Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе»
методическая разработка (старшая,подготовительная группа) по теме

Губренко Жанна Анатольевна

В данной консультации педагоги ДОУ могут ознакомиться с теоретическими вопросами воспитания у ребёнка самоуважения и уверенности, а также найти игры, которые будут подспорьем в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе»

Самоуважение — одно из социальных чувств человека, которое свя зано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребенка.

Они влияют на его активность в достижении любых целей. Уве ренный в себе ребенок внутренне ориентирован на приложение су щественных усилий для получения высоких результатов. Если же у него низкое самоуважение, то он интуитивно ориентирован на умень шение своих усилий и избегает активной деятельности, поскольку опасается возможной неудачи. Так, уверенные в себе ученики началь ной школы, считающие, что они должны учиться на четверки и пятер ки, могут уделять подготовке домашних заданий много времени. И, что особенно важно, делают это легко и естественно, без напряжения и страданий. Неуверенные в себе младшие школьники полагают, что все равно получат тройку. Из-за этого они даже не пытаются приклады вать усилий к выполнению домашнего задания. "Зачем делать это, если все равно не получится", — вот что часто думают такие ребята. Вследствие подобных рассуждений сбывается так называемое "само-реализующееся пророчество".

Уверенность или неуверенность в себе влияет собственно на поста новку жизненных целей.

Самоисполняющееся  (или сомореолизующееся) пророчество — представление (видение) ситуации, вызываю щее соответствующее новое поведе ние, которое превращает первоначальное представление ситу ации в реальность.

Уверенные в себе дети ставят себе цели, которые находятся на верхней границе их возможностей, требуют приложения существенных усилий, но вместе с тем доступны. Они хотят хоро шо учиться в школе, на пятерки и четверки.

Неуверенные в себе ребята обычно либо мечтают о недостижимых для них в существующих условиях  результатах, либо, наоборот, не стремятся к сколько нибудь значимым успехам. Нередко такие дети счита ют, что будут учиться на тройки. И это приводит к сложному противоречию: с одной стороны, ребенок сумел выполнить намеченное, и его самоуважение растет, с другой — это результат, которым трудно гордиться, поэтому самоува жение падает. Ко всему прочему такое несоответствие является ис точником негативных эмоциональных переживаний дошкольника.

Самоуважение и уверенность в себе влияют также на эмоцио нальный фон любой деятельности, давая ей позитивную или негатив ную окраску. Ребенок, уверенный в себе, принимается за выполнение заданий в радостном, приподнятом настроении, с интересом, посколь ку верит в себя. Он легко контактирует со взрослыми и сверстниками, полагая, что окружающие желают с ним общаться.

Неуверенные в себе дети боятся, что не смогут выполнить зада ния хорошо, и от этого приступают к ним в состоянии беспокойства и тревоги. Считая себя хуже остальных и боясь быть отвергнутыми, они с трудом находят общий язык со сверстниками.

     Итак, если мы хотим, чтобы наши дети ставили себе достойные цели, с радостью и без особых затруд нений прилагали достаточно усилий для их достижения и в результате добивались успеха во многих видах де ятельности, то следует воспитывать у них чувство само уважения и уверенность в себе.

Для воспитания этих качеств у ребенка воспита тель может задействовать различные источники и ме ханизмы.

И в первую очередь, это обратные связи со стороны других лю дей — те мнения, отношения и оценки, которые другие люди дают ребенку. Они могут быть в виде позитивных или негативных слов, например: "Какой интересный у тебя рисунок!" или "Что это нарисо вано? Разве это дом???", либо в виде взгляда (внимательного и одоб ряющего либо невнимательного и равнодушного), в виде движения (радостного, навстречу ребенку либо равнодушного прохода мимо него), в виде ласкового касания либо удара. Другими словами, направ ленные ребенку слова, взгляды, жесты, движения, интонации — все это обратная связь. Ребенок впитывает, присваивает (интериоризирует) эти обратные связи. Используя их, он строит свое самоуважение. Если обратные связи позитивны, то они обеспечивают формирование высокого самоуважения, если негативны — низкого. Из всех людей, окружающих дошкольника, особое значение для формирования его самоуважения имеют родители, особенно мать, и люди, с кем он часто общается, в т. ч. воспитатель и другие дети из группы детского сада.

Следует помнить, что позитивные связи с ребенком должны под чиняться трем условиям. Они должны быть конкретными, искренними и правдивыми. Это может быть обозначено как правило, которым следует пользоваться для воспитания у ребенка здорового самоуважения. Хвалить искренне за то конкретное, что у малыша получилось действительно хорошо. Например: "Мне нравит ся твой рисунок, особенно то, как ты подобрал цвета для листьев и белочки" или: "Хорошо рассказал стихотворение, ты уже научился рассказывать с выражением, показывать голосом то, о чем рассказы ваешь. Такие оценки побуждают ребенка к анализу своей деятель ности, показывают ему, что мы видим и ценим его успехи. Вместе с тем они готовят его к адекватному восприятию неизбежных отрица тельных оценок, что будет стимулировать дошкольника к совершен ствованию своих умений.

Именно самоанализ и самонаблюдение являются еще одним ис точником развития самоуважения. Анализируя результаты собственной деятельности, ребенок выносит им оценку, на основании которой его самоуважение растет или, наоборот, падает. Например, рисунок, нра вящийся ему самому, поднимет и уровень уважения к себе, тогда как неудавшийся прыжок через ручеек, напротив, снизит его.

Очевидно, что взрослый может регулировать этот процесс. Для этого нужно лишь почаще обращать внимание ребенка на его удачи, но не прямо, а задавая наводящие вопросы: "А что тебе самому нра вится в своем рисунке?", "Что ты уже научился делать хорошо? ", "Ты уже научился прыгать на одной ноге?" и т. п.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педаго гу также важно учитывать два принципа — принцип меры и принцип системы. В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личност ное качество хорошо в определенной степени развития. Его несоблю дение чревато появлением у воспитанника самомнения, некритичнос ти к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всем дол первым, что физически невозможно. Это противоречие зли и причиняет ему страдания.

Принцип системы основан на том, что ребенок должен уважать не только себя, но и других людей, т. е. воспитываться в системе "Я - другие". Последствия несоблюдения этого принципа быть весьма плачевными. Существует вероятность вырасти заносчивого зазнайку, который не сможет контактировать с окружа ющими.

Все тонкости воспитания у дошкольников самоуважения необхо димо учитывать в ежедневном общении с ними.


Игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и

социальной уверенности.

«Наши помощники»

Сегодня нам очень нужны будут глаза  и уши, руки и нос. Не забыли ли вы о них? Проверим все ли на месте:

Рот, нос, голова, руки, уши и глаза.

Плечико, плечико, шея, грудь и про животик не забудь.

 Дети показывают их указательными поглаживающими движениями.

«Приветствие»

Приветствуем друг друга ладошками. Разминка для ладошек: жили - были две ладошки, две сестрички – правая и левая. Они любили вместе бегать по траве. Танцевать, играть. Иногда они обнимались, потому что очень любили друг друга.

Показываем ладони, сгибаем руки в запястье. Потираем ладони, прикасаемся поочередно кончиками парных пальцев правой и левой руки, растираем кулачком одной руки ладонь другой по часовой стрелке. Прижимаем ладони друг к другу и делаем «замок».

«Солнышко»

Дети стоят или сидят по кругу, под пение передают друг другу двумя руками мягкий желтый мячик.  

 Ходит солнышко по кругу,

Дарит деточкам свой свет,

А со светом к нам приходит

Дружбы солнечный привет!

«Кто же это был?»

Водящие (2-4 человека) выходят из комнаты. Остальные дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга, закрыв глаза. Воспитатель за пределами круга. Он прикасается к спине одного ребенка, который выходит в центр, садится на пол на пятки, округлив спину, руки кладет на колени, опускает голову. Воспитатель накрывает его шалью. Дети зовут водящих словами: «Угадай поскорей кто там из твоих друзей?» Водящие ощупывают ребенка и отгадывают кто это. Важно обратить внимание детей на то, что прикосновение к ребенку, который находится под платком, должны быть мягкими, приятными. У ребенка можно спросить, догадался ли он,  кто к нему прикасался.

«Ласковый платок»

Дети на полу, сидя на пятках друг за другом, воспитатель с платком сзади. Он укрывает платком плечи сидящего впереди ребенка, ласково прикасаясь к нему, и шепчет «пожелание» платка, например: «Погладь по плечам, по спине, по голове». Ребенок должен накинуть платок сидящему впереди и выполнить «пожелание»  платка – погладить по плечам. Когда платок доходит до конца ряда и возвращается к воспитателю, вид пожелания меняется.

«Олененок»

Водящий сидит в центре круга с закрытыми глазами. Олененок подходит к нему, прикасается пальчиками (взрослый говорит ребенку-олененку, сколько пальчиков должно дотронуться до ведущего) и возвращается в круг. Водящий отгадывает, сколько пальчиков прикоснулись к нему. Остальные поют песню:

Вот олень   копытом бьет.

И рогами он трясет.

Угадай-ка  поскорей,

Сколько на рогах ветвей.

Перед игрой необходимо поговорить с детьми о характере прикосновения: силе нажима пальчиком, постепенности движения.

«Моргалки»

Дети стоят в кругу. Ведущий моргает определенное количество раз. Тот, кто стоит рядом со мной, поворачивается и моргает столько же раз. Так  «моргалку» предают по кругу. Важно внимательно смотреть на своего соседа и не ошибиться: моргнуть столько же раз.

Раз, два, три – начни!

«Акула»

Все играющие плавают в «море».  По сигналу: «Акула!», дети объединяются в группы по два-три человека. Акула ест только одиночек. Акула – водящий выводит такого игрока на сушу, и игра продолжается.

«Здравствуй,  носик»

Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает им поздороваться друг с другом различными частями тела, лица: носиками, щечками, ушками, локтями и т.д. Каждый ребенок здоровается с двумя ближайшими соседями – слева и справа.

«Кто у нас хороший»

Дети выбирают одного ребенка, который встает в центр круга, и приговаривают:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

(Имя ребенка)  хороший.

……………… пригожий.

…………….... подойди,

Мое имя назови!

Ребенок подходит к кому-либо из детей, называет его по имени. Тот, чье имя он назовет, становится в центр круга. Игра повторяется.

«Фотографии друзей»

На столе разложены фотографии детей группы. Ребенку предлагается взять 2-3 из них и объяснить, почему он выбрал их, описать, в какой момент запечатлен сверстник, какое у него настроение, с чем оно связано,  рассказать о свеем друге и почему он с ним дружит.

«Комплименты»

Детям предлагается игра, в которой каждый услышит от сверстников самые лучшие слова о своей  внешности, характере, поведении. Ребенок садится в центре круга на красивый стульчик. Дети по очереди говорят комплименты. Затем ребенок высказывает благодарность. Дети обмениваются опытом о том, как приятно им было слушать комплименты сверстников.

«Кто я?»

Ребенку предлагается ситуация, когда он очутился в другой галактике.  Его окружили инопланетяне и с интересом рассматривают, хотят узнать: «Кто ты?» Ребенок должен ответить как можно полнее.

«Магазин подарков»

Ребенок представляет, что он попал в магазин подарков. Ему предлагают выбрать подарки всем, кому он захочет, и рассказать, какой кому подарок он сделает и почему. Следует помочь детям выбирать подарки, ориентируясь не только на свое желание, но и на ожидание тех, кому подарки предназначены.



Но помимо этого имеет смысл проводить целенаправленные занятия в ДОУ. В качестве примера в приложении приведено занятие по тексту русской народ ной прибаутки "Тень-тень-потетень".

На занятии ставятся следующие задачи:

•   развивать средства личной эмоциональной экспрессивности:! мимики, пантомимики, жестов, интонации;

•   развивать самоуважение и уважение к окружающим через осознание личных достоинств и достоинств товарищей, вос приятие эмоциональной поддержки, согласия со стороны дру гих детей.

Основной его целью является развитие самоуважения детей на основе использования их собственной способности к самоанализу и самооценке. Для того, чтобы плавно подвести дошкольников к упраж нению, которое направлено на достижение этой цели, ребятам пред лагается работа по тексту русской народной прибаутки. Они проиг рывают различные экспрессивные этюды — специализированные упражнения, которые целесообразно включать в занятия, связанные с развитием эмоций и чувств. Эти упражнения помогают детям, изоб ражающим персонажей, овладеть экспрессивными средствами, а у наблюдающих вырабатывают способность адекватно воспринимать экспрессию других.

Нужно отметить, что исполнение каждого этюда должно вознаграж даться аплодисментами, благодаря которым будет укрепляться позитив ная связь между детьми и, соответственно, расти самоуважение.

Далее проводится упражнение, которое позволяет понять, чем могут гордиться звери, что они научились делать хорошо?

После выполнения всех упражнений педагог дает последнее зада ние. Каждый ребенок должен рассказать о своем умении, которым он гордится. При этом важно обратить особое внимание ребят (апеллируя к тексту прибаутки) на то, что гордиться можно знаниями и умениями, приобретенными собственным трудом, а не полученными от природы.

В конце занятия можно попросить детей нарисовать рисунок "Я горжусь тем, что научился..." и оформить соответствующий стенд. Материал стенда может быть интересной основой для взаимодействия с родителями.

Занятие может быть проведено в один или два этапа. В последнем случае второй этап начинается с "прихода" других зверей. В этом слу чае стоит предварительно провести индивидуальную беседу с каждым ребенком о том, чему он научился и чем может гордиться, и попросить нарисовать соответствующий рисунок, который будет использован в обсуждении на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ САМОУВАЖЕНИЯ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ»

В консультации рассмотрены специфические проявления неуверенного ребенка, пути предупреждения и преодоления неуверенности, конкретные направления работы....

Консультация для воспитателей «Воспитание патриотических чувств дошкольников в процессе прогулок и экскурсий».

В консультации рассказывается как воспитывать патриотические чувства дошкольников к Родине, родным местам, основываясь на опыте работы через прогулки и экскурсии....

Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе

Самоуважение – одно из социальных чувств человека, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребе...

Консультация для педагогов: «Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе»

Самоуважение – одно из социальных чувств человек, которое связано с развитием такого личностного качества, как уверенность в себе. И то, и другое играет существенную роль в формировании личности ребён...

Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе.

Рекомендации психолога. Как воспитать уверенного в себе ребенка - этот вопрос часто возникает у родителей. У каждого человека уверенность в себе формируется еще в детстве. Значит, большая часть у...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у дошкольников самоуважения и уверенности в себе!!!

Детские комплексы - один из главных факторов, влияющих на развитие личности ребенка. Ребёнок, постоянно изводимый критикой, либо навсегда потеряет самоуважение и веру в себя, либо будет всю жизнь дока...

Консультация для воспитателей "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные ориентиры....