ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ И ДЕТИ"
консультация по теме

Материал о том, во что играют наши дети, зачем нужна ребенку игра, какие игры воспитывают и как, а какие вредны.  Современные мальчики и девочки, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть, а те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные, поэтому наша задача исподволь направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть, значит – научить жить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект практикума.793.43 КБ
Файл презинтация1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые родители! Очень рада видеть Вас! И нашу встречу хочу начать со слов В. Сухомлинского

Годы детства – это  прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.

                                                                 В. Сухомлинский          

Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети, зачем нужна ребенку игра, какие игры воспитывают и как, а какие вредны? Почему об этом я предлагаю вам поговорить? Да потому, что наши современные мальчики и девочки, те, для кого игра - жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть, а те игры, в какие играют дети, стали невеселые, агрессивные, поэтому наша задача исподволь направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения. Научить детей играть, значит – научить жить.

Слова «игра» – магическое. Оно притягивает, завораживает, и увлекает мир нового, еще не познанного ребенком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается тишина и на тебя устремляют взгляд 15-20 пар пытливых, любознательных глаз. Голубые, зеленые, карие… они смотрят широко и открыто, и ты любишь их всех – ласковых, упрямых, капризных и весе- лых…

Есть такая притча: «Я пытался достичь сердце ребенка словами, они часто проходили мимо него неуслышанными. Я пытался достичь его сердце книгами, он бросал на меня озада- ченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: Приди, поиграй со мной!»

 Так давайте играть с детьми! (Обращение родителям)

 Но как? Это первый вопрос, который сразу возникает у взрослых. Затем одним за другим возникают десятки вопросов: Какие игры можно играть? Как их организо- вать? Какие игрушки лучше покупать? Мой ребенок совсем не умеем играть или ло- мает все свои игрушки, почему? Почему мой сын играет с куклой или наоборот? и т.д.

Обучение родителей правилам организации игр.

Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки и т. д. Сегодня мы обучимся играм развивающего характера, воздействующим непосредственно на психологические качества личности ребенка.

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми в ущерб учебе. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: “Давай-ка, займемся шахматами!” Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и скляночки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу “чем бы дитя ни тешилось”.

Творческая игра так захватывает ребенка,– он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту. Мы торопимся в детский сад, а он плетется еле-еле и что-то бормочет: он играет в разбойников. Будем очень осторожны, видя маленького, захваченного игрой. Ни одна мама не разбудит ребеночка толчком, но еще опаснее неосторожным движением будить ребенка, погрузившегося в игру как в сон. Когда маленький играет на полу, а ты проходишь мимо, то вся забота – не встретиться с ним взглядом, потому что и взгляд – вмешательство, и взгляд может превратить коня в палку, и не так-то легко совершить потом обратное превращение палки в коня.

Заканчиваете игру ярко, эмоционально, результативно – победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

Просмотр видео ролика «Во что играют наши дети»

Выставка игр и игрушек.

Итак, мы разобрались в том, как играть с детьми. Давайте теперь совершим “экскурсию” по выставке игрушек ваших детей. Игрушки самые разнообразные! Вот настольные игры, шахматы и шашки, логические головоломки, конструкторы – замечательно! Они предоставляют огромную возможность папе или дедушке организовать интересный досуг со своим ребенком А это миниатюрные наручники и резиновая дубинка. Вы думаете, что ориентируете ребенка на профессию полицейского? А думается, что на насилие – когда это самый короткий путь решения проблем. Вы скажете, а как же мы играли игрушечными мечами и саблями? Когда-то сынишка, получив в подарок игрушечный меч, тотчас направился в темную комнату и через несколько минут вышел из нее счастливо улыбаясь: “ Он убежал, Бармалей!” Игрушечный меч оказался грозным орудием против страха темноты.

Барби, Синди – куклы ваших дочек. Кто они для них? Подружки? Обладая такой куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а, скорее всего горничной, ухаживающей за госпожой, убирающей ее дом. Чем подменяется образ материнства? Вспомните, как были нам дороги малюсенькие куколки, которых мы одевали, баюкали… Мы знали и пели колыбельные песни, а ваши дочки

А электронные игрушки? Это ведь вред здоровью наших детей (близорукость, косоглазие, нервные тики…) Нельзя не затронуть также проблему негативного воздействия телевизора, видео, компьютера на психику ребенка. Во время игры ребенок часто переживает чувство страха и нервного напряжения, увеличивается количество адреналина в крови и учащается сердцебиение. Психологами подмечено: компьютер отчасти способен заменить личную жизнь. Где же общение с семьей, с взрослыми, игры со сверстниками?

Хочу вас познакомить с книгой……………………………………. Эта книга поможет развить у ребят память, внимание, быстроту реакций, творческие способности и многое другое. Некоторым играм мы с вами сегодня и обучимся.

А теперь, уважаемые родители, мы с вами помечтаем, на несколько мгновение вернемся в свои детские года. Вы тоже наверно в детстве любили играть

Игры на развитие психических процессов и раскрытие личностных возможностей ребенка.

“Выполни в темноте”

Условие игры: играющий в течение 1-3 мин должен посмотреть на содержимое стола и запомнить порядок расположения предметов. Затем играющему завязывают глаза. По просьбе ведущего он берет те предметы, которые называют ему.

Если вы играете с ребенком вдвоем, то можно и считать очки за правильно выполненное задание.

“Построй в темноте”

Приготовьте для игры 10-12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты.

Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился. Кто желает поиграть?

“Испорченный телефон”

Это игра нашего детства. Играющие делятся на две команды. Ведущий вручает первому игроку каждой команды сложенный лист с написанной скороговоркой. По сигналу первые игроки прочитывают скороговорку и шепотом передают рядом стоящему, тот - своему соседу и так до конца. Команда, которая передала скороговорку быстрее и правильнее, выигрывает.

“Пять спичек – десятью пальцами”

Играющие берут по пять спичек, очищенные от серы. Их нужно поднять со стола одну за другой, уперев концы в пальцы обеих рук: первую спичку – двумя большими пальцами, вторую – указательными, третью, четвертую и пятую – средними, безымянными и мизинцами, не роняя ни одной спички. Кто первый, тот и победил.

«Чудесный мешочек».

Водящий опускает руку в мешок, ощупывает предмет и описывает то, что ощущает. Учащиеся должны догадаться, о каком предмете идет речь.

Игры с пазлами.

Заключение.

Спасибо, вам родители за активное участие, но нам пора возвра щаться в наш взрослый мир. В заключение хочется пожелать, если вы хотите, чтобы ваш ребенок полноценно и творчески играл, развивался в раннем детстве, вы должны помочь ему войти в мир игры, научить его игровым действиям и сделать игрушки живыми и настоящими. Не надо жалеть на это силы и время! Ваши усилия не только избавят от дальнейшей необходимости занимать и забавлять малыша, но и сделают его детство радостным и счастливым.

И в заключении хочется вспомнить предупреждение мудрого Даля о том, что игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Родителям вручается памятка с советами по проведению игр.

           D:\фото\13\DSC09087.JPG

           D:\фото\13\DSC09095.JPG


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ «В КАКИЕ ИГРЫ ИГРАЕМ С ДЕТЬМИ»

Слайд 2

В. Сухомлинский Годы детства – это прежде всего воспитание сердца. Воспитание не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка.

Слайд 3

Игра – понятие многогранное. Существуют различные игры. Одни развивают – мышление и кругозор детей Другие– ловкость, силу. Третьи – конструкторские навыки и т. д.

Слайд 4

Сегодня мы обучимся Играм развивающего характера, воздействующим непосредственно на психологические качества личности ребенка.

Слайд 5

Все игры индивидуальны и требуют индивидуального подхода. Но существуют и общие правила.

Слайд 6

Правило первое: Игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Слайд 7

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми в ущерб учебе. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Слайд 8

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: “Давай-ка, займемся шахматами!” Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и скляночки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Слайд 9

Правило четвертое : не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Слайд 10

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу “чем бы дитя ни тешилось”.

Слайд 11

Творческая игра так захватывает ребенка,– он испытывает наслаждение от появления новой фантазии. Ребенок играет не только тогда, когда он с игрушками, а всегда, каждую минуту своей жизни, и в самую неподходящую (с нашей точки зрения) минуту.

Слайд 12

Заканчиваете игру ярко, эмоционально, результативно – победа, поражение, ничья. Помните, что состязательность в игре – это не самоцель, а лишь средство индивидуального самовыражения каждого ребенка.

Слайд 13

Выставка игр и игрушек.

Слайд 14

«игра не доведет до добра, если ее пустить на самотек» Даль.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Типы темперамента детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индивидуальными особенностями восприятия"

Типы темперамента  детей. Рекомендации для работы с детьми с различными типами темперамента и индщивидуальными особенностями восприятия.Цель: Углубить знания педагогов об особенностях типов темпе...

Cеминар – практикум для педагогов. «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры»

Дети любят играть, игра – это часть их жизни, им нравится в кого-то или во что-то перевоплощаться. Они замечательные актеры: стоит надеть костюм, и ребенок сразу входит в образ. Я предлагаю вам, ...

Конспект семинара-практикума для педагогов «Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста с помощью песочной терапии»

Данный материал будет интересен педагогам-психологам, воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками....

Семинар- практикум для педагогов ДОУ "Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психологические особенности детей дошкольного возраста"...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на примере обучения рассказыванию по сюжетной картине»

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изл...

Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...