Доклад на тему "Обновление содержания воспитательно — образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях реализации ФГОС"
методическая разработка на тему

Доклад для педагогического совета по теме: "ФГОС дошкольного образования".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_pedsoveta.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 34»

Доклад для педсовета

Тема: «Обновление содержания воспитательно — образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях реализации ФГОС»

Составила воспитатель:

Сафиуллова Г. М.

Нижнекамск.

2015 год

В условиях демократизации общества закономерен процесс пробуждения национального самосознания народов России. Значит, система образования должна быть переориентирована на возрождение и удовлетворение национально-культурных запросов общества. В настоящее время, принятый ФГОС ДОУ дает возможность на 40 % внедрить национально-региональный компонент в программу дошкольного учреждения

Детский сад является реальным средством культурного возрождения народов России.

Основными целями регионального компонента являются:

  • создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона, профессионального самоопределения и непрерывного образования;
  • ориентация общего образования на реализацию социально-экономической стратегии развития региона;
  • обеспечение единства образовательного пространства.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

  • развитие вариативности общеобразовательных программ и образовательных услуг;
  • обновление содержания общего образования;
  • овладение детьми знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона;
  • воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования были выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

  • формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования с учетом социально-этнической среды группы;
  • подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
  • создание культурно-развивающей среды дошкольной группы;
  • организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Национально-региональный компонент в республики Татарстан  предусматривает реализацию следующих направлений деятельности дошкольных учреждений:

■   приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

■   изучение русского и татарского языков в дошкольных образовательных учреждениях в равных объемах;

■    ознакомление с историей, географией Республики Татарстан, расширение знаний детей о своем родном крае (о малой родине). Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности — привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

■    ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры. 

Содержательная сторона деятельности педагогов по приобщению детей к татарской национальной культуре, как первое направление реализации национально-регионального компонента отражена в программе Шаеховой Р.К. «Региональная программа дошкольного образования »

Программа направлена на всестороннее физическое , социально - личночтное, познавательно - речевое, художественно - эстетическое развитие и предусматривает обогащение детского развития посредством приобщения к истокам национальной культуры, краеведения. изучение татарского (русского) языка.

Задачи программы по ознакомлению детей с национальной культурой татарского народа соотносятся с Программой воспитания и обучения в детском саду. В этой связи воспитатель детского сада может выстроить содержание деятельности с учетом местных условий и общих требований к дошкольным учреждениям.

Процесс ознакомления детей с национальной культурой осуществляется в различных видах детской деятельности:

■   игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

■ экскурсии в выставочные залы, концерты, театры;

■ организация выставок изделий национального декоративно- прикладного творчества;

■   театрализованная деятельность, народные праздники.

Стремление создать для дошкольников условия, в которых они смогут одновременно изучать два языка, должно сочетаться с разумной организацией педагогического процесса. Это и является вторым направлением национально-регионального компонента.

Реализация третьего направления национально-регионального компонента основывается на решении следующих задач:

■   формирование у детей элементарных исторических представлений;

■ воспитание бережного отношения к семейным традициям; изучая историю своей семьи, прививать любовь к историческому наследию прошлого, к национальным традициям;эстетическое восприятие памятников архитектуры, ознакомление со средствами выразительности, с помощью которых мастера добиваются передачи совершенства форм;

■ ознакомление с историей возникновения, архитектурными особенностями Казанского Кремля, башни Сююмбике;

■ развитие у детей интереса к созданию поделок, конструкций на темы, связанные с историей Казани, Казанского Кремля.

Столица Республики Татарстан город Казань, Казанский Кремль, его памятники всегда имели большое значение в духовном и нравственном воспитании подрастающего поколения. Восхищение памятниками архитектуры, трудовым и нравственным подвигом народов, населяющих республику, воспитывает у детей чувство любви к родным местам, которое с годами крепнет, расширяется и перерастает в одно из самых прочных и возвышенных человеческих чувств — любовь к Родине.

Использованная литература:

1.Региональная программа дошкольного образования  - Р. К. Шаехова. - Казань : Идел-Пресс, 2012. - 207 с.; 22 см.

2.Алешина Н.В. “Патриотическое воспитание” – М.: ЦГЛ, 2004.

3. ФГОС дошкольного образования, 2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС

Доклад на педсовете на тему: «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС»...

Консультация для воспитателей Тема: « Обновление содержания воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.

Консультация для воспитателейТема: « Обновление содержания  воспитательно- образовательной работы ДОУ по УМК в условиях внедрения ФГОС.                 ...

Реализация регионального компонента в условиях развития ФГОС ДОО по программе «Здравствуй, мир Белогорья».

Реализация регионального компонента в рамках программы "Здравствуй мир Белогорья"...

Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС ДО

Доклад по использованию регионального компонента в условиях реализации вариативной части, формируемого участникамми образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО...

Региональное содержание в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Доклад к семинару - практикуму по теме: "Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"...

Доклад на тему: «Планирование воспитательно - образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОУ во 2 младшей группе»

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает разл...