Игротерапия как средство создания благоприятной психологической среды в ходе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
методическая разработка (младшая группа)

Гусева Ольга Сергеевна

В данной работе представлено выступление на семинаре для воспитателей ДОУ по методам и приемам адаптации детей в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд: Тема: «Игротерапия как средство создания благоприятной психологической среды в ходе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»

Адаптационный период один из самых сложных в жизни ребёнка. Малыша приводят в детский сад и оставляют в новой для него обстановке. Ломается привычный стереотип жизни: разлука с родителями, пребывание среди большого количества сверстников порождают чувство тревоги, неуверенности, незащищённости, чувство покинутости, брошенности. Ребёнка страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родителями неожиданно прерваны.

Любой ребёнок даже самый психологически благополучный, попадая в новые условия детского сада, испытывает стресс. На его фоне происходит процесс адаптации, ребёнок приспосабливается к новым условиям существования.

2 слайд:  Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, мы используем такой метод коррекции развития ребенка младшего дошкольного  возраста, как игротерапия. Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера.

Цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций.

Принципы организации и проведения игровой терапии в период адаптации:

А) безоговорочная симпатия к ребёнку;

Б) минимальное количество ограничений;

В) активность самого ребёнка;

Г) добровольность участия в игре;

Д) непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми, вовлекает их в игровую деятельность.

Е) предоставлять ребёнку возможность проявить и выразить себя, свой взгляд на мир.

3 слайд. Игрушки - забавы позволяют:

  • воспитывать чувство юмора у ребенка
  • отвлекать от неприятных ситуаций, снимать стресс, успокаиваться
  • учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми.

4 слайд. Игры в уголке сенсорного развития

Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их форму, цвет, величину, твёрдость, местоположение и другие признаки.  Так, например, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине.

5 слайд: Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности  ребёнка, его самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, совершенствуют крупную моторику.

6 слайд: Игры с обычной бумагой также могут открыть малышам много новых возможностей. Например, можно сделать из листов тонкой бумаги комочки и бросать их, как снежки. Можно заворачивать в бумагу разные игрушки и разворачивать их обратно. Старую ненужную бумагу можно рвать на мелкие кусочки и насыпать их в мисочки и кастрюльки.

7 слайд: В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в себе в собственных силах. Такие игры помогают преодолеть робость, застенчивость, страх. Подвижные игры создают дополнительные возможности общения  детей со сверстниками и взрослыми.

8 слайд: В детском возрасте полезны игры с песком. Действия, выполняемые  ребёнком с песком, успокаивают его нервную систему, а рисование предметов  на нем развивает мелкую моторику рук, способствует развитию речи,  фантазии. Песочные игры помогают детям познать, что значит создавать или разрушать. Дети чувствуют себя свободно в выражении своих внутренних чувств и эмоций.

9  слайд: Одной из традиционных и любимых забав для малышей являются игры с мыльными пузырями. Они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются.

10 слайд: Сюжетно-ролевые игры снимают эмоциональное напряжение, развивают навыки взаимодействия детей друг с другом, а также внимание, речь, воображение.

11  слайд: Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Но театрализованные игры предполагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение использовать изобразительные средства (интонация, мимика, жесты). Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью.  Такая деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы и  ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

12  слайд: Также в играх-драматизациях принимают активное участие родители. Такие постановки способствуют сплочению не только детского коллектива, но и коллектива родителей.

13  слайд:

Используя игротерапию в воспитательно-образовательном процессе, можно добиться следующих результатов:

  • обеспечить эмоциональную разрядку,
  • снять нервное напряжение,
  • уменьшить страх темноты, наказания, замкнутого пространства,
  • улучшить гибкость в поведении,
  • освоить групповые правила поведения,
  • наладить контакт между родителями и детьми.

Таким образом, игра-это особый вид активности ребенка, который позволяет ему накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся умения и навыки.

      14 слайд: Притча «Одинокая звёздочка»

Когда-то очень давно ночное небо было совсем темным. На нем была только одна маленькая Звездочка. Она жила высоко в небе и когда смотрела вокруг, то замечала, что совсем одна. От своего одиночества ей становилось грустно, потому что очень хотелось видеть на небе другие звездочки, ловить их лучи и дарить им свое тепло.

Тогда Звездочка решила отправиться в путешествие на землю к одинокому, старому, мудрому человеку, который жил на высокой горе. Когда она его нашла, то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Нет никого, с кем бы можно было поговорить, разделить радость и грусть, иногда я даже плачу, настолько мне одиноко».

Мудрец прекрасно знал это состояние, когда ты один - пропадает желание играть, пища становится невкусной, сон беспокойным, не поются веселые песни.

Ему очень понравилась маленькая звездочка, а поскольку он был старым, добрым, мудрым, то решил ей помочь. Он зашел в свой дом, нашел там блестящий волшебный мешок, открыл его, и достал оттуда множество блестящих волшебных звездочек. Один взмах руки - и на ночном небе засияли тысячи ночных звезд.

- Посмотри, сказал мудрец как красиво и удивительно! Теперь на небе множество звезд, это твои друзья. Тебе не будет так одиноко, ты сможешь разговаривать с ними, играть в различные игры, дарить им свое тепло и любовь. Маленькая, когда совсем одинокая звездочка была очень рада и счастлива, что у нее появилось множество друзей. Она поблагодарила мудреца. И уже решила улететь на небо, но мудрец остановил ее: «Я хочу сделать для тебя еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась на земле. Я создам на чём-нибудь необычном твое изображение». Он хлопнул в ладоши, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда осталось на земле.

Вопрос: где осталась маленькая звездочка? (В сердцевине яблока; показать.) Почему именно яблоко? (им можно поделиться)

Эту легенду я рассказала не просто так, а для того, чтобы вы почувствовали состояние ребенка, когда он приходит первый раз в детский сад. Задача педагога - помочь ребенку безболезненно пройти этот сложный для него период адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами сказочного панно «Фиолетовый лес»

Самой любимой и естественной деятельностью младших дошкольников является игра, игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятель...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности...

Статья "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности."

С  утверждением  и   введением  в действие Федеральных  государственных  требований  к  структуре основной  общеобразовательной программы  дошкол...

СТАТЬЯ на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности"

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...

МИРЗОЯН Ж.М. ПРОЕКТ Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Мой любимый детский сад!

              В жизни каждого ребёнка наступает период, когда ему, хоть  и ненадолго, но придётся отлучаться от родителей. Мы, конечно же, говорим о необ...

Психолого-педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

Методический материал содержит практические рекомендации педагогическим работникам по адаптации детей к условиям детского дошкольного образовательного учреждения...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада нетрадиционными средствами изобразительной деятельности

Адаптационный период у малышей – это важный этап, где каждый родитель и каждый педагог старается создать эмоционально благоприятную сферу, комфортные условия для пребывания детей в детском саду....