Тренинг для педагогов, воспитателей «Как эффективно сотрудничать с родителями».
консультация на тему

Баева Мария Владимировна

Сценарий тренинга:

1. Приветствие

2. Тест по Э.Берну

3. Беседа «Как влияет наше эго-состояние на эффективность общения?»

4. Упражение "Трудные родители"

5. Беседа «Как эффективно сотрудничать с родителями?»

6. Релаксация

7. Упражнение "Общий рисунок"

8. Прощание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_po_ef_obshcheniyu_s_roditelyami.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов, воспитателей

«Как эффективно сотрудничать с родителями».

  1. Приветствие – организация чаепития.

Посмотрите на свои бокалы. У всех они разные: большие и маленькие, с рисунком и без. Так же и мы по разному себя позиционируем и оцениваем: как значимые – выполняющие важное и нужное дело, или незначимые – несущие своё бремя, как «большие» или «маленькие» люди.

  1. Тест Э.Берна на определение экзистенциональной позиции человека «Эго-состояния личности».
  2. Беседа «Как влияет наше эго-состояние на эффективность общения?»

В зависимости от того, как мы себя ощущаем – Реб., Род., Взр. – наше общение с окружающими принимает определенный оборот:

- конфликт (открытый – Род.–Род.; скрытый – Реб.–Род., Род.–Реб.);

- сотрудничество (эффективное – Взр.-Взр.; неэффективное – Реб.-Реб.)

У трудных детей – трудные родители. Эффективно построить работу с родителями – большая часть работы с детьми.

  1. Какие бывают родители (по типу воспитания)?

- тревожные родители с гипер- или гипоопекой (позиция Реб.);

- адекватные (позиция Взр.);

- авторитарные с завышенными  или заниженными требованиями к ребенку (позиция Род.)

5. Упражнение «Трудные родители».

Разбор ситуаций общения с родителями различного типа:

  1. Родитель просит относиться к его ребенку, как он сам – кормить с ложки, укачивать спать на руках и т.п.
  2. Родитель высказывает претензию, что его ребенка обижают в ДОУ, сам при этом часто не справляется  с его воспитанием.
  3. Родитель постоянно делает замечания ребенку по любому незначительному поводу, может даже агрессивно вести себя с ним.
  4. Родитель никак не реагирует на замечания воспитателя и других людей, считает своего ребенка «нормальным» при явной педагогической упущенности.

  1. Беседа «Как эффективно сотрудничать с родителями?»

Самыми распространёнными методами работы с родителями являются:

-Наглядная информация для родителей

-Беседы с родителями

-Родительские собрания

Приемы установления хорошего контакта с собеседником :

-Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

-Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

-Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).

-Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

-Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

-Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». -Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Обсуждение трудностей в общении с родителями.

Старайтесь всегда придерживаться позиции Взр. – понимать своё состояние и состояние собеседника. В ситуации даже одного из собеседников в  состоянии Взр., другой собеседник тоже будет принимать эту позицию, либо общение прекратится до лучшего момента.

Не доводите до конфликта! Если конфликт возник, то чаще всего собеседник просто ищет место, где может «спустить свой пар», накопившийся где-то и лично вас не касающийся.

 Что делать при возникновении напряжения (нарастании конфликта):

1. Не реагируйте на провокации. Не совершайте ответных нападений. Скандалисты подобны неуравновешенным собакам, которые ищут повода кого-нибудь облаять. Не уподобляйтесь им. Вы же не встаёте на четвереньки и не начинаете лаять на собаку, которая залаяла на вас?

2. Не провоцируйте сами. Не жалуйтесь на ребенка – делитесь с родителем информацией - «Он сегодня не спал. Как вы справляетесь с такими ситуациями дома? Такие способы и  режим невозможны в д/с. Попробуйте…». И чаще хвалите ребенка перед родителями за достигнутые заслуги.

3. Не оправдывайтесь, если они нападают. Это не лучший способ защиты. Если вам нечего сказать, промолчите, сделайте паузу.

4. Уходите от ответа на вопросы скандалистов. Игнорируйте их или отвечайте на вопросы вопросами, лишая их возможности «играть на своём поле». Задавайте встречные вопросы, но помните, что они не должны быть провоцирующими.

5. Не переходите на личность. Если скандалящий затронет вашу личность, постарайтесь перевести разговор на другую тему.

6.  Релаксация. Чтобы эффективно работать – нужно эффективно отдыхать. После работы полежите, расслабьтесь на 15-30 минут, представьте что-то самое приятное для вас. Погрузитесь в это состояние и после почувствуете бодрость  и прилив сил.

Упражнение «Ласковый мелок». Участники в парах по очереди «рисуют» узоры кончиками пальцев на спинах, ладонях друг друга под релаксирующую музыку.

  1. Общий рисунок.  У каждого чистый лист бумаги. По сигналу все начинают рисовать на своих листах то, что для них приятно или значимо. Через 1 минуту по сигналу участники меняются своими рисунками по кругу и продолжают рисунок, который получили. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый рисунок не вернется к своим владельцам.

 Каждый из нас как эти рисунки. При взаимодействии мы влияем друг на друга, меняем и меняемся сами, дополняя и играя определенную роль в жизни друг друга. Важно увидеть самого себя  - то, что есть в самом начале, увидеть картину целиком – то, что есть сейчас, и следить за тем, что будет нарисовано – то, что получится и к чему мы стремимся. Только тогда мы сможем эффективно сотрудничать так, чтобы получилась красивая картинка и у себя и у другого человека

Материал:

- все необходимое к чаю

- листы бумаги

- карандаши, ручки

- брошюра – рациональные пути разрешения конфликта

- релаксирующая музыка

Время: 45-50 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Обучение навыкам эффективного общения"

Умение общаться с окружающими – это жизненно важное и необходимое умение для каждого человека, это ключ к созданию семейного счастья и успешной карьеры....

Семинар с элементами тренинга «Что нужно знать, чтобы эффективно работать с родителями?»

Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в...

Занятие - тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Цель: способствовать преодолению трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями.Задачи: 1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействиис родителями;2.Содействовать повышению ув...

Тренинг для педагогов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»

Тренинг для педагогов ДОУ  "Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями"...

Тренинг для воспитателей ДОУ «Эффективное общение с родителями»

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников. Почему одним педагогам удается наладить с родите...

Тренинг для педагогов детского сада: «Эффективное общение педагогов и родителей»

Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.Задачи:- ознакомить педагогов с основами психологии общения; - развивать умение ...