Методическая разработка проекта по оптимизации отношений между родителями и детьми "Семья – это семь Я"
методическая разработка по теме
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №14
города Крымска муниципального образования
Крымский район
Методическая разработка
"Семья – это семь Я"
Оптимизация отношений между родителями и детьми.
Подготовила
педагог – психолог
второй квалификационной категории
МДОУ детского сада №14
Новикова Светлана Анатольевна
Проект "Семья – это семь Я "
Оптимизация отношений между родителями и детьми.
Актуальность проблемы:
Семья - один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. В семье действует сложная система взаимоотношений, где каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Семья представляет собой микросистему, находящуюся в постоянном развитии. В ней предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу, уважение, преданность, симпатия и любовь, которые способствуют доверительности в отношениях.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического,психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений.
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих в том числе детско-родительские отношения.
В современной семье приоритетом являются отношения между родителями. А детско-родительские отношения, к сожалению, уходят на второй план. Происходит возложение ответственности за воспитание и развитие ребёнка на третьи лица - детские сады, гувернёров. Наблюдается упрощение организации совместных семейных досугов, утрачивание семейных традиций. Зачастую родители путают истинную родительскую любовь с подкупом детских чувств.
Проблема проекта:
Угасание родительской инициативы в воспитании и развитии ребёнка.
Причины возникновения проблемы:
в современной семье приоритетом являются отношения между родителями. Детско-родительские отношения уходят на второй план.
Цель проекта:
Привнесение в сознание родителей идеи развития детско-родительских отношений, понимание потребностей и интересов ребёнка и своих родительских обязанностей.
Задачи проекта:
- формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта;
- формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;
- создание условий для осознания каждым ребёнком своей индивидуальности, самоценности;
- расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов взаимодействия с детьми;
- изменение позиции родителей по отношению к деятельности ДОУ, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;
- изучение особенностей взаимоотношений в семьях воспитанников;
- обеспечение пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.
Участники проекта: педагог-психолог Новикова С.А. , воспитатели, дети старших групп.
Форма проекта: совместная деятельность детей и родителей.
Метод проекта: семейный коллаж – совместный творческий рассказ о ребёнке и его семье, проиллюстрированный авторскими рисунками, аппликацией и оформление в виде газеты.
Этапы осуществления проекта:
1 этап
- Погружение в проект.
2 этап
Организация деятельности:
- Составление памятки по созданию коллажа (руководители);
- Подгрупповая консультация с родителями для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе (руководители);
- Составление сценария группового праздника “День семьи”.
3 этап
Осуществление деятельности:
- совместная творческая деятельность по оформлению семейных коллажей (дети и родители);
- индивидуальные консультации с родителями по оказанию информационной помощи, психологической поддержки, стимуляции раскрытия творческих возможностей семьи (руководители);
- оформление открытки – приглашения для родителей а семейный праздник (дети и воспитатели);
- организации выставки семейных коллажей в помещении группы для ознакомления всех членов детско-родительского коллектива, обмен впечатлениями;
- подготовка группового праздника “День семьи” (руководители, воспитатели, дети, родители).
4 этап
Презентация проекта:
- Проведение группового праздника “День семьи”
- презентация коллажей авторами (дети, родители);
- совместные игры-развлечения;
- совместные фотографии;
- чаепитие.
5 этап
Подведение итогов проекта
- Обмен впечатлениями о проекте, отзывы родителей.
Результаты проекта:
- Сближение членов семьи, развитие тесных дружеских отношений;
- понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве, являющемся условием успешного развития ребёнка;
- формирование родительского авторитета;
- развитие детско-родительского коллектива, создание позитивного психологического микроклимата;
- дальнейшее развитие доброжелательных партнёрских отношений между педагогами и родителями, увеличение родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей;
- сформированность представлений родителей о сфере деятельности педагогов и специалистов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_optimizacii_otnosheniy_-_sem-ya.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №14
города Крымска муниципального образования
Крымский район
Методическая разработка
"Семья – это семь Я "
Оптимизация отношений между родителями и детьми.
Подготовила
педагог – психолог второй категории
МДОУ детского сада №14
Новикова Светлана Анатольевна
Проект "Семья – это семь Я "
Оптимизация отношений между родителями и детьми.
Актуальность проблемы:
Семья - один из элементов микросреды, в которой формируется личность человека. В семье действует сложная система взаимоотношений, где каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, поддерживает приемлемый уровень межличностных взаимодействий. Семья представляет собой микросистему, находящуюся в постоянном развитии. В ней предполагается эмоциональное влечение ее членов друг к другу, уважение, преданность, симпатия и любовь, которые способствуют доверительности в отношениях.
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического,психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений.
Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.
За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих в том числе детско-родительские отношения.
В современной семье приоритетом являются отношения между родителями. А детско-родительские отношения, к сожалению, уходят на второй план. Происходит возложение ответственности за воспитание и развитие ребёнка на третьи лица - детские сады, гувернёров. Наблюдается упрощение организации совместных семейных досугов, утрачивание семейных традиций. Зачастую родители путают истинную родительскую любовь с подкупом детских чувств.
Проблема проекта:
Угасание родительской инициативы в воспитании и развитии ребёнка.
Причины возникновения проблемы:
в современной семье приоритетом являются отношения между родителями. Детско-родительские отношения уходят на второй план.
Цель проекта:
Привнесение в сознание родителей идеи развития детско-родительских отношений, понимание потребностей и интересов ребёнка и своих родительских обязанностей.
Задачи проекта:
- формирование у детей и взрослых способов межличностного взаимодействия, обогащение социального опыта;
- формирование ценностного отношения членов семьи друг к другу и окружающим;
- создание условий для осознания каждым ребёнком своей индивидуальности, самоценности;
- расширение педагогического кругозора родителей за счёт пополнения средств и методов взаимодействия с детьми;
- изменение позиции родителей по отношению к деятельности ДОУ, привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада;
- изучение особенностей взаимоотношений в семьях воспитанников;
- обеспечение пространства для личного роста участников, создания творческой атмосферы.
Участники проекта: педагог-психолог Новикова С.А. , воспитатели, дети старших групп.
Форма проекта: совместная деятельность детей и родителей.
Метод проекта: семейный коллаж – совместный творческий рассказ о ребёнке и его семье, проиллюстрированный авторскими рисунками, аппликацией и оформление в виде газеты.
Этапы осуществления проекта:
1 этап
- Погружение в проект.
2 этап
Организация деятельности:
- Составление памятки по созданию коллажа (руководители);
- Подгрупповая консультация с родителями для ознакомления с целями проекта, формирование заинтересованности в предлагаемой работе (руководители);
- Составление сценария группового праздника “День семьи”.
3 этап
Осуществление деятельности:
- совместная творческая деятельность по оформлению семейных коллажей (дети и родители);
- индивидуальные консультации с родителями по оказанию информационной помощи, психологической поддержки, стимуляции раскрытия творческих возможностей семьи (руководители);
- оформление открытки – приглашения для родителей а семейный праздник (дети и воспитатели);
- организации выставки семейных коллажей в помещении группы для ознакомления всех членов детско-родительского коллектива, обмен впечатлениями;
- подготовка группового праздника “День семьи” (руководители, воспитатели, дети, родители).
4 этап
Презентация проекта:
- Проведение группового праздника “День семьи”
- презентация коллажей авторами (дети, родители);
- совместные игры-развлечения;
- совместные фотографии;
- чаепитие.
5 этап
Подведение итогов проекта
- Обмен впечатлениями о проекте, отзывы родителей.
Результаты проекта:
- Сближение членов семьи, развитие тесных дружеских отношений;
- понимание родителями своей активной роли в сотрудничестве, являющемся условием успешного развития ребёнка;
- формирование родительского авторитета;
- развитие детско-родительского коллектива, создание позитивного психологического микроклимата;
- дальнейшее развитие доброжелательных партнёрских отношений между педагогами и родителями, увеличение родительских обращений за консультативной помощью по воспитанию и развитию детей;
- сформированность представлений родителей о сфере деятельности педагогов и специалистов ДОУ.
Приложение№1
Памятка для оформления семейного коллажа
1. Работа выполняется на листе ватмана.
2. Листу ватмана можно придать контурный силуэт. Например, в форме сердца,
облака, дерева или обвести силуэт ребёнка, взрослого. Вырезать по контуру
выбранного рисунка, затонировать.
3. Передать информацию о личных достижениях ребёнка в разных видах
деятельности, его успехах, возможность пережить приятные моменты жизни семьи.
4. Разделы коллажа:
• Давайте познакомимся (фото ребёнка или семьи), указать имя, продолжение
предложения:
- Я люблю…
- Мне нравится…
- Обожаю когда…
- Я мечтаю…
• Портрет моего ребёнка (сочинение родителей о своём малыше, личностная
характеристика):
- Наши любимые дела (увлечения)
- Наши любимые мультфильмы, книжки, цветы, игрушки
- Наши друзья
- Любимое время года
• Семейный досуг: наши любимые дела, увлечения.
• « Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! « (здоровый образ жизни в
семье).
5. Вся информация оформляется в виде коллажа – иллюстрируется с помощью рисунков, аппликаций, вырезанных открыток, фотографий, журнальных снимков.
Например, любимое время года – вырезывается пейзаж из календаря и приклеивается, внизу комментарий. Или друзья, их фотографии или имена вписываются, приклеиваются на вырезанные из цветной бумаги сердечки, или любимые цветы – вырезываются из открыток, оформляются в букет.
Все творческие идеи приветствуются!
Удачи Вам!
Подарите Вашему ребёнку радость совместного дела!
Приложение №2
Сценарий группового праздника «День семьи»
Ведущий 1: Уважаемые родители, гости, дорогие ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашем семейном празднике.
Ведущий 2: Сегодня мы поближе познакомимся друг с другом, вместе поиграем, повеселимся и закончим наше мероприятие чаепитием.
Ведущий 1: В преддверии нашего семейного праздника вы замечательно потрудились и
создали семейные коллажи, благодаря которым, мы узнали о ваших семьях много нового и интересного.
Ведущий 2: А начнём мы наш вечерний досуг с песни, которая называется «Взрослые и дети» (дети встают полукругом напротив родителей).
Песня «Взрослые и дети».
В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу всё корни твои
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём.
Основа основ – родительский дом.
Ведущий 1: Основой нашего досуга будет знакомство с семьями. Каждая семья расскажет о себе. Но сначала, давайте определимся с очерёдностью выступлений.
И нашим первым заданием будет: найти самостоятельно ваш номер, который спрятан на одном их стульев.
Таким образом, мы определились с последовательностью.
• Открывает наш проект семья ……….Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….
(презентация семейного коллажа)
• Под номером два выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….
(презентация семейного коллажа)
Ведущий 2: А теперь наступило время немного подвигаться, давайте вместе потанцуем.
Танец «Лавата»
• Под номером три выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа….,
сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….
(презентация семейного коллажа)
• Под номером четыре выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….
(презентация семейного коллажа)
Ведущий 1: Зима уже закачивается, но весна не очень уверенно вступает в свои права,
поэтому мы предлагаем вам вспомнить зимние забавы, в которые вы играете вместе с
детьми. Какие зимние забавы вы знаете?
Игра «Слепи снеговика»
(родителям предлагается обернуть ребёнка рулоном туалетной бумаги, надеть на голову
ведро, на шею шарф и нос-морковку).
• Под номером пять выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….
(презентация семейного коллажа)
• Под номером шесть выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….
(презентация семейного коллажа)
• Под номером семь выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….
(презентация семейного коллажа)
Ведущий 2: Ребята, а вы любите сказки? А мамы и папы вам сказки читают? А хотите, они сейчас для вас покажут сказку?
(Родителям раздаются роли сказки «Репка», они проходят за ширму и одевают детали
костюмов. Ведущий рассказывает сказку, герои выполняют действия).
• Под номером восемь выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка….
(презентация семейного коллажа)
Под номером девять выступает семья…. Давайте поприветствуем: мама…., папа…., сын….., дочь…., бабушка….., дедушка…
(презентация семейного коллажа)
Ведущий 1: Ребята, вас всех ждёт сюрприз, а вручит вам его победитель нашей следующей
игры.
Игра «Три».
(Участвуют 5 взрослых, которые во время прочтения текста стихотворения ходят вокруг
4-х стульев, а услышав в тексте слово ТРИ, даже если это часть другого слова, занимают
места на стульях. Оставшийся без места выбывает).
Однажды щуку мы поймали
Распотрошили, а внутри
Рыбёшек мелких увидали,
И не одну а целых…две.
Когда стихи запомнить хочешь
Их не спеша проговори.
И про себя их повтори
Разок, другой, а может…пять.
Мечтает мальчик закаляться,
Стать Олимпийским чемпионом,
Смотри, на старте не хитри
А жди команду – раз, два…пять!
Сегодня поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать…
Ну что ж, вы приз завоевали!
И можете его забрать.
Победитель вручает детям сладкие призы.
Ведущий 2: Итак, мы подходим к кульминации нашего праздника. Хочется сказать
большое спасибо всем семьям, принявшим участие в составлении семейных коллажей и
вручить благодарности. (Вручение благодарностей.)
От своего лица, мы хотим пожелать:
Всех благ вам в жизни и здоровья,
Богатства, мира и тепла.
Семья, согретая любовью
Всегда надёжна и крепка.
(Чаепитие.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры
В последние десятилетия наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования обнаруживают, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителями имеют негативные п...
Гармонизация отношений между родителями и детьми средствами физической культуры.
Совместная деятельность детей и родителей по физической культуре со старшими дошкольниками "Фитбол мяч приходит в нашу семью."...
Отношения между родителями в семье
Отношения между родителями в семье играют важнейшую роль в воспитании и нравственном становлении личности. Не случайно говорится: лучшее, что может сделать отец для воспитания своих детей, – это любит...
Родительское собрание "Отношение между родителями и детьми в семье"
Даннй материал предназначен для воспитателй, с целью получить сведения об отношениях между детьми и родителями в семьях; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий...
Консультация для родителей: «Развитие отношений между родителями и детьми».
Проблема отцов и детей существовала во все времена, при этом у разных поколений, да и семей, были разные подходы к воспитанию, общению и образованию своих чад....
Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...
Памятка для родителей"Об отношениях между родителями и детьми"
Об отношениях между родителями и детьми...