Духовно-нравственное воспитание дошкольников с задержкой психического развития на основе фольклора и семейных традиций
статья (старшая группа) на тему

Ермакова Наталия Давидовна

В статье раскрывается опыт работы духовно-нравственному воспитанию дошкольников с задержкой психического развития на основе фольклора и семейных традиций, описываются разнообразные формы и методы работы с детьми, игровые ситуации, направленные на формирование духовно-нравственных чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ермакова Наталия Давидовна,

воспитатель БДОУ г.Омска

«Центр развития ребенка-

детский сад № 258»,

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с задержкой психического развития на основе фольклора и семейных традиций

        В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно развит этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создавать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Многие нравственные качества закладываются в детские годы. Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.

В нашу группу поступают дети с различными видами задержки психического развития. Плаксивость, легкая возбудимость, слабая переключаемость, агрессия – вот только некоторые проявления черт личности детей. Пребывание таких детей в условиях дошкольного  учреждения требует от педагогов особого подхода и методов работы [1,с.25].

Один из методов влияния на поведение ребенка используемый в нашей работе – это разбор различных ситуаций, отрицательных примеров поведения, с ориентацией на хорошие, добрые поступки в последующем. Большими помощниками в этой работе являются картинки с примерами хороших и плохих поступков. Рассматривая «отрицательную» картинку мы в игровой форме предлагаем ребятам подобрать картинку с противоположным «положительным» примером и «оживить» ее показом. Дети охотно вступают в игру, постепенно приучаются оценивать свои и чужие поступки. Таким образом, мы добиваемся критической самооценки собственного поведения ребенка.

Для вырабатывания и закрепления привычки употреблять вежливые слова создаю различные психолого-педагогические ситуации.

Например: встаю так, чтобы дети не могли пройти в дверь. Ребята начинают искать лазейку, но  опять закрываю проход. Через некоторое время кто-либо из детей догадывается, что следует сказать, как поступить. При повторе ситуации практически все дети говорят «волшебное» слово.

Дошкольное детство, важнейший период в нравственном становлении личности. Оно происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям в процессе различной деятельности [3,с.125].  Большую роль в воспитании  культуры  поведения имеют сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семья», « Библиотека». Обыгрывая различные ситуации с подачи педагога, а затем и самостоятельно, дети учатся находить пути разрешения конфликтных ситуаций, или вовсе их недопущение, кроме того, способствуют укреплению дружеских взаимодействий и вежливому отношению друг к  другу. Играя в дидактические игры «Давайте жить дружно», «Дружба – это помощь»,  «Кто такой настоящий друг?» дети учатся дружить с окружающими, узнают о значимости роли друга в жизни.

Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я поняла, что положительные качества личности хорошо развиваются с помощью детского фольклора или народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. С фольклорными произведениями мы знакомим ребенка с раннего возраста. Все начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, потешек. Колыбельные песни – этозаговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. Если колыбельные песни служат для развлечения ребенка, то потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помог по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, каши не варил. Потешки я использую во всех режимных процессах. Кушаем с потешкой: «Глубоко – не мелко, корабли в тарелках. Луку головка, красная морковка. Петрушка, картошка, крупки немножко. Вот кораблик плывет, заплывает прямо в рот. Одеваемся с потешкой: «раз, два, три, четыре, пять  – собираемся гулять. Завязала Катеньке шарфик полосатенький, наденем на ножки валенки-сапожки и пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и скакать».

Мы знакомим детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, свое Отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина: «Чти отца и мать, не придется тебе горевать», «Без матери и солнце не греет».

Также используем русские народные игры для детей. Которые ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают интерес к народному творчеству.

Например: «Удар по веревочке», «Петух», «Горелки», «Карусель».

Невозможно переоценить значение русской народной сказки в воспитании дошкольников. Они помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки они получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширяют кругозор, развивают нравственные качества: доброта, щедрость, трудолюбие. Сказка не дает прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают[2, С.45]. Например: сказки «Репка», «Теремок» учат детей  быть дружными  и трудолюбивыми, «Гуси-лебеди» учат слушать родителей, страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики». В нашем детском саду проводится большая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств у ребят, но нет сомнения в том, что основы духовной нравственности у детей закладываются в семье.

Приемы работы с детьми

  • Чтение литературного произведения,
  • Проводится запланированная работа: беседа по вопросам, обсуждение поступков героев, выявление причинно-следственных связей (почему герой поступил так),
  • Выполняются рисунки  или поделки по мотивам произведения,
  • Проигрывание эпизодов произведений,
  • Проигрывание вариантов решения ситуаций.

Семья-первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции в семье, какое место в семье занимает ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного уклада, а именно:

- уход за маленькими детьми (долгое грудное вскармливание), забота о престарелых членах семьи;

- уважение между супругами;

- использование в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр совместного изготовления игрушек-самоделок;

- посильное участие детей в трудовой  деятельности семьи;

- семейное чтение с последующим обсуждением прочитанного [4, стр. 87].

Ребенку-дошкольнику необходима идеальная норма, непреходящие образцы для подражания и духовный абсолют.

Ведущим принципом в нашей работе по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное творческое взаимодействие педагогов, детей и родителей. Воспитатели активно сотрудничают с родителями наших воспитанников, организуя родительские собрания, беседы за круглым столом, анкетирование, консультации, психологические игры, тесты.

Повышая престиж материнства и отцовства, мы проводим фотовыставки и конкурсы поделок «Папа может все, что угодно», «Мамины руки не знают скуки» (показываем мастерство и трудолюбие родителей).

Результативность

Дети:

90% детей четко знают правила поведения в жизни и обществе, могут правильно оценивать поступки свои, сверстников, литературных героев.

65 % детей самостоятельно контролируют свое поведение,

30 % контролируют при регулярном напоминании взрослого,

5 % детей нуждаются в постоянном контроле и напоминании со стороны взрослого.

Родители:

У родителей повысился уровень  знаний по духовно-нравственному  воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность  по художественному творчеству чтению, подготовке и проведении праздников помогла сблизить родителей и детей.

Таким образом, представленные выше формы работы помогают приобщению детей к культуре поведения и формированию духовно-нравственных качеств.  

Литература:

  1. Л.С.Маркова «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР».
  2. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: сб. практ. материалов. М.2004.
  3. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. – 2009. - 298с.
  4. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста; сб. практ. материалов. М., 2002 .


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ЗПР В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ

         Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии, их социальную адаптацию и оказание помощи этой категории воспитанников дошкольных учреждений.

    В комплексной деятельности педагогов ДОУ участие педагога-психолога крайне необходимо. В его функции входит:                                                            - психодиагностическая и психопрофилактическая работа с детьми;                                                              -  повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания ребенка с задержкой психического развития;                                                                                                                       - оказание помощи детям в адаптации (совместно с воспитателем);                  -проведение психологической диагностики (по ее результатам предлагает педагогам необходимые рекомендации);                                                                 -своевременное устранение конфликтных ситуаций и их профилактика;

    Педагог-психолог:

- изучает и осуществляет коррекцию эмоционально-волевой и личностной сферы воспитанников;

- организует психолого- диагностическую работу с семьями воспитанников;   -направляет профессиональную деятельность на создание социально-психологических условий для комфортного пребывания детей в дошкольном учреждении;                                                                                                               - осуществляет диагностику детско-родительских отношений в семье, межличностных отношений в детской группе.

   Педагогический эффект в решении коррекционных задач в значительной мере зависит от взаимодействия специалистов. В группах комбинирующей направленности для детей с ЗПР эффективными являются следующие формы взаимодействия психолога и воспитателя:

1 этап - взаимообмен данными диагностики, для выбора оптимальных форм и методов работы с детьми с ЗПР – первый этап диагностики (сентябрь-октябрь) - фронтальная диагностика.

Методики:

  • Цветовой тест Люшера (проводится при адаптации детей к условиям ДОУ)
  • Дифференциация эмоциональных состояний (по карточкам выбрать эмоцию), тест тревожности «Выбери нужное лицо»
  • Проектная методика «Дом, дерево, человек»

2 этап

Коррекционно-развивающие занятия (по программе Цурковой, Ротарь Н.В.)

- выполнение воспитателем индивидуальных заданий педагога-психолога       - взаимопосещение занятий, для корректировки наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми ЗПР (совместное проведение упражнений на развитие коммуникативных навыков, саморегуляции, снятия внутренних зажимов, эмоционального комфортного сотстояния);

- совместное проведение родительских собраний, педагогических гостиных;  

- диагностирование детей по запросам родителей;

Совместное проведение упражнений на развитие коммуникативных навыков, эмоционального комфортного состояния.

Важно отметить, что в этот этап реализуются следующие задачи:

- применяются упражнения на развитие коммуникативных навыков, саморегуляцию, снятие внутреннего напряжения, зажимов. Применяются игры «Камень и путники», «Слепи свое лицо» - снятие мышечного зажима, развитие психических функций. Также дети любят играть в хороводную игру «Пузырь» на позитивную проекцию, умение взаимодействовать в игре.

Проведение педагогических гостиных с родителями детей с привлечением специалистов педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателей групп помогает оказывать психолого-педагогическое просвещение родителей, развивает личность ребенка с помощью родителей при их активном участии. Проводились гостиные на тему «Применение методики арт-терапии, песочной терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми. Родители могли увидеть особенности организации таких занятий с детьми, значимость применяемых методик.

     С целью выявления особых образовательных потребностей детей проводится психолого-медико-педагогическое обследование, задача которого выявить характер патологии, ее структуру, степень выраженности, индивидуальные особенности проявления.

    На основании ПМПК выносятся рекомендации об образовательном маршруте ребенка с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей в том числе и для педагогов.

    Я хотела бы представить Вашему вниманию план взаимодействия педагогов на примере одной недели.  

    Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит учителю-дефектологу. Он определяет уровень актуальной и ближайшей зоны развития ребенка, планирование и проведение подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности.      Воспитатель занимается закреплением навыков, проводит  работу специально-организованной коррекционно-развивающей деятельности по продуктивным видам деятельности, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей. В рамках данного лексического материала воспитатели планируют содержание совместной деятельности с детьми в течении недели.

     Так при прохождении темы «Зима» воспитатель вместе с детьми изготавливают аппликацию «Зимние картинки », педагог закрепляет представления детей о зимних изменениях в природе. В процессе трудовой деятельности привлекает детей к уборке снега на участке.

     Польза сотрудничества психолога проявляется в четкой организации работы и в своевременных успешных результатах коррекции. У психолога на первый план выступает задача развитие психических процессов у детей.

     Так по теме «Зима» психолог развивает у детей способность к установлению причинно следственных связей, развивает внимание при проведении игровых моментов, формирует зрительно-моторную координацию, когда предлагает детям дорисовать пропущенные элементы на картинке, способствует умению анализировать, выделять четвертый лишний.

    Взаимодействие специалистов воспитателя и психолога способствуют эффективным, качественным изменениям в развитии детей с ЗПР, профессиональной подготовке в области коррекционной педагогики.



Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка-детский сад № 258»

Конспект

 совместной образовательной деятельности педагога и детей с ЗПР в старшей группе по теме

« Дымковская  роспись» (ОО «Художественное творчество»)

Подготовила: воспитатель старшей группы для детей с ЗПР

 Ермакова Наталия Давидовна

Омск 2016

Цель: Обобщить знания детей о дымковских игрушках.

Задачи:      

1. Образовательная:

     Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, рассматривать их, называя детали узора.

     Закреплять умение украшать игрушки узором: круг, кольцо, прямая, волнистая линия.

2. ОО «Речевое развитие»

      Закреплять умение разгадывать загадки.

3.  Воспитывать желание участвовать в творческой деятельности.

Форма работы:

  1. Творческая мастерская

Методы и приемы:

  1. Ситуативный разговор
  2. Проблемная ситуация
  3. Разгадывание загадок
  4. Музыкально-дидактическая игра

Оборудование:        

  • проектор                
  • кисти
  • глиняные игрушки белого цвета        
  • видеобращение, посылка, записка         
  • слайды «Дымковские игрушки»          
  • краски         
  • посылка        
  • проигрыватель
  • образцы росписи        
  • стаканчики с водой        
  • письмо                    
  • иллюстрации село Дымково

Ход деятельности

     Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Оборудование

Ситуативный разговор

Воспитатель спрашивает детей в какой стране мы живем?

Дети отвечают

- в России

Карта России

Разгадывание загадок

Подводящий к проблемной ситуации диалог

Видеобращение

                                                     

Музыкально-дидактическая пауза

Творческая мастерская

Ситуативный разговор

Воспитатель загадывает загадку детям о мастерах, которые расписывают игрушки.

Воспитатель читает стихотворение о селе Дымково.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки об игрушках, которые лепили в селе Дымково.

Воспитатель говорит детям, что в группу принесли письмо из села Дымково.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации, ответить на вопросы:

- Краску какого цвета используют мастера?

- Какие элементы дымковской росписи знают?

Почтальон Печкин обращается к детям и говорит о том, что принес посылку из села Дымково и в посылке лежит записка, в которой мастера передают свою просьбу о помощи

Воспитатель задает вопрос

- Почему игрушки белого цвета?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в посылке лежит записка от дымковских мастеров, читает ее.                        

(«Ребята, у нас много работы, мы не успели расписать эти игрушки, но мы знаем, что Вы уже научились украшать дымковским узором фигурки и сами сможете их раскрасить»)

- Сможете ли Вы их расписать?

Воспитатель предлагает детям поработать дымковкими мастерами, расписать игрушки узором.              

Привезли мы глину, с дальнего бугра (взялись за руки, идут по кругу)

Ну-ка за работу, чудо-мастера (вытягивают руки вперед - в стороны)

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками)

А потом распишем ( пальцы в щепотку, рисуют линии

Воспитатель приглашает детей в круг, предлагает перед работой размять пальцы рук.

Воспитатель приглашает детей пройти в мастерскую, выбрать игрушку для росписи и занять места за столами.

Воспитатель просит детей вспомнить, каким способом они будут прорисовывать элементы росписи.

Воспитатель предлагает детям использовать для росписи игрушек образцы или придумать свой узор.

Помощь воспитателя детям по мере необходимости.

Воспитатель предлагает детям рассказать

- Какую игрушку расписали?

- Из каких элементов составили узор?

- Какие цвета красок  использовали?

- Какая игрушка тебе понравилась больше? Почему?

- Как мастера узнают, выполнили ли Вы работу или нет?

Воспитатель оценивает работу детей, обобщает ответы, предлагает сфотографировать игрушки и отправить фотографии в село Дымково, чтобы мастера полюбовались ими.

Дети отгадывают

- Дымковские мастера

Дети слушают.

Дети отгадывают загадки, рассматривают слайды (индюк,барышня, кони )

Дети открывают конверт, достают иллюстрации, раскладывают на столе.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети открывают, достают содержимое (глиняные игрушки белого цвета), рассматривают их.

Дети высказывают свои предположения.

Дети слушают.

Дети соглашаются.

Дети выполняют движения со словами.

Дети садятся за столы.

Дети отвечают

- Кончиком кисточки, всем ворсом

Дети расписывают игрушки

Дети рассказывают о проделанной работе

Дети упаковывают игрушки в посылку, чтобы отнести на почту.

Дети отвечаю на вопрос, оценивают работы у друг друга

Дети предлагают варианты ответов (отправить посылкой, сфотографировать, пригласить их в гости))

Иллюстрации село Дымково

Проектор, показ  слайдов дымковские игрушки

Конверт с иллюстрациями дымковских игрушек

Посылка (внутри глиняные игрушки)

Записка от мастеров

Краски, кисти, стаканы с водой, иллюстрации дымковских игрушек.

Проигрыватель, р.н. мелодия.

   



Предварительный просмотр:

Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей с ЗПР в старшей группе по теме

« Гжельская роспись» (ОО «Художественное творчество»)

Цель: развивать умение расписывать посуду по мотивам росписи «Гжель»

Задачи:

ОО « Социально-коммуникативное развитие»

Закреплять умение детей составлять описательный рассказ, составлять сложные предложения с использованием предлогов.

ОО « Познавательное развитие»

Познакомить с народным промыслам «Гжель»

Форма работы:

1. Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества

2. Ситуативный разговор

3. Музыкально-дидактическая игра

Оборудование:

проектор                  кисти        образцы росписи        краски

магнитофон            гуашь синего цвета      посуда для росписи        стаканчики с водой

Ход деятельности.

     Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Оборудование

Словесный

Наглядный

Музыкально-дидактическая

игра

Словесный

Наглядный

Музыкальное

сопровождение

Игровой

Воспитатель спрашивает детей, что они видят перед собой?            

Как назвать одним словом

эти предметы?

Воспитатель спрашивает детей чем похожи эти предметы,

чем отличаются, каким цветом расписаны?

Воспитатель спрашивает

детей, хотят ли они узнать

как называется роспись,

которую использовал

художник?

Приглашает совершить путешествие

в город мастеров на автобусе.

В городе мастеров воспитатель

приглашает детей посетить

кинотеатр.

Воспитатель рассказывает

детям о росписи «Гжель»,

показывает слайды «Посуда»

Воспитатель приглашает детей пройти в мастерскую, чтобы научиться рисовать такие же узоры.

Воспитатель напоминает детям способ рисования элементов росписи.

Воспитатель предлагает детям начать работу, ведь они гжельские мастера.

-----------------------------------

Воспитатель предлагает гжельским мастерам рассказать о своих работах.

Воспитатель предлагает устроить « пир на весь мир».

Ребята перечисляют

Дети называют обобщающее

слово.

Всевозможные ответы детей

Дети выполняют движения

под музыку

Железновой Т.А.

Дети садятся на стулья.

Дети выбирают плоскостные

предметы (посуду), проходят в мастерскую.

Дети проговаривают.

Продуктивная деятельность

детей.

Дети рассказывают какая у них посуда, какие элементы росписи они использовали, краску какого цвета, как называется роспись?

Дети составляют из рисунков большую ленту-панораму, на тарелки крепят плоскостные фрукты, овощи.

На магнитной доске размещены образцы посуды

Слайды , проектор

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи – основа коммуникативных способностей дошкольников с задержкой психического развития»

На передний план в структуре нарушений интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития выступают:·импульсивность действий;·малая значимость образца и низкий уровень самоконтроля ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Особенности музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается значение музыкального воспитания для дошкольников с задержкой психического развития и влияние музыкальных занятий на успешную социализацию данной категории обучающихся. Описан...

ПРОГРАММА воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина и др.

Программа адресована специалистам, работающим с детьми с ЗПР: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам, воспитателям, музыкальным руководителям и др....