Отношения между родителями в семье
статья на тему

Салагина Надежда Николаевна

Отношения между родителями в семье играют важнейшую роль в воспитании и нравственном становлении личности. Не случайно говорится: лучшее, что может сделать отец для воспитания своих детей, – это любить их мать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20 КБ

Предварительный просмотр:

Отношения между родителями в семье

Отношения между родителями в семье играют важнейшую роль в воспитании и нравственном становлении личности. Не случайно говорится: лучшее, что может сделать отец для воспитания своих детей, – это любить их мать.

Семейное общение:

а) как родители слушают друг друга: поза внимания или отстранённости, мимика интереса или безразличия, а может – пренебрежения; взаимопонимание с «полуслова», «поглаживание» или «укол» взглядом, прикосновением, словом и т.д.;

б) как общаются: заинтересованно, приглашая к дальнейшему общению или только информируя; интонация: серьёзная, дружеская или скептически–снисходительная;

в) о чем говорят: в благополучной семье большой диапазон тем для разговора, гибкость переключения; общение часто начинается со слов «А знаешь…», «Как ты считаешь…?»; в неблагополучной – круг обсуждаемых проблем ограничивается бытовыми и прагматическими темами: «Ты поел?», «Опять за собой не убираешь!», «Проверь хоть раз у сына домашнюю работу, он опять двойку получил», «Когда ты, наконец, этот кран починишь?!».

Характер власти и лидерства в семье:

а) Эгалитарная семья (демократический характер отношения к лидерству в семье).

Традиционная (патриархальная) семья.

Современная семья (лидирующее положение женщины).

Отношение родителей к ребёнку

Это, безусловно, важный компонент формирования отношений ребёнка к миру. Об этом говорят многие исследования и педагогические наблюдения.

  1. Авторитарный стиль отношений – наиболее распространённый в настоящее время.

Его наличию и расцвету в той или иной среде способствует ряд условий:

  • собственный опыт воспитания взрослого в такой среде («нас так воспитывали, и ничего – выросли, вон какие хорошие и порядочные»);

2.Либеральный (попустительский) стиль отношений.

Чаще всего данный стиль отношений характеризуется негативно. Суть его в том, что взрослый, на первый взгляд, предоставляет ребёнку полную свободу действий, и, вроде бы, формирует самостоятельность и ответственность. Но реальная позиция взрослого связана со стремлением к покою, нежеланием обременять себя дополнительными проблемами. Демократический стиль отношений.

Позиция взрослого – поддерживающая самоосуществление ребёнка, помогающая ему решить свои проблемы при минимально возможном участии взрослого; взрослый все и всегда определяет вместе с ребёнком, помогает ребёнку понять его сущность, стремится поддержать индивидуальность ребёнка и помочь ему преодолеть негативные особенности, личностные трудности.

Позиция ребёнка – доверие по отношению к взрослому, позволяющее обратиться к нему в случае необходимости за помощью и поддержкой, но в то же время – стремление к самостоятельности, свободе выбора и ответственности.

Ценности данного типа отношений: взаимная любовь, доверие и уважение друг к другу.

Отношение родителей к другим

(знакомым или посторонним) людям

Характер этих отношений, безусловно, связан с предыдущими, но имеет и свою специфику, ибо только целостный, действительно глубоко нравственный человек не меняет принципов своих отношений к людям в зависимости от того, являются ли они его близкими или посторонними, равны они ему по возрасту и служебному или социальному положению или зависят от него (например, младше, старше, подчинены по службе и т.д.), менее удачливы в жизни, менее обеспечены или, наоборот, являются его руководителями по службе, выше по социальному статусу…

У неблагополучной семьи присутствуют 4 вида «голода»:

1. Биологический - потребность в еде, сексе, безопасности, удовольствии, отсутствии боли.

2. Психологический - потребность в прикосновении, понимании, внимании, принятии себя в мире и мира в себе. Потребность в самоуважении и высоком самооценке.

3. Социальный - потребность в принятии, в отношениях, в широком репертуаре социальных ролей.

4. Духовный - потребность в смысле и целях в жизни. Потребность в принадлежности к чему-то большему, чем своя жизнь, семья.

Общение в неблагополучных семьях на низком уровне

  • отсутствуют забота, юмор, радость;
  • доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;
  • нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, семья активно избегает поддержки со стороны образовательных учреждений, служб социальной защиты, просто соседей;
  • легко возникают состояния тревоги и паники;
  • проявляется тенденция разрешать проблемы на эмоциональном уровне.

Таким образом, мы, используя имеющиеся подходы к анализу современной семьи, можем сказать, во-первых, насколько дифференцированы молодые семьи по разным основаниям; во-вторых, опираясь на эти классификации, можем проанализировать те семьи, с которыми мы работаем с точки зрения воспитательного потенциала, отражающегося на нравственном и социальном развитии ребёнка-дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры

В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родите­лей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ре­бенка с родителями имеют негативные п...

Методическая разработка проекта по оптимизации отношений между родителями и детьми "Семья – это семь Я"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...

Родительское собрание "Отношение между родителями и детьми в семье"

Даннй материал предназначен для воспитателй, с целью получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий...

Консультация для родителей: «Развитие отношений между родителями и детьми».

Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад....