Доклад на тему « Организация познавательного развития дошкольников МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка на тему

Доклад на тему

« Организация познавательного развития дошкольников

 МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условиях

реализации ФГОС»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида

п. Уразово,  Валуйского района, Белгородской области

Доклад на тему

« Организация познавательного развития дошкольников

 МДОУ №1комбинирующего вида п. Уразово в условиях

реализации ФГОС»

                                       

Воспитатель логопедической

  группы МДОУ № 1 п. Уразово

Л.В.Абросимова  

2015 год

Уважаемые коллеги! В своём выступлении я расскажу об организации познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО в нашей дошкольной организации. Но особое внимание, в своём выступлении, буду уделять группе компенсирующей направленности. Так как я работаю на данной группе, меня особо волнует вопрос организации познавательного и речевого развития детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования:

  • в качестве основной цели педагогической работы – индивидуальное развитие каждого ребенка,
  • в качестве основного принципа дошкольного образования  рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

 И одним из направлений образовательной  программы является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка следует проводить  в различных видах деятельности.

-Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, наблюдении на прогулке зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды.

Организация данной среды несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева.  Групповые пространства нашего детского сада удовлетворяют важные жизненные потребности ребёнка в движении, познании, общении с взрослыми и сверстниками.

Группа компенсирующей направленности оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей.

Особое внимание мы уделяем предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач которой считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к трансформированию и  соответствует возрастным требованиям.

В группах  подобраны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, активизацию познавательных интересов детей.

Прежде всего, большое внимание воспитатели уделяют центру «Речевого развития», где накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.

Воспитатели нашего сада используют в своей работе логические блоки Дьенеша. Которые помогают: формировать у детей представления о свойствах предметов; развивать у детей умения решать познавательные задачи, развивать любознательность, познавательную активность, самостоятельность. Обобщать по нескольким свойствам, развивать память, воображение, творческие способности, сравнивать, анализировать.

Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в формировании математических представлений, конструировании, аппликации, рисовании.

Самые любимые детские игрушки — это вещи, которые совсем не

предназначены для игр. Этот интерес к самым обычным предметам, пуговицам и прищепкам  можно обернуть в пользу ребенка.

Чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и

недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать

обыкновенная пуговица и прищепка. Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются ощущение пространства и чувство цвета.

На основе коллекции пуговиц и прищепок созданы игры, вызывающие интерес со стороны детей, и позволяющие решать одновременно познавательные и коррекционные задачи, при минимальной затрате времени на их выполнение.

Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, проводим их в форме

соревнований: кто быстрее разложит; кто больше соберет; кто первый

выполнит задание за определенное время, а действовать можно разными

пальчиками, пальчиками обеих рук.

Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки мы используем, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской  деятельности (рисование, плетение, аппликация), так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики, оригами). Так же в своей работе используем игры с крупами и песком, которые также развивают познание, речь и тактильные ощущения ребенка.

 

Большой популярностью у детей пользуется центр науки «Почемучки»,  где есть природные материалы для детского исследования: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д.  Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Экспериментальная  деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления.

В центре Родного края дети знакомятся с картами  и символикой  страны, Белгородской области и Валуйского района.  Животным и растительным миром родного края и его традициями.

В центре «Юного художника», конечно, главным образом решают задачи художественно - эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.

В рамках Двигательной деятельности, при всей специфичности этой образовательной области, мы знакомим детей с различными видами спорта, спортивным инвентарем, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

В группах подобраны сюжетно-ролевые игры, которые направленные на развитие любознательности, уверенности в себе, самореализации. Важно чтобы между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Где воспитатель выступает в роли партнера. Особой популярностью у наших детей пользуется игра МЧС.

В детском саду дети очень любят играть в Конструкторы ЛЕГО. Данное использование ЛЕГО-конструирование способствует и речевому творчеству. Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно для познавательного и речевого развития детей: выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта (космическая станция, спасательная станция, различные виды транспорта и мн. др.),

  Во время постройки персонажа ребенок описывает своего героя. Можно также предложить детям придумать свое окончание знакомой сказки, обыграть лучшую или все по очереди.

Например, в игре «Чудесный мешочек», в которой у детей развиваются тактильные  восприятия формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.

 Из этого можно сделать вывод, что каждый вид детской деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, взаимодополняя его с другими образовательными областями.

-Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь.

С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую качественную ступень. В речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитическо-синтетической деятельности не только в отношении непосредственно воспринимаемых предметов, но и на основе представлений.

 Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Все это очень важно для формирования правильной  речи детей в группе компенсирующей направленности.

Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной проблеме. И мы хотим сказать, что ни один вид  детской деятельности не может происходить без познавательного развития.

                               Спасибо за внимание!

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний....

Доклад к творческой группе педагогов "Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством проектного метода в ДОУ в условиях реализации ФГОС"

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введ...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Чумак Елена Вячеславовна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСЧумак Елена ВячеславовнаВ настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Д...

Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде...

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельностиПознавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль ...

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности

Организация познавательного развития дошкольников в разных видах деятельности Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная...