Главные вкладки

    Региональное содержание в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
    материал (подготовительная группа) на тему

    Доклад к семинару - практикуму по теме: "Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования"

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл regionalnoe_soderzhanie_v_obrazovatelnom_protsesse.docx18.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему:

    «Региональное содержание

    в образовательном процессе

    детей старшего дошкольного возраста

    в условиях реализации ФГОС ДО»

    к семинару – практикуму по теме:

    «Развитие творческой,

    исследовательской активности дошкольников

    в процессе детского экспериментирования».

    Морозова Л.А.

    Региональное содержание в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

    Развитие национально – регионального образования в современных условиях  способствует сохранению самобытности культуры народов, обогащению представлений детей, воспитанию у них чувства патриотизма и гражданственности. Приобщение к истокам народной культуры с малых лет требует отбора определенного содержания образования, методов и форм воспитания и обучения по приоритетным направлениям развития личности дошкольников, которые выделены во ФГОС ДО как образовательные области.

    История развития каждого народа несет в себе взаимодействие общечеловеческого и национального как в духовном, материальном, так и морально – этическом плане. Познание ребенком окружающего мира начинается с малой Родины, его ближайшего окружения, поэтому важно при построении образовательного процесса в дошкольном учреждении учитывать влияние таких факторов как окружающая природная среда, история, культура этноса, его традиции. Знакомясь с этнической культурой различных народов, ребенок усваивает общечеловеческие ценности.

    Образовательная практика, складывающаяся в дошкольных учреждениях, представляет разнообразие подходов в отборе этнокультурного и регионального содержания, представленного в парциальных программах, в использовании авторских методик, технологий обучения, воспитания и развития детей.

    Можно выделить основные направления развития образовательной практики по реализации содержания национально – регионального образования в ДОО.

    Первое направление представляет область экологического образования дошкольников. На материалах природоведческого содержания организуются различные формы и виды детской деятельности, такие как проекты, опыты, эксперименты, наблюдения, мини – исследования. Например, наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, опыт «Какие семена быстрее прорастут», мини – исследование «Условия, необходимые для роста и развития растений» и т.д.

    Второе направление связано с ознакомлением детей с социальной действительностью, а именно, с формирование представлений о родном крае, о своей малой Родине, ее истории, культуре, достопримечательностях региона. Это может быть проект «Природные и культурные достопримечательности края». Работа с детьми ограничивается наблюдениями,  мини – исследованиями познавательного характера.

    Третье направление связано с художественно – творческим развитием дошкольников. Содержание работы по освоению культуры коренных народов Севера в системе художественного воспитания включает знакомство с орнаментальным творчеством, предметами быта, национальными костюмами, народными ремеслами. Опытно – экспериментальная деятельность в этой области может быть направлена на подбор красок для орнамента, подбор ткани для одежды в разное время года и т.п.

    Представление о малой Родине является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Главной особенностью является то, что данное содержание может интегрироваться со всеми образовательными областями. В качестве основных принципов построения содержания регионального компонента следует выделить принцип интегративности, полидеятельностного подхода, возростосообразности, индивидуализации. Данные принципы позволят ориентировать образовательный процесс на поиск способов поддержки детской инициативы, создание ситуаций выбора, предоставления возможностей для субъектных проявлений ребенка. Ценность регионализации образования заключается в том, что она обеспечивает наиболее успешную социализацию личности, которая стремиться быть патриотом своей малой родины. С этой точки зрения обоснование модели социализации через регионализацию содержания образования может стать эффективным средством достижения целевых ориентиров дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО, как социально – нормативные характеристики возможных достижений ребенка. Данная модель должна учесть особенности социокультурной среды, а именно ее поликультурность, способы организации жизнедеятельности ребенка на основе деятельностного подхода, раскрыть механизмы интеграции этнокультурного содержания во все образовательные области дошкольного образования.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

    Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...

    ВОПРОС ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

    Статья будет интересна воспитателям ДОУ, родителям. В ней рассказано о сюжетно-ролевых играх современных дошкольников, о влияние ее на воспитание детей. В статье разработана модель повышения интереса ...

    Проект «Я – мультипликатор» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

    Проект «Я – мультипликатор» для детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

    ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

    Тема самообразования  «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...

    Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

    Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....

    Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

    Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...