Образовательная программа По патриотическому воспитанию «Славяночка»
рабочая программа (средняя группа) на тему

Орман Анна Ильинична

Цель:

Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Выполнение данной программы обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

воспитывать любовь и привязанность ребенка к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;

- формировать чувства патриотизма к своей малой Родине и Родине в целом;

- развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- создать сферу для развития гуманного отношения к людям преклонного возраста и защитникам Отечества;

- воспитывать толерантность по отношению к соотечественникам и представителям других национальностей;

- расширять представления о России, её столице;

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 4  до 5 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orman_a.i.docx82.58 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ №17 «Колокольчик»

        

        Образовательная программа

По патриотическому воспитанию

«Славяночка»

Тип программы: модифицированная.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Срок реализации: 1 год

Составила: педагог дополнительного

образования Орман Анна Ильинична

Г. Лыткарино 2015г.

Расписание

Понедельник

Группа №7

I подгруппа 16.00 – 16.20

II подгруппа 16.30 – 15.50

Группа №8

17.00 – 17.20

Среда

Группа №7

I подгруппа 16.00 – 16.20

II подгруппа 16.30 – 15.50

Группа №8

17.00 – 17.20

Пятница

Группа №7

I подгруппа 16.00 – 16.20

II подгруппа 16.30 – 15.50

Группа №8

17.00 – 17.20

Список детей группы №8

  1. Аббаслы Мария
  2. Большакова Амалия
  3. Гасымива Зумруд
  4. Демина Варвара
  5. Казаков Валерий
  6. Конакова Злата
  7. Лисак Кира
  8. Мажуга Виктория
  9. Маргия Лизи
  10. Михайлин Тимофей
  11. Мороз Злата
  12. Морозов Константин
  13. Пастухова Влада
  14. Роот Александр
  15. Руднева Тамара
  16. Рыжкова Анисия
  17. Соколов Александр
  18. Сон Алекса
  19. Сусекова Алиса
  20. Соибова Амалия
  21. Трущенков Констонтин
  22. Титовская Таисия
  23. Царик София
  24. Чаргазия Тамара
  25. Шерганов Кузьма
  26. Якимова Елизовета
  27. Щербакова Софья

Список детей группы №7

I подгруппа

№ п/п

Ф.И.

1

Аветян Ева

2

Атекян Тигран

3

Арману Василиса

4

Астахов Никита

5

Буценек Ксения

6

Верейкин Миши

7

Вознесенская Саша

8

Тречищев Саша

9

Тумза Евгения

10

Захаров Иван

11

Каширин Саша

12

Казлов Матвей

13

Коптев Андрей

II подгруппа

1

Корюкин Алексей

2

Костыльцева Юля

3

Кровицкий Максим

4

Лазарев Максим

5

Марьясова Даша

6

Натаров Сергей

7

Плотников Никита

8

Савинков Никита

9

Савченко Никита

10

Сергеев Вова

11

Сейба Ярослав

12

Шагинян Джулиана

13

Мещеряков Андрей

Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».

 Ю.Я. Яковлев

Пояснительная записка

Актуальность темы: Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Педагогическая целесообразность: Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия “патриотизм” в современном мире. Поэтому для решения задач данной программы применяются наиболее эффективные методы и приемы, характерные для детей данного возраста: активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через беседы, наблюдение, чтение художественной литературы,  сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,  тематические праздники,  целевые прогулки, экскурсии.

Цель:

Формирование у детей потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Выполнение данной программы обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:

-  воспитывать любовь и привязанность ребенка к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, селу;

- формировать чувства патриотизма к своей малой Родине и Родине в целом;

- развивать интерес к русским традициям и промыслам;

- создать сферу для развития гуманного отношения к людям преклонного возраста и защитникам Отечества;

- воспитывать толерантность по отношению к соотечественникам и представителям других национальностей;

- расширять представления о России, её столице;

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т.д.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 4  до 5 лет.

Срок реализации образовательной программы 1 год.

Форма организации детской деятельности – коллективная (совместная образовательная деятельность с учетом индивидуально-дифференцированного подхода)

Система работы по патриотическому воспитанию в средней группе

Выстраивая воспитательно-образовательный процесс, мы большое внимание уделяем комплексному подходу в формировании у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующими тематическими блоками:

  • «Вместе дружная семья»  
  • «Детский сад»,
  • «Труд взрослых»,

           «Родной город»,

  • «Родная страна».

 

Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:

  • специально организованные занятия,  
  • беседы,
  • наблюдение,
  • чтение художественной литературы,  
  • сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры,  
  • тематические праздники,  
  • целевые прогулки, экскурсии,  
  • взаимодействие с социумом и др.

 

«Вместе дружная семья»  

 В средней группе продолжается работа по воспитанию любви к маме, начатая в младшей группе. Особое внимание необходимо обратить на то, как ребенок может позаботиться о маме и о других членах семьи.

В беседах воспитатель подводит детей к пониманию того, что семья – это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие пытаются помогать старшим.

Детям даются первоначальные знания о родственных отношениях в семье — каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра). Мама и папа — тоже дочь и сын бабушки и дедушки.

В средней группе воспитатель обращает внимание детей на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности. Необходимо вызвать у ребенка стремление быть полноправным членом семьи, иметь свои обязанности— накрывать на стол, убирать со стола посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате и т.д.

Большая работа в этом плане проводится с родителями во время индивидуальных бесед и консультаций. Без помощи родителей решить поставленную задачу невозможно.

 

«Детский сад»

Дети проводят в детском саду больше времени, чем в семье, поэтому, работая по данной теме, необходимо показать детям прежде всего, что детский сад похож на семью: как и в семье, в детском саду есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети и взрослые.

Воспитатель знакомит детей с трудом сотрудников детского сада: поваром, работниками прачечной, напоминает, что с каждой группой работают воспитатели, помощники воспитателей, объясняет, что делает медсестра.

Дети посещают помещения других групп. Воспитатель привлекает детей к заботе о самых маленьких: помочь собрать игрушки и др. Много целевых прогулок можно организовать по участку детского сада. Воспитатель учит детей ориентироваться на территории детского сада, обращает внимание на все новое, что появляется на участке: посадили новые кусты, заасфальтировали дорожки и т.д. Подводит детей к пониманию того, что все вокруг сделано руками людей, причем люди старались сделать свою работу хорошо, чтобы детям в детском саду было интересно. Поэтому ко всему нужно относиться бережно.

 

«Труд взрослых»

Дети средней группы продолжают знакомиться с трудом взрослых, прежде всего сотрудников детского сада. Воспитатель должен подчеркнуть, что сотрудники детского сада заботятся о детях. Он напоминает, что в младшей группе дети узнали о работе воспитателя, помощника воспитателя, медсестры. Детей знакомят с трудом повара, работников прачечной.

Кроме этого, необходимо познакомить детей с теми видами трудовой деятельности за пределами детского сада, результаты которой им знакомы и понятны, например почтальон, продавец.

Основной метод ознакомления с трудом взрослых — наблюдение. Поэтому в средней группе проводятся целевые прогулки, целевые посещения и экскурсии.

Рассказывая о труде людей, воспитатель стремится вызвать в детях желание помогать взрослым в повседневной жизни: хорошо вытирать ноги при входе в помещение, тогда помощнику воспитателя будет легче мыть полы; чисто мыто руки, тогда работникам прачечной будет легче отстирать полотенца и т.д.

Воспитатель организует сюжетно-ролевые игры, в которых закрепляются знания о труде взрослых.  

Необходимо обратить внимание детей на то, что от того, как человек будет выполнять свою работу, зависит качество предметов, которые нас окружают. Поэтому любую работу нужно выполнять хорошо.

Чтобы сделать какой-либо предмет, человек затрачивает много времени и сил, следовательно, ко всему, что нас окружает, надо относиться бережно. 

 

«Родной город»

В средней группе детям еще трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, проводя целевые прогулки, воспитатель прежде всего знакомит детей с близлежащими улицами. Он обращает внимание на то, что улиц много, каждая имеет свое название, у каждого дома есть номер. Постепенно дети подводятся к необходимости знать свой домашний адрес. Проводя наблюдения, воспитатель постоянно говорит о названии города, и дети его запоминают.

Во время таких прогулок рекомендуется обращать внимание детей на все положительное, что происходит вокруг — построили новый магазин, посадили деревья и т.д. Особое внимание необходимо обратить на труд людей по благоустройству города это работа дворников, мусороуборочных машин, уборка снега, посадка зеленых насаждений и т.д. Постепенно дети начинают понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым — не сорить, посадить семена цветов на участке в детском саду и во дворе дома.

В средней группе уже можно провести несколько бесед по знакомству с достопримечательностями родного города. Начать следует с самой главной достопримечательности. Основная задача этих бесед — показать красоту родного города и вызвать восхищение детей. Иллюстраций, которые воспитатель показывает в ходе таких бесед, помещаются в патриотическом  уголке, и воспитатель систематически к ним возвращается.

 

«Наша Родина»

Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родной страной — вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.

Прежде всего воспитатель знакомит детей с природой России. Он показывает детям иллюстрации с изображениями лесов, полей, рек, морей, гор, подчеркивая, что Росси — страна красивая и большая. Он беседует с детьми о том, где они пропели лето, и обращает их внимание на то, что все дети были в разных городах, селах и видели, какая красивая наша страна.

Желательно показать детям и красоту, созданную руками русских мастеров, — это храмы, архитектурные памятники разных городов России и т.д. Воспитатель подчеркивает, что все это создано руками талантливых русских мастеров.  

Необходимо обратить внимание детей на то, что и природу, и то, что создано руками людей, нужно беречь, сохранять, чтобы через много лет другие тоже могли этим любоваться.

В средней группе знакомят детей с русским национальным костюмом. Для этого в группу приносят кукол (мальчика и девочку), одетых в эти костюмы. Воспитатель рассматривает с детьми костюмы, обращая внимание на некоторые новые названия — косоворотка, кокошник и т.д. В дальнейшем, рассматривая иллюстрации к русским народным сказкам, воспитатель привлекает внимание детей к тому, как одеты герои сказок. Особенно хороши иллюстрации к русским народным сказкам художника Е.Рачева.

Приобщая детей к русской культуре, воспитатель рассказывает им русские народные сказки, предлагает послушать в грамзаписи русские народные песни, заучивает русские народные потекши, знакомит с предметами народно-прикладного искусства — дымковской игрушкой, матрешками, хохломскими изделиями. Таким образом, к концу года у детей складывается представление о России как о стране большой и красивой, о талантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Перспективный план по патриотическому воспитанию в средней группе

 

Месяц

 

 

Неделя

 

Содержание работы

I неделя

«Семейная фотография» (расширение знаний о своей семье).

II неделя

 «Моя семья» (любимые занятия родителей и других членов семьи).

III неделя

Беседа о младших членах семьи. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» и беседа по её содержанию.

IV неделя

Беседа «Помощники» (об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи).

I неделя

Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома».

II неделя

Экскурсия по детскому саду (знакомство с помещениями детского сада и его сотрудниками).

III неделя

Посещение группы раннего возраста (воспитание заботливого отношения к малышам).

IV неделя

Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада.

I неделя

Проект «Письмо в сказочную страну» (знакомство с профессией почтальона).

II неделя

Рисование «Мой детский сад».

III неделя

Рассматривание иллюстраций о природе России. Чтение стихотворения о березе.

IV неделя

Как звери готовятся к зиме.

I неделя

«Мы следопыты» (природа родного края).

II неделя

Беседа «Мой родной город».

III неделя IV неделя

Целевая прогулка  по близлежащей улице (закрепить название улицы,  на которой находится детский сад).

II неделя

Рисование «Украсим улицы города».

III неделя

Природоохраняемая акция «Покормим птиц зимой». Изготовление кормушек.

IV неделя

Беседа о достопримечательностях родного города.

I неделя

Создание с детьми фотоальбома «Мой родной город».

II неделя

«На земле, в небесах и на море»  (беседа об армии, о родах войск).

III неделя

«Папы, дедушки – солдаты» (беседа о государственном  празднике «День защитника Отечества»).

IV неделя

Спартакиада «К защите  Родины готов!»

I неделя

Фольклорный праздник «Проводы русской зимы».

II неделя

Беседа  «Моя мама лучше всех».

III неделя

Чтение Н. Артюховой «Трудный вечер» (воспитание заботливого отношения к маме).

IV неделя

Рассматривание         дымковских         игрушек         и         рассказ воспитателя о них.

I неделя

Рассматривание изделий хохломской росписи, рассказ воспитателя о данном виде прикладного искусства.

II неделя

Акция «Природа просит защиты» (бережное отношение к природе родного края).

IV неделя

Рассматривание кукол в национальных костюмах.

I неделя

Рассказ воспитателя «День Победы».

 

II неделя

Рисование «Салют победы».

III неделя

Знакомство детей с флагом России.

IV неделя

Знакомство детей с флагом Москвы и  Московской области.

 

 

Наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и воспитателей. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители стали равноправными участниками развивающего процесса.

Семья занимает ведущее место в системе патриотического воспитания. В ней начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в образовательных учреждениях.

Блок «Вместе дружная семья» призван помочь понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без поддержки родителей. Они могут оформить альбомы «Моя семья», в старшем возрасте в семье составляется генеалогическое древо и т.д.

Родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, а это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. На конкретных фактах из жизни дедушек и бабушек необходимо привить детям такие понятия, как «долг перед Родиной», «трудовой подвиг», «любовь к Отечеству».

При знакомстве с родным краем задача взрослых — собрать как можно больше интересной информации о том месте, где они живут.  

Во время поездок в другие города родителям предлагается обращать внимание на гербы, их своеобразие. Взрослые рассказывают, что в себя включает герб.

Без внимания не остаются тема «Защитники Отечества», беседы о героическом прошлом нашей Родины, подвигах ее героев. В семье рассказываются истории о дедах и прадедах, родственниках, защищавших Родину от врагов. Многие семьи имеют реликвии, о которых необходимо рассказывать с восхищением, трепетом, чтобы дети понимали значимость слов «они защищали Родину».

 

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и воспитателей, т.е. взрослых, находящихся рядом с ним. Особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий региона,  от которых зависит его быт, характер труда и т.д. К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат талантливыми людьми.

В настоящее время такая работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, поскольку в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Поэтому мы должны подойти к этой проблеме вместе. И только общими усилиями мы добьемся определенного результата.

Предполагаемый результат

Целенаправленная и систематическая работа с детьми среднего дошкольного возраста по воспитанию патриотизма, предполагает следующие результаты:

• Сформированность патриотических чувств, знаний о родном городе, о семье;

• У детей повысится интерес к окружающему миру и истории родной страны, города, семьи.

Диагностический инструментарий

Разработка проекта по патриотическому воспитанию вызвана тем, что у детей средней группы недостаточно сформированы знания о родной семье, городе. Диагностика проходила в форме индивидуальной беседы по следующим вопросам:

1. Назови Ф.И.О. всех членов своей семьи.

 2. Как называется город, в котором ты живешь?

3. Как называется улица, на которой ты живешь?

4. Как называется улица на которой находиться твой детский сад?

Список литературы

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2007. – 144 с.
  2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М., 1985
  3. Ерохина Е.Л., Круглова Т.А. Государственные символы России. Флаг, герб, гимн / Альбом для занятий с детьми 5 - 7 лет. М.: Ювента, 2002.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Синяя птица).
  5. Писарева А.Е., Уткина В.А. Живем в «Ладу». Патриотическое воспитание в ДОУ: Метод. Пособие. М., 2007

Приложение

Беседа «Мой родной город».

- Ребята, у каждой страны есть свой главный город—столица. А вы знаете столицу нашей Родины? ( ответы детей). А вы были в Москве?

 - Давайте мы с вами отправимся на экскурсию по главным достопримечательностям Москвы. Что такое достопримечательность? (Ответы детей). Достопримечательность — это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего. На каком виде транспорта мы с вами отправимся в Москву? (Предложения детей). Поехали!

 Виртуальная экскурсия по Москве.

- Первая остановка — Московский Кремль. (Рассматривание иллюстраций). С Московского Кремля начинала строиться Москва. Кремль — это значит крепость. Рассмотрите иллюстрации древнего Кремля и Кремля в наше время. Чем они отличаются? (Ответы детей).

 - Рассматривание иллюстраций с изображением Красной площади. На Красной площади в праздники проходят военные парады.

 - Рассматривание иллюстраций с изображением Спасской башни. На ней висят главные часы страны. Эти часы самые точные, по ним всегда проверяют время. Вы слышали бой курантов? Предлагаю вам послушать. (Слушание).

 - А сейчас я вам предлагаю отправиться дальше. Поехали!

 - В Москве много замечательных храмов, музеев, памятников, но все туристы обязательно спешат увидеть два замечательных памятника—Царь-Колокол и Царь-Пушку. Я предлагаю экскурсоводами побыть вам самим и рассказать об этих замечательных памятниках архитектуры. (Рассказ детей).

 - Отправляемся дальше. Мы приехали ещё к одной достопримечательности города Москвы. Это Останкинская башня. Вы знаете для чего она нужна? (Ответы детей). Отсюда транслируются все передачи не только во все города России, но и всей страны. Ведь недаром есть такая пословица: «Говорят в Москве, а слышно по всей стране». В Москве еще очень много замечательных достопримечательностей. Я думаю, когда вы станете постарше, вы обязательно побываете в Москве и всё увидите.

 - Русские люди любят Москву не только за её достопримечательности, они любят её за то, что она — главный город нашего государства. О Москве сложено очень много стихотворений, пословиц, поговорок. Послушайте, какими тёплыми словами говорил о Москве А. С. Пушкин:

 Как часто в горестной разлуке,В моей блуждающей судьбе -Москва, я думал о тебе!Москва! Как много в этом звуке -Для сердца русского слилось -  Как много в нём отозвалось!

Ребята, а вы знаете пословицы о Москве, стихотворения?

 Чтение стихотворений, пословиц о Москве.

Кто в Москве не бывал—красоты не видалВсе дороги ведут в Москву

Подведение итогов.

- Где мы побывали? Что вам понравилось больше всего?

Конспект НОД «Моя семья»

Задачи:

уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родные;

формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи ребёнка;

совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье;

развивать связную речь, познавательные интересы, логическое мышление

Материалы и оборудования:

Схема генеалогического древа, семейные фотографии.

Предварительная работа:

Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии членов семьи.

Рассматривание семейных фотографий на даче, на море, в квартире;

Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи;

Ход занятия:

Ребята, у нас сегодня занятие по развитию речи. Тема нашего занятия "Моя семья". На этом занятии мы с вами поговорим о членах вашей семьи, составим о них рассказ.

А начну я наше занятие со стихотворения Агнии Барто "Семья".

Семья- это счастье, любовь и удача

Семья - это летом поездки на дачу,

Семья- это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, семейные траты,

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет .

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы .

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите

Обиды и ссоры подальше гоните

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Рассматривание картин «Моя семья».

Задание: перечисли всех членов семьи, которых ты видишь на картинках «Семья». Скажи, кто старше, кем работают, чем увлекаются, как проводят свободное время и т.  д.

Воспитатель говорит о том, что есть много пословиц о семье. Некоторые из них озвучивает:

В семье где лад, счастье дорогу не забывает.

В семье и каша гуще.

Вместе тесно, а врозь гуще.

Фотовыставка «Моя семья». Дети показывают фотографии своей семьи, называют членов семьи и рассказывают небольшой рассказ из своей жизни.

Игра «Скажи наоборот».

Дедушка старше, а папа (моложе) .

Мама моложе, а бабушка (старше) .

Папа выше, а мама (ниже) .

Папа большой, а сын. (маленький) .

Беседа.

Воспитатель объясняет, что бабушка – это папина мама или мамина мама; дедушка – это папин папа или мамин папа; ребёнок (мальчик) для папы и мамы – это сын, девочка для родителей – дочь; мальчик для сестры – брат; девочка для брата – сестра.

Воспитатель показывает картину с изображением семьи и просит показать: брата, сестру, папину маму, папиного папу, дочь, сына.

Игра: «Скажи слово»

Воспитатель: В семье все друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково дочь?

Дети: доченька, дочурка

Сын–сынок, сыночек

Папа–папочка, папенька

Дед–дедушка, дедуля

Бабушка –бабулечка

Сестра – сестрёнка

Внук - внучок

Внучка–внученька

Брат– братишка

5. Чтение стихотворений о маме и бабушке.

Так уютно в доме нашем,

Потому что есть ты, мама.

Вкусный суп у нас и каша

Ведь варила ты, их мама.

Буду у тебя учиться

я заботам и старанью.

Буду я, как ты, трудиться,

Подыматься утром рано. (Г. Гумер.)

Вопросы:

О ком стихотворение? .

Что делает мама?

Почему вы любите своих мам?

С бабушкой мы буквы

В книжке разбираем,

С ней играем куклы,

В классики играем.

Важные секреты

Шепчем ей на ушко,

Потому что бабушка –

Лучшая подружка. (С. Погореловский)

Вопросы:

О ком стихотворение?

Что делает бабушка?

Почему вы любите своих бабушек?

Ребята, а кто в вашей семье больше всех занимается домашними делами? (мама)

-Что делает по дому мама?

-А что делает папа?

-Чем занимаются бабушка и дедушка?

-Какие заботы по дому есть у вас?

Физкультминутка:

Этот пальчик - дедушка

Этот пальчик - бабушка

Этот пальчик - папа

Этот пальчик - мама

Этот пальчик - Я

Вот и вся моя семья!

Дидактическая игра «Кто как трудиться в вашей семье»?

Нужно договаривать слова: папа- мама- дедушка- бабушка-брат- сестра!

-Ходит на работу?

-Зарабатывает деньги?

-Проверяет уроки?

-Ходит в магазин?

-Учит уроки?

-Готовит пищу?

-Вытирает пыль?

-Убирает дома?

-Играет?

Стирает?

-Читает?

Шьет?

Ребята, посмотрите, что изображено на этих картинках (показываю иллюстрации с изображением животных и птиц)

Как вы думаете можно сказать что на этих картинках изображена семья? Конечно, можно!

И животные, и птицы испытывают чувство радости, когда находятся в окружении своей семьи, потому что дети радуют своих родителей тем, что они подрастают, крепнут, учатся новому в жизни!

Как хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу!

А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою семью (дети рисуют)

Давайте посмотрим какие рисунки у вас получились. Смотрим рисунки, описываем.

У всех получились хорошие рисунки!

Дорожите своей семьей, любите маму, папу, дедушку и бабушку, сестру и брата! Они самые близкие и родные вам люди! В счастливые минуты вашей жизни они порадуются за вас, в горести всегда придут к вам на помощь!

Итог: ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Правильно о семье! Что нужно дорожить семьей! Помните: только ваши родные и близкие всегда вас поймут и простят!

Конспект НОД  «Семейная фотография»

Программное содержание:

- Закреплять представление о семье, умение называть членов семьи.

- Расширять словарный запас за счет имен существительных (родители, муж, жена, сестра, брат, сын, дочка, внук, внучка, ввести в словарь детей имена прилагательные (длинный, короткий, старший, младший) .

- Закреплять умение строить простые распространенные предложения, отвечать на вопросы другого.

- Развивать внимание и память – узнавать на фотографиях членов семьи, знать и называть их роли в семье.

- Закреплять счетные навыки (счет в пределах шести, научить сравнивать предметы по длине, закреплять знание геометрической фигуры – прямоугольник.

- Развивать логическое мышление – умение подбирать пары слов по ассоциации (папа - мама, бабушка - дедушка, сестра – брат и т. д.) ; умение отгадывать загадки.

- Воспитывать выдержку, умение соблюдать правила коллективной игры.

Образовательные области: коммуникация, познание, физическая культура.

Материалы:

демонстрационная картина «Семейная фотография», отдельные портреты каждого члена семьи, полоски из картона для изготовления рамок (по 4 штуки на каждого ребенка – 2 длинные и 2 короткие, соответствующие длине сторон портретов, полоски для изготовления рамки для большой семейной фотографии; большой мяч.

Методические приемы:

Сюрпризный момент, показ, объяснение, художественное слово.

ХОД:

Появляется кукла Таня с фотографиями. Она расстроена, так как совсем запуталась, и не знает, кто есть кто на ее фотографиях. Ей надо помочь.

- Ребята, посмотрите, какая «семейная фотография». На ней изображена большая семья: дети – Таня и Ваня, их папа и мама, дедушка и бабушка.

- В этой семье много родственников: дети (спросить у детей, как их зовут – Таня и Ваня, их родители (уточнить как их называют дети – папа и мама) и родители родителей (спросить, как Таня и Ваня их называют – дедушка и бабушка). Ребята, а кто кому кем приходится в этой семье?

- Дедушка и бабушка называют Таню и Ваню внуками, а мама и папа – сыном и дочкой. Таня Ване сестра, а Ваня Тане – брат. Мама с папой муж и жена: папа маме – муж, а мама папе жена. Так же дедушка с бабушкой.

- А кто дедушка для бабушки?

- А кто бабушка для дедушки?

- Кто в семье самый младший?

- У кого из них есть дедушка и бабушка, а у кого сестра и брат?

- Ребята, а у нас есть не только большая семейная фотография, но и много отдельных портретов, на которых изображены члены той же самой семьи.

- Посмотрите на портреты и назовите всех членов семьи.

- Давайте поиграем. Я сложу портреты стороной вниз, а вы назовете, кто кому кем приходится.

Игра «Кто для кого кем приходится»

Игра с мячом.

- Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы будете ловить мяч и придумывать пару к моему слову и бросать мяч обратно. Становитесь в круг. Ребенок должен подобрать пару к словам: папа (мама, дедушка (бабушка, муж (жена, дети (родители, брат (сестра). Далее можно произнести те же пары слов, но в обратной последовательности.

- Молодцы! Вы хорошо умеете играть. А сейчас мы узнаем, как хорошо вы умеете считать. Давайте посчитаем, сколько портретов у меня на мольберте? Сосчитаем от 1 до 6. Посмотрите, на большой фотографии сфотографированы сразу все члены этой семьи, и если каждый скажет про себя «Я», то мы услышали сразу 6 раз «Я».

- Таким образом, и появилось слово «семья», когда сразу семь или более родственников дружно сказали «Я»

- Ребята, а сколько человек в вашей семье? (Ответы каждого ребенка, во время ответов дети загибают пальчики) .

- У Танюши есть конверт, а в нем лежит какая-то бумага.

- Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?

Ласково и нежно деток обнимают

Лучшими словами в мире называют,

Самая красивая, самая родная

Это же конечно (мама дорогая)

Кто в семье высокий,

Самый сильный и умелый? (папа)

Волосы седые, добрые глаза,

Всех внучаток любит (бабушка моя)

Добрый, бородатый –

Это папин папа.

С внуками играет.

Кто ж его не знает! (дедушка)

- Танюша, тебе теперь понятно? Ты научилась отгадывать загадки?

Физминутка «У Танюши дел немало»

Речь с движениями:

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел;

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села с Машей посидела

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

- Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

- Ребята, посмотрите, я приготовила вам сюрприз - выставку ваших семейных фотографий. Подойдите и возьмите в руки. Посмотрите на своих близких, улыбнитесь им, прижмите их к себе.

- Танечка, а почему ты такая грустная?

- У ребят все фотографии в рамочках, а у меня без рамочек.

- Не беда, ребята, давайте поможем Тане, сделаем для ее фотографий рамочки.

- смотрите, я буду делать для большой семейной фотографии, а вы для маленьких.

- Какую форму имеют фотографии?

- Правильно, прямоугольную. У меня есть полоски. Они разной длины. И стороны у прямоугольника разные – 2 короткие, 2 длинные. Из полосок можно составить рамки для фотографий. Давайте повторим «Прямоугольный портрет», «Прямоугольная фотография».

Показать детям, как правильно наклеить полоски на портреты, чтобы получилась рамка.

- Танюша, посмотри, какие красивые у тебя теперь фотографии!

- Спасибо, ребята, я очень много узнала нового и полезного, и получила замечательные рамки для портретов членов моей семьи.

- До свидания!

Конспект занятия на тему: «Беседа о маме».

Предварительная работа; чтение художественной литературы, заучивание стихотворение о маме. Рассматривание иллюстраций, фотографий, где изображены мама с ребенком; семья.

Цель: дать представления о значимости матери каждого человека; помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам. Формирование ценных нравственных навыков. (любви, сочувствия и т. д.).

Задачи: уметь поддерживать беседу; выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме

2. воспеть образ мамы самого близкого и дорого человека через художественного литератора.

3. воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительна отношение к старшим.

Ход занятия:

Ребята, о чем поется в песне (ответы детей)

-  Когда рождается человек, он всегда находится рядом с мамой; Мама - самый близкий, родной, единственный человек. Проходит некоторые время малыш подрастает и произносит слова первое слово «Мама». Во многих странах {отмечается «День матери». Люди поздравляют своих мам. Мама, мать - сколько тепла, ласки носят эти слова, этим словом называют самого родного, близкого человека, (показываю фотографии, на которых изображены мамы с детьми).

По слушайте загадку:

-  Кто вас детки крепко любит? Кто вас детки приголубит?

Не смыкая ночью глаз все заботится о вас?

Все она резная (мама дорогая)

Беседа о маме:

-  Что означает слово мама? (ответы детей)

Мама — это самый родной, самый любимый, самый добрый, самый ласковый человек для каждого ребенка. И сколько бы не было вам лёт; вам всегда нужна мама ее ласка, добрый взгляд. Мама всегда поможет светом. У мамы самое верное, четкое сердце. Дети расскажите о своей мамочке

Какие чувства вы испытывайте к маме? Какая у каждого из вас мама?

Какие слова вы говорите маме?

Рассказывая о своих мамах вы все говорили, что мамы добрые, ласковые, заботливые, с такой любовью вы говорили о них. 

Стихотворение о маме

1. Мама: мама; мамочка солнышко мое, как с тобой радостно, как с тобой тепло! без тебя в душе моей не цветут цветы? Буду счастлив я тогда, когда рядом ты!

2. Мне мама приносит игрушки, конфеты. Но маму люблю я совсем не за это. веселые песни она напевает нам скучно вдвоем никогда не бывает. Я ей открою свои все секреты. Но маму люблю я не только за это. Люблю свою маму скажу я вам прямо, ну просто. за то, что она моя мама. 

Ребята вы еще говорили, что у мамы умелые руки. Что! же умеют делать эти руки (готовят еду, пекут; стирают: гладят, шьют вяжут и т. д.) и про мамины руки написано стихотворение. «{Говорят у мамы руки не простые, говорят 3? мамы руки золотые, я смотрю внимательно, подхожу и глажу - золото не вижу»

-Руки золотые -как вы это слово понимаете? (умелые, трудолюбивые, ласковые, добрые и т д.). Мамы работают на фабриках, заводах, кто-то из мам работает в каком-то учреждениях, но они еще справляются со множеством домашних отделах. Трудно маме порой бывает, устает. Если бы вы знали, как приятно бывает маме, когда сын или дочь интересуются как она себя, чувствует. не устала ли, не тяжёлая ли у нее в руках. И если сумка тяжелая, помогут ее нести. Нужно помогать маме в домашних делах. А как вы помогаете маме (выслушиваю детей).

- Вы, ещё маленькие и многие домашние дела вам не по силам. Но многие дела вы можете выполнять сами. 

Динамическая пауза.

Встаем в круг; кидаю мяч детям. Как вы помогаете маме по хозяйству (убирать за собой вещи, игрушки поливать цветы, пылесосить, ходить за хлебом и т. д.)

-              Заботится и помогать маме поводов очень много. В стихотворении Е. Благининой «Мама спит ока устала, но и я играть не стала ....

-         Ребята, не случалась ли кому -нибудь из детей позаботиться о маме так, как рассказано в стихотворении

 игра «подбери слово» мама какая? (взять 7-10 слов)

В заключении занятия спрашиваю, о чем лети узнали на сегодняшнем занятии, какие выводы для себя сделали:

- Ребята, на занятии по аппликации нужно сделать подарок для мамы и подарить ей. Подарок сделанный своими руками, это самый ценный и дорогой подарок, а особенно для ваших мам. Это поднимает настроение мамы. И покажет маме как сильно дети любят их.

Конспект НОД  "Детский сад. Рисование игрушек".

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд», «Коммуникация».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых; совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада; учить соотносить предметы по величине.

Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Я не знаю, что со мной», положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании песни «Улыбка»; интересуется играми, жизнью людей, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением дворника, повара, няни, прачки, музыканта и представителей других профессий в детском саду; предметные картинки с изображением предметов, необходимых людям этих профессий; цветные карандаши, листы бумаги.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель. Все лето мы с вами не виделись. За это время у нас в группе появились «новенькие». Надо их познакомить с детским садом. Давайте проведем экскурсию по детскому саду.

2. Экскурсия по детскому саду. Беседа.

Воспитатель показывает все группы и кабинеты, кухню, прачечную, музыкальный и спортивный залы, уголок природы или зимний сад и другие интересные помещения.

Воспитатель. В детском саду работают люди разных профессий: воспитатель, логопед, психолог, медсестра, физинструктор, музыкальный руководитель, повар, заведующая. А еще есть няня, прачка, дворник, сторож. Какую работу они выполняют? (Воспитатель называет профессию, а дети говорят, какую работу выполняет человек этой профессии. Например, няня – убирает в группе, накрывает на стол; прачка – стирает и т. д.) Как вы думаете, почему в детском саду нужна медсестра? А повар? А дворник? Все сотрудники нужны. Их работа важна. Мы должны уважать их труд и помогать им. Как мы можем помочь дворнику? (Не оставлять мусор на улице.) А прачке, няне? (Не пачкать постельное белье; накрывать на стол.)

3. Игра «Чьи предметы?».

Воспитатель. А какие предметы нужны работникам детского сада? (Воспитатель показывает на картинках представителей профессий, а дети находят картинки с изображением предметов, необходимых этим людям.)

4. Чтение стихотворения.

Воспитатель. Все сотрудники детского сада любят свою работу, стараются выполнять ее аккуратно и хорошо. Они любят детей и стараются сделать добро детям. И вы должны любить друг друга, заботиться, помогать, приходить в детский сад веселыми и в хорошем настроении. Послушайте стихотворение.

Я не знаю, что со мной.              Вовка жадный! Сашка глупый!

Разве лучше быть одной?           Ленка супом любит хлюпать!

Всех друзей обидела,                  Вместе мы с утра играли –

Плохое в них увидела.                 Не с кем поиграть сейчас.

Посмотрите, вон у Ирки              Нет, ребята, я не злая, –

Не глаза, а просто дырки!           Злинка мне попала в глаз.

Вопросы:

– Хорошо ли поступила девочка? Почему?

– Как выглядит человек, когда он злится, сердится?

– Почему злых людей не любят?

5. Слушание  песни.

Дети слушают песню «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). 

6. Рисование.

Воспитатель. Какое у вас сейчас настроение? Хорошее? Тогда в хорошем настроении нарисуйте цветными карандашами рисунок на тему «Детский сад»: здание нашего детского сада, деревья, цветы, которые растут рядом. Вспоминайте, какие предметы выше, какие ниже. Можете нарисовать игрушку, которая есть в нашей игровой комнате и нравится вам больше всего.

7. Рефлексия.

Дети вместе с воспитателем организуют выставку рисунков на стенде детского сада.

Трудный вечер

Папа уезжал в командировку. Мама и Алеша провожали его. Папа нес чемодан, а мама вела Алешу за руку. Вернее, даже не вела, а тянула. Потому что Алеша не шел, как все люди идут, — лицом вперед. Алеша вертел головой вправо и влево, но чаще всего ему казалось, что самое интересное остается позади. Перронная касса, контролеры у входа, огромный зал, где люди и вещи — все вперемешку, длинная-предлинная платформа, вагоны дальнего следования, дачная электричка, мороженое в белых ящиках на каждом шагу…

Папа остановился у двери вагона, поставил на платформу чемодан, сказал: «Ну вот» — и взял Алешу на руки.

Теперь Алеша отсюда, с высоты, мог видеть гораздо больше интересного, но все это вдруг стало неинтересным. Совсем близко было папино лицо, папины глаза смотрели грустно.

— Папа, а она далеко, твоя командировка? Она большая?

Папа усмехнулся:

— Да как тебе сказать… Довольно далеко. И довольно большая. То есть длинная она, Алешка, вот в чем беда! Теперь не скоро увидимся… Будь умницей, сынок, маму береги.

Алеша спросил:

— А как?

Но в эту минуту все заторопились, и папа заторопился. Он успел поцеловать маму и Алешу, вскочил в вагон вместе с чемоданом, и поезд тронулся.

Вагоны сначала двигались потихоньку, как-то нерешительно. Потом побежали все быстрее и быстрее, маме и Алеше уже трудно было догонять их. Промелькнул и как будто оторвался последний вагон. И платформа будто оторвалась. Оказалось, что она высокая, а внизу, переплетаясь, убегают вдаль серебряные рельсы.

— Осторожно! — сказала мама и отвела Алешу от края.

Папин поезд отодвинулся, все уменьшаясь, и наконец скрылся за домами и деревьями.

Сразу стало скучно без папы. Алеша хотел спросить маму, как же ему исполнить папино поручение: папа просил ее беречь, а как беречь — не объяснил. Но только он об этом подумал, что-то зазвенело над самым ухом, мама крикнула: «Берегись!» — и схватила Алешу за руку. По платформе мчалась тяжелая тележка, на которой стоял носильщик в белом фартуке и горой лежали чемоданы и сундуки. Носильщик укоризненно покачал головой, тележка промчалась мимо.

В метро, когда шагнули на эскалатор, мама опять сказала: «Осторожней! Держись за перила!» Получалось все время так, что не Алеша маму берег, а мама его берегла, и как выйти из этого положения, Алеша не знал.

Не взять ли маму за руку, когда нужно будет переходить улицу, не сказать ли ей: «Осторожнее, мама! Посмотри сначала налево, а потом направо»? Ведь так полагается по правилам уличного движения.

А мама уже тут как тут:

— Ты, детка, не зевай по сторонам. Давай-ка лучше за руку перейдем.

Может быть, дома что-нибудь можно придумать?

А мама и там за свое:

— Пойдем, сынок, руки вымоем. Сейчас я тебе согрею молока. Ты, должно быть, уже спать захотел.

Молоко перегрелось, мама налила его на блюдце и поставила на подоконник:

— Берегись, детка, не трогай — горячо. Потерпи немного.

Мама присела на диван, а Алеша — на свое маленькое кресло, и оба стали терпеливо ждать, пока остынет молоко.

А спать Алеше очень хотелось. Сейчас мама покормит, разденет, уложит в кроватку — так будет хорошо!

Терпеливо ждать становилось все труднее и труднее.

— Мама, я спать хочу!

Мама не ответила.

— Ма-ма! Дай молока!

Алеша подождал немного, но мама все молчала. Он подошел к маме и потянул ее за руку:

— Мама, я спать хочу!

И увидел, что мама спит.

Алеша сразу почувствовал себя заброшенным и одиноким. В комнате было так тихо, что даже страшновато стало. Алеша набрал в себя побольше воздуха, чтобы зареветь погромче. А потом подумал и не заплакал.

У мамы было такое спокойное, усталое лицо! Она лежала, прижавшись щекой к валику дивана, подобрав ноги, будто ей было холодно.

А может быть, и вправду ей холодно?

Алеша знал, как неприятно, когда ночью сползает одеяло — зябнешь и не можешь как следует проснуться. А потом подходит мама и подтыкает со всех сторон, утепляет…

Еще сегодня ночью мама два раза укрывала Алешу. Первый раз в комнате было почти темно, только на столе горела маленькая лампа, завешенная чем-то темным со стороны Алешиной кровати. Мама стояла в халате и что-то гладила. А во второй раз небо за окном было уже розовое, но маленькая лампа все еще горела. Мама сидела на корточках перед чемоданом и укладывала папины вещи. А папа вошел в комнату и сказал:

— Ты когда же спать будешь? Ложись, теперь я все успею.

Чем бы прикрыть маму, чтобы ей было тепло? Алеша взял большую серую пушистую шаль, как можно осторожнее накинул ее на маму и старательно подоткнул со всех сторон. И сам залюбовался на свою работу — до того уютно маме стало лежать!

А самому спать все-таки тоже хотелось. Но Алеша уже не чувствовал себя одиноким и покинутым. Наоборот, он был хозяином в комнате. Привстав на цыпочки, он деловито пощупал блюдце с молоком. Совсем остыло. Не очень-то приятно пить холодное молоко, но что же делать! Алеша придвинул к подоконнику стул и, стоя на коленках, потянулся губами к блюдцу.

Так. Одно дело сделано. Спать захотелось теперь еще сильнее. Чистить зубы или не стоит? Кипяченая вода есть в графине. Ладно уж, пускай все будет по правилам! Алеша налил воды в кружку и пошел в ванную.

Теперь нужно опустить сетку кровати. Но железный крючок очень туго сидел в железной петельке. Отцепить крючок удалось только с одной стороны, и сетка почти не опустилась. Опять помог стул. Алеша придвинул его к кровати и перевалился со стула к себе на подушку. Но он забыл, что нужно сначала раздеться.

Труднее всего оказалось снять башмаки. Шнурки-бантики, такие послушные у мамы в руках, как только Алеша до них дотронулся, превратились в тугие узелки. Узелки пришлось распутывать при помощи ногтей и зубов. Наконец, совсем запыхавшись, Алеша освободился от башмаков. Ночная рубашка лежала под подушкой. Все это хорошо, но как снять лифчик, когда пуговицы сзади? Алеша попробовал дотянуться рукой и расстегнуть верхнюю пуговицу, потом нижнюю. Ничего не выходило. Тогда он попытался просто сдернуть лифчик через голову. Сначала все пошло хорошо: лифчик, слегка потрескивая, съехал со спины и груди, перешел на плечи, но вдруг застрял около шеи и плотно привязал к голове оба Алешиных локтя. Почему-то и ноги тоже потянуло кверху. Алеша почувствовал, что погибает, и хотел уже крикнуть: «Мама!»

— Что-то больно щелкнуло по коленке: это оторвалась пуговица слева и отпустила одну подвязку. Теперь левому боку стало свободнее. Правую подвязку удалось отстегнуть. Ого! Лифчик двигается! Пошло, пошло… Еще одно маленькое усилие — и Алеша, красный, потный, разгоряченный, смог наконец свободно вздохнуть. Снять чулки и надеть ночную рубашку — все это было уже совсем просто.

Алеша с наслаждением вытянулся. Как он устал! Теперь можно спокойно поспать. И даже ничего, что лампа светит прямо в глаза. Даже две лампы: та, что висит посередине комнаты, и та, что стоит на письменном столе. С мужественным вздохом Алеша вылез из-под одеяла и снова перевалился через сетку кровати. Чтобы дотянуться до выключателя, пришлось подтащить к нему стул. А чем бы завесить лампу на столе? Алеша взял свои полосатые штанишки и накинул их на лампу со стороны дивана. Для этого пришлось еще один стул пододвинуть к письменному столу.

Теперь все. Теперь можно спокойно спать. Когда Алеша опять перебрался через сетку, он уронил со стула лифчик и один башмак. Ну ничего. Мама не проснулась.

А жаль все-таки, что папа никогда не узнает, какой у него сегодня был хороший, заботливый сын. Самому-то об этом неудобно будет рассказывать! И мама не узнает…

А мама спала и видела сны. Сначала ей снилось, что Алеша всю мебель в комнате сдвинул в один угол (это когда Алеша стулья передвигал). Потом, когда в комнате стало тихо, маме снилось, что Алеша заснул одетый поперек дивана и что нужно поскорее его раздеть и уложить в кроватку. «Ведь ему холодно», — думала мама. Несколько раз ей казалось, что она уже встала и укладывает Алешу. Она сделала над собой усилие и открыла глаза.

В комнате было полутемно и очень тихо. Поперек дивана заснула она сама, а не Алеша.

Кто прикрыл ее шалью? Ведь папа уехал. Кто же мог это сделать? Где Алеша?

Мама испуганно оглянулась. Алеша спал у себя в кровати, раздетый, укрытый одеялом.

На подоконнике — пустая чашка и пустое блюдце. Может быть, заходил кто-нибудь из соседей, помог Алеше раздеться, погасил верхний свет, занавесил настольную лампу? Чем занавесил?

Мама улыбнулась. Мама увидела стулья, странным образом разбежавшиеся по комнате. Мама подняла с пола лифчик, застегнутый на все пуговицы и вывернутый наизнанку.

Мама тихонько засмеялась и бросилась к двери. Ей хотелось сейчас же, сию минуту рассказать кому-нибудь, какой у нее замечательный, внимательный, какой у нее почти взрослый сын!

В коридоре было темно и тихо, все соседи давно уже спать легли. Тогда мама вернулась в комнату, перевесила полосатые штанишки так, чтобы свет не мешал Алеше… И начала писать папе длинное, гордое, счастливое, веселое письмо.

Хохломская роспись ЗНАКОМСТВО С НАРОДНОЙ РОСПИСЬЮ

Программное содержание:

-    познакомить детей с хохломской росписью, ее историей ,   назначением, с расписанными предметами;

-    учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;

-    познакомить детей с элементами росписи: ягоды, цветы,
завиток, трава; с цветовой гаммой;

-     воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Словарная работа: хохломская роспись, предметы быта, травка, завиток, ягода.

Подготовка воспитателя: подобрать материал для рассказа о хохломской росписи; приготовить предметы росписи, иллюстрации с их изображением.

Организация и методика проведения занятия

Воспитатель показывает детям предметы росписи, стоящие на столе, часть —-на экране.

Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:

Бочата, ложки, самовары.

Поставцы, розетки, чаши.

Ложки золочёные,

Бочата кручёные.

Нет изделий краше

Хохломы нашей!

-   Посмотрите и скажите, какой росписью украшены эти предметы. 

Сейчас я вам немного расскажу об этой росписи: где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью.

 

Жил когда – то в нижегородских лесах чудо – мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду . Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет’ золотой ‘посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…

Рассказ детям о хохломской росписи

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель.

 

С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.

После рассказа предлагается детям назвать предметы, исписанные хохломской росписью, которые стоят на столе:

—    Назовите предметы, украшенные хохломской росписью. Стол, стулья, ложки, мисочки, солонки.)

—    Как одним словом можно назвать эти предметы? (предметы быта.)

 

-     Назовите элементы, встречающиеся в узорах. (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

-     Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в
виде прожилок.

Называя элементы, детям их показывают, повторяя те, которые дети назвали правильно (ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка).

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Затем детям предлагается на 2—3-х узорах найти эти элементы (в предметах, стоящих на столе).

Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. (2—3 ребенка повторяют названия элементов.)

-   Какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный жёлтый, зелёный)

 

После того как дети назовут цвета, они берут карточки, лежащие на столе, и рассматривают их. Затем называют элементы, которые использованы в узоре, их цвета.

Далее дети показывают свои картинки и рассказывают, какие цвета  и элементы они использовали в узорах.

После 3—4-х рассказов воспитатель делает вывод: отмечается, что сегодня узнали дети".


Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше время органично и полнокровно, естественно входя в современный быт, украшая его. С егодняшняя хохлома — это искусство, которое воистину творится руками одного большого художника — народа.

 

 

 Золотая хохлома!

 И богата, и красива,

Гостю рада от души.

 Кубки, чашки и ковши —   

 

И чего  здесь только нету!

 Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

 Древне-суздальской парчи!

 

 

С большим старанием делают хохломчане свою посуду: с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.

После рассказа предлагается детям назвать предметы, исписанные хохломской росписью, которые стоят на столе:

—    Назовите предметы, украшенные хохломской росписью. Стол, стулья, ложки, мисочки, солонки.)

—    Как одним словом можно назвать эти предметы? (предметы быта.)

 

-     Назовите элементы, встречающиеся в узорах. (когда дети их назовут, дается их правильное название.)

-     Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в
виде прожилок.

Называя элементы, детям их показывают, повторяя те, которые дети назвали правильно (ягоды: клубника, смородина, земляника; листья, цветы, завиток, травка).

Завиток является основным элементом хохломской росписи.

Затем детям предлагается на 2—3-х узорах найти эти элементы (в предметах, стоящих на столе).

Найдите в росписях на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. (2—3 ребенка повторяют названия элементов.)

-   Какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный жёлтый, зелёный)

 

После того как дети назовут цвета, они берут карточки, лежащие на столе, и рассматривают их. Затем называют элементы, которые использованы в узоре, их цвета.

Далее дети показывают свои картинки и рассказывают, какие цвета  и элементы они использовали в узорах.

После 3—4-х рассказов воспитатель делает вывод: отмечается, что сегодня узнали дети".


Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить в наше время органично и полнокровно, естественно входя в современный быт, украшая его. С егодняшняя хохлома — это искусство, которое воистину творится руками одного большого художника — народа.

 

 

 Золотая хохлома!

 И богата, и красива,

Гостю рада от души.

 Кубки, чашки и ковши —   

 

И чего  здесь только нету!

 Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин,

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

 Древне-суздальской парчи!

 

Знакомство с флагом России


Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с Государственным флагом России, его значением в современной жизни.
Формировать эстетическое отношение к цветам Российского флага и знакомить с их символическим значением. 
Воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости, уважительного отношения к флагу нашей страны, к могуществу российской державы.
Вызвать желание самим изготовить маленькие флажки с государственной символикой. 
Закреплять умение работать ножницами, аккуратно наклеивать изображение в определенной последовательности.


Материал: Изображение Государственного флага России, фотографии спортивных соревнований, трибун, болельщиков.
Флаги других государств.
Флажки (белый, красный, голубой).
Заготовки прямоугольной формы для флажков (10х20 см); цветная бумага, шаблоны полос. 
Ножницы, клей, кисти для клея, салфетки, палочки для флажков.


ХОД:
У каждой страны есть свой флаг. В нашей стране - в России – тоже есть государственный флаг. Российский флаг состоит из двух частей (показ) – древко (длинная круглая палка) и полотнище (отрезок ткани) (рассматривание флага).
Назовите цвета Российского флага (белый, синий, красный).
- О чем напоминает белый цвет? Белая полоса флага напоминает нам о белоствольных березах, русской белоснежной зиме, белых ромашках, цветущих на лугу, летних белых облаках.
- Как вы думаете, что обозначает синий цвет на флаге? Синий цвет напоминает нам синеву неба, рек, озер и морей.
- Красный цвет всегда считался самым красивым - это цвет огня, солнца, тепла и радости. Красный цвет – праздничный цвет.
   Российский флаг вывешивается на зданиях в дни праздников.
- Где вы видели Государственный флаг в нашем городе?
Флаг развивается над Администрацией нашего города. В торжественные дни, государственные праздники вывешивается Российский флаг на общественных зданиях, школах.
- А где еще можно увидеть Государственный флаг?
Государственный флаг можно увидеть на Кремле в Москве, на автомобиле Президента, боевых кораблях и самолетах российской армии, космических кораблях. Под Российским флагом выступают наши спортсмены на всех спортивных соревнованиях, олимпиадах. На трибунах их встречают болельщики и приветствуют Российскими флагами. 

Игра «Найди Российский флаг».

   В нашем детском саду скоро будут проходить спортивные соревнования подготовительных групп. Мы с вами обязательно пойдем их смотреть и станем активными болельщиками. А чтобы поддержать юных спортсменов, мы с вами изготовим маленькие частички Российского флага – флажки. Ими мы будем приветствовать спортсменов, болеть за них. Согласны? Проходите за рабочие места. В своей работе мы будем использовать заготовку (основу из плотного ватмана), шаблоны, цветную бумагу.

   
Рассказ сопровождается показом материалов. 

- Какого цвета бумага нам понадобится? Выберите необходимые цвета и положите перед собой. Готовы? Из бумаги нужно вырезать три полосы вот по этому шаблону. 
Обвести и вырезать. Показ изготовления одной полосы. 

Таким способом изготавливаются все полосы.
 - В какой последовательности мы будем наклеивать полосы? Если вы затрудняетесь, обращайтесь к репродукции (показ на мольберте).

 После того как вы наклеите все полосы, нужно перевернуть работу и в такой же последовательности наклеить следующие три полосы с обратной стороны. По окончании высыхания вставим в прорези готовые флаги. Приступаем к работе.
 По ходу самостоятельной работы оказание помощи затрудняющимся детям, похвала детей за правильность выполнения, аккуратность в работе, скорость выполнения.

Итог.
Поблагодарить детей. Отметить, что с такими флажками можно идти не только на спортивные соревнования, но и на городские праздники, на демонстрации, гордо поднимая символ России.
   Предложить поднять готовые флаги над головами, помахать ими. Тем детям, кто не успел закончить работу, предложить закончить ее в вечернее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа по патриотическому воспитанию и ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя, мой Акбулак»

Парциальная образовательная программапо патриотическому воспитаниюи ознакомлению дошкольников с родным краем «Люблю тебя,  мой  Акбулак»...

Авторская программа по патриотическому воспитанию "Воспитание маленького гражданина"

Цель. Воспитание навыков гражданственности у детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры....

Дополнительная образовательная программа по патриотическому воспитанию дошкольников

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо з...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Программа по патриотическому воспитанию «Воспитание маленького жителя Карасука – большого гражданина России»

Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю»....