Главные вкладки

    Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "
    консультация (младшая группа)

    Школа педагогического опыта "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автономное дошкольное образовательное учреждение

    муниципального образования г. Долгопрудного

    детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

    (АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

    Консультация для воспитателей                                   "Организация сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста "

                                                                                       

     Подготовила:

                                                                                         воспитатель: Арутюнян Н.Г

                                                г. Долгопрудный

    Характеристика возрастных возможностей

    Младший дошкольный возраст – ведущая деятельность – игра. Сюжетно-ролевая игра приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения.

    Использование в игре предметов-заместителей и символов позволяет ребенку выйти за пределы реального предметного действия и воспроизвести его общий смысл в сокращенной игровой форме (поставили в ряд стульчики и на поезде куда-то поехали). Эта особенность игры определяет важную роль в интеллектуальном развитии ребенка.

    Дети уже способны различать игровое и неигровое (реальное) действие, они овладевают основным игровым умением действовать «понарошку», «как будто», принимают воображаемую ситуацию и действуют внутри нее. Появляется условное предметно-игровое действие, иногда обозначаемое лишь жестом, а впоследствии словом («Все, покормила», - говорит девочка, совершив 2-3 движения игрушечной ложкой в сторону сидящей куклы).

    Одновременно дети овладевают ролевым действием. Сначала изображается какой-либо персонаж (человек, животное), в наиболее привычном для него действии (мама качает, кормит, моет дочку; папа чинит машину). При этом дети не всегда называют свою роль, отвечая на вопрос «Ты кто?» - называют свое имя, позднее ребенок называет свою роль и опредмечивает действие («Я – мама, кушать готовлю»).

    Становление сюжетно-ролевой игры происходит постепенно, на основе сложившейся ранее сюжетно-отобразительной игры. Этот процесс зависит от условий жизни и воспитания ребенка, его социального и игрового опыта, а так же от уровня развития воображения, речи, коммуникативных умений.

    Задачи развития

    ·  Создавать условия для возникновения и развития с/ролевой игры, обогащать их жизненный опыт, предметно-игровую среду, игровую культуру.

    ·  Способствовать обогащению содержания самодеятельных игр детей.

    ·  Поддерживать совместные игры детей, развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре.

    Организация игры во II младшей группе

     

    Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

    Каким образом можно сформировать эти умения? Если подсовывать наборы тематических игрушек, то у детей закрепится ранее усвоенный способ игры – условное предметное действие, а принятие игровой роли и ролевой диалог с партнером может вообще не появиться.

    Значит, чтобы этого не происходило, на всех возрастных этапах должна быть совместная игра взрослого с ребенком.

    Таким образом, задача воспитателя при работе с детьми 4-го года жизни – построить игру так, чтобы центральным моментом стало ролевое поведение.

    Чтобы правильно построить свою игру с ребенком. Надо уметь осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей.

    Различают два типа ролей:

    *  «взаимодополняемые»

    *  «независимые» («мама – дочка», «врач – больной», «продавец – покупатель»)

    Основная роль (мама, врач, продавец) требует для совей реализации дополнительную роль (дочь, больной, покупатель). Смысл дополнительных ролей раскрывается не только в действии, но и во взаимодействии, разговоре.

    Независимые роли (шофер, строитель, пожарный). Их смысл может быть раскрыт в действиях, направленных на какой-либо объект, вне взаимодействия с другой ролью (шофер управляет машиной, может везти пассажиров, груз – смысл его действий как шофера не теряется).

    Формировать ролевое поведение детей надо начинать с разных ролей. Они должны быть хорошо знакомы ребенку по его жизненной практике. К примеру, «семейные роли»:

    *  мама – дочка, сын;

    *  бабушка – внучка;

    *  доктор – больной;

    *  продавец – покупатель.

    Парные роли сразу фиксируют детей на партнера и смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

    Совместная игра взрослого и ребенка строится с постоянным усложнением.

    I вариант

    1) взрослый берет на себя основную роль;

    2) предлагает ребенку дополнительную роль.

    II вариант

    Воспитатель подключает к игре ребенка, беря на себя дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, т. е. ориентирует детей друг на друга, что требует ролевого взаимодействия.

    III вариант

    Воспитатель берет на себя основную роль – доктор → коробка, где лежат 3 – 4 предмета и на виду у детей начинает играть, проговаривая, что он доктор, здесь больница, общается с персонажем-игрушкой: «Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. У тебя ангина». Затем взрослый вовлекает одного из детей, наблюдающих за ним.

    Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние своей роли («я – доктор, полечу больного мишку») и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли.

    В тоже время в самостоятельной деятельности детей могут появляться «независимые роли» («рулят» как шоферы, стреляют, маршируют как солдаты). Такое подражание часто не сопровождается пониманием роли, ребенок затрудняется ответить, кем он был в игре. Поэтому воспитателю целесообразно подключиться к игре, используя дополнительную по смыслу роль.

    Примеры. Ребенок крутит руль, воспитатель присоединяется к игре – «Ты кто? Шофер? У тебя какая машина? Легковая? Ах, автобус! Можно я буду пассажиром? Ваш автобус довезет меня до вокзала? Спасибо» (не исключено, что после выхода воспитателя из игры к «шоферу» подсядет кто-то из детей, и игра продолжиться дальше)

     

    Замыкание детей друг на друге может осуществляться в совместной игре взрослого с двумя детьми. Прием остается тем де самым – использование парных взаимодополнительных ролей. Дополнительная роль, которую берет на себя воспитатель, удваивается, такая же роль предлагается одному из детей.

    Примеры. Игра «Магазин». «Кто будет продавец? Ты …? А мы с … покупатели. Я первая пришла в магазин (далее взрослый развертывает ролевой диалог, а затем уступает место второму ребенку, выполняющему дополнительную роль).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема статьи:"Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

    В данном материале говорится о важном значении сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста....

    Статья на тему:"Сюжетно - ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста"

    Игра занимает важное место в жизни ребенка. Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры  детей дошкольного возраста. Игра имеет огромное значение в воспитании и развитии личности дошкольника....

    Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья» для детей младшего дошкольного возраста

    Актуальность проекта. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, ...

    Конспект сюжетно-ролевой игры "Больница" для детей младшего дошкольного возраста

    Цель: развитие у детей умния приниать на себя роль доктора, выполняя соответствующие действия....

    "Роль сюжетно - ролевой игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"

    Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношени...

    Устный педагогический журнал "Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста"

    В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте; именно в связи с ее развитием совершаются самые важные изменения в психике ребенка и происходит подготовк...