Методическая разработка проекта по оптимизации отношений между родителями и детьми "Семья – это семь Я"
методическая разработка по теме

Новикова Светлана Анатольевна

 

 

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида №14

 города Крымска муниципального образования

 Крымский район

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 "Семья – это семь  Я"

               

            Оптимизация отношений между родителями и детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                 Подготовила

педагог – психолог

второй квалификационной  категории

 МДОУ детского сада №14

 

Новикова Светлана Анатольевна

 

 

 

 

 

                                              Проект "Семья – это семь  Я "

                            Оптимизация отношений между родителями и детьми.

 

     Актуальность  проблемы:

 

          Семья - один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. В  семье  действует  сложная  система  взаимоотношений,  где  каждый  ее  член  занимает определенное  место,  участвует  в  выполнении  определенных  функций,  поддерживает приемлемый  уровень  межличностных  взаимодействий.  Семья  представляет  собой  микросистему,  находящуюся  в  постоянном  развитии.  В  ней предполагается  эмоциональное  влечение  ее  членов  друг  к другу,  уважение,  преданность,  симпатия  и  любовь,  которые  способствуют  доверительности в отношениях.      

          Для  ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического,психического,  эмоционального  и  интеллектуального  развития.  Для  полноценного  развития  личности  ребенка  в  семье  должны  складываться  благоприятные  условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений.

         Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются  стремление  её  членов  проводить  свободное  время  в  домашнем  кругу,  беседовать  на  интересующие  всех  темы,  вместе  выполнять  домашнюю  работу,  подчёркивать  достоинства  и  добрые  дела  каждого.  Такой  климат  способствует  гармонии,  снижению  остроты  возникающих  конфликтов,  снятию  стрессовых  состояний,  повышению  оценки  собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена  семьи.

  За  последнее  десятилетие  наметился  ряд  тревожных  тенденций, свидетельствующих  о  кризисных  явлениях  в  жизни  семьи,  затрагивающих  в  том  числе  детско-родительские отношения. 

 

         В современной семье приоритетом являются отношения между родителями. А детско-родительские отношения,   к  сожалению,  уходят на второй план. Происходит  возложение ответственности за воспитание и развитие ребёнка на третьи лица  - детские  сады, гувернёров. Наблюдается  упрощение организации совместных семейных досугов, утрачивание семейных традиций. Зачастую родители путают истинную родительскую любовь с подкупом  детских чувств.

 

         Проблема проекта:

 

         Угасание родительской инициативы в воспитании и развитии ребёнка.

 

        Причины возникновения проблемы:

в современной семье приоритетом являются отношения между родителями. Детско-родительские отношения уходят на второй план.

 

          Цель проекта:

 

         Привнесение в сознание родителей идеи развития детско-родительских отношений, понимание потребностей и интересов ребёнка и своих родительских обязанностей.

 

    

          Задачи проекта:

 

  • формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта;
  • формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;
  • создание условий для осознания каждым ребёнком своей индивидуальности, самоценности;
  • расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов взаимодействия с детьми;
  • изменение позиции родителей по отношению к деятельности ДОУ, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;
  • изучение особенностей взаимоотношений в семьях воспитанников;
  • обеспечение пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.

 

 

Участники проекта: педагог-психолог   Новикова С.А. , воспитатели, дети  старших групп.

 

Форма проекта: совместная деятельность детей и родителей.

 

Метод проекта: семейный коллаж – совместный творческий рассказ о ребёнке и его семье, проиллюстрированный авторскими рисунками, аппликацией и оформление в виде газеты.

 

Этапы осуществления проекта:

 

                                                                                            1 этап

  • Погружение в проект.

 

2 этап

Организация деятельности:

  • Составление памятки по созданию коллажа (руководители);
  • Подгрупповая консультация с родителями для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе (руководители);
  • Составление сценария группового праздника “День семьи”.

 

3 этап

            Осуществление деятельности:

  • совместная творческая деятельность по оформлению семейных коллажей (дети и родители);
  • индивидуальные консультации с родителями по оказанию информационной помощи, психологической поддержки, стимуляции раскрытия творческих возможностей семьи (руководители);
  • оформление открытки – приглашения для родителей а семейный праздник (дети и воспитатели);
  • организации выставки семейных коллажей в помещении группы для ознакомления всех членов детско-родительского коллектива, обмен впечатлениями;
  • подготовка группового праздника “День семьи” (руководители, воспитатели, дети, родители).

 

4 этап

 

           Презентация проекта:

 

  • Проведение группового праздника “День семьи”
  • презентация коллажей авторами (дети, родители);
  • совместные игры-развлечения;
  • совместные фотографии;
  • чаепитие.

 

                                                                                          5 этап

 

             Подведение итогов проекта

 

  • Обмен впечатлениями о проекте, отзывы родителей.

 

Результаты проекта:

 

  • Сближение членов семьи, развитие тесных дружеских отношений;
  • понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве, являющемся условием успешного развития ребёнка;
  • формирование родительского авторитета;
  • развитие детско-родительского коллектива, создание позитивного психологического микроклимата;
  • дальнейшее развитие доброжелательных партнёрских отношений между педагогами и родителями, увеличение родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей;
  • сформированность  представлений  родителей  о сфере деятельности педагогов и специалистов ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_optimizacii_otnosheniy_-_sem-ya.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  комбинированного вида №14

 города Крымска муниципального образования

 Крымский район

Методическая разработка

 "Семья – это семь  Я "

               

            Оптимизация отношений между родителями и детьми.

                                                                                                                 Подготовила

педагог – психолог второй категории

 МДОУ детского сада №14

Новикова Светлана Анатольевна

                                              Проект "Семья – это семь  Я "

                            Оптимизация отношений между родителями и детьми.

     Актуальность  проблемы:

          Семья - один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. В  семье  действует  сложная  система  взаимоотношений,  где  каждый  ее  член  занимает определенное  место,  участвует  в  выполнении  определенных  функций,  поддерживает приемлемый  уровень  межличностных  взаимодействий.  Семья  представляет  собой  микросистему,  находящуюся  в  постоянном  развитии.  В  ней предполагается  эмоциональное  влечение  ее  членов  друг  к другу,  уважение,  преданность,  симпатия  и  любовь,  которые  способствуют  доверительности в отношениях.      

          Для  ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического,психического,  эмоционального  и  интеллектуального  развития.  Для  полноценного  развития  личности  ребенка  в  семье  должны  складываться  благоприятные  условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений.

         Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются  стремление  её  членов  проводить  свободное  время  в  домашнем  кругу,  беседовать  на  интересующие  всех  темы,  вместе  выполнять  домашнюю  работу,  подчёркивать  достоинства  и  добрые  дела  каждого.  Такой  климат  способствует  гармонии,  снижению  остроты  возникающих  конфликтов,  снятию  стрессовых  состояний,  повышению  оценки  собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена  семьи.

  За  последнее  десятилетие  наметился  ряд  тревожных  тенденций, свидетельствующих  о  кризисных  явлениях  в  жизни  семьи,  затрагивающих  в  том  числе  детско-родительские отношения.  

         В современной семье приоритетом являются отношения между родителями. А детско-родительские отношения,   к  сожалению,  уходят на второй план. Происходит  возложение ответственности за воспитание и развитие ребёнка на третьи лица  - детские  сады, гувернёров. Наблюдается  упрощение организации совместных семейных досугов, утрачивание семейных традиций. Зачастую родители путают истинную родительскую любовь с подкупом  детских чувств.

         Проблема проекта:

         Угасание родительской инициативы в воспитании и развитии ребёнка.

        Причины возникновения проблемы:

в современной семье приоритетом являются отношения между родителями. Детско-родительские отношения уходят на второй план.

          Цель проекта:

         Привнесение в сознание родителей идеи развития детско-родительских отношений, понимание потребностей и интересов ребёнка и своих родительских обязанностей.

     

          Задачи проекта:

  1. формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта;
  2. формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;
  3. создание условий для осознания каждым ребёнком своей индивидуальности, самоценности;
  4. расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов взаимодействия с детьми;
  5. изменение позиции родителей по отношению к деятельности ДОУ, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;
  6. изучение особенностей взаимоотношений в семьях воспитанников;
  7. обеспечение пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.

Участники проекта: педагог-психолог   Новикова С.А. , воспитатели, дети  старших групп.

Форма проекта: совместная деятельность детей и родителей.

Метод проекта: семейный коллаж – совместный творческий рассказ о ребёнке и его семье, проиллюстрированный авторскими рисунками, аппликацией и оформление в виде газеты.

Этапы осуществления проекта:

                                                                                            1 этап

  1. Погружение в проект.

2 этап

Организация деятельности:

  1. Составление памятки по созданию коллажа (руководители);
  2. Подгрупповая консультация с родителями для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе (руководители);
  3. Составление сценария группового праздника “День семьи”.

3 этап

            Осуществление деятельности:

  1. совместная творческая деятельность по оформлению семейных коллажей (дети и родители);
  2. индивидуальные консультации с родителями по оказанию информационной помощи, психологической поддержки, стимуляции раскрытия творческих возможностей семьи (руководители);
  3. оформление открытки – приглашения для родителей а семейный праздник (дети и воспитатели);
  4. организации выставки семейных коллажей в помещении группы для ознакомления всех членов детско-родительского коллектива, обмен впечатлениями;
  5. подготовка группового праздника “День семьи” (руководители, воспитатели, дети, родители).

4 этап

           Презентация проекта:

  1. Проведение группового праздника “День семьи”
  2. презентация коллажей авторами (дети, родители);
  3. совместные игры-развлечения;
  4. совместные фотографии;
  5. чаепитие.

                                                                                          5 этап

             Подведение итогов проекта

  1. Обмен впечатлениями о проекте, отзывы родителей.

Результаты проекта:

  1. Сближение членов семьи, развитие тесных дружеских отношений;
  2. понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве, являющемся условием успешного развития ребёнка;
  3. формирование родительского авторитета;
  4. развитие детско-родительского коллектива, создание позитивного психологического микроклимата;
  5. дальнейшее развитие доброжелательных партнёрских отношений между педагогами и родителями, увеличение родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей;
  6. сформированность  представлений  родителей  о сфере деятельности педагогов и специалистов ДОУ.

                                                                                                                                                                                                 

Приложение№1

Памятка для оформления   семейного коллажа

1.  Работа выполняется на листе ватмана.

 2.  Листу  ватмана  можно  придать  контурный  силуэт.  Например,  в  форме  сердца,

облака,  дерева  или  обвести  силуэт  ребёнка,  взрослого.  Вырезать  по  контуру

выбранного рисунка, затонировать.

  3.  Передать  информацию  о  личных  достижениях  ребёнка  в  разных  видах

деятельности, его успехах, возможность пережить приятные моменты жизни семьи.

 4.  Разделы коллажа:

•  Давайте познакомимся (фото ребёнка или семьи), указать имя, продолжение

предложения:

- Я люблю…

- Мне нравится…

- Обожаю когда…

- Я мечтаю…

•  Портрет моего ребёнка  (сочинение родителей о своём малыше, личностная

характеристика):

- Наши любимые дела (увлечения)

- Наши любимые мультфильмы, книжки, цветы, игрушки

- Наши друзья

- Любимое время года

•  Семейный досуг: наши любимые дела, увлечения.

•  « Солнце,  воздух  и  вода –  наши  лучшие  друзья! «  (здоровый  образ  жизни  в

семье).

5.    Вся  информация  оформляется  в  виде  коллажа –  иллюстрируется  с  помощью рисунков,  аппликаций,  вырезанных  открыток, фотографий, журнальных  снимков.

       Например,  любимое  время  года –  вырезывается  пейзаж  из  календаря  и приклеивается,  внизу  комментарий.  Или  друзья,  их  фотографии  или  имена вписываются,  приклеиваются  на  вырезанные  из  цветной  бумаги  сердечки,  или любимые цветы – вырезываются из открыток, оформляются в букет.

Все творческие идеи приветствуются!

Удачи Вам!

Подарите Вашему ребёнку радость совместного дела!

                                                                                                                               

                                                                                                                                                   Приложение №2

Сценарий группового праздника «День семьи»

 

Ведущий 1: Уважаемые родители, гости, дорогие ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашем семейном празднике.

Ведущий 2:  Сегодня  мы  поближе  познакомимся  друг  с  другом,  вместе  поиграем, повеселимся и закончим наше мероприятие чаепитием.

Ведущий 1: В  преддверии  нашего  семейного  праздника  вы  замечательно  потрудились  и

создали семейные коллажи, благодаря которым, мы узнали о ваших семьях много нового и интересного.

Ведущий 2: А начнём мы наш вечерний досуг  с песни, которая называется «Взрослые и дети» (дети встают полукругом напротив родителей).

Песня «Взрослые и дети».

В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу всё корни твои

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Ведущий 1: Основой нашего досуга будет знакомство с семьями. Каждая семья расскажет о себе. Но сначала, давайте определимся с очерёдностью выступлений.

   И нашим первым заданием будет: найти самостоятельно ваш номер, который спрятан на одном их стульев.

  Таким образом, мы определились с последовательностью.

•  Открывает  наш  проект  семья ……….Давайте  поприветствуем:  мама….,  папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

•  Под  номером  два  выступает  семья…. Давайте  поприветствуем:  мама….,  папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

Ведущий 2: А теперь наступило время немного подвигаться, давайте вместе потанцуем.

Танец «Лавата»

•  Под  номером  три  выступает  семья…. Давайте  поприветствуем: мама….,  папа….,

сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

•  Под  номером  четыре   выступает  семья….  Давайте  поприветствуем:  мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

Ведущий 1:  Зима  уже  закачивается,  но  весна  не  очень  уверенно  вступает  в  свои  права,

поэтому  мы  предлагаем  вам  вспомнить  зимние  забавы,  в  которые  вы  играете  вместе  с

детьми. Какие зимние забавы вы знаете?

Игра «Слепи снеговика»

(родителям предлагается обернуть ребёнка рулоном  туалетной бумаги, надеть на  голову

ведро, на шею шарф и нос-морковку).

•  Под номером пять выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

•  Под  номером  шесть   выступает  семья….  Давайте  поприветствуем:  мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

•   Под номером семь  выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….

(презентация семейного коллажа)

Ведущий 2: Ребята, а вы любите сказки? А мамы и папы вам сказки читают? А хотите, они сейчас для вас покажут сказку?

(Родителям  раздаются  роли  сказки «Репка»,  они  проходят  за  ширму  и  одевают  детали

костюмов. Ведущий рассказывает сказку, герои выполняют действия).

 

•  Под  номером  восемь  выступает  семья….  Давайте  поприветствуем:  мама…., папа….,  сын…..,  дочь….,  бабушка…..,  дедушка….

(презентация  семейного коллажа)

Под  номером  девять   выступает  семья….  Давайте  поприветствуем:  мама….,  папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка…

(презентация семейного коллажа)

 Ведущий 1: Ребята, вас всех ждёт сюрприз, а вручит вам его победитель нашей следующей

игры.

Игра «Три».

(Участвуют 5 взрослых, которые во время прочтения текста стихотворения ходят вокруг

4-х стульев, а услышав в тексте слово ТРИ, даже если это часть другого слова, занимают

места на стульях. Оставшийся без места выбывает).

Однажды щуку мы поймали

Распотрошили, а внутри

Рыбёшек мелких увидали,

И не одну а целых…две.

Когда стихи запомнить хочешь

Их не спеша проговори.

И про себя их повтори

Разок, другой, а может…пять.

Мечтает мальчик закаляться,

Стать Олимпийским чемпионом,

Смотри, на старте не хитри

А жди команду – раз, два…пять!

Сегодня поезд на вокзале

Мне три часа пришлось прождать…

Ну что ж, вы приз завоевали!

И можете его забрать.

Победитель вручает детям сладкие призы.

Ведущий 2:  Итак,  мы  подходим  к  кульминации  нашего  праздника.  Хочется  сказать

большое  спасибо  всем  семьям, принявшим участие в  составлении  семейных коллажей и

вручить благодарности. (Вручение благодарностей.)

От своего лица, мы хотим пожелать:

Всех благ вам в жизни и здоровья,

Богатства, мира и тепла.

Семья, согретая любовью

Всегда надёжна и крепка.

 (Чаепитие.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры

В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родите­лей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ре­бенка с родителями имеют негативные п...

Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры.

Совместная деятельность детей и родителей по физической культуре со старшими дошкольниками "Фитбол мяч приходит в нашу семью."...

Отношения между родителями в семье

Отношения между родителями в семье играют важнейшую роль в воспитании и нравственном становлении личности. Не случайно говорится: лучшее, что может сделать отец для воспитания своих детей, – это любит...

Родительское собрание "Отношение между родителями и детьми в семье"

Даннй материал предназначен для воспитателй, с целью получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий...

Консультация для родителей: «Развитие отношений между родителями и детьми».

Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад....

Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...