Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами сказочного панно «Фиолетовый лес»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Тонкова Наталья Алексеевна

Самой любимой и естественной деятельностью младших дошкольников является игра, игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом потребности детей. В данном конкретном случае внимание педагога должно быть направлено на успешную адаптацию ребенка младшего дошкольного возраста в детском саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tonkova_n.a._doklad.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тонкова Н.А., старший воспитатель

филиала МАДОУ «Детский сад № 5» -

 «Детский сад № 10»

Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами сказочного панно «Фиолетовый лес»

В одной сказочной стране есть много чудес.

 Но самое главное чудо в ней – игра.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду при открытии детского сада, мы ставили перед собой следующие задачи:

  1. Акцентировать внимание педагогов на контингенте воспитанников младшего дошкольного возраста;
  2. Направить работу педагогического коллектива на успешную адаптацию ребенка к условиям детского сада;
  3. Заинтересовать родителей применяемыми инновационными технологиями.

Самой любимой и естественной деятельностью младших дошкольников является игра, игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом потребности детей. В данном конкретном случае внимание педагога должно быть направлено на успешную адаптацию ребенка младшего дошкольного возраста в детском саду.

Что такое адаптация и что нужно сделать педагогу для того, чтобы наполнить ее положительными эмоциями для комфортного самочувствия ребенка в данной среде. Мы пришли к выводу, что сказка это прекрасная возможность повысить эффективность успешной адаптации к детскому саду

Современные требования к системе дошкольного образования и развитие общества в целом, нацеливают нас на то, что детство ребенка должно быть насыщенным, поэтому возникает необходимость подбора материала сочетающего в себе «полезные» для ребенка вещи (математика, логика обучение чтению и т.д.) и сказочно-ностальгические события, которые должны сочетаться в ИГРЕ.

Пересмотрев огромное количество развивающих пособий мы остановились на развивающих играх Воскобовича В.В. и в качестве эксперимента в одну из групп приобрели сказочное панно «Фиолетовый лес».

«Фиолетовый лес» – это развивающая сенсорная среда, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень знаний в соответствии с возрастными особенностями. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов.

С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и сказочные герои, которые близки и знакомы детям.

Изучив материал по данной тематике, мы пришли к выводу, что для нас актуальна тема адаптации детей младшего дошкольного возраста и основной акцент в сказках «фиолетового леса» – мы делаем на профилактику эмоционального состояния детей и развитие у детей уверенности в своих силах, в связи с этим снижение ситуативной тревожности.

Исходя из опыта внедрения данной технологии, мы делаем следующие выводы:

 - в период адаптации интерес к игровым пособиям спонтанен, «Фиолетовый лес» привлекает к себе внимание множеством манипуляции (на панно присутствуют деревья, плоды, листья, звери, солнышко, тучка и многое другое) далее возникает у ребенка желанием подойти, рассмотреть, потрогать, то есть появляется мотивация к самостоятельному и совместному действию. Еще, чем примечательно панно «Фиолетовый лес», это то что ребенку одновременно доступен осваиваемый материал и то что, ребенок получает от этого удовольствие. А в свою очередь длительность деятельности ребенка зависит от вариативности использования материала, чем больше тайн скрыто в игровом пособии, тем чаще ребенок захочет его использовать, экспериментировать, поделиться своими открытиями в этом и состоит дальнейшая задача педагога (Например, на панно расположен паучок: Тебе нравятся бабочки? А где они живут? А кто еще живет в лесу? А в нашем лесу живет много разных насекомых? Хочешь узнать, кто здесь живет и, чем они занимаются? (педагог совместно с ребенком рассматривает, кто еще живет на панно). Что плетет паучок? А паутина какая? (действия педагога совместно с ребенком предполагают создание сюжета). Кто попадает в его паутину? А как ты думаешь можно спасти насекомых от паучка? У меня есть друг малыш Гео, он всегда приходит на помощь…) Таким образом, сказку можно продолжать и разворачивать сюжет либо по замыслу воспитателя либо по желанию ребенка.

Не менее важными атрибутами сказочного панно являются герои, среди которых есть постоянные – ключевые герои, с которыми ребенок проходит все испытания на протяжении всего путешествия. И есть герои, которые живут в игровых областях.

Положительный опыт работы педагога экспериментальной группы, где был расположен «Фиолетовый лес», и успешной адаптации детей к детскому саду, привлек внимание педагогического коллектива, интерес превзошел ожидания, и в качестве нового воплощения панно педагог другой группы совместно с родителями создала свой сказочный Фиолетовый лес, в виде напольного панно, где составляющие сказочного леса были изготовлены из фанеры, плюсы данного пано:

- возможность использования всего группового пространства;

- ребенок сам герой сказочного леса;

- развитие мелкой моторики детей, способность сопоставлять предметы и окружающую действительность (что растет в лесу, что или кто живет в озере и др.).

На данный момент в каждой группе детского сада расположены пособия технологии «Сказочные лабиринты игра», где то это Фиолетовый лес, а где то коврограф «Ларчик».

Дидактический материал педагогический коллектив дополняет самостоятельно, в зависимости от интереса детей, сезонности, потребности в изучении нового материала и т.д.

Сейчас предлагаю вам окунуться в атмосферу сказки, перейти к практической части моего выступления.

Перед вами фиолетовый лес, где есть сказочное озеро Айс. По этому озеру плавает капитан Гусь, но случилось беда, его корабль временно не может плавать. Но именно сегодня капитан Гусь приглашен на день рождение к Лучу Владыке. Предлагаем вам с помощью нетающих льдинок помочь капитану добраться до своего друга.

По пути он встречает Китенка Тимошку, у которого совсем нет друзей, помогите ему в этом с помощью чудо крестиков и чудо сот.

Ну и в завершении всем известно, что на день рождение принято приходить с подарком, поэтому соберите подарок для с помощью фонариков.

Мы подобрали для вас различные материалы данной технологии и предлагаем вам, используя данные пособия:

Представьте, что в лесу исчезли все животные и птицы:

Перед вами «Прозрачный квадрат», «Чудо крестики» и «Чудо соты». Соберите как можно больше животных и птиц из данных пособий

На наш взгляд технология «Сказочные лабиринты игры», а именно панно «Фиолетовый лес», позволяет более успешно адаптироваться ребенку к детскому саду, дает эмоциональный комфорт во время пребывая в группе, возможность погрузиться в сказку и быть ее героем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности...

Статья "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности."

С  утверждением  и   введением  в действие Федеральных  государственных  требований  к  структуре основной  общеобразовательной программы  дошкол...

СТАТЬЯ на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности"

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...

Консультация для родителей «Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

Адаптация – тяжелое испытание для детей, и вызывает, как, правило, серьезные переживания у их родителей.Немаловажным фактором успешной адаптации ребенка в ДОУ является постепенный переход ребенк...

«Использование пальчиковых игр в целях обеспечения успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная зан...

Игротерапия как средство создания благоприятной психологической среды в ходе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

В данной работе представлено выступление на семинаре для воспитателей ДОУ по методам и приемам адаптации детей в ДОУ....

Подвижная игра, как средство легкой и успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Статья рассматривает подвижную игру как эффективное средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Подвижные игры помогают детям преодолеть страх перед новыми ситуаци...