Родительское собрание "Готовимся к школе вместе"
классный час (подготовительная группа) на тему

Чернявская Наталия Николаевна

Знакомство с Программой ДОУ, основными годовыми задачами, сеткой занятий, режимом дня. Расширение представлений родителей о готовности ребенка к школе, о необходимом уровне знаний при поступлении к школе. Родителям предоставлена информация о формахи методах подготовки воспитанников к школе по разным направлениям Программы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (6-8 лет) №9

Воспитатели:

Чернявская Н. Н.

Беседина Л. С.

Тема: «Скоро в школу!»

Время проведения: октябрь, 2016 года

Участники:  родители подготовительной   группы, воспитатели

Форма проведения: «лекция – семинар»

Продолжительность: 1,5 часа


Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».

Предварительная работа:

1.Подготовка пригласительных для родителей воспитанников подготовительной к школе группы.

2. Подготовка памяток для родителей воспитанников.

3. Анкетирование родителей воспитанников.

4. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».

5. Выставка литературы и дидактических пособий по подготовке детей к школе.

Повестка собрания:

  1. Презентация видеофильма «Вот и стали мы на год взрослее!»

(воспитатель Чернявская Н.Н.)

  1. Что такое готовность детей к школе? Задачи  на предстоящий год  (воспитатель Беседина Л.С.)
  2. Кризис 7 лет  (воспитатель Чернявская Н.Н.)
  3.  Дискуссия с родителями по теме родительского собрания с просмотром презентации «Поможем детям вместе» (воспитатели)
  4. Советы родителям будущих первоклассников.
  5. Памятка для родителей, будущих школьников. 
  6. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

.

Ход мероприятия.

Вступительное слово: Вот и стали мы на год взрослее. Мы с вами и вашими детьми перешли в подготовительную группу. А какими дети пришли в детский сад, как начиналось их дошкольная жизнь, вы сейчас увидите.

(Презентация видеофильма: «вот и стали мы на год взрослее»)

    Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальная как для педагогов, так и для семьи. Огромное значение в ее успешной реализации имеет ваша позиция - уважаемые родители наших воспитанников! Некоторые родители сегодня зачастую либо самоустраняются от процесса воспитания ребенка, либо излишне загружают его посещением кружков, секций, студий.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Физиологическая готовность ребенка к школе. Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
    Психологическая готовность ребенка к школе. Психологический аспект,  включает в себя три компонента:

- интеллектуальная готовность,

- личностная и социальная,

- эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная готовность к школе означает: - к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он должен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
- толерантность - это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;

- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;

- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

4. Познавательная готовность ребенка к школе. Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание.

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
•  Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: «+ », «-», «=».

• Деление круга, квадрата пополам, на четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

3) Память

• Запоминание 10-12 картинок.• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.•Пересказ  текста из 4-5 предложений.

4) Мышление.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…»,«Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, что сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь.

• Составлять предложения из нескольких слов, например: на, кошка, дворе, с солнечным зайчиком, играла.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
 

Главной задачей воспитателей и родителей по подготовке детей к школе является именно развитие речи ребёнка.
Если ребёнок путает звуки в произношении, он перепутает их на письме. Он также смешивает слова, которые различаются только этими звуками: лак – рак, жар – шар, рад – ряд, щель – цель и т.п. Именно поэтому огромное внимание надо уделять развитию фонематических процессов. Фонема (звук) – минимальная значимая часть слова. Обращаем ваше внимание на то, чтобы вы не путали звук и

букву.


Запомните!

1.Звуки мы слышим и произносим;

2.звуки речи на письме мы обозначаем буквами;

3.буквы мы пишем, видим и читаем.

Рекомендуем  дошкольникам, не умеющим читать, называть буквы, как звуки, без призвука [Э]: не «бэ», «ве», а [б] [в]. 
Одна буква может обозначать разные звуки (твёрдый или мягкий).
Умение различать фонемы это основа основ: и понимания речи  другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем.
Параллельно с коррекцией звукопроизношения  реализуются следующие задачи:
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового  анализа и синтеза;
- обогащения словарного запаса;
- формирования грамматического строя речи;
- развития связной речи;
- обучение грамоте.
         Чтение – это первоначальная ступенька в школьном обучении родному языку. Но прежде чем начать читать, надо научить ребёнка слушать, из каких звуков состоят слова, научить звуковому анализу слов, то есть называть по порядку звуки, из которых они состоят.
Очень важно научить ребёнка сознательно выделять звуки из слова, определять место звука в слове.
С целью решения этой задачи предлагаем игры на выделение звука из ряда гласных звуков, слогов и слов, например: «Хваталки», «Поймай звук»,
«Подбери слово наоборот», «Продолжи слово».
На занятиях по обучению грамоте мы будем учить детей давать характеристики гласным и согласным звукам, и учить  обозначать  их на карточках, гласный – красным цветом, согласный твёрдый – синим, согласный мягкий  - зелёным.

3.Кризис 7 лет

Кризис 7 лет обычно совпадает с периодом в жизни ребенка, когда он идет в школу.

Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

Базальная потребность – уважение. Любой старший дошкольник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. Э. Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально" приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины". Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Уважаемые родители наберитесь терпения, будьте внимательны к своим детям и просто любите их!

4. Дискуссия «Вопросы – ответы» на тему: «Подготовка детей к школе»

1.«Какие пособия лучше выбрать для подготовки к школе? »

В настоящее время существует множество пособий, мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, мышления, речи, с веселыми задачами, головоломками, прописи.

На выполнение каждого задания давайте ребенку определенное время научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогайте их исправлять.

2.«Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?»

Не более 20-30 мин, если вы видите, что ребенок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребенку заниматься самостоятельно.

3.«Если ребенок категорически отказывается заниматься дома, что делать?»

Предлагайте ребенку небольшой объем занятий – не более 5 мин. Все занятия проводите в игровой форме: складывайте слоги и слова из макарон, считайте мыльные пузыри, решайте задачи, используя настоящие предметы, фрукты и овощи, пишите письма сказочным героям. Обязательно отвечайте на них печатными буквами, стимулируя ребенка читать. Поощряйте самостоятельность, нестандартное мышление ребенка. Помогайте правильно держать карандаш, ручку.

4.«Если ребенок постоянно требует новых заданий и готов заниматься много, стоит ли его ограничивать? »

Если ребенок не проявляет признаков усталости, не расстраивается из-за того, что какое-то задание не получается, воспринимает учебу как привлекательную деятельность – строгих границ для занятий ставить не стоит. Старайтесь переключать ребенка с одного деятельности на другой, предлагайте разнообразить ситуации, которые могут случиться в школе, спрашивайте, как он поступит, если:

- он кого-то обидит;

- его кто-то обидит;

- у него что – то заболит;

- он потеряет какую – то вещь;

- он не пойме, как выполнить задание и т. д

5.«Нужно ли беседовать с ребенком на тему «Школа»?»

Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет социальной позиции школьника, т. е. стремление ребенка стать школьником. Не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, с созданием эмоционального отношения. Расскажите ребенку о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильмы. Это создаст положительную установку на учебу в школе.

6.«Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?»

Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Важно развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.

Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

Потому что у него недостаточно развита воля. Управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться поставленной задачи. Для развития у дошкольников воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами.

7. «В чем различие взаимоотношений в системе «ребенок-педагог» в детском саду и школе?» При поступлении в школу у ребенка изменяется система отношений в межличностном общении. Отношения становятся деловыми. Тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуальными. В школе ребенок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребенка к системе новых отношений в школе.

8.«Могут быть ограничения в просмотре телепередач для дошкольника?»

Ребенок не должен смотреть все телепередачи. Ограничения должны вводиться безоговорочно. И твердо придерживаться относительно принятого решения. Нужно помнить и то, что ребенок воспринимает фильм не так как взрослый. Поэтому лучше смотреть программу вместе с ребенком и обсуждать впечатления от увиденного.

9. «Почему не  все дети одинаково овладевают чтением, письмом?»

Ведь со всеми в равной степени занимаются воспитатели, а в школе их учит один и тот же учитель? Навыки чтения и письма не у всех детей одинаково быстро формируются. Причин этому много, но главная - у ребенка недостаточно развита речь, фонематический слух в частности. К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь производить звуковой анализ слов. Научить его можно, используя интересные игры, например, разрезать полоски цветной бумаги разного цвета и размера и с их помощью учить ребенка строить модель слова. Тогда ребенок как бы «увидит» речь. Важно, чтобы он рассказывал, что делает. Полезно подобрать занимательный материал': ребусы, лото, картинки, по которым можно последовательно рассказать об увиденном. Развивая речь ребенка, важно вспомнить нелепицы, перевертыши, небылицы. Их очень любят дошкольники. Они значительно совершенствуют речь ребенка, которая в старшем возрасте становятся основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

5.  Советы родителям будущих первоклассников:

1.  Помните: дети, как и мы, взрослые, нуждаются в успехе!

2.  Запомните слагаемые школьного успеха:

-психофизическое здоровье;

-интерес к школе, желание учиться, стать школьником;

-желание и умение общаться с окружающими;

-положительное самоощущение, самооценка;

-нравственно-волевая готовность;

-специальная готовность (умение писать, читать, считать).

3. Как правильно общаться с ребенком:

-безусловно, принимайте его таким, какой он есть;

-активно слушайте его переживания, мнения

-как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма, записки;

- не вмешивайтесь в его занятия, если он может справиться самостоятельно;

-помогайте ему, когда он вас об этом не просит;

- поддерживайте и отмечайте его успехи;

-рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами;

-разрешайте конфликты мирно;

-используйте в обращении фразы, вызывающие положительные эмоции;

-обнимайте и целуйте друг друга чаще, не скупитесь на ласку.

4. Укрепляйте здоровье будущего первоклассника дома:

-соблюдайте режим дня;

-обеспечьте ребенку рациональное питание;
- обеспечьте ребенку полноценный сон;

-больше гуляйте, ребенку необходимо достаточное пребывание на воздухе;

-соблюдайте профилактические санитарно0гигиенические процедуры в течение дня;

-проводите с ребенком занятия физической культурой и спортом.

Уважаемые родители! Предлагаем Вам памятку, которая поможет подготовить ребенка к школе.

5.Памятка для родителей, будущих школьников

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

- уметь четко произносить все звуки речи;

- уметь интонационно выделять звуки в словах;

- уметь выделять заданный звук в потоке речи;

- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

- уметь произносить слова по слогам;

- уметь составлять предложения из 3-5 слов;

- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д.;

- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);

- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых
на море», «За грибами» и т. д.);

- уметь составлять несколько предложения: о предмете;

- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

- уметь наизусть читать любимые стихотворения;

- знать автора прочитанного стихотворения;

- уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:

- знать цифры от 0 до 10;

- уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д.;

- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

- знать знаки +, -, =, <, >;

- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4 , 6 =6);
- уметь соотносить цифру и число предметов;

- уметь измерять с помощью линейки;

- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;

- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;

- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между», ориентироваться на листе;

В области представления об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель,
береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

- уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)

- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);

- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень — желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая...);

- знать названия 1-3 комнатных растений;

- 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.

- знать названия всех дней недели, времена года, месяца.

Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

- в какой стране он живет, в каком городе, какой улице, в каком доме, несколько других стран.

- полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

- звать правила поведения в общественных местах и на улице.

Решения родительского собрания :

1. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе. Принять  к сведению и использовать в семейном воспитании информацию по подготовке детей к школе

2. Создать для детей благоприятные условия в предшкольный период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня,  играть в развивающие игры);

3. Способствовать формированию мотивационной готовности ребёнка к школе. Организовать с детьми экскурсию в школу , с целью расширения кругозора, ознакомления со школой, работой учителя;

4. Родителям принимать активное участие в воспитании маленького гражданина. Активно участвовать в конкурсах и акциях , посвященных празднованию  дня Победы;

5. Оформить в предметно-развивающей среде группы «Центр будущего школьника»;

6. Проводить дома с детьми беседы, читать книги.

7. Родителям  с детьми принимать активное участие в разных конкурсах и мероприятиях познавательной ,эстетической ,спортивной  направленности.

8. Всем родителям принимать активное участие в организации и подготовке праздника «До свидания детский сад».

               Приложение № 1          

Анкета для родителей

«Готов ли ваш ребенок идти в школу?»

      Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.
     С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1.    Часто ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?
2.    Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
3.    Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
4.    Общителен ли ваш ребенок как с детьми, так и со взрослыми?
5.    Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
6.    Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
7.    Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали напоминать ему об этом)?
8.    Умеет ли считать до 10 и обратно?
9.    Может ли сравнивать числа и предметы?
10.    Способен ли складывать и вычитать в пределах 10?
11.    Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)?
12.    Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?
13.    Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?
14.    Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» - «холодно»)?
15.    Умеет ли составлять рассказ по картинкам?
16.    Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?
17.    Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)
18.    Умеет ли уверенно пользоваться шариковой ручкой?
19.    Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
20.    Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
21.    Рисунки вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
22.    Может ли без особого труда собрать разрезанную на несколько частей картинку?
23.    Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево - ветки», «книга - страницы»)?
24.    Считаете ли вы, что ваш малыш не любознателен и плохо осведомлен?

     Соотнесите свои ответы с ключом:

-    если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, и, 12,13,14,15,16,18,19, 20, 22, 23 ответили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;
-    если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу.
     Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:
20-24 балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.
15-19    баллов - вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.
14 баллов и менее - лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества.

Приложение № 2    

                       

Памятка для родителей

«Тренировка навыков письма»

 Для   успешного   развития   тонкой   моторики   руки   желательны   следующие психолого-педагогические условия:

- введение дополнительных прописей-чистовиков, где ребята, имеющие трудности с тонкой моторикой, могут упражняться дополнительно и оцениваться родителями (или   педагогом   при   договоренности),   исходя   из   более   щадящих   требований: оцениваться должны усилия, а не соответствие общему «стандарту», обязательно положительно оцениваться должны даже небольшие успехи.

-   не следует торопиться переходить к письму слов и фраз: в дополнительной тетради можно сосредоточиться на письме отдельных букв;

- ни в коем случае не заставляйте ребенка переписывать набело!  У него будет получаться все хуже и хуже;

-   соблюдение принципов постепенности и умеренности нагрузки, развитие моторики в    игре,    чередование    нагрузки    на    мышцы    руки,    чередование    нагрузки    с релаксационными упражнениями.

-   упражнения по тренировке моторики должны доставлять ребенку удовольствие и не должны превышать 10—15 минут.

Родителям на заметку!

   1. Тренировку навыков письма необходимо начать с постановки руки: многие дети, имеющие трудности с письмом, неправильно держат карандаш или ручку. Можновоспользоваться   известным   способом   «метки»:   поставить   кружки   на   точки соприкосновения руки ребенка с ручкой. У вас получится три метки: одна - на ручке, одна — на подушечке указательного пальца, третья — на боковой поверхности среднего пальца, где правильно ложится ручка.

   2.  Упражнения по штриховке выполнять по принципу возрастающей трудности. Ребенку    предлагают    обвести    карандашом    небольшое    лекало    или    другуюнесложную    плоскую    форму.    Затем    ребенок    должен    полученный    контурзаштриховать   (по   вертикали,   горизонтали,   наискось).   Родители   обязательно должны показать образец штриховки.

  3.    Раскраска.  Ребенок раскрашивает рисунок, карандашами стараясь работать  как можно более аккуратно. Взрослый обязательно должен оценивать успехи ребенка, поддерживая его даже малейшие успехи: при этом можно поиграть «в школу».

   4. Копирование  контура булавкой.  Ребенку  предлагается скопировать несложный рисунок или геометрическую фигуру, обкалывая контур булавкой. При этом под образец кладется чистый лист бумаги, на который будет переноситься рисунок, а также небольшая  подушечка из поролона.  Полученный рисунок  можно  потом раскрасить (убрав поролон).

   5. Завязывание - развязывание узелков и бантиков, заплетание-расплетание косы: работа с бельевой веревкой, со шнурками. Можно попросить ребенка работать на «скорость». По мере освоения упражнения веревка становится все более тонкой. Девочки могут заплетать косы своим куклам, если у тех достаточно длинные волосы.

   6. Вырезание фигур ножницами по контуру (бумажной куклы, например).

   7. Изготовление мелких поделок из бумаги (кораблики, тюльпаны) Для этого вида работы можно взять соответствующую книгу в детской библиотеке.

   8. Работа с мелким конструктором, мозаикой. Работа по образцу (важно!).

  

 Приложение № 3                        

Памятка родителям первоклассников

*Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

* Следите за состоянием здоровья ребенка и занимайся реабилитацией всех выявленных отклонений.

* Узнайте у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «зрел» или не «зрел» ребенок, или же проведите самостоятельно ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома. Даже если ребенок зрел, то всё равно психологически готовьте его к школе, ко всем тем трудностям, которые его там ждут. Если малыш условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, используя рекомендации психолога и педиатра. Если ребенок Ваш не зрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Вашей просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только школу, которая ему необходима, которую Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.

* Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

*Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получиться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.

* Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

* Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

·*Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите то, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

*Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

* С поступлением в школу в жизни Вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем Вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

* Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

 

 

Мы предлагаем вам ответить на вопросник «Готов ли родитель к школе?»

Выберите наиболее близкий вариант утверждения.

1.  Часто ли Вы с ребенком опаздываете (в гости, в детский сад и т. д.?)

2.  Есть ли у ребенка в доме свое рабочее место?

3.  Считаете ли Вы большим минусом для развития первоклассника отсутствие в доме компьютера?

4.  Является ли хорошая книга прекрасным подарком для начинающего школьника?

5.  Затруднительно ли для Вас оказывать помощь Вашему ребенку при выполнении им домашних заданий?

6.  Следите ли вы за тем, чтобы на рабочем месте ребенка всегда были хорошо заточенные карандаши, заправленные фломастеры, краски и бумага для поделок?

7.  Всегда ли ребенок рассказывает Вам о своих успехах и проблемах?

8.  Есть ли у ребенка постоянные обязанности по дому?

9.  Делится ли ребенок с Вами тем, что волнует, по собственной инициативе или только после того, как Вы его спросите об этом?

Оценка результатов опроса.

1.Максимальное количество положительных ответов на вопросы №1,2,5,7,9.

Вы склонны слишком преувеличивать роль учебных учреждений в вопросах обучения и воспитания Вашего ребенка. Поэтому семья оказалась недостаточна, готова к поступлению ребенка в школу. У ребенка, скорее всего, возникнут затруднения в 1 месяцы обучения, что связано с недостаточно развитым чувством ответственности, отсутствием навыков систематического труда. Понятие порядка для Вашего ребенка мало, что значит, а это серьезный повод для недовольства учителя и, следовательно, переживаний первоклассника. Положение усугубляется тем, что ему будет трудно понять истинную причину своих неприятностей. И вряд ли Вы сможете ему помочь, так как он не привык делиться с Вами своими трудностями.

2.Максимальное количество положительных ответов на вопросы №2,4,6,7,8.

Вы заблаговременно позаботились о ребенке. У него сформировались необходимые навыки систематического труда. Этому способствовали как Ваш положительный пример, так и включенность ребенка в жизнь семьи. Для него будет бременем Ваш повышенный интерес к его успехам и оценкам в первом классе.

Ребенок привык к вниманию и доброжелательной оценке своих скромных усилий. Он может отличить качественный результат от халтуры и поэтому привык подбирать средства для достижения желаемого результата. Ваша огромная заслуга и помощь ребенку в подготовке к школе заключается в том, что Вы предоставили ребенку этот выбор качественных средств и научили ими пользоваться.

3. Максимальное количество положительных ответов на вопросы №1,3,4,5,7,9.

Вы не очень обременяли себя заботами об организации условий и режима жизни ребенка. Это оправдано, если ребенок хорошо адаптирован к условиям детского сада, обладает хорошим здоровьем и весьма любознателен. У него, скорее всего не возникнет затруднений при поступлении в школу. В противном случае, возможны некоторые затруднения, связанные с отсутствием должной мотивации к учебной деятельности, а также физическим перегрузкам.

Анкета «Насколько вы готовы быть родителем школьника (автор А. Колеченко )

Родителям предлагается оценить правомерность следующих утверждений:

1.  Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2.  Я опасаюсь, что мой ребенок будет часто обижать других детей.

3.  На мой взгляд, четыре урока - непосильная нагрузка для маленького ребенка.

4.  Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5.  Ребенок может хорошо учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.

6.  Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться писать, читать и считать.

7.  Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8.  Боюсь даже думать о том, что мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9.  Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10.  Мой ребенок не ходил в детский сад и никогда не расставался с матерью.

11.  Начальная школа, по-моему, мало способна чему – либо научить ребенка.

12.  Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13.  Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14.  Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.

15.  Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе?»

Полученные результаты дадут возможность воспитателям помочь родителям учесть индивидуальные особенности ребенка при подготовке к школе, научиться предвидеть и избегать проблем школьной дезадаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: « ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ»

Родительское собрание на тему: « ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ»  О воспитании самостоятельности.Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанни­ки подготовительной группы, самые с...

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ Тема: «Готовимся к школе вместе»

Роль родителей в подготовке к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учрежде...

Родительское собрание на тему "Готовимся к школе вместе".

Конспект в помощь воспитателю и педагогу психологу для проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе в начале года. Содержит необходимые рекомендации для родителей как подготовит...

Родительское собрание: «Готовимся к школе вместе».

Собрание, для родителей будущих первоклассников. Готовность ребенка к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – перелом...

Родительское собрание "Готовимся к школе вместе"

Родительское собрание в подготовительной группе...

Родительское собрание в подготовительной группе "Готовимся в школу вместе"

Родительское собрание в подготовительной группе "Готовимся в школу вместе"...

Родительский клуб "В школу вместе"

Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс. Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптим...