Занятие в подготовительной группе "Мы жители планеты Земля"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Ахунзянова Лилия Шамелевна

Цель: Формирование толерантности у старших дошкольников

Образовательные задачи:

Обучающая:

1.    Формировать умение находить выход из проблемных ситуаций.

2.    Формировать умения применять имеющиеся знания в практической деятельности.

3.    Формировать у воспитанников навыки совместных действий при выполнений заданий.

 Развивающая:

1.    Развивать умение вступать в коммуникации в процессе работы.

2.    Развивать способность проводить рефлексию собственных действий.

  Воспитательная:

1.    Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_multimid_razrabotki.docx32.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»

(МБОУ «СОШ № 10»)

Самоанализ

мультимедийной разработки

непосредственно образовательной деятельности

область «Социализация» тема: «Мы жители планеты Земля»

(подготовительная к школе группа)

 

                                                       Воспитатель первой

                                                                           квалификационной категории

                                                                             Ахунзянова Лилия Шамелевна

 

г. Нефтеюганск

  Уважаемая экспертная комиссия и гости, вашему вниманию я предъявляю  мультимедийную разработку непосредственной образовательной деятельности  по теме «Мы жители планеты Земля» область «Социализация». В подготовительной  к школе группе.

Цель: Формирование толерантности у старших дошкольников 

Образовательные задачи:

Обучающая:

  1. Формировать умение находить выход из проблемных ситуаций.
  2. Формировать умения применять имеющиеся знания в практической деятельности.
  3. Формировать у воспитанников навыки совместных действий при выполнений заданий.

 Развивающая:

  1. Развивать умение вступать в коммуникации в процессе работы.
  2. Развивать способность проводить рефлексию собственных действий.

  Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Планируемые результаты уровня интегративных качеств: развит интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, имеет представление  о семье, семейных традициях, его культурных ценностях, совершает нравственно-направленные действия (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками).

Материалы и оборудования:

  • Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, магнитофон.
  • Глобус.
  • Листы бумаги (тюбетейка и сапожок).
  • Видеоряд.
  • Аудиоряд.
  • Мольберт.
  • Ромашка
  • Клей – карандаш.
  • Разрезные бумажные картинки-лица (негритёнок, китаянка, славянка и др.)
  • Картинки с изображением национальных костюмов.

Предварительная работа: Чтение произведений о дружбе, о детях, беседы о семье, семейных традиций, милосердии;  рассматривание альбома «Моя семья», сюжетных картинок, иллюстраций (Коммуникация), дидактические игры  «Тренинг эмоций», «Кто я?», «Хорошо – плохо» (Познание), обсуждение и решение проблемных ситуаций; игровые упражнения: «Угадай, кто это», «Коробочка добрых дел», «Письмо заболевшему другу»; коммуникативные игры: «Комплименты», «Волшебная мойка», «Закончи предложения», «Все мы родные» (Социализация);

«Национальный орнамент», «Плетень», «Юрта», «Хлибчик» (Художественное творчество). Развлечения по теме. 

Вводная часть непосредственно образовательной деятельности  направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой деятельности.

Формируемые умения: умение отвечать на вопросы, удерживать образовательную задачу.

        Для создания эмоционального настроя   использовала чтение стихотворения  Я. Акима «Есть одна планета – сад», в процессе которой воспитанники высказывали свои мнения о планете Земля (рассматривание глобуса), также появление подарка от учеников 1 класса (необычная ромашка)  помогло развернуть непосредственно образовательную деятельность.

 Целью  основной части является  создание условий для разрешения проблемных ситуаций, формированию понятий о том, люди не похожи друг на друга, но все равны; существования разных народов, языков, культур и традиций.

Формируемые умения: умение решать проблемные ситуации сообща, высказывать свою точку зрения, умение оценивать поступки сверстников, применять имеющиеся знания в практической деятельности, навыки совместных действий при выполнении заданий.

Для разрешения проблемных ситуаций, в результате которых формировались основы межличностного взаимодействия между сверстниками, было предложено воспитанникам необычные лепестки – послания с различными заданиями.

Лепесток № 1 с заданием «Вопрос – ответ».

Были заданы вопросы о том, что в мире много стран и каждая страна имеет своё название.

На вопрос: Как называется наша страна и главный город? Дети отвечали чётко и правильно.

А на вопрос: Какие ещё вы знаете страны? Выяснилось, что у детей ещё недостаточные знания о других странах.

Была предложена мною игра «Все мы разные, но все мы равны»

 Все ли люди, живущие на нашей планете одинаковы и похожи, а также есть и отличия.

Было предложено детям сесть за столы. На столе лежали заготовки разрезных картинок (части лица) и нужно было выбрать из частей  те, которые, по их мнению, подходят той или иной  расе (европеоидная, монголоидная, негроидная) на Земле.

Выполняя задание, дети с интересом, осуществляя пробы действий, подбирали части лица, выделяя их  характерные особенности, при этом  советуясь друг с другом.

 И пришли к выводу, что люди не похожи друг на друга,  но все равны.

Лепесток № 2 с заданием «Решение проблемной ситуации»:

В подготовительную группу ходила девочка из Узбекистана – Зарина. Родители одевали её  по - узбекски: на ней было широкое цветное длинное платье, причёска её состояла из множества заплетённых косичек.

   Оле не понравилась Зарина, потому что одевалась она не так, как другие девочки в группе. Она обозвала Зарину и не приняла в игру, а ещё уговаривала Веру и Надю не дружить с узбечкой. Вера согласилась. А Надя сказала…

- Как вы думаете, что сказала Надя?

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

При её решении дети высказали осуждение, возмущение в поведении девочки и пришли к выводу: нужно уметь принять других людей, их обычаи, привычки такими, какие они есть.

Лепесток № 3 с изображением России.

Мы живём в большой и прекрасной стране Россия. В нашей стране живут люди разных национальностей со своими традициями.

Вопросы к детям:

- как вы понимаете, традиция – что это?

- какие вы знаете традиционные праздники?

- какие народы живут в нашей стране?

- какие народы относятся к славянам?

Пришли к выводу, что традиции – это разные умения и знания, которые передаются от одного поколения к другому. Традиционные праздники могут быть общими, такие как Новый год, Рождество и др.

Для смены деятельности и снятия эмоционального напряжения (в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10) была проведена Физминутка- одно из многих традиций русского народа: водить хоровод «Во поле берёза стояла» (слова песни сопровождаются показом).

Лепесток № 4 с изображением национального костюма татаро-башкирского народа.

Познакомить с традициями татарского и башкирского народов помогла нам гостья (под соответствующую музыку вошла бабушка в национальном костюме), которая  обратила  внимание детей на национальное татарское платье и представила образцы народно-прикладного искусства и национальные блюда.             А также познакомила с национальным мужским головным убором – тюбетейкой.

Были заданы вопросы детям:

- какие традиции вы знаете этого народа?

- кто может назвать самый любимый праздник татаро-башкирского народа?

 Обратила внимание детей на экран, где показан национальный праздник «Сабантуй».

Пришли к выводу, что много народных праздников у татаро-башкирского народа, но самый весёлый, самый любимый праздник – это Сабантуй.

У слова «сабан» есть два значения – это свадьба и весенний сев.  «Туй» - это праздник земледелия, почитание матушки – земли.

 Всех приглашают на этот  праздник, где всюду смех, веселье, песни, танцы.  

 Использование  башкирской народной игры «Юрта» помогло детям расслабиться, получить заряд положительных эмоций.

 Лепесток № 5 с изображением различных орнаментов

 Воспитанники делятся на  две группы.

Было предложено детям сесть за столы. На столе лежали

детали (заготовки) разных национальных орнаментов.

     Выполняя задание, дети с интересом подбирали элементы орнамента, советуясь друг с другом.  Что нужно выбрать те, которые характерны для татаро-башкирского костюма. В помощь детям был представлен  видеоряд с орнаментом национальных костюмов.

После того, как  дети обменялись работами друг с другом, оценили работу сверстников, пришли к выводу: в любом деле необходимы поддержка, взаимовыручка.

 В орнаменте татаро-башкирского костюма есть такие элементы, которые  присутствуют в национальных костюмах других народов.  

Оформили выставку замечательных тюбетеек и сапожков.

Итогом в основной части является реализация цели: рассмотрели и выполнили все задания, которые даны были на лепестках. Серединка ромашки  (глобус) и её лепестки – это одно целое и отрывать их нельзя, т.к.  мы должны сохранить целостность нашей планеты и всего живого, что находится в ней.

Дети, стоя в кругу, передавали ромашку со словами признательности и уважения друг другу (игра «Дружба»).

       В заключительной части образовательной деятельности

подведение итогов совместной деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию и умения оценивать  результаты своей деятельности и деятельности сверстников.

      Для формирования умения осуществлять рефлексию использовала вопросы:

- Чему мы сегодня научились?

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое задание показалось наиболее трудным?

- Как вы преодолели их?

- Какие трудности у вас возникли при выполнении заданий?

- А кто думает, что он сам сегодня очень старался?

Было предложено следующее детям:

- Если вы думаете, что справились хорошо со всеми заданиями, прикрепите себе на грудь красную звёздочку, если были затруднения то синюю.

      Образовательный процесс осуществлялся  в соответствии ФГТ в форме непосредственно-образовательной  деятельности область «Социализация».

      При планировании непосредственно образовательной деятельности были соблюдены следующие принципы обучения:

-принцип деятельностного подхода;

-систематичности и последовательности;

-доступности.

Методы обучения:

 -словесный;

 -наглядный;

 -практический.

Приемы:

-коммуникативная игра;

-задания;

-проблемные ситуации;

-вопросы (открытые, на уточнение, оценочные, проверочные);

-пробы действий;

-рассматривание;

-применение учебно-методических пособий.

Этапы непосредственно образовательной деятельности:

-вводная часть (мотивация);

-основная часть (постановка цели детьми, совместная работа по нахождению средств и способов действия, самостоятельная работа детей);

-заключительная часть (итог рефлексии).

     Основным этапом  стал этап решения проблемных ситуаций, в процессе которых формировались основы межличностного взаимодействия между сверстниками, воспитывалась культура дружеских отношений в детском коллективе, положительное отношение к обычаям и привычкам представителей других национальностей.

     В ходе непосредственно образовательной деятельности сочетались различные формы работы (игровые упражнения, дидактические игры,  решение проблемных ситуаций, задания, импровизация, беседы, чтение, рассматривание, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества).  

     Время каждой части образовательной деятельности  распределено рационально и соответствует  СанПиН 2.4.1.2660-10.

    Осуществлялась   смена динамических поз во время совместной деятельности (стоя и сидя на ковре, стоя и сидя за столами).

В  ходе непосредственно образовательной деятельности решались задачи  области «Социализация» в интеграции с областями «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество».

Что получилось

Что не получилось

За счет чего? Почему?

Постановка  цели:

решение проблемных ситуаций. Принятие и удержание ее воспитанниками на протяжении всей деятельности.

- Цель  сформулирована четко и доступно. На протяжении деятельности осуществлялся контроль методом наблюдения, вопросами, словесными высказываниями.

Воспитанники

активно высказывали свое мнение, находили выход из проблемных ситуаций.

Разнообразные задания способствовали самостоятельному выбору решений и высказываний.

Разрешение проблемных ситуаций, формирование межличностных взаимодействий между сверстниками.

Дети отвечали односложными

предложениями, торопились ответить,  не всегда  выслушивали мнение сверстников.

Использование приемов:

разделиться на группы в игре «Орнаменты», правильного выполнения задания и свободы выбора действий. Рассмотрели и выполнили все задания, которые даны были на лепестках ромашки (ассоциация ромашки с планетой Земля)

Сформированы первоначальные навыки проводить рефлексию собственных действий

С помощью символов: «красная звездочка» - если справился со всеми заданиями, «синяя звёздочка» - если затруднялись.

Вывод: я считаю, что поставленная  мною цель реализована.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной группы “Мы – жители планеты Земля”

Программное содержание: воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их культуре и деятельности; формировать представление о планете Земля и жизни людей на плане...

Занятие в подготовительной группе "Наша планета Земля"

Занятие в подготовительной группе  "Наша планета Земля"12 апреля замечательный праздник — День Космонавтики. Когда-то космос казался недосягаемым, и вот уже через какие-то десятки лет туда ...

Конспект НОД для подготовительной группы "Жители планеты Земля"

Расширить знания детей о разных национальностях народов....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: Мы - жители планеты Земля.

Цели6-формировать представление о жизни на Земле. совей стране России;-активизировать словарь (Африка, австралия, Америка (Северна и Южная), Евразия, Антарктида, английский, французкий, немецкий, кита...

Конспект на ООД по познавательному развитию в подготовительной группе ""Мы все- жители планеты Земля"

Обобщение и систематизация знаний и представлений детей о планете Земля....

Конспект занятия для подготовительной группы "Спасём планету Земля"

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по экологическому воспитанию. Дети отправляются в путешествие и знакомятся с условиями сохранения нашей планеты от экологической ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Мы – жители планеты Земля»

Образовательные задачи:- обучать детей творческому пересказыванию;- уточнение и активизация словаря.Развивающие задачи:- Развитие  связной речи, совершенствование грамматического строя речи...