев , Е.Е. Кочемасова

сентябрь

1.занятие «Путешествие в зеленую страну»          стр.18

2.Дид. игра «Назови все зеленое»

октябрь

1.занятие «Путешествие в красную страну»          стр.24

2.занятие «Путешествие в желтую страну»            стр.26

ноябрь

1.занятие «Путешествие в оранжевую страну»      стр28

2.Дид. игра «Осенние ветки»

декабрь

1.занятие «Путешествие в синюю страну»              стр.47

2.занятие «Путешествие в фиолетовую страну»     стр.49

январь

1.Дид. игра «Обувной магазин»

февраль

1.занятие «Красный-синий-фиолетовый»               стр.51

2.Дид. игра «Какой хвост у петушка?»

март

1.занятие «Путешествие в голубую страну» стр.79

2.Дид. игра «Чудесные превращения»

апрель

1.занятие «Приключения Кляксы»

2.Дид. игра «Цветные стихи и загадки»

май

1.занятие «Цветной мир» стр.53

2.Дид. игра «Нарисуем рудугу»

Дата проведения

Название занятия, игры. Литература

План проведения дидактических игр и интегрированных занятий по развитию цветового восприятия в старшей группе

Задачи: формировать представление о теплой и холодной цветовых гаммах; формировать представления о разных оттенках цвета по светлоте, группировать темные и светлые, активизировать зрительное внимание, учить определять, в какой цветовой гамме написана картина, какое настроение пытался передать художник; стимулировать использовать в речи слова «пастельные», «высветлить»; формировать представления о сочетаемости цветов. Учить высказывать свое мнение, вести диалог со сверстником, способствовать словесному творчеству

Литература: «Краски, сказки, маски» Федотова В.М.

Дата проведения

Название занятия, игры

Раскраска, номер страницы

сентябрь

Дид. Игра «Вспоминаем краски лета»

Занятие «Палитра радости и грусти»

№ 2,№3

октябрь

1.Занятие «Волшебные превращения»

2.Дид. игра «Осенние сказки» насыщенность тона

      №5

№6

ноябрь

1.Занятие «Гармония черного и белого»

2.Ахроматические цвета . Дид. Игра «Бусы»

№1

№7

декабрь

1.Занятие « Путешествие в холодную страну»

2.Пастельные тона. Волшебства белой краски. Дид. игра

№4,№9

№16

январь

1.Занятие «Разные краски волшебной сказке»

№ 10

февраль

1.Занятие «Путешествие в страну Рисовандию»

2.Дополнительные цвета. Дид. Игра «Составь пару»

№ 13

март

1.Занятие «Путешествие в теплую страну»

2.Контрастные цвета. Дид. Игра «Добавь цветы в букет»

№11

№14

апрель

1.Занятие «Декоративное  народно- прикладное творчество» в русском и татарском орнаменте

2.Получаем коричневый цвет. Разный тон . Дид. игра

№15

май

1.Занятие «Натюрморт»

2.Дид. игра «Я на радуге живу»

№ 17

План проведения дидактических игр и интегрированных занятий по развитию цветового восприятия в подготовительной группе

Задачи: формировать представления о многообразии цветовой гаммы и сочетании цветов, учить подбирать сочетающиеся цвета: оттенки одного цвета, близкие, контрастные цвета, разные по насыщенности цвета, теплые и холодные цвета; закреплять представления о взаимосвязи цветов, о том, что смешивая цвета , друг с другом, можно получить самые разнообразные цвета. Активизировать словарь на основе цветового восприятия; развивать умение строить общение со взрослыми и сверстниками.

Литература: «Краски, сказки, маски» Федотова В.М.

Дата проведения

Название занятия или дидактической игры

сентябрь

1.Занятие  «Осенние посиделки»( национальные костюмы народов Поволжья)

2.Подбери краски для художника. Дид. игра

октябрь

1.Занятие «Цветовой круг»

2. Какой цвет лишний? Дид. игра

ноябрь

1.Занятие «Гармония контрастов»

2.Каких цветов не хватает? Дид. игра

декабрь

1.Занятие «Волшебница зима»

2.Найди оттенки одного цвета. Дид. игра

январь

1.радуга речи. Дид. игра

февраль

1.Занятие «Это ярмарки краски»

2.Цвет и форма. Дид. игра

март

1.Занятие «Цвет в природе»

2. Мастерская волшебников. Дид. игра

апрель

1.Занятие «.Юные модельеры»

2.Ателье .Дид. игра

май

1.Занятие «Природа- мозаика цветов»

2.Украсим крылья бабочки. Дид. игра

Литература

  1. Л.Яхнин «Программа развития и обучения дошкольника. Книга о цвете». Москва, 2002г.
  2. Т.С. Комарова «Цвет в детском творчестве», 2005 г.
  3. О.Л. Соболева «Радуга речи». Сакт-Петербург, 2001г.
  4. Е.Е.Кочемасова «Здравствуй, мир». Москва, 2003г.
  5. Дубровская Н.В. «Цвет творчества» 2011г.
  6. Т.В.Калинина «путешествие с красками». Москва, 1995 г.
  7. И.Г.Сухин «Мойдодыр,Черномор, Снеговик». Москва, 1996г.
  8. Арианна Холден «Цвета. Веселые уроки». Москва, 2001г.
  9. О.И. Нестеренко Краткая энциклопедия дизайна. Москва, 1994г.
  10.  Мода и стиль. Аванта + Москва, 2002г.
  11. Мелани и Джон Эйвис «Интерьер. Выбираем цветовой дизайн». Москва, 1997г.
  12.  Р.К. Шаехова «Ступеньки к творчеству» Казань, 2004г. В. Холмогорова «Школа добрых волшебников». Москва, 2001г.
  13. Н.В. Нищеева «Разноцветные сказки»
  14. Л.Филиппова «Каким цветом?» РАСКРАСКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования на 2016-2021

План самообразования по теме:" опытно-эксперементальная деятельность"...

План самообразования на 2016 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель: Старостина Юлия Анатольевна

План самообразования на 2016 – 2021 учебный год. Музыкальный руководитель: Старостина Юлия АнатольевнаМАДОУ «Детский сад №72 комбинированного вида»             ...

План самообразования на 2016 – 2021 учебный год Воспитатель: Кручинина Татьяна Анатольевна

План самообразования на 2016 – 2021 учебный годВоспитатель: Кручинина Татьяна АнатольевнаМАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида»...

План самообразования на 2016-2021 год

Папка по самообразованию вопитателя МАДОУ «Детский сад № 392» Ибрагимовой Люции Тимербулатовны.    Индивидуальный план профессионального развития воспитателя...

План самообразования на 2016-2021 гг.

Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать.(Луначарский А. В.)...

План самообразования на 2016- 2021 учебный год

Педагог-психолог: Макарова Татьяна  АлександровнаМАДОУ «Детский сад №...

План самообразования на 2016 - 2021 год

Обзор по теме самообразования...