Памятка для педагогов и родителей "Как беседовать с ребёнком?"
статья на тему

Морозова Светлана Валерьевна

Беседа... Казалось бы, что может быть проще? Однако не все умеют правильно её построить, особенно с ребёнком. Надеюсь моя памятка поможет Вам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_besedovat_s_rebenkom.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

                         Как беседовать с ребенком?

Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе.

Успешность беседы зависит:

А) От степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных особенностей, учета условий, места проведения и т.д.)

Б) От искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.)

Основные приемы установления контакта.

1.Деловые, естественные взаимоотношения.

2.Учет интересов и потребностей собеседника.

3. Учет событий (объектов), имеющих эмоциональный характер.

При формулировке и постановке вопросов предпочтительно:

*задавать вопросы в косвенной форме;

*вопросы должны быть краткие, максимально понятные собеседнику;

*достижение каждым вопросом определенной цели.

Избегать:

*вопросов в «лоб»;

*малораспространенных слов, слов с двойным значением;

*формулировок, на которые могут быть шаблонные ответы;

*формулировок, внушающих определенные ответы;

*слов, вызывающих определенное отрицательное (положительное) отношение;

*не этично затрагивание интимных сторон личности самого собеседника.

Основные приемы ведения беседы.

1.Не торопить собеседника. Дать высказаться полностью.

2. Помогать наводящими вопросами.

3. Искренность ответов проверять соответствующими вопросами.

4.Поощрять собеседника на взаимность. Слушать дружелюбно.

5. Соблюдать требования воспитательного процесса.

Вопросы для беседы.

1.Прямые – с однозначно понимаемым смыслом, например:

«Нравится ли тебе твоя группа?» Иногда личные вопросы смущают собеседника, поэтому ответ может быть неискренен.

2.Косвенные – истинные цели для собеседника замаскированы. Например:

«Всегда ли тебе хочется быть в группе?», «Нравится ли вашим ребятам ваша группа?» При ответе на безличные вопросы собеседник выражает свою точку зрения.

а)Проективные вопросы (разновидность косвенных вопросов). В них речь идет не о самом собеседнике, а о каком-то другом воображаемом человеке или персонаже:

«Как ты считаешь, как бы поступил ребенок, если его незаслуженно наказали?» При ответе собеседник поставит себя на место лица, упоминаемого в вопросе, и таким образом, выразит свое собственное отношение.

б) Вопросы внушающего действия.

Очень внушающие: «Не согласен ли ты с тем, что…», «Не считаешь ли ты…», «Не кажется ли тебе…»

Внушающие: «Поделки ты делаешь?» (здесь неизвестно делает ли вообще ребенок поделки)

Менее внушающие: «Или – или» («Любишь ли ты делать поделки или рисовать?»)

Наиболее благоприятная форма вопроса (определительные вопросы) «Чем ты любишь заниматься дома?»

Основные требования к проведению беседы.

1.Подготовка к беседе:

А) определить цель беседы.

Б) определить целевые вопросы.

В) определить вопросы, поддерживающие беседу.

2. Вступить в контакт можно:

А) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику.

Б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер.

В) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.

Если вы увидели пассивность собеседника, то Вы:

- начали с неудачного вопроса;

- спросили невпопад;

- у него нет настроения;

- взяли не тот тон;

- или угодили в больное место.

3.Создайте атмосферу доверия.

•собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;

•при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами;

4.Обстановка для беседы:

*благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, изолированная комната)

*не благоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей; тревога, беспокойство)

5.Во время беседы следите за:

-точностью формулируемых мыслей;

-оговорками, недомолвками;

-желанием уйти от ответа;

-паузами;

-тембром голоса, интонацией;

-мимикой, жестами;

-срабатыванием механизма так называемой психологической защиты.

        

        

        

                

        

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний в самообразовании педагогов ДОУ» ПАМЯТКА для педагогов

ПАМЯТКА для педагогов «Дистанционное интернет-обучение как новая форма повышения профессиональных знаний  в самообразовании  педагогов ДОУ»...

Памятка для педагогов "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕМЫ ПЕДАГОГА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

В данной памятке рассматриваются основные направления в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения, алгоритм составления плана по самообразованию, алгоритм работы над темой самообра...

Памятка для педагогов «Алгоритм проведения беседы с родителями»

Для воспитателя общение с родителями неотъемлемая и не всегда лёгкая часть работы. А ведь эффективность познавательной и развивающей  деятельности зависит, в числе прочего, и от взаимодействия де...

Памятка для педагогов "Памятка по составлению анкет"

Анкетирование родителей является эффективным методом сбора информации и традиционным способом сотрудничества педагогов с ребенка....

Памятка для педагога "Дресс-код педагога, или как должен выглядеть педагог"

В памятке описывается особенность внешнего вида педагога при выполнении им трудовых обязанностей (одежды, обуви, прически, макияжа и маникюра)...