«Организация и методика преодоления «сопротивлений воспитанию» в условиях современной школы»
консультация по теме

Козлова Наталья Владимировна

Целевой установкой воспитательного процесса выступает следующее:  каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Организация и методика преодоления «сопротивлений воспитанию» в условиях современной школы»

                

        

        


Введение

Актуальность исследования.

Воспитание человека растущего в качестве формирования развитой личности выступает как одна из основных задач современного общества.

Воспитание предполагает задачу формирования развитой личности, базирующуюся на знании и учете объективных закономерностей развития личности, процесс воспитания выступает как необходимая и всеобщая форма подобного развития [7].

Целевой установкой воспитательного процесса выступает следующее:  каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности [4].

В своей книге «Педагогическая поэма» великий педагог А.С. Макаренко говорил о том, что существует дисциплина «Сопротивление материалов» (сопромат), которую изучают студенты в вузах, однако дисциплины для педагогов «сопротивление воспитанию» попросту нет [12].

Эта проблема отдельно стала рассматриваться не так давно. Однако она очень важна и актуальна, ведь с ней сталкивались и сталкиваются без исключения все педагоги причем практически каждый день и каждый час своей работы. Эту проблема также с педагогической точки зрения можно назвать «трудности в обучении и воспитании ребенка». «Сопротивление» воспитанию эта проблема называется с точки зрения детей.

Механизм сопротивления один из способов реагирования ребёнка, выражающемся в активном или пассивном несогласии со способом воздействия на него со стороны родителя, педагога, воспитателя. Это естественный защитный механизм, проявляющийся во всех возрастных группах и на протяжении всей жизни.

Чтобы отличить сопротивление ребенка от других факторов, затрудняющих процесс обучения, необходимо иметь в виду, что потенциал к обучению у таких детей достаточен и процессы внимания развиты на уровне нормы. Сопротивляются дети воспитание по-разному, в соответствии со своими индивидуальными особенностями, но объединяет их одно – с трудом подчиняются указаниям обучающего взрослого. Очевидно, что у таких школьников главенствует мотивация безопасности, а не познавательная. Реакция сопротивления у таких детей распознается через частые отвлечения, невнимательность. Педагог вынужден пошагово контролировать учебную деятельность такого ребенка, преодолевая его сопротивление с ощущением тяжелой ноши на плечах. Ошибочно основной проблемой таких детей считается их невнимательность. Также педагог ощущает неявный вызов, когда процесс обучения требует выполнения определенных инструкций со стороны ребенка. У педагога появляется желание поставить такого школьника на место, заставить его подчиняться, то есть бороться с ребенком. Это и есть признак активного сопротивляющегося поведения во время обучения.

Причин подобного поведения множество, часто они бывают индивидуальны, поэтому их исследование и изучение является крайне важным для практики педагогической деятельности. Например, такое поведение может возникать у активных детей, привыкших бороться со строгими родителями, у которых нет гибкости в стиле воспитания. Понятно, что даже строгие, но любящие родители ощущают грань, которую они не могут перейти, поэтому победа обеспечена детям, так как их границы шире. Дети вновь желают ощутить чувство победы. Как правило, такие дети не равнодушны к успехам своих товарищей и стараются от них не отстать, и даже спрашивают у них совета и охотно у них обучаются. Это своеобразный способ компенсации неудовлетворяющего их общения со взрослым в процессе обучения, а также помогающий устранить пробелы в знаниях. Также могут быть и другие причины, которые важно вовремя выявить и знать.

Таким образом, актуальность исследования сопротивлению воспитанию и его преодоление заключается в том, что эта тема на данный момент является недостаточной изученной, причем как в теоретическом аспекте, так и на практике.

Теоретическая база исследования представлена подходами к воспитанию: личностно-ориентированным (исследователи Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков); социоцентрическим (Ю.К. Бабанский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, А.В. Петровский, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий); личностно-социальным (Л.И. Гриценко, В.И. Загвязинский).

Цель нашего исследования – рассмотреть организацию и методику преодоления «сопротивлений воспитанию» в условиях современной школы

Цель определила задачи:

  1. Рассмотреть понятие «воспитание» и его виды
  2. Выявить специфику процесс «сопротивление воспитанию»
  3. Рассмотреть причины сопротивления воспитанию
  4. Описать возможности преодоления сопротивления воспитанию
  5. Провести исследование подростков с сопротивлением воспитанию и разработать рекомендации для работы с ними

Объект исследования – воспитание как процесс

Предмет исследования – организация и методика «сопротивления воспитанию»

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта, анализ, синтез, контент-анализ.

Практическая значимость исследования заключается в рассмотрении проблем сопротивления воспитания и возможностей его преодоления с точки зрения современной педагогической практики. Материалы работы можно использовать при подготовке исследований по темам «воспитание», «сопротивление воспитанию», «преодоление сопротивлению воспитанию», при чтении лекций по данным темам и т.д.


Глава 1. Понятие «воспитание» и его трактовки в педагогике и психологии

1.1. Воспитание и его виды

В качестве центральной категории научного осмысления воспитательного процесса, а также профессиональной педагогической деятельности выступает понятие «воспитание». На данный момент категория воспитания в педагогике и педагогической психологии является одной из основных. Именно от того, каким образом производится трактовка этого понятия, зависит многое в последующем анализе, а также в понимании сущностей явления, спрятанного за этим термином. В соответствии с этим необходимо рассмотреть его терминологически [4, 15].

В качестве исходного значения слова «воспитание» необходимо выделить его корневую часть слова: «воспитание» представляет собой вскармливание, то есть питание ребенка, который еще не приспособлен к жизни и при рождении абсолютно беспомощен. В этом значении слова процесс воспитания свойственным является и для животных – например, «своим молоком питают» млекопитающие.

Однако на данном этапе развития общества термин «воспитание» достаточно далеко отошел от собственного исходного смысла, при этом все же нельзя не признавать, что опора на исток до сих пор сохраняется. Безусловно, «питанием», в прямом значении этого слова, обеспечивается рост, а также функционирование организма. «Питание», если говорить о нем в фигуральном смысле, значит социализацию маленького ребенка, кроме того, вхождение ребенка в культуру, а также в «усвоение» того, что культурой выработано [21, 6].

На данный момент исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют следующие аспекты анализа этого понятия:

  1. Воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;
  2. Воспитание (в узком смысле) как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений [18, 29].

Воспитание достаточно часто трактуется в более локальном значении – в качестве решения какой-то конкретной воспитательной задачи (к примеру, воспитание общественной активности, коллективизма).

Воспитание с содержательной точки зрения классифицируется различно. В качестве наиболее обобщенной классификации можно предложить следующие виды воспитания [7, 100]:

- умственное;

- трудовое;

- физическое воспитание.

Зачастую, принимая во внимание различные аспекты воспитательного процесса, в разных сочетаниях выделяют воспитание идейно-политическое, военно-патриотическое, нравственное, патриотическое, половое, интернациональное, трудовое, эстетическое, правовое, физическое, экологическое, экономическое воспитание и т.д. Также выделяются концепции воспитания гражданского, прагматического, ценностного, коллективистского, коммуникативного и т.д.

Что касается институционального признака, то по нему выделяются воспитание семейное, внешкольное, школьное, конфессиональное (религиозное), кроме того, воспитание в детских и юношеских организациях, воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике).

Что касается доминирующих принципов и стиля отношений воспитателей и воспитуемых, то здесь выделяются авторитарное, свободное, демократичное воспитание [11, 18].

Умственное воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются этическими требованиями общества.

Трудовое воспитание – это развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Эстетическое воспитание – это развитие эстетического отношения к действительности, предполагающего наличие у человека способности воспринимать прекрасное.

Физическое воспитание заключается в правильном физическом развитии, тренировке двигательных навыков и вестибулярного аппарата, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитании силы воли и характера; направлено на повышение работоспособности человека.

Гражданское воспитание – это формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству.

Экономическое воспитание – это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны.

Экологическое воспитание – это воспитание, которое основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле.

Правовое воспитание предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.

Свободное воспитание рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

Семейное воспитание – составная часть социализации человека. В семье социализация стихийна. Результаты ее определяются объективными характеристиками (уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями); субъективными характеристиками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.

Религиозное воспитание – целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и принципам определенной конфессии (вероисповедания). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации мира, т.е. наделения естественных явлений, обыденных мирских процедур и отдельных личностей священным содержанием через обрядовое освящение [10].

Социальное воспитание – составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях. Основной способ – планомерное создание условий с помощью взаимодействия конкретных людей, коллективов, воспитательных организаций и органов управления. Целями социального воспитания являются: [15]

- относительно целенаправленное позитивное развитие;

- духовно-ценностная ориентация;

- выбор стратегии и тактики адаптации и обособления в социуме.

Для этого, во-первых, организуется социальный опыт воспитуемых, во-вторых, осуществляется их образование, в-третьих, оказывается индивидуальная помощь. Все три составляющих имеют яркую этническую и социально-культурную окраску [9].

Взаимодействие в процессе социального воспитания – это всегда диалог воспитателей и воспитуемых между собой. Этот диалог осуществляется в виде множества «цепочек»: воспитательная организация – коллективы, ее составляющие; коллектив – личность; коллектив – микрогруппы – личность; педагог – коллектив; педагог – личность. Содержанием такого диалога могут являться информация, система ценностей, стереотипы и императивы поведения, деятельности, игры и пр. Воспитательная эффективность взаимодействия в процессе социального воспитания определяется объективными (воспитательные организации) и субъективными (приобретение личного опыта адаптации и обособления в социуме) факторами.

Нравственное воспитание – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, в качестве синонима термину «мораль», реже – «этика». Русское слово «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (характер). Нравы же в данном случае – это устоявшиеся в данном сообществе нормы поведения. Мораль – общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной счастливой жизни [6]. Мораль представляет собой единство двух характеристик: выражает потребность и способность людей объединяться и жить мирной совместной жизнью по законам обязательным для всех; основывается на автономии человеческого духа (свободный выбор личности, ее самоутверждение). Сущность морали воплощена в одной из самых древних моральных заповедей – «золотого правила нравственности»: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Нормы морали зафиксированы в заповедях, принципах общегуманистического характера: «не убий», «не лги», «не кради». Основные категории морали: добро, долг, совесть. Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – ее императивный характер, совесть – интимно-личностную природу.


1.2. Взаимосвязь воспитания, формирования, становления и социализации детей

У центрального понятия «воспитание» существует множество педагогических терминов, которые обозначают явления, находящиеся близко либо с воспитанием тесно связанные. Среди подобных понятий прежде всего выделяются такие, как: формирование, становление, социализация.

Рассмотрим «становление» - это термин, который отражает определенное условное достижение ребенком такого уровня развития, при котором он уже может самостоятельно жить в обществе, кроме того, распоряжаться собственной судьбой и выстраивать свое поведение самостоятельно. Сюда же относят способность к осознанию собственных отношений с миром и произведению относительно устойчивого ценностного выбора [10, 5].

Безусловно, говорить о том, что личность состоялась окончательно, не просто сложно, а в принципе невозможно, это связано с невозможностью представления застывшего процесс, принявшего собственный конечный вариант. Это связано с тем, что динамика жизни и ход событий будут до самой смерти влиять на человека. Поэтому есть надобность в ином понятии, которое было бы более широким и гибким, и сумело бы отразить бесконечность изменения личности под воздействием всей суммы жизненных и социальных факторов. В качестве такого понятия выступает понятие «формирование».

Формирование личности представляет собой процесс изменения личности в ходе взаимодействия личности с ее реальной действительностью, в ходе появления физических, а также социально-психологических новообразований в структуре личности [11, 127]

Нужно сказать, что физические, психические и социальные изменения развития личности осуществляются непосредственно под влиянием внешних, а также внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов

Формирование происходит в процессе социализации, то есть в процессе усвоения человеком определенных ценностей, норм, установок, образцов поведения, которые являются присущими данному обществу, социальной общности, группе, а также воспроизводства им социальных связей, собственного социального опыта. Нужно сказать, что социализация происходит как в условии стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия (по сути, весьма противоречивого), так и под влиянием социально контролируемых в процессе воспитания условий [6, 118].

Процессы и результаты развития человека непосредственно под влиянием наследственности, а также среды и воспитания в педагогике называют формированием личности. Нужно отметить, что способности к развитию являются важнейшим свойством личности непосредственно на протяжении всей жизни индивидуума.

Воспитание являются частью социализации личности, в соответствии с чем оно осуществляется через образование, а также через организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Включает в себя образование просвещение, то есть, пропаганду, а также распространение культуры, предполагающее высокий уровень избирательности субъектов в отборе и усвоении тех или иных знаний, и обучение [6, 100]

Отметим, что организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия испытуемых в различных видах деятельности - познавательной, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной. Особую роль в воспитании играет искусство, которое отражает в эмоционально-образной форме различные виды социальной деятельности и развивает способность человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы образования и организации жизнедеятельности непосредственно зависят от возраста, этнокультурной и социально-профессиональной принадлежности воспитуемых, от специфики систем воспитания в различных странах/


1.3. «Сопротивление» воспитанию как основа непродуктивности воспитательного процесса

Сопротивление воспитанию – представляет собой состояние воспитанника в воспитательном процессе, выражающееся в неприятии, игнорировании, противостоянии всем компонентам воспитательного процесса (от единичных воспитательных воздействий - до всей воспитательной системы в целом). При этом выражено оно может быть в скрытых или открытых проявлениях через различные формы - словесные, эмоционально-волевые и поведенческие (то есть в основе их -система отношений к окружающему миру).

Исследователями (психологами, педагогами, психоневрологами) изучены и описаны явления, которые сопутствуют непродуктивности воспитательного процесса.

Рассмотрим их более подробно.

Инфантилизм - сохранение у подростков-школьников некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству. Инфантилизм отличает незрелость в эмоционально-волевой сфере. Дети ведут себя так, как будто они гораздо младшего своего возраста: дерутся, скачут, бегают, хохочут, резвятся в транспорте и общественных местах и т.д.

Выделяют также близкую к инфантилизму и такую форму психической защиты как регрессию поведения. Она находит свое выражение в том, что ребенок как бы возвращается к более примитивным, часто детским типам поведения: может грызть ногти, сосать пальцы, не способен к сосредоточению больше 5-10 минут, испытывает тревожность и страхи (отвечать у доски, пойти в медкабинет, поднять руку) и т.д. [9]

 Эффект «ореола» -  представляет собой еще одно явление «сопротивления». Это восприятие друг друга людьми при условии дефицита информации, в случае, если влияние на них оказывается первичной информацией. Так, в классе появился новый ученик, демонстрирующий силу, независимость, неординарность в поступках, очень дорогую одежду и т.д., который тут же стал авторитетом для остальных. Он отвратительно ведет себя на уроках учителя, которого до этого все боялись, f все только смеются и радуются.

 Эффект, носящий название «Мы» и «Они». Можно представить в виде бессознательной консолидации с той или иной социальной общностью, а также отделение себя от другой. Этот эффект является в школе очень распространенным, он возникает между учителями и учащимися, в классах между разными группировками, между отличниками и «хорошистами», между девочками различных типов и т.д. [9]

Эффект «бытъ-как-все» (сюда же можно отнести антипод этого эффекта - не быть-как-все»). Этот эффект способен дать объяснение, почему изменяют свой имидж подростки, вне зависимости от того, происходит это сознательно или неосознанно. Они изменяются в своем поведении, в своих манерах, в том, как они разговаривают (стиль, тон, жаргон, сленг), восприятие престижности с точки зрения учебы и т.д. Часто это все делается в вызывающе-демонстративной форме.

Конформность также важна для понимания сопротивления воспитанию. Под конформностью понимают подверженность групповому влиянию. Проявляется она в усвоении групповых ценностей, норм, в том, чтобы принимать позиции большинства, изначально не разделявшейся, в некритичности. Стрессовые ситуации усиливают конформность на бессознательном уровне. Если «все ломают», то и «я с ними» и т.д.

Возможными выступают также активные формы проявления. К примеру, «психическая» атака, рассчитанная на подавление воли, устрашение, морально-психического состояния «противостоящего» путем тотального воздействия на его психику. В этом случае производится запугивание так называемых «ботанов», отличников, слабых физически и моральном, любимчиков учителей. Иногда это приводит к террору, которому также подвергаются те, кто не вписывается в общий коллектив [9].

Также выделяются хорошо известные в школе любому педагогу варианты сопротивления воспитанию под названием «синдром посттравматического стресса», представляющие собой совокупность признаков негативных последствий стрессогенных факторов. К таким факторам относят [9]:

  1. возбудимость и раздражительность;
  2. безудержный тип реагирования на внезапные раздражители;
  3. фиксация на обстоятельствах травмирующего события;
  4. уход от реальности;
  5. предрасположенность к неуравновешенности, агрессивным реакциям (грубость, дерзость, драчливость...);
  6. возможность перехода к замкнутому образу жизни.

Все эти факторы могут существовать в различных вариациях.

В психологии называется и описывается один из вариантов сопротивления воспитанию – дидактогения [9].

Под дидактогенией понимают возникновение в структуре личности учащегося негативных психических процессов (угнетенного состояния - страха, фрустрации - представления о трудностях, невозможности решить проблемы в обучении и воспитании), вызванные нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащихся.

Однако этот процесс можно рассматривать не только применительно к обучению, но и более широко - непосредственно ко всему воспитанию. Возможно, что сопротивление воспитанию выступает как защитная реакция воспитанника на негативные условия жизни и воспитания, и, как следствие, отклонений в физическом и психическом развитии школьника, и как последствие нарушенных отношений с окружающими сверстниками и взрослыми, как неприятие жизненной позиции окружающих людей (родителей, педагогов, ближайшего бытового окружения, сверстников, отдельных социальных групп, общества в целом), как реакция на неадекватные средства, методы и приемы воспитания, как протест против авторитарного давления на личность в жизни вообще и в воспитании в частности, как защитная реакция на обиды, унижения, оскорбления,  как способ самоутверждения, как средство самозащиты и самосохранения и т.д. [9]

В целом сопротивление воспитанию может выступать как индивидуальным, так и групповым, когда группа объединяет «единомышленников» сопротивления отдельным воспитательным воздействиям, некоторым педагогам, школьной системе в целом и так далее. Возможно и фронтальное противостояние всего класса действиям классного руководителя, отдельных учителей, администрации, педагогического коллектива - тогда возникает и развивается конфликт, требующий своего разрешения.

Таким образом, сопротивление воспитанию может приобретать различные формы и виды, может быть индивидуальным и коллективным. Обратимся к причинам сопротивления воспитанию.


1.4. Причины сопротивления воспитанию

Причины сопротивления воспитанию являются многообразными.

Если в широком плане рассмотреть причины появления сопротивлению воспитателю, то необходимо провести их анализ, сделав акценты на том, что происходит не соблюдение условий для полноценного развития личности ребенка.

 Появление таких негативных условий связано с влиянием групп многочисленных причин различных уровней, которые накладываются друг на друга, образуются при этом в различных конкретных случаях свои собственные сложности совокупные причины. Такая совокупная причина может включать в себя следующие [9]:

- глобальные, мировые причины;

- социальные (экономические, политическое, культурологические; современные реалии детства);

- психо - физиологические (здоровье, состояние развития, забегание вперед или отставание в развитии);

- педагогические (как условие воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития).

Например, если говорить о группе педагогических причин, то здесь в качестве негативных факторов воспитания можно выделить [9]:

- неадекватное воздействие материального благосостояния семьи: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность;

- бездуховность родителей;

- отсутствие стремления к духовному развитию детей безнаказанность и всепрощение;

- безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье, противоправный образ жизни (Здесь можно привести огромное количество примеров из юридической практики. Родители-алкоголики, наркоманы, ведут аморальный образ жизни, приводят в дом сожителей и все это происходит на глазах у детей, безусловно, это оказывает негативное влияние на психику ребенка, что и приводит к «сопротивлению» воспитания);

- отсутствие нормального психологического климата в семье;

- фанатизм в любых его проявлениях (страсть к накопительству денег и вещей, религиозный, политический, музыкальный, спортивный);

безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий).

Все эти причины известны, и, хотя они отнюдь не всегда приводят к сопротивлению воспитанию, однако они являются важными. Обратимся к нюансам их воздействия на детей.

Часто возникает сопротивление в случае, если цели воспитателя не совпадают с целями воспитанников. В. Леви пишет по этому поводу: «Детство - время бессознательных обобщений. Отрицательное отношение к еде легко переходит в отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим... Ежедневная необходимость сопротивляться... Сдаваться, притворяться сдающимся...Имейте в виду; своим каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться...».

Поэтому в местах, где детьми просто «занимаются», где нет живого общения, возникает активное сопротивление воспитанию [9].

В целом совокупности с нарушениями техники и логики наказаний и поощрений неверное воспитание ребенка способно приводить не только к его сопротивлению, но к развитию критических ситуаций, куда попадают в школьном возрасте дети.

Г.П. Малахов классифицирует такие ситуации в зависимости от степени напряжения воли и интеллектуальной работы, необходимой для их преодоления [17]:

1) Стресс (англ. «напряжение») - общая реакция организма на ситуацию, требующую перестройки, адаптации, которая переживается как горе, несчастье, истощение сил и сопровождается нарушением контроля, приспособления к окружающему.

2) Фрустрация (лат. «обман, тщеславное ожидание, расстройство») - состояние, вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивации достичь цели и преграды, препятствующей этому достижению; физические (ограничение свободы), биологические (болезнь), психологические (страх,, застенчивость, нехватка знаний и умений), моральные (нормы, правила поведения, запреты). Следствие - от небольшой дезорганизации до полной потери терпения и надежды,

3) Конфликт (лат. «столкновение») - ситуация выбора, которую личность не может разрешить, не может найти компромиссного решения, в результате чего поведение и сознание человека (школьника) дезорганизуется.

4) Кризис (греч. «решение, поворотный пункт») - состояние, порождаемое вставшей перед личностью проблемой, от которой она не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами (тяжелая болезнь, переход в другие условия существования, изменение внешности, кризисные явления возраста и тому подобное...).

Эти виды в определенной степени характеризуют явления сопротивления воспитанию, они вынуждают педагогов выстраивать собственную логику воспитательного процесса.


1.5. Последствия сопротивления воспитанию и его преодоление

К основным группам последствий сопротивления воспитанию относятся [9]:

1) Усугубление нервно-психических заболеваний, для которых недостатки воспитания и описанные выше критические состояния являются психогенными факторами: эпилепсии, шизофрении, различных неврозов и неврастении (страхи, навязчивые состояния, навязчивые движения, онанизм, ночное недержание мочи, логофобия, мутизм, сурдомутизм, заикание и др.), психогенные шоковые реакции, различные психопатии (тормозимая, шизоидная, возбудимая и так далее), минимальная мозговая дисфункция и другие.

2) Особые психические состояния: аутизм (чрезмерная самоуглубленность, отчуждение), стрессовое состояние (общее возбуждение, напряжение), апатия (потеря интереса, безразличие к окружающему), навязчивые психические состояния (тягостные мысли, страхи, тяжелые воспоминания...), различного рода страхи (тревожность, боязнь), аффилиация (актуализация потребности в эмпатии, общении, дружбе, сотрудничестве), эйфория (беспечное, радостное, блаженное состояние, не соответствующее положению человека), депрессия (подавленность, состояние безысходности, общая пассивность), циклотомия (периодическая смена возбуждения и депрессии), аффект (бурное, трудносдер-живаемое эмоциональное состояние при неспособности найти выход из создавшейся ситуации), барьер смысловой (затруднительное взаимопонимание между людьми, вызванное различным пониманием и оценкой одних и тех же явлений), одиночество (состояние оторванности, изоляции от других людей; напряженность, скука, опустошенность... от недостатка общения и другие состояния.

3) Формирование в личности школьника специфических качеств личности: лживости, невротизма, упрямства, негативизма, впечатлительности, агрессивности, эгоцентризма, пессимистичности, бесхарактерности, индифферентности; дереализации, болезненной и чрезмерной застенчивости, гипомании, демагогичности и других.

Чаще всего такие качества способны сращиваться, переплетаться, влиять в целом на состояние личности, воплощаться в особенном типе личности – «акцентуированная личность». У этого типа личности имеются характерологические отклонения от нормы, которые выражаются в чрезмерном усилении отдельных черт характера. Основными типами являются следующие: астенический (быстрая утомляемость, раздражительность, тревожность...), циклоидный (чередование фаз хорошего и плохого настроения), гипертимный (приподнятое настроение, повышенная активность, жажда деятельности, не доводимой до конца),лабильный (резкая смена настроения в зависимости от ситуации), сензитивный (повышенная впечатлительность, обостренное чувство собственной неполноценности, боязливость, нерешительность), психастенический (высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям, навязчивым мыслям...), шизоидный (эмоциональная холодность, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления...), эпилептондный (склонность, к элобнотоскливому настроению, раздражительности, внутренней неудовлетворенности в форме злости, гнева, ярости, жестокости, конфликт ости), застревающий (повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, стойкость отрицательных переживаний, стремление к доминированию, высокая конфликтность, склонность навязывать свое «Я»...), истероидный (демонстративный - притворство, лживость, фантазирование, авантюризм, тщеславие, стремление -убеждать в болезни», завоевать восторженное отношение окружающих), дистимный (подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни), неустойчивый (склонность поддаваться влиянию окружающих, поискам новых впечатлений, компании, контактов...), конформный (подверженность групповому влиянию...).

4) Сопротивление воспитанию характеризуют сложные структурные образования в личности детей, требующие особенных условий воспитания, часто, может быть, даже перевоспитания.

Обратимся теперь к конкретным проявления сопротивлению воспитания.  Общение физическое (fatuus - глупый) - бессодержательное общение ради самого процесса общения, процесс установления и развития контактов для обмена информацией, позициями; психическими состояниями, эмоциональными переживаниями. Не случайно в числе любимых занятий такие школьники называют: «стоять в подъезде», «бездельничать», входить по улице», «рассматривать витрины магазинов и ларьков", "сидеть в беседке», «балдеть», «ловить кайфе, «тусоваться».

Деморализация - моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины, морально-психического состояния.

Комплекс неполноценности - синдром, заключающийся в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений. Результат его - деформация естественного развития личности.

Девиантное поведение - повеление с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (различные виды нарушений: озорство-хулиганство, детское "взял без спросу" - кражи, безобидные столкновения и драки - нанесение тяжких телесных повреждений, другие преступления против личности и так далее).

Дистимия - подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.

Отчуждение - система отношений человека с окружающей действительностью, при которых все социальные ценности (товарищество, дружба, культура, образование, воспитание...) и их носители (а значит, и педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям - от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности. Отчуждение выражается в чувстве обособленности, одиночества, отверженности, потере своего «Я». Следствием этого является, как правило, постепенный уход из-под влияния воспитателей [9].

Нередко отчуждение сопровождается приобщением к употреблению алкоголя и никотина, наркотиков к токсичным веществам.

Для преодоления сопротивления воспитанию существуют два пути [9]:

  1. целенаправленное, специальное воздействие педагогов с целью преодоления сопротивления воспитанию;
  2. включение школьников, сопротивляющихся воспитанию, в процесс самопознания и самовоспитания, целью которого является самоактуализация личности.

Кроме того, существуют возможности для преодоления сопротивления воспитанию:

Педагог должен быть уверен в том, что все дети хороши.  А.И. Гаврилина пишет: «Сопротивление воспитанию? Да, есть такое явление. Что делать? - Все равно воспитывать, не делая упор на то, что их воспитываешь. Иногда само слово «воспитание» вызывает отрицательные реакции».

Залог успешности такого – в описанной П.П. Блонским потребности «непопулярных подростков», «трудных школьников»: «Можно без преувеличения сказать, что на лбу всякого неуравновешенного написано: «Ищу воспитателя» Они очень легко поддаются воспитанию, даже, к сожалению, слишком легко. И они очень любят быть воспитываемыми».

Вторым важнейшим моментом является выбор правильной логики воспитательного воздействия, в умении принимать ребенка таким, какой он есть, понять природу его негатива, деструктива, и принять адекватным меры ребилитации.

А таким адекватным мерам относится создание воспитывающей среды, включение в коллективную творческую деятельность, индивидуальный подход.

Еще одним выходом является широкое использование в воспитании метода сублимации - переключения, переноса с одних ценностных ориентации и видов деятельности на другие, более социальноценные. В практике воспитания - это моральное стимулирование (через чувства симпатии, выражение любви...) разнообразных видов деятельности.

Необходимо чаще использовать такой прием, как перенос знаний умений и навыков - прием использования уже имеющихся знаний, умений и навыков или их элементов для формирования новых. При преодолении сопротивления воспитанию - системы позитивных знаний, умений и навыков.

Стержнем всей деятельности нужно сделать акцент на поднятие престижа личности в собственных глазах и в глазах окружающих - сверстников и взрослых.

Особая инструментовка методов и приемов воспитания при преодолении сопротивления воспитанию. Примеры таких инструментов описывает В. Леви: «Похвала обладает свойством наркотика: еще, еще! У каждого - своя норма похвалы, своя потребность в одобрении. Не подлежит похвале: красота, сила, ловкость, здоровье, смекалка, сообразительность, ум, талант - все природные способности как таковые, включая и добрый нрав; легко дающиеся хорошие отметки; игрушки, вещи, одежда, случайная находка. Не хвалить: за достигнутое не своим трудом; больше двух раз за одно и то же, из жалости, из желания понравиться. Обязательно хвалить: в случаях сформировавшегося комплекса неполноценности».


Глава 2. Экспериментальная часть изучения специфики «сопротивления воспитанию»

2.1. Организация исследования

Цель исследования – экспериментальным путем рассмотреть «сопротивление воспитанию» трудных подростков

Эксперимент был проведен в ГОУ СОШ 17, в эксперименте участвовало 30 человек подростков, учащихся 8 класса. Возраст детей – 13-14 лет.

При проведении эксперимента были использованы следующие методики:

1.  Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

Личностный опросник. Предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха.

Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.

Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как «Мотивация к избеганию неудач», «Готовность к риску».

Инструкция: «Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».

  1. Стимульный материал и ключи – в Приложении 1.

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

2. Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)

Шкалы: стремление к принятию, страх отвержения

Назначение теста

Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.

Инструкция к тесту

Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

• + 3 – полностью согласен;

• +2 – согласен;

• + 1 – скорее согласен, чем не согласен;

• 0 – нейтрален;

• -1 – скорее не согласен, чем согласен;

• -2 – не согласен;

• -3 – полностью не согласен.

Прочтите утверждения теста и оцените степень согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, соответствующую выбранному вами ответу. Не тратьте время на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте только после того, как вы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке результатов производится обсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты. В тесте не предполагается хороших или плохих ответов. Свободно и искренне выражайте свое мнение.

Тест и ключи к нему – в Приложении 2.

3. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»

Назначение. Методика нацелена на изучение социально-психологической установки личности, способствует выявлению альтруизма.

Методика представлена в Приложении 3.

2.2. Результаты исследования

При проведении опроса педагогов и родителей нами были выявлены следующие особенности у детей рассматриваемой группы.

Из 30 человек, участвующих в исследовании, 50% состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, еще у 50% отмечается девиантное поведение.

В последнее время на выбор образца поведения подростка особое давление оказывают средства массовой информации. Прямо или косвенно они участвуют в формировании оценок, суждений детей. Наш экран заполнился дешевыми фильмами западного производства, которые несут в себе жестокость, агрессию. При проведенном опросе родителей относительно пристрастий их детей к средствам массовой информации мы получили следующие данные. Таким образом было выявлено, что 69,3% опрашиваемых подростков смотрят боевики, 52,8% - триллеры, 13,2% - фильмы с элементами эротики, 9,9% - комедии.

При этом из рассматриваемой группы 69,3% подростков курят, 29,7% не курят. При этом 33% подростков употребляют спиртные напитки. Спортом, согласно опросу, занимаются 6,6% подростков.

Немаловажный фактор в развитии ребенка играет семья. Только наличие отца и матери может дать полноценное развитие личности. Именно в семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей. При изучении состава семьи было выявлено, что 75,9% подростков воспитываются в неполных семьях, и только 23,1% - в полных семьях.

Согласно опросу, 92,4% подростков ведут себя вызывающе, не желают общаться с родителями и педагогами, не делают уроков, часто отказываются от социальных требований родителей и педагогов.

Также при опросе было выявлено, что только 6,6% как-либо организуют свой досуг (спорт), остальные подростки нигде не занимаются и ничем не интересуются, свободное время проводят на прогулках, посещают клубы, дискотеки.

При проведении методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса были получены следующие результаты.

Таблица 1. Результаты методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Низкая мотивация к успеху

Средний уровень мотивации

Умеренно высокий уровень мотивации

Слишком высокий уровень мотивации

%

33

33

23,1

9,9

Для большей наглядности рассмотрим результаты на диаграмме 2.

Диаграмма 1. Результаты методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса

Таким образом, в нашем исследовании низкая мотивация к успеху зафиксирована у 33% подростков.

Средний уровень мотивации к успеху – также у 33% подростков.

У 23,1: подростков – умеренно высокий уровень мотивации

Слишком высокий уровень мотивации обнаружили 9,9% подростков исследуемой группы.

Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.

При проведении диагностики мотивов аффилиации (А.Мехрабиан) ,.skb рассмотрены такие шкалы, как стремление к принятию, страх отвержения

Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.

На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых:

•    высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);

•    низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);

•    высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);

•    низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)

Таблица 2. Результаты исследования группы по методике мотивов аффилиации

1

2

3

4

%

29,7

33

16,5

19,8

  1. Высокий-низкий
  2. Низкий-высокий
  3. Низкий-низкий
  4. Высокий-высокий

Диаграмма 2. Результаты исследования группы по методике мотивов аффилиации

Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» – мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.

У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.

При проведении диагностики личностной установки «альтруизм-эгоизм» были изучении сциально-психологические установки личности, способствующие выявлению альтруизма.

В соответствии с ключами теста мы выделили три шкалы:

1. Выраженный альтруизм, желание помочь людям (от 11 баллов и выше)

2. Альтруизм выражен средне, существует одновременно с эгоистической тенденцией (9-11 баллов)

3. Выраженная эгоистическая тенденция (8 баллов и ниже)

Таблица 3. Данные исследования по методике «альтруизм-эгоизм»

Выраженный альтруизм

Средневыраженные альруистические тенденции

Выраженные эгоистические тенденции

33

42,9

23,1

Диаграмма 3. Данные исследования по методике «альтруизм-эгоизм»

Таким образом, в нашем исследовании обнаружено 33% подростков с выраженным альтруизмом, 42,9% подростков, у которых в среднем выражены как альтруистические тенденции, так и эгоистические, а также 23,1% подростков с ярко выраженными эгоистическими тенденциями.

2.3. Возможности работы с «сопротивлением воспитанию»

Таким образом, этим исследованием мы еще раз подтвердили, что причины возникновения «сопротивлению» воспитания идут от семьи, от окружения и от отсутствия организации досуга.

В разработке программы нужно учитывать, что работа с «сопротивлением воспитанию» у подростков должна вестись во всех сферах жизни подростка:

  • семья,
  • образовательная среда,
  • общественная жизнь в целом.

1. Семья. Здесь значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подростку необходимо умеренный контроль его действий, а также умеренная опека, причем все это исключительно с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.

2. Образование. Здесь нужен пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой профилактики девиантного поведения актуальными становятся такие стороны школьной жизни, как достаточно адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. В связи с этим является целесообразным включить в образовательный цикл предметов, курсов и т.д., которые бы в своем содержании были направлены на расширение объема знаний о реальной жизни, так как это необходимо для обретения свободы выбора, развития адаптивных способностей и т.д.

3. Общественная жизнь в целом.

Важным является СМИ. При профилактике девиантного поведения подростков, нужно обращать их внимание на определенные передачи и особенности СМИ для того, чтобы убрать развлекательность, присущую большинству передач такого характера. Это уводит их от проблем реального мира в целом, а также от проблем подросткового возраста. В связи с этим подростки нуждаются в объяснении им этих нюансов.

Этапами профилактической деятельности могут выступать следующие составляющие:

  1. Диагностический. Этот этап включает в себя диагностику личностных особенностей, могущих оказать определенное влияние на формирование девиантного поведения (сюда относятся повышенную тревожность, низкую стрессоустойчивость, низкий уровень интернальности, неустойчивую я-концепцию, некомуникабельность, низкое восприятие социальной поддержки, неспособность к эмпатии, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, повышенный эгоцентризм, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
  2. Информационно-просветительский этап. Он представляет собой расширение компетенции подростка в следующих важных областях: психо-сексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодолевания стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий.
  3. Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, которые включают в себя формирование и развитие навыков работы над собой.

Именно от того, как проходит процесс социализации, зависит дальнейшее формирование личности, поэтому профилактика девиантного поведения у подростков должна быть связана с этой составляющей. Во многом отклоняющееся поведение является следствием нарушения социализации.

Поэтому задачей является разработка программы по профилактике девиантного поведения у подростков, в частности, связанная с введением подростков в организованную социально-педагогическую среду, одной из которых является коллектив.

С этой точки важным моментом такой программы профилактики девиантного поведения у подростков будет является социально-педагогическая программа социализации подростков отклоняющегося поведения в условиях организованной клубной среды. Данная программа может быть реализована в рамках воспитательной деятельности клуба, созданного при районном центре социальной помощи семье и детям. В качестве целевой установки можно рассматривать восстановление социального статуса в процессе творческого и физического развития детей.

В клуб привлекаются подростки от 12 до 17 лет при абсолютном учете всех трудных подростков. Поэтому необходимым является установление конкретных взаимосвязей клуба с инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних и другими специальными учреждениями.

Важным условием успеха деятельности клуба является то, чтобы он должен быть сформирован в соответствии с определенными социально-педагогическими условиями:

  • систематичность и целенаправленность любого воспитания и обучения, недопустимость их разрыва;
  • добровольность посещения, в отличие от учреждений закрытого типа;
  • возможность выбора занятий по интересам;
  • дружеское единство коллектива на основе уважения общественного мнения.

Цель данной программы – коррекция процесса социализации подростков отклоняющегося поведения через их духовное, гражданское, физическое, творческое, социальное развитие.

Задачи:

  • вовлечение подростков в различные формы досуговой деятельности;
  • создание условий для их самовыражения, саморазвития;
  • создание условий для организации совместного досуга детей и родителей;
  • совместная работа клуба со школами, инспекциями и комиссиями по делам несовершеннолетних, а также центром социальной помощи, так как только совместными усилиями можно добиться положительных результатов в воспитании трудных подростков.

Деятельность клуба должна вестись по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительная;
  • профессиональная ориентация;
  • художественное творчество;
  • техническое творчество;
  • краеведение.

Отнесение этих направлений к тому или иному виду воспитания является условным, так как нельзя четко разграничить грани применения тех или иных форм деятельности. В данном случае возможно использование принципа доминирования.

Одной из основных сторон деятельности клуба является трудовое воспитание, цель которого заключается в оказании содействия в профессиональной ориентации:

  • создание кружка технического творчества (радиотехника), что в свою очередь даст возможность заработать деньги своим трудом через оказание услуг по ремонту технических приборов;
  • посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях – демонстрация диапазона профессионального выбора;
  • конкурс юного дизайнера на лучшее оформление помещения;
  • организация интересных встреч с представителями различных профессий.

Гражданское воспитание. Его цель – формирование гражданского самосознания:

Целью создания краеведческого кружка «Мой район (Мой город, мой поселок)» является формирование интереса к прошлому своего края, развитие исследовательских навыков. В рамках деятельности кружка предполагается:

  • устные журналы, встречи с ветеранами Великой отечественной войны, воинами-афганцами;
  • проведение краеведческих экскурсий «Достопримечательности родного города».

В организации деятельности по физическому воспитанию возможно организовать школу самозащиты и школы единоборств, а в дальнейшем, на их базе - открытие школы службы спасения, обучение навыкам по оказанию первой медицинской помощи, а также обучение правилам поведения во время стихийных бедствий; проведение дня здоровья (ежемесячно).

Цель данного воспитания – физическое развитие, закалки организма, научение владеть своим телом, координировать свои движения, а также осознание необходимости в здоровом образе жизни.

Нравственное воспитание. В процессе деятельности данного направления происходит формирование нравственных качеств личности:

  • участие в движение «Социальная инициатива» – помощь престарелым, слабым, обездоленным людям;
  • организация театрализованных представлений, праздников, мероприятий для детей-инвалидов, неблагополучных, неполных, многодетных семей (в данной работе подразумевается совместное сотрудничество с Центром социальной помощи семье и детям района);
  • воскресный дискуссионный клуб «Новый взгляд молодых».

Эстетическое развитие подростков:

I. Участие подростков в эстетической секции «Грация» для девушек от 11 до 15 лет, так как именно в этот период у девочек происходит максимальное, как физическое, так и духовное формирование. Цель – формирование женских качеств через физическое и духовное общение. Основные задачи секции «Грация»:

  • духовное совершенствование в подростковом возрасте девочек;
  • рост творческой активности;
  • физическое оздоровление.

Работа секции включает в себя следующие направления:

  1. группа шейпинга;
  2. психологические тренинги;
  3. цикл бесед «Уроки Афродиты» – теоретический курс с привлечением специалистов по эстетическим вопросам (парикмахер, косметолог, модельер и т.д.);
  4. обучение танцам и специальной пластике;

В дальнейшем работа клуба подразумевает: посещение театров, музеев, выставок, организацию шоу-конкурсов «Детская мода глазами ребят», «Изменчивая мода», «А, ну-ка, девочки!», «Вперед, мушкетеры!» и т.д.

Творческое воспитание происходит в созданных при клубе:

  1. кукольном театре, где ребята не только готовят театрализованные представления, но и обучаются технологии шитья кукол
  2. кружок «Игра на гитаре».

Проводя работу в клубе по этим направлениям, нужно помнить, что лишь тесное единство всех сторон в воспитательном процессе может обеспечить успех всей деятельности клуба.

Исполнителями программы должны выступать:

  • профессиональные педагоги;
  • профессиональные режиссеры;
  • специалисты по эстетическим вопросам;
  • комиссия по делам несовершеннолетних.

Заключение

Категория воспитания выступает в педагогике и педагогической психологии одной из ключевых, и трактовка этого понятия непосредственно позволяет прости анализ и понимание сущности этого явления. В широком смысле слова воспитание включает в себя воздействие в целом на личность, то есть воспитание отождествляется с социализацией. Таким образом в широком смысле слова воспитание рассматривается как социальное целенаправленное создание условий для развития человека.

Если рассматривать воспитание в узком смысле слова, оно является целенаправленной деятельностью, которая призвана у детей формировать систему качеств личности, убеждений, взглядов. Часто воспитание трактуют в более локальном значении, например, как решение какой-то конкретной воспитательной задачи.

Сопротивление воспитанию является одним из важнейших моментов в работе любого педагога, каждый сталкивается с этим ежедневно. Поэтому знание причин сопротивлению воспитания, его конкретных проявлений, а также возможностей его преодоления является важнейшим для любого педагога. В своей работе я рассмотрела такие причины.

Здесь важно помнить, что в каждом конкретном случае сопротивления воспитанию педагогу нужно творчески выработать уникальную программу своих действий:

  • определить цели и задачи,
  • отобрать средстве и содержание,
  • выбрать формы, методы и приемы.

Все это он должен сделать, учитывая сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию и особенности как своего «Я», так, и «Я» ученика.

Исследование мы проводили на «сопротивлении воспитанию» трудных подростков, в итоге был сделан вывод о необходимости проводить работу с такими детьми на всех уровнях.

С трудными подростками ведется работа общеобразовательными культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на подростков с девиантным поведение, а также на профилактику такого поведения.

Опыт работы многих учреждений показывает, что такие сферы личности подростка как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия, а именно это является одним из самых действенных методов сопровождения трудных подростков в общеобразовательной школе.


Список использованной литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2002.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 2-е изд. М., Воронеж, 1997.
  5. Бондарь В.С. Психология семьи и гигиена семейной жизни. – М., 2009 – с.54
  6. Васильков Ю.В. Лекции по социальной педагогике. – М., 2004.
  7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб.: Речь, 2004. - 284с.
  8. Добренько В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 520 с.
  9. Загвяздинкий Ю.И. Социальная педагогика. М., Юнайт, 2012.
  10. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Рост он/Д. 1997.
  11. Зюбин Л.М. Психология воспитания. М., 1991.
  12. Ильенков И.В.Что такое личность. М., 1991.
  13. Ильинский, И.М. Воспитать – значит питать / И.М. Ильинский // Студенчество. Диалоги о воспитании. – 2011. - № 4. – С. 3-5.
  14. Книга для учителя-воспитателя. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом Ноосфера, 1999. с. 300
  15. Королев Ф.Ф., Янцов А.И. Педагогические проблемы, связанные со всесторонним развитием личности // Школа и труд / Ред. А.И. Янцов, П.Р. Аутов. М., 1963. 328 с.
  16. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.
  17. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
  18. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 2003.
  19. Макаренко А.С. Соч. т. 5. М.,2008.
  20. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М., 2011.
  21. Масленников, В.А. Организация воспитательной работы / В.А. Масленников // Высшее образование в России. - 2009. - № 12. - С. 75-79.
  22. Мертон Р., Линтон Р., Миллер У., Беккер Г. Девиантное поведение детей. - М., Трикса 2005.
  23. Методика воспитательной работы: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина.- М.: Академия, 2006. - 160 с. (74 М- 545, НБО)
  24. Морозова О.П. Психология школьника. изд. Гуманитарный цент. М., 2009 - с.137.
  25. Мотков О.И. Основные понятия теории природной и гармоничной личности. М., 2007.
  26. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
  27. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
  28. Педагогика. Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1996.
  29. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005.
  30. Подласов И.П. Педагогика. М., 1999.
  31. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
  32. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.
  33. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2007.
  34. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности М., 1996.
  35. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 268с.
  36. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. – Спб, 2009.
  37. Социальная работа в России: прошлое и настоящее / Под ред. М., 2010.
  38. Фатов А. «Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления». Закон и право. 2006. № 10. С. 85-87.
  39. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1999.
  40. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности. / Теории личности. М., 1997.
  41. Шрамко Ж.В. Сопротивление воспитанию: можно ли его преодолеть? // Сельская школа. - 2006. - № 1. - С. 30.
  42. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.


Приложение 1

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
Стимульный материал:

  1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
  2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.
  3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
  4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
  5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
  6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
  7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
  8. Я более доброжелателен, чем другие.
  9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
  10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
  11. Усердие - это не основная моя черта.
  12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
  13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
  14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
  15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
  16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
  17. У меня легко вызвать честолюбие.
  18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
  19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.
  20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
  21. Нужно полагаться только на самого себя.
  22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
  23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
  24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
  25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
  26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
  27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
  28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
  29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
  30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
  31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
  32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
  33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
  34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
  35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
  36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
  37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
  38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
  39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
  40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
  41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.

Ключ:

По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.

Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39.

Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются.

Далее подсчитывается сумма набранных баллов.

Анализ результата.

От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;

от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;

от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;

свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.

К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.

Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.


Приложение 2.

Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)

Шкалы: стремление к принятию, страх отвержения

Назначение теста

Аффилиация, по мнению Г. Меррея, – это потребность тесно контактировать и взаимодействовать с близкими людьми. Данный тест предназначен для диагностики двух мотивов личности: стремления к принятию вас окружающими людьми (СП) и страха быть отвергнутым другими людьми (СО). Таким образом, тест состоит из двух шкал: шкалы СП и шкалы СО.

Инструкция к тесту

Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

• + 3 – полностью согласен;

• +2 – согласен;

• + 1 – скорее согласен, чем не согласен;

• 0 – нейтрален;

• -1 – скорее не согласен, чем согласен;

• -2 – не согласен;

• -3 – полностью не согласен.

Прочтите утверждения теста и оцените степень согласия или несогласия. При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, соответствующую выбранному вами ответу. Не тратьте время на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым пришел вам в голову. Каждое последующее утверждение читайте только после того, как вы уже оценили предыдущее. Ни в коем случае ничего не пропускайте. При обработке результатов производится обсчет определенных баллов, а не содержательный анализ ответов на отдельные пункты. В тесте не предполагается хороших или плохих ответов. Свободно и искренне выражайте свое мнение.

Тест

Шкала СП

1. Я легко схожусь с людьми.

2. Когда я расстроен, то предпочитаю быть на людях, чем оставаться в одиночестве.

3. Если бы я должен был выбирать, то предпочел бы, чтобы меня считали способным и сообразительным, чем общительным и дружелюбным.

4. Я нуждаюсь в близких друзьях меньше, чем большинство людей.

5. Я говорю людям о своих переживаниях скорее часто, чем редко и по особым случаям.

6. От хорошего фильма я получаю больше удовольствия, чем от большой компании.
7. Мне нравится заводить как можно больше друзей.

8. Я скорее предпочел бы провести свой отдых вдали от людей, чем на оживленном курорте.

9. Я думаю, что большинство людей славу и почет ценят превыше дружбы.

10. Я предпочел бы самостоятельную работу коллективной.

11. Излишняя откровенность с друзьями может повредить.

12. Встречая на улице знакомого, я скорее стараюсь перекинуться с ним хотя бы парой слов, чем просто пройти поздороваться.

13. Независимость и свободу от привязанностей я предпочитаю дружеским узам.
14. Я посещаю компании и вечеринки потому, что это хороший способ завести друзей.

15. Если мне нужно принять важное решение, то я скорее посоветуюсь с друзьями, чем стану обдумывать его один.

16. Я не доверяю слишком открытому проявлению дружеских чувств.

17. У меня очень много близких друзей.

18. Когда я нахожусь с незнакомыми людьми, мне совсем неважно, нравлюсь я им или нет.

19. Индивидуальные игры и развлечения я предпочитаю групповым.

20. Открытые эмоциональные люди привлекают меня больше, чем сердитые и сосредоточенные.

21. Я скорее предпочту почитать интересную книгу или пойти в кино, чем провести время на вечеринке.

22. Путешествуя, я больше люблю общаться с людьми, чем просто наслаждаться видами или одному посещать достопримечательности.

23. Мне легче решать трудную проблему, когда я обдумываю ее один, чем, когда обсуждаю ее с друзьями.

24. Я считаю, что в трудных жизненных ситуациях скорее нужно рассчитывать только на свои силы, чем надеяться на помощь друзей.

25. Даже в коллективе мне трудно полностью отвлечься от забот и срочных дел.

26. Оказавшись на новом месте, я быстро приобретаю широкий круг знакомых.


27. Вечер, проведенный за любимым занятием, привлекает меня больше, чем оживленная вечеринка.

28. Я избегаю слишком близких отношений с людьми, чтобы не потерять личную свободу.

29. Когда у меня плохое настроение, я скорее стараюсь не показывать своих чувств, чем попытаюсь с кем-то поделиться.

30. Я люблю бывать в обществе и всегда рад провести время в веселой компании.

Шкала СО

1. Я стесняюсь идти в незнакомое общество.

2. Если вечеринка мне не нравится, я все равно не ухожу первым.

3. Меня бы очень задело, если бы мой близкий друг стал противоречить мне при посторонних людях.

4. Я стараюсь меньше общаться с людьми критического склада.

5. Обычно я легко общаюсь с незнакомыми людьми.

6. Я не откажусь пойти в гости из-за того, что там будут люди, которые меня не любят.

7. Когда два моих друга спорят, я предпочитаю не вмешиваться в их спор, даже если с кем-то из них не согласен.

8. Если я попрошу кого-нибудь пойти со мной, и он мне откажет, то я не решусь попросить его снова.

9. Я осторожен в высказывании своих мнений, пока хорошо не узнаю человека.

10. Если во время разговора я чего-то не понял, то лучше я это пропущу, чем прерву говорящего и попрошу повторить.

11. Я открыто критикую людей и ожидаю от них того же.

12. Мне трудно говорить людям «нет».

13. Я все же могу получить удовольствие от вечеринки, даже если вижу, что одет не по случаю.

14. Я болезненно воспринимаю критику в свой адрес.

15. Если я не нравлюсь кому-то, то стараюсь избегать этого человека.

16. Я редко стесняюсь обращаться к людям за помощью.

17. Я редко противоречу людям из боязни их задеть.

18. Мне часто кажется, что незнакомые люди смотрят на меня критически.

19. Всякий раз, когда я иду в незнакомое общество, я предпочитаю брать с собой друга.

20. Я часто говорю то, что думаю, даже если это неприятно собеседнику.

21. Я легко осваиваюсь в новом коллективе.

22. Временами я уверен, что никому не нужен.

23. Я долго переживаю, если посторонний человек нелестно выразился в мой адрес.

24. Я никогда не чувствую себя одиноким в компании.

25. Меня очень легко задеть, даже если это незаметно со стороны.

26. После встречи с новым человеком меня обычно мало волнует, правильно ли я себя вел.

27. Когда я должен за чем-либо обратиться к официальному лицу, я почти всегда жду, что мне откажут.

28. Когда мне нужно попросить продавца показать понравившуюся мне вещь, я чувствую себя неуверенно.

29. Если я недоволен тем, как ведет себя мой знакомый, я обычно прямо указываю ему на это.

30. Если в транспорте я сижу, мне кажется, что люди смотрят на меня с укором.
31. Оказавшись в незнакомой компании, я скорее активно включаюсь в беседу, чем держусь в стороне.

32. Я стесняюсь просить, чтобы вернули мою книгу или какую-то другую вещь, занятую у меня на время.

Обработка и интерпретация результатов теста

По каждой из шкал подсчитывается суммарный балл. Ответам испытуемого на прямые пункты (отмеченные знаком «+» в ключе) приписываются баллы.

Ответы    -3    -2    -1    0    1    2    3

Баллы        1     2      3    4    5    6    7

Ответам испытуемого на обратные пункты опросника (отмечены в ключе знаком «-») также приписываются баллы.

Ответы    -3    -2    -1    0    1    2    3

Баллы        7     6     5     4    3    2    1

Ключ к тесту

Ключ к шкале СП: +1, +2, -3, -4, +5, -6, +7, -8, -9, -10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, -17, -18, -19, +20, -21, +22, -23, -24, -25, +26, -27, -28, -29, +30.

Ключ к шкале СО: +1, +2, +3, +4, -5, -6, +7, +8, +9, +10, -11, +12, -13, +14, +15, -16, +17, +18, +19, -20, -21, +22, +23, -24, +25, -26, +27, +28, -29, +30, -31, +32.

На основе двух индексов СП и СО выделяются четыре типа мотивов. Для этого суммарные баллы всей выборки ранжируются как по шкале СП, так и по шкале СО. Далее выделяются четыре группы испытуемых:

•    высокий – низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы);

•    низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы);

•    высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы);

•    низкий – высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы)

Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерен мотив «стремление к принятию группой», а для испытуемых группы «низкий-высокий» – мотив «страх отвержения». У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов приблизительно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности.

У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению их потребности в принятии, в общении с другими людьми.

Источники

Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.95-98.


Приложение 3.

Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм»

Назначение. Методика нацелена на изучение социально-психологической установки личности, способствует выявлению альтруизма.

Опросник

Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет» (поставьте «галочку» в нужном столбце), исходя из имеющейся у вас тенденции поведения в данной ситуации.

№ пп

Вопросы

Да

Нет

1

Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?

2

Вам легче просить за других, чем за себя?

3

Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-нибудь просят?

4

Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятности?

5

Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?

6

Вы стремитесь сделать как можно больше для других людей?

7

Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни - жить для других людей?

8

Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?

9

Ваша отличительная черта - бескорыстие?

10

Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?

11

Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?

12

Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?

13

Ваша отличительная черта – стремление помочь другим людям?

14

Вы считаете, что сначала человек должен думать о себе, а потом уже о других?

15

Вы обычно много времени уделяете своей особе?

16

Вы убеждены, что не нужно для других сильно напрягаться?

17

Для себя у вас обычно не хватает ни сил, ни времени?

18

Свободное время вы используете только для своих увлечений?

19

вы можете назвать себя эгоистом?

20

Вы способны приложить максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?

Обработка результатов

Ключ

Проставляется по 1 баллу при ответах «да» на вопросы: 1, 4, 6, 7, 9, 13, 17 и ответах «нет» на вопросы: 5, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20. Затем подсчитывается общая сумма баллов.

Чем больше набранная сумма баллов 10, тем в большей степени у субъекта выражен альтруизм, желание помочь людям. И наоборот, чем меньше сумма баллов 10, тем больше у субъекта выражена эгоистическая тенденция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный семинар для воспитателей «Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОУ»

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ре­бенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребе...

Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДОО

Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр на современном этапе в ДООДошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знани...

«Организация и методика проведения занятий плаванием в условиях детского сада»

Методическая разработка для инструкторов по физической культуре...

Создание лэпбука как способ организации совместной деятельности педагогов и детей в условиях современного образования

Что такое лэпбук?Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме ...