Организация сюжетно-ролевой игрой детей среднего дошкольного возраста
статья (средняя группа) на тему

Организация сюжетно-ролевой игрой детей

среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_syuzhetno-rolevoy_igroy_detey.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Организация сюжетно-ролевой игрой детей

среднего дошкольного возраста

Вам никогда не удастся создать мудрецов,

если будете убивать в детях шалунов

Ж.-Ж. Руссо

Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.

«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л.С. Выготский).

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра.  Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.

Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.

Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера.

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.

Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.

Для сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т.д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности.

Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни – перевести их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. 

Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка.

Игра развертывается таким образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.

Использую многоперсонажные сюжеты с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включается в непосредственные связи со всеми остальными. Привлекаю в сюжет больше персонажей, чем участников.

Играя с ребенком, стараюсь использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекало внимание от ролевого взаимодействия. Вовлекаю детей в игру только по их желанию, предлагаю ту или иную роль, событие как равный партнер, предоставляю свободу «выхода» из нее.

Играя с каждым из детей и с подгруппой, стимулирую гибкое ролевое поведение и смену роли. В самостоятельной детской деятельности дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, берут подходящие по смыслу роли.

В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон игровых ролей, дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые умения с новыми.

У них появляется вкус к динамичному развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы.

В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним-двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает к совместному творческому построению новых игровых сюжетов.

В 3-5 лет ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.

Игра всегда имела, имеет и будет иметь огромное значение в жизни ребенка. В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка. 

Сюжетно-ролевые игры учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.

В игре дети учатся моделировать ролевой диалог с партнером, партнером – игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливать разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.

Используемая литература

Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст]: программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. 128с.

Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателя / Н.Я Михайленко, Н.А.  Короткова. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д». 2000. 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека сюжетно - ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста

Подбор сюжетных игр для детей среднего дошкольного возраста. Предложены рекомендации для организации игр, подборка литературы....

Методическое пособие по организации сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

Методическое  пособие  по организации сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста....

Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста.

Игра «Семья» Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительныхвзаимоотношений между детьми...

Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста. Игра «Семья»

Конспекты сюжетно ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста.Игра «Семья»...

Методическая разработка «Картотека сюжетно-ролевых игр» для детей среднего дошкольного возраста.

АктуальностьАктуальность данной методической разработки обоснована тем, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.Изучая вопрос ранней профориентации, я задалась воп...

Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "

Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "...