Консультация для педагогов: «Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе»
консультация на тему

Ильина Тамара Борисовна

Самоуважение – одно из социальных чувств человек, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребёнка.

     Уверенный в себе ребёнок, внутренне ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Уверенные в себе ученики начальной школы, считающие, что они должны учиться на четвёрки и пятёрки, могут уделять подготовке домашних заданий много времени. И, что особенно важно, делают это легко и естественно, без напряжения и страданий. Неуверенные в себе младшие школьники полагают, что всё равно получат тройку. Из-за этого они даже не пытаются прикладывать усилий к выполнению домашнего задания.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе».

     Самоуважение – одно из социальных чувств человек, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребёнка.

     Уверенный в себе ребёнок, внутренне ориентирован на приложение существенных усилий для получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на уменьшение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Уверенные в себе ученики начальной школы, считающие, что они должны учиться на четвёрки и пятёрки, могут уделять подготовке домашних заданий много времени. И, что особенно важно, делают это легко и естественно, без напряжения и страданий. Неуверенные в себе младшие школьники полагают, что всё равно получат тройку. Из-за этого они даже не пытаются прикладывать усилий к выполнению домашнего задания.

     Уверенность, неуверенность в себе влияет собственно на постановку жизненных целей.

    Уверенные в себе дети ставят себе цели, которые находятся на верхней границе их возможностей, требуют существенных усилий, но вместе тем доступны. Они хотят хорошо учиться в школена четвёрки и пятёрки.

   Неуверенные в себе дети обычно либо мечтают о недостижимых для них в существующих условиях результатах, либо наоборот, не стремится к сколько-нибудь значимым успехам. Нередко такие дети считают, что будут учиться на тройки.

  Самоуважение и уверенность в себе влияют также на эмоциональный фон любой деятельности, давя ей позитивную или негативную окраску.

   Ребёнок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, поскольку верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.

   Неуверенные в себе дети бояться, что не смогут выполнит задания хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.

   Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруднений прилагали достаточно усилий для них достижения и в результате добивались успеха во многих видах деятельности, то следует воспитывать у них чувство самоуважения и уверенность в себе.

    Для достижения этих качеств у ребёнка педагог может задействовать различные источники и механизмы.

     И в первую очередь, это обратные связи со стороны других людей- те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребёнку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов. Например: «какой интересный у тебя рисунок!» или «Что это нарисовано? Разве это рисунок?». Другими словами, направленные ребёнку слова, взгляды, жесты, движения, интонации- всё это обратная связь. Ребёнок впитывает, присваивает эти обратные связи. Используя их, он строит свое самоуважение. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны – низкого. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения имеют родители, особенно, с кем он часто общается.

     Следует помнить, что позитивные связи с ребёнком должны подчиняться трём условиям. Они должны быть конкретными, искренними и правдивыми. Хвалить искренне за то конкретное, что у малыша получилось действительно хорошо. Например: «Мне нравится твой рисунок, особенно то, как ты подобрал цвета для листьев». Такие оценки побуждают ребёнка к анализу своей деятельности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи.

     Именно самоанализ и самонаблюдение являются ещё одним источником развития самоуважения. Анализируя результаты собственной деятельности, ребёнок выносит им оценку, на основании которой его самоуважение растёт или, наоборот, падает.

    Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа - принцип меры и принцип системы. В основе принципы меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у воспитанника самомнения, не критичности к себе. В таком случае он видит только достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всём должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребёнка и причиняет ему страдания.

    Принцип системы основан на том, что ребёнок должен уважать не только себя, но и других людей, т.е. воспитываться в системе «Я -другие». Последствие наблюдения это принципы могут быть весьма плачевными. Существует вероятность вырастить заносчивого зазнайку, который не может контактировать с окружающими.

    Все тонкости воспитания дошкольников самоуважения необходимо учитывать в ежедневном общении с ним. Но помимо этого имеет смысл проводить целенаправленные занятия в ДОУ.

    На занятии ставятся следующие задачи:

   - Развивать средства личной эмоциональной экспрессивности: мимики, пантомимики, жестов, интонации.

   - Развивать самоуважение и уважение к окружающим через осознание личных достоинств товарищей; восприятие эмоциональной поддержки, согласия со стороны других детей.

   Основной его целью является развитие самоуважения детей на основе использования их собственной способности к самоанализу и самооценке.

Для того, чтобы плавно подвести дошкольников к упражнению, которое направлено на достижение этой цели, детям предлагается работа по тексту русской народной прибаутки. Они проигрывают различные экспрессивные этюды- специализированные упражнения, которые целесообразно с развитием эмоций и чувств. Эти упражнения помогают детям, изображающим персонажей, овладеть экспрессивными средствами, а у наблюдающих вырабатывают способность адекватно воспринимать экспрессию других.

   Нужно отметить, что использование каждого этюда должно вознаграждаться аплодисментами, благодаря которым будет укрепляться позитивная связь между детьми и, соответственно расти самоуважение.

   После выполнения всех упражнений, педагог даёт последнее задание. Каждый ребёнок должен рассказать о своём умении, которым он гордится. При этом важно обратить внимание ребят на то, что гордиться можно знаниями и умениями, приобретёнными собственным трудом, а не полученными от природы.

  В конце занятия можно попросить детей нарисовать рисунок «Я горжусь тем, что научился» и оформить соответствующий стенд. Материал стенда может быть интересной основой для взаимодействия с родителями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе»

В данной консультации педагоги ДОУ могут ознакомиться с теоретическими вопросами воспитания у ребёнка самоуважения и уверенности, а также найти игры, которые будут подспорьем в работе с детьми....

«ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ САМОУВАЖЕНИЯ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ»

В консультации рассмотрены специфические проявления неуверенного ребенка, пути предупреждения и преодоления неуверенности, конкретные направления работы....

Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе

Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребе...

Консультация для педагогов "Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности на занятиях по физкультуре"

      Физкультурная деятельность обладает педагогическими потенциалами, использование которых может повысить эффективность воспитания целеустремленности, инициативности, настойчи...

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе на занятиях по физической культуре»

laquo;Воспитание у дошкольников самостоятельности и уверенности в себе на занятиях по физической культуре»...

Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе.

Рекомендации психолога. Как воспитать уверенного в себе ребенка - этот вопрос часто возникает у родителей. У каждого человека уверенность в себе формируется еще в детстве. Значит, большая часть у...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе!!!

Детские комплексы - один из главных факторов, влияющих на развитие личности ребенка. Ребёнок, постоянно изводимый критикой, либо навсегда потеряет самоуважение и веру в себя, либо будет всю жизнь дока...