Консультация для воспитателей "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"
консультация (средняя группа)

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные ориентиры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая личность. Однако помимо произнесения красивых слов, толерантность необходимо воспитывать, путем развития хороших манер, привычек, культуры общения, искусства жить в мире непохожих людей. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и улучшение качества жизни всего человечества. А воспитание терпимости у детей является еще и непременным условием формирования их воли и характера.

Россия – многонациональная страна. Издавна на ее территории проживает множество народов, каждый из которых по-своему богат традициями и обычаями.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, приобщают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние. 

Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные ориентиры.

Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребностей и готовности к конструктивному взаимодействию с группами и отдельными людьми независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

1.      Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать;

2.      Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

В детском саду «Мальвина» воспитываются дети разных национальностей. Наша группа №6 не является исключением. Мы стараемся сделать так, чтобы в стенах детского учреждения царила атмосфера добра, тепла и света для всех желающих познать основы дошкольного образования.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях, во время всевозможных досугов, развлечений, утренников, в самостоятельной игровой деятельности, а так же – это огромная ежедневная работа педагогов.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, нами задействован большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1)      Проведение праздников и других массовых форм организации детей с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованная деятельность дошкольников по сценариям в основе которых лежат сказки народов мира;

2)      Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3)      Подвижные игры народов мира, такие как «Гори, гори ясно!», «Ручеек», игры-догонялки («Салочки», «Горелки», «Колдунчики» и другие);

4)      Проведение народных праздников таких как «Масленица», «Рождество», «День Ивана Купалы», религиозные праздники и другие, в соответствии с народным календарем;

5)      Знакомство детей с традициями народов разных стран, в том числе изучение народных праздников соседних стран, праздников народов Востока и европейских стран, например, «Сабантуй», «День всех святых», «Наурыз» и другие;

6)      Тысячелетний опыт совместного проживания на русской земле обобщен и зафиксирован в фольклоре. В многочисленных хрестоматиях для дошкольников показан огромный нравственный потенциал фольклора нашей страны, на примере сказок и пословиц демонстрируется богатые педагогические возможности народной мудрости по воспитанию у детей чувства дружбы, миролюбия, взаимопомощи, добрососедства, по обучению правилам человеческого общежития, раскрывает роль фольклора в деле воспитания у дошкольников толерантности. На страницах хрестоматийных книг подробно рассказывается о народах, населяющих территорию России: о русских, казахских, узбекских, татарских, немецких и других народах. Эти богатые источники информации активно используются педагогами в нашем детском саду для воспитания дружбы и взаимопонимания между детьми разных национальностей.

7)      Игры-занятия, создание на материалах различных сказок с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

8)      Сочинение сказок и историй самими детьми, инсценировка сказок.

Культуры межнационального общения дошкольники постигают через игру, на физкультурных занятиях, одни из них развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, другие учат премудростях жизни добру и справедливости, чести порядочности, любви и долгу. Она формирует высокую нравственность. Для знакомств с культурой других народов проводятся развлечения «Игры народов мира», спортивные праздники, «Путешествие по сказкам», «Назад в Афины», «Праздник Африки».

Темы занятий могут быть разными, но они обязательно согласуются с тематическим планом. Примерные темы: «Любимый город», «Предметы быта народов Руси», «Что такое хорошо и что такое плохо?». Такие занятия носят творческий, активный характер, интересны детям и дают воспитателю большую возможность для уточнения глубины знаний детей и характера, формирующегося у них отношения к явлениям общественной жизни.

Таким образом, все занятия, в той или иной мере, позволяют активизировать интерес дошкольника в начале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствуют воспитанию толерантности, уважения к правам людей, других национальностей и рас, а также обеспечивают основу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Необходимо помнить, что педагог – «проводник» воспитательных идей. Результат воспитательного воздействия заключается в характерном поведении детей.  Не забывайте народную мудрость, которая гласит: «Что посеешь, то и пожнешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях

В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных услови...

Родительское собрание «Поговорим о толерантности» Консультация «Воспитание основ толерантности у дошкольников»

Семья является хранителем нравов и обычаев, семейных традиций, которые играют немаловажную роль в формировании нравственного состояния  и облика человека. Важно всё, начиная с самых незначительны...

Статья "Формирование толерантности у дошкольников как необходимое условие психологической безопасности детей в детском саду"

В статье дается характеристика исследования педагогамиусловий образовательной среды, которые обеспечивают психологическую защищённость в процессе формирования личности дошкольника. Главное внимание уд...

КОНСУЛЬТАЦИЯ "Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"

Особенности патриотического воспитания дошкольников в современных условиях....

План профессионального роста. Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитании дошкольников в современных условиях ДОУ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«Нравственно-патриотическое воспитании дошкольниковв современных условиях ДОУ»...