Доклад "Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях
статья (старшая группа) по теме

Федько Жанна Валерьевна

В докладе раскрывается актуальность данной проблемы,организационно-педагогическая деятельность по правовому воспитанию старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях обучения и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_forum.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Проблема внедрения в практику правового воспитания старших дошкольников в современных условиях»

    С самого раннего детства каждый ребенок – личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы.

    Знание прав- это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.

    Система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-правовыми актами на федеральном и региональном уровнях, однако анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема соблюдения прав детей дошкольного возраста в детском саду и семье в нашей стране изучается недостаточно. В методических материалах практически отсутствуют разработки по правовому воспитанию дошкольников. Педагоги формируют  у детей знания о правах, но эти знания остаются лишь знаниями. Для нас же важно, чтобы ребенок применял свои знания в нравственно- правовом поведении, характеризующимся уважением прав других. Это стало определяющим в разработке и апробации элементарной системы организационно-педагогической работы в ДОУ  по формированию основ правовой культуры старших дошкольников.

Целью стало изучение условий правового образования дошкольников в ДОУ и уровня правовой культуры старших дошкольников, включающей анализ имеющихся у детей правовых представлений и проявления уважительного отношения к действующим поведенческим нормам нравственно-правового поведения. Для этого  проводилось диагностическое анкетирование, устный опрос, собеседование с педагогами и родителями, собеседование с детьми по карточкам, анализ материально-технического оснащения групп для организации правового воспитания дошкольников. Определили направления работы, согласованности и скоординированности деятельности всех участников педагогического процесса.

Актуальность обозначенной проблемы возрастает в связи с тем, что дошкольный период сенситивен для формирования у ребенка коллективных качеств и гуманного отношения к окружающим его людям.

Работа старшего воспитателя:

Организация воспитательного процесса, распределение функциональных обязанностей членов коллектива.

Ознакомление коллектива с существующими законодательными актами

по защите прав и достоинства ребенка.

Определение места правового образования в общем образовательном пространстве детского сада, его связи с другими направлениями.

Мониторинг деятельности всего коллектива.

Проведение методических семинаров.

Участие и распространение опыта работы ДОУ по правовому воспитанию.

Подготовка наглядного материала, литературы.

Работа с родителями.

Совместная работа с воспитателями старшей и подготовительной групп:

Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.

Правовое воспитание и образование дошкольников.

Повышение уровня правовой культуры родителей.

Для решения задач правового воспитания дошкольников и повышения правовой культуры педагогов составлен план методической работы на учебный год. Мы включили в процесс формирования основ правовой культуры детей старшего дошкольного возраста родителей и провели следующие мероприятия:

Оформление стенда «Защита прав детей в семье» с конкретными рекомендациями по воспитанию детей в духе уважения и соблюдения прав и свобод человека.

Консультация-беседа с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок».

Выставка семейных работ «Мама, папа, я- счастливая семья»

Лекция «Семейное воспитание- причина нарушения поведения детей».

Консультация «Семья глазами ребенка» с использованием детских работ.

Консультация «Типы родительской любви».

Анкетирование родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».

Письменная консультация «Восемь типов родительской любви».

Родительское собрание «наказания в воспитании».

Посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослых с ребенком.

Памятка для родителей «Жестокое обращение с детьми: что это такое?

Ознакомление родителей с документами по правам ребенка.

Родительское собрание «Особенности психического развития ребенка-дошкольника.

Совместные физкультурные праздники ( «Мама, папа, я- спортивная семья»).

    С целью формирования у детей представлений о праве разработан и апробирован цикл занятий, на которых детей знакомили с разработанными нами материалами на печатной основе «Мои права».

    Содержание занятий предполагает знакомство детей с основными правами и свободами человека: правами на имя, семью, свободу и равенство, владение личным имуществом, собственное мнение, быть гражданином страны. Детей знакомили с адаптированными текстами международных документов, раскрывающих основные права и обязанности человека: Всеобщей Декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка. При этом важно сразу объяснить детям неразрывность и единство прав и обязанностей человека.

    Педагоги  организовали литературное чтение для детей в утреннее время и во второй половине дня. Примером такой работы является пересказ сказки Г.Х.Андерсена « Гадкий утенок».Дети отвечали на вопросы :  «Почему обитатели птичьего двора смеялись над утенком и прогоняли его?», «Почему его называли гадким?», «Какие чувства испытывал утенок на птичьем дворе?», «Почему так нельзя относиться к живому существу?».

    Побуждая детей к размышлениям о прочитанном, мы тем самым вызываем у детей чувство неприятия унижения личности и желание сопротивляться насилию, содействуя, таким образом, осознанию ребенком права на защиту от унижений, грубого обращения.

    Для закрепления представлений детей о праве на имущество и неприкосновенность жилища мы обратились к сказкам. Например, в беседе по сказке «Три медведя» детям задавались вопросы: «Какое право нарушила девочка?», «Имела ли она право без разрешения входить в чужой дом?», «Можно ли без разрешения брать чужие вещи?».

    Беседы с детьми о нравственно-правовом поведении проходят в непринужденной обстановке групповой комнаты, в игровом уголке. Искренний доброжелательный тон педагога создает атмосферу уюта, помогает эмоционально настроить детей на беседу о хороших и плохих поступках людей, о добре и зле. В одной из бесед детям предлагалось обсудить вещи, которыми дети особо дорожат- «сокровища». Педагоги сначала рассказывают о самой дорогой для него вещи, а затем дети рассказывают о предметах, которые для них особенно важны, их назначении, почему эта вещь им дорога и то, как бережно надо с ней обращаться. Главный вывод такой беседы- у каждого человека могут быть личные вещи, без разрешения их брать нельзя.

    Одним из основных нравственно-правовых представлений является осознание детьми существования правил поведения в обществе. Группа детского сада является для детей первой моделью устройства того общества, в котором они живут, где существуют определенные обязанности. Кроме правил, которые дети уже узнали в младшем и среднем возрасте, мы им рассказываем о том, что в группе детского сада соблюдаются и другие правила:

- у каждого ребенка есть имя, поэтому следует обращаться друг к другу по имени;

- все дети равны, свободны и каждый ребенок достоин уважительного отношения, нельзя обижать и оскорблять друг друга: драться, кричать, обзывать, дразнить;

- каждый ребенок в группе может заниматься любимым делом, не мешая другим детям и взрослым;

- у каждого ребенка в группе есть собственное имущество, нельзя без разрешения брать чужое имущество;

-правила одинаковы для всех.

    После закрепления у детей представления о правилах педагоги разъясняют им понятие обязанностей.

    В форме маленьких рассказов для детей педагоги знакомили с гражданскими правами:

«Каждый человек имеет право быть гражданином той страны, в которой родился и живет. Он обязан уважать ее законы, гордиться историей и культурой, стремиться совершать полезные для общества поступки».

«Ребенок рождается в семье. У него есть мама и папа. Но каждый ребенок рождается и в какой-то стране, например: России, Франции, Германии. Твоя родина-Россия, ты- россиянин. Ты- гражданин России».

Чтобы ознакомить детей с правом свободного передвижения, был составлен следующий рассказ: «Мы с тобой- граждане России. Мы можем свободно путешествовать по нашей стране и узнать о ее истории и жителях. Мы можем также совершать поездки и в разные страны мира, знакомиться с природой, обычаями, песнями, танцами этих стран. После путешествий люди имеют право возвращаться в свою страну и свой дом.

    Широко используются материалы региональной направленности. Для того, чтобы детям стало понятно значение такого правового понятия, как право на труд, приводим примеры из жизни близких им людей, рассказываем о значимости их труда для общества. В работе используются и литературные произведения: басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и другие. В игровой форме дети объясняли значение поговорок: «Делу время, потехе- час», «Маленькое дело лучше большого безделья» и другие.

    С целью закрепления понятия о праве на труд и воспитания к нему уважительного отношения используется знакомство- наблюдение «Кубанское окно»: дети наблюдают за происходящим за окнами группы. Воспитатели обращают внимание детей на то, как одеваются жители города в зависимости от погоды и времени года, различия в походке и внешнем виде людей и т.д.; совместно делались предположения о причине и цели появления людей на улице, предлагалось детям самостоятельно рассуждать о возможном характере их работы, разнообразии видов человеческой деятельности; подводим к суждению о труде как обязанности, уважительном отношении к труду, его значимости и общественной пользе.

    Дети также сочиняли рассказы на нравственно-правовую тематику.

    Таким образом, правовое воспитание старших дошкольников в организационно- педагогической деятельности построено с учетом организации целостного педагогического процесса в ДОУ, направленного на усвоение детьми правовых представлений, воспитание уважительного отношения к действующим поведенческим нормам и формирование адекватных моделей нравственно-правового поведения. В процессе формирования основ правовой культуры используются различные средства, методы и приемы работы с детьми. В работе не менее важное место отводится правовому просвещению педагогов ДОУ и родителей. Все это обеспечивает в дальнейшей работе с детьми необходимую им сумму представлений об основах права, постепенный рост уровня их правовой культуры.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Комплексный перспективный план /НООД/ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Разработан тематический работы с учётом требований ФГТ...

Педагогический проект по правовому воспитанию старших дошкольников

В проекте представлены теоретические и практические материалы по использованию проектного метода в работе педагогических коллективов – создание единого образовательного пространства по ознакомлению де...

Непосредственно образовательная деятельность "О правах - играя" (правовое воспитание старших дошкольников)

Программное содержание: Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях; Довести до сознания детей, что каждый человек, имеет право на имя, на дом, на любовь и ...

Викторина по правовому воспитанию старших дошкольников "Права сказочных героев"

Актуальность проблемы прав человека сегодня не вызывает сомнения. Правовое воспитание детей является одним из наиболее важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения ч...

Консультация для воспитателей и родителей"Правовое воспитание старших дошкольников"

20 ноября1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларациюправ ребёнкаЗнакомство детей с конвенцией о правах ребенка....

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ

В статье описаны формы и методы работы  по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в процессе ООД по ознакомлению с природой....