Дополнительная образовательная программа кружка "Патриотическое воспитание дошкольников"
рабочая программа (старшая группа)

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nravstvenno_patr_vospitanie.docx74 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка_____________________________________  3
  1. Новизна программы_________________________________4

              1.2.    Актуальность______________________________________  4

  1. Педагогическая целесообразность_____________________5
  2. Цель и задачи программы____________________________5
  3. Принципы и подходы к формированию программы_______6
  4. Особенности данной  образовательной программы   ______6
  5. Возраст детей участвующих в реализации данной программы.________________________________________ 7
  6. Сроки реализации. __________________________________7
  7. Формы и режим занятий______________________________7

           1.9.Ожидаемые результаты реализации программы_____________  7

2. Содержание программного материала__________________________9

           2.2.Формы подведения итогов реализации образовательной программы                                                      используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический__10

           2.3.Календарно-тематическое         планирование         по         нравственно-патриотическому воспитанию _____________________________________11

          2.4. Экскурсии в комплексно – краеведческий музей «Исток» ___ 17

          2.5. План работы с родителями _____________________________19

          2.6. Предметно-развивающая среда__________________________ 20

          2.7.Технологии___________________________________________ 21

          2.8. Диагностический мониторинг по усвоению образовательной программы_____________________________________________________ 21

3. Литература ________________________________________________24

1. Пояснительная записка

    Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?

        Настоящая программа составлена для работы с детьми старшей возрастной группы.

Программа разработана в соответствии с:

           Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими  требованиями  к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.  СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; 

                                                               

Реализация данной программы предполагает:

  •  формирование ведущих интегративных качеств личности;
  •  практическую деятельность;
  •  оптимальное сочетание индивидуального воспитания и воспитания в коллективе;
  •  неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, со специалистами ДОУ, производственными и обслуживающими объектами села.

1.1. Новизна программы

    Новизна программы заключается в том, что создается модель образовательной и воспитательной среды в условиях детского сада, развивающей личность воспитанников как субъекта культуры и духовности.

        В современном обществе необходимо радикальное изменение ценностных ориентаций, при которых каждый ребенок мог бы ощутить себя звеном в цепи исторической преемственности. Программа реализуется через интеграцию образовательных областей и направлена на личностно - ориентированный подход к каждому ребенку в соответствии с ФГОС ДО.

Интеграция позволяет по мере необходимости оказывать индивидуальную работу воспитанникам, занимающимся по данному направлению, что благотворно влияет на всестороннее развитие ребенка.

       1.2.Актуальность. 

              Актуальность программы нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

             Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

             Под нравственно- патриотическим воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей.

1.3. Педагогическая целесообразность

        Тема  нравственно – патриотического воспитания наиболее актуальна на сегодняшний день. Дошкольный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.  

       Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию не менее важным, условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. "В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин.  Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям", — эту заповедью А. С. Макаренко  пользуюсь при работе с детьми, и с их родителями.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

             Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

- счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

  1.4. Цель и задачи программы.

Цель: создание условий для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Основные задачи:

Образовательные:

  • Содействовать формированию представлений о России как о Родине стране, о Москве как о столице России;
  • Способствовать формированию у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

 Воспитательные:

  • Воспитание чувства гордости за своих земляков.
  • Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиции;
  • Воспитывать  толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
  •  Воспитание уважения к труду.

Развивающие:

  • Развитие нравственных чувств: чувств, связанных с самоконтролем, самодисциплиной; способность подчиняться заданным извне и добровольно выработанным для себя правилам поведения: стыда, совести, доброты, отзывчивости, сочувствия, сопереживания;
  • Развитие эмоционально-ценностного отношения к семье, дому, улице, краю, стране.

   1.5. Принципы и подходы к формированию программы

  • Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
  • Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
  • Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родной страны, родного края.
  • Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений гражданско-патриотического воспитания.  
  • Преемственность.         Гражданско-патриотическое         воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
  • Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

1.6. Особенности данной  образовательной программы. 

       Программа к воспитанию и обучению подходит комплексно, охватывая ребенка во всех направлениях постепенно, показывая значимость его личности в условиях современного государства.

         Основные формы работы по воспитанию гражданина и патриота своей родины - это кружковая, поисковая, исследовательская деятельности, развитие самостоятельности, умения принимать правильные решения. Проходит НОД совместно с образовательными деятельностями так и в  свободное время. Во время подготовительной работы дети должны прочувствовать всю ответственность, значимость и серьезность возлагаемой на их плечи деятельности.

1.7. Возраст детей участвующих в реализации данной программы.

      -  старший дошкольный возраст дети  5-7 лет.

1.8. Сроки реализации.

     Реализация материалов данной программы возможна при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, познание, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Срок реализации – 2 года.

1.9. Формы и режим занятий.

      Все НОД проходят в совместной деятельности педагога и детей. Обучение проводится ненавязчиво, с использованием игровых обучающих ситуаций, при сочетании групповой и индивидуальной работы с детьми и самостоятельной деятельности дошкольников. Обеспечивается участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия - все занятия программы разбиты на 4 блока: взаимоотношения с близкими людьми; со сверстниками и с людьми в общественных местах; в отношениях с природой.

  • Продолжительность НОД для детей старшей – подготовительной групп (5-7 лет): 25 - 30 мин.

1.10.Ожидаемые результаты реализации программы:

Планируемые результаты освоения детьми программного материала

Развиваемые качества ребенка

Проявления качеств личности в деятельности

Любознательный, активный

Интересуется историей своей страны,  родного города, задает вопросы взрослым. Способен самостоятельно действовать, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Откликается на эмоции близких людей и друзей.  Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми. Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуаций.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

Поведение преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых. Способен планировать свои действия. Соблюдает правила во время проведения игр – путешествий, походов, экскурсий.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности в решении логических задач и проблемных ситуаций. Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе…

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Имеет представление о почетных  и знаменитых гражданах России, Новосибирска.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

К концу  обучения дети будут:

Иметь представления:

- наш город;

- наш край;

- наш район;

- наша страна;

- о семейном бюджете;

- о бюджете времени в семье;

- о коллективном ведении домашнего хозяйства;

- о родословной;

- о семейных обычаях, народных обрядах;

- о дружеских взаимодействиях людей в экстремальных жизненных ситуациях, в спорте;

- о нравственных нормах поведения;

- о правилах речевого этикета;

- о растительном и животном мире;

- о “Красной книге”;

- о мире дикой природы.

Уметь:

- доброжелательно и уважительно относиться к близким;

- планировать свою деятельность;

- различать хорошие и плохие поступки;

- проявлять доброту в общении с детьми;

- распознавать аморальные качества

(трусость, жестокость, ленивость, лживость), давать им оценку;

- учитывать и принимать позицию другого;

- определять дружеские проявления людей;

- взаимодействовать в команде;

- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;

- правильно вести себя на природе;

- бережно относиться к растениям, животным и птицам.

2. Содержание программного материала:

 1 ступень «Мой дом – моя семья».

Задачи:

- Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям;

- Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям;

- Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Моё имя и фамилия. Мои родные. Домашний адрес. Семейные традиции. Уважительное отношение к друзьям, близким, соседям. Помощь родителям, забота о младших, обязанности по дому, выполнение посильных поручений. Распорядок дня правила личной гигиены. Основы закаливания и комплекс физических упражнений. Режим питания, умение вести себя за столом, правильное пользование столовыми приборами. Соблюдение чистоты и порядка в своей комнате, бережное отношение к вещам, уход за домашними животными и растениями.

Прекрасное в быту, картины, домашняя утварь, украшение помещения к традиционным праздникам. Правила поведения, приветливость, доброжелательность в семье и в гостях.

     - Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.

2 ступень  «Мой детский сад»

Задачи:

- Повышение авторитета детского сада на основе ознакомления с историей детского сада;

- Усвоение детьми этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом;

- Содержание работы включает в себя следующие темы: история детского сада, правила поведения в детском саду; умения распределять обязанности трудовой деятельности, роли в игре, поручения воспитателя, просьбы друзей, собственные обещания; основные формы общения: приветствие, просьба, извинение.

3 ступень «Мой город Новосибирск».

Задачи:

- Воспитание любви к городу Новосибирску – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее, знать что город – это часть Новосибирской области.

- Развитие творческой активности. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.

Содержание программного материала: история улиц, в честь кого назвали нашу улицу? История города,  исторические памятники,  учреждения культуры, природа, экологические проблемы, народности,  интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т. п.; народные промыслы ( произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи коренных народов).

4 ступень  «Новосибирская область»,«Россия наша Родина».

Задачи:

- Новосибирская область – частица России.  Природа и экологические проблемы.

Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории  края, России, традициям и обычаям коренных народов. Способностью сохранять свою историческую память, беречь и развивать национально-культурные традиции.

- Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений;

Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, ознакомление с образцами искусства народов, населяющих округа, Россию; природное разнообразие, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.

Наша Родина в картинах художников, песнях, стихах, былинах.

2.2.Формы подведения итогов реализации образовательной программы используются следующие методы:  наглядный, словесный и практический.

 Наглядный метод используется во время:

  • чтения педагогом рассказов;
  • целевых прогулок;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр и др.

  Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, приглашенных родителей;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, игр – драматизаций и др.);
  • сообщение дополнительного материала воспитателем;
  • загадывание загадок;
  • рассматривание наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок;
  • разбор житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

  Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, инсценировки и др.);
  • оформить гербарий, альбомы;
  • организовать постановку сказок, литературных произведений, а также конкурсов, викторин; выступление для воспитанников младших групп, выступление для родителей;  участие в конкурсах, фестивалях (на разных уровнях), смотрах,
  • организовать встречи с родителями;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;

Программа поможет педагогу:

  • в осознании наиболее приоритетного направления в воспитательно – образовательном процессе ДОУ – естественное «вхождение» детей в окружающий их социум, доступный их возрастным особенностям;
  • в определение целей и задач гармоничного введения ребенка в окружающий его мир, прежде всего через призму национальной культуры, быта и традиций своего народа;
  • в понимании важности дошкольного периода жизни, так как воспитание лучших нравственно – духовных качеств личности ребенка (любви к семье, родному краю, Родине) начинается с того времени, когда он только учится видеть, слышать и познавать окружающий мир.

2.3.Календарно-тематическое         планирование         по         нравственно-

патриотическому воспитанию

Месяц

Тема

Программные задачи

Содержание

 

                 Сентябрь

«Милости просим в нашу избу»

Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве. Воспитывать уважение к народу с которым рядом живешь. Познакомить детей  с историей МКДОУ д/с № 346

Беседа «История русского быта». Рассказать о истории детского сада № 346.

Рассматривание фотографий.

Экскурсия в зал «Русская изба», комплексно – краеведческий музей «Исток» МКДОУ д/с № 346                

Сентябрь

«Наша дружная  семья»

Обобщать и систематизировать представления детей о семье. Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Беседы: «Профессии моих родителей», «Мне хорошо, когда…», Д/И «Родословная».

Беседы с детьми об их домашних обязанностях, семейных традициях и праздниках;
Лепка и рисование домашней утвари для игры в «Семью»;

Октябрь

«Хлеб - всему голова»

Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопёкам), бережное отношение к хлебу; обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.

Беседа «Хлеб - всему голова»

Д/и «Семейка слов?» Исследовательская деятельность «Дрожжевое тесто» «Постряпаем Хлеб». Презентации «Откуда хлеб пришел», «Профессия хлебороб».

Экскурсия в комплексно – краеведческий музей «Исток»

                                            Октябрь

«России малый уголок

- Новосибирск»

Воспитывать любовь к родному городу, уважение к своей малой родине, чувство гордости за земляков, желание сделать свой город краше;  обогащать представление об историческом прошлом города; формировать знания детей по теме «Флаг и герб города Новосибирска»; воспитывать уважительное отношение к символике Новосибирска; формировать понятия «районы города»; познакомить с историей города.

Беседа «Расскажи, где ты живешь?», конкурс рисунков «Мой Новосибирск», «Достопримечательности города Новосибирска»,  

 Д/игра «Кто больше улиц назовёт».

Экскурсия в зал «Краеведение», комплексно – краеведческий музей «Исток» МКДОУ д/с № 346

.

                         Ноябрь

«Родной свой край люби и знай»

Закрепить и обобщить знания детей о малой Родине. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края, района в котором они живут; расширять знания об  истории Кировского района. Поддерживать познавательный интерес к истории родного края, своей малой родине; воспитывать любовь к родному

краю, уважительное отношение к символам страны.

Презентация «Символика города, района, края». Чтение стихов о городе и крае. Беседа «Малая родина», «Достопримечательности Кировского района», Игра «Продолжи предложение». Экскурсия в зал «Краеведение», комплексно – краеведческий музей «Исток» МКДОУ д/с № 346

                     Ноябрь

Москва столица нашей

Родины.

Создать у детей образ Москвы - столицы, главного города России. Расширить кругозор детей сведениями о древней и современной Москве; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

Д/И « Путешествие по стране», беседа  «Столица России – город Москва», презентация «Столица России». Беседа о государстве – «Российская Федерация»;
- знакомство с различными городами России;
- знакомство с флагом, гербом и гимном России»;
- слушание гимна

Разукрашивание в альбомах Российского флага;
- оформление на карте Российской Федерации мест, где были дети

                                    Декабрь

«Культура Сибири»

Закреплять знания детей о художниках, писателях, композиторах края.

Беседа: «Семейные традиции и праздники», «Беседа о праздниках»,  «Беседа о новых обычаях».

Знакомство с фольклором России.

Знакомство с орнаментом русского народа.

 «Семейные обычаи на Руси».

«Национальная одежда».

Рассматривание:

Рассматривание предметов народно -  прикладного искусства.

Рассматривание хохломской росписи, матрёшки, дымковской росписи.

Экскурсия в зал «Краеведение», комплексно – краеведческий музей «Исток» МКДОУ д/с № 346

 Декабрь

«Путешествие по Новосибирской области»

Знакомить особенностями местности Новосибирской области.

Экскурсия в музей Краеведения, комплексно – краеведческий музей «Исток», МКДОУ д/с № 346

                    Январь

Кто прославил Новосибирск?»

Знакомить детей с Олимпийскими чемпионами Новосибирской области. Играми народов проживающих на территории края.

Неделя «Зимних каникул»: «Коляда, коляда отворяй ворота», Беседа и презентация

 «Олимпийские чемпионы Новосибирска» Спортивные соревнования «Самый ловкий, самый смелый.

                                     Январь

Мы – россияне!

Закрепить названия

крупных российских городов и рек, народов населяющих РФ, названия народных промыслов. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам.

Беседа «Наше государство - Российская Федерация», Д/И  «Составь флаг России». Беседа «Кто я по национальности?». «Москва – столица нашей Родины»

Составление рассказов о будущем Родины. Рассказ об основании Москвы.

Государственная символика.

Экскурсия в комплексно – краеведческий музей «Исток», МКДОУ д/с № 346

                                                         Февраль

«Царство растений и животных»

Систематизировать знания детей о животном и растительном мире Новосибирской области и России

Викторина «Растения родного края», презентация «Животные родного края», Беседа о народных приметах. «Край в котором мы живём».  «Лес – многоэтажный дом». «Край суровый и ласковый» (климатические особенности).

«Заповедные места края».

«Красная книга».

Фотографии с изображением природы края.

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рассматривание репродукций картин о родной природе.

Экскурсии: в комплексно – краеведческий музей «Исток» МКДОУ д/с № 346

                              Февраль

 

« Есть такая профессия – Родину защищать!»

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; формировать умение рассказать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них.

Экскурсия в музей «Безымянная высота», комплексно – краеведческий музей «Исток» МКДОУ д/с № 346.  

Беседа «Наша Армия», «Кто служил у меня в семье»

                              Март

«Моя мама»

Разъяснить смысл слова «мама», что оно значит для каждого человека на земле: показать образ матери у разных народов.

Игра-инсценировка

«Рябина и Берёза». Беседа «Как я помогаю маме?»

 «Мама – самое прекрасное слово на земле» (обсуждение);
- рассматривание репродукций картин («Мать и дитя»);
- рассказы детей о своих мамах;
- чтение стихов и пение песен о маме

Викторина «Что ты знаешь о своих родителях»;
- оформление семейных уголков;
- изготовление подарков для мам;
- рассматривание костюмов и деталей женской одежды.

                      Март

«Город мастеров»

Закрепить и обобщить знания детей о русских, бурятских, эвенкийских, казачьих, семейских народных промыслах; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Д/игра «Сложи узор». Д/И «Дорисуй орнамент». Ситуативная беседа -  «Какими игрушками играли в старину?» - развивать умение выдвигать предположения, приводить свои доводы.

Упражнение «Скажи наоборот» - расширять словарный запас; развивать умение подбирать наречия.

рисование  Тема: «Искусство гжельских мастеров».

             Апрель

«История российской космонавтики»

Дать детям знания об освоении космоса, опытах ученых, космический аппарат, о полетах человека в космос.

Систематизировать знания детей о полетах вокруг земли, на луну, о выходе человека в космическое пространство.

«Путешествие Белки и Стрелки»

«Первый космонавт Ю.Гагарин»

«Первая женщина космонавт В.Терешкова»

«Выход в космос Леонов».

Экскурсия в зал «История космоса», комплексно – краеведческий музей «Исток» МКДОУ д/с № 346

                      Апрель

 

 «Мы живем в Новосибирске

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу,

народному творчеству; закреплять знания детей о  народах проживающих в Новосибирской области их обычаях их культуре,

Сюжетно-ролевая игра «Туристическое агентство». Беседа «Мой Новосибирск»

Экскурсия в зал «Краеведение», комплексно – краеведческий музей «Исток» МКДОУ д/с № 346

                Май

«Мы этой памяти верны»

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.

Беседа «Что такое героизм?»

Т.А. Шорыгина

«Беседы о Великой Отечественной войне».  

Экскурсия в музей «Безымянная высота», комплексно – краеведческий музей «Исток» МКДОУ д/с № 346.

              Май

 

Наши земляки.

Познакомить детей со знаменитыми земляками; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседа «Улицы нашего города, носящие имена знаменитых земляков».

«Название улиц города Новосибирск» Историко-лингвистическое описание.

2.4. Экскурсии в комплексно – краеведческий музей «Исток»

Месяц

Тема

Программное содержание

Сентябрь

«Милости просим в нашу избу»

Закрепление знаний о жилище русской старины, объясняя детям назначение его составных частей.

Познакомить детей с пословицами и поговорками о гостеприимстве. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (татары, чуваши, удмурты).

Экскурсия в музей русского быта. Рассматривание его внутреннего устройства и убранства избы (в т. ч. показ слайдов). Словарная работа. Беседа. Фольклор (потешки, колыбельные, посиделочные песни).

Октябрь

Будет хлеб – будет песня

Беседа о способах уборки хлеба в прошлом и в настоящее время, объяснить значение хлеба для людей. Экскурсия в музей Краеведения.

Октябрь

Наш край родной - Новосибирск

Беседы «Мой Новосибирск». Воспитывать любовь к родному городу, уважение к своей малой родине, чувство гордости за земляков, желание сделать свой город краше;  обогащать представление об историческом прошлом города; формировать знания детей по теме «Флаг и герб города Новосибирска»; воспитывать уважительное отношение к символике Новосибирска; формировать понятия «районы города»; познакомить с историей города. Формировать знания о многонациональном городе. Экскурсия в музей краеведения.

Ноябрь

Мой район

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края, района в котором они живут; расширять знания об  истории Кировского района. Беседа «Мой район». Экскурсия в музей Краеведения.

Декабрь

Малые формы фольклора

Живёт в народе песня

Уточнить представления детей о жанровых особенностях, о назначении пословиц, поговорок, загадок. Беседа о народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне

Экскурсия в музей Краеведения.

Январь

Путешествие по Новосибирской области.

Знакомить особенностями местности Новосибирской области.

Экскурсия в комплексно – краеведческий музей «Исток».

Январь

Мы – Россияне!

Беседа «Наше государство - Российская Федерация». Закрепить названия крупных российских городов и рек, народов населяющих РФ, названия народных промыслов. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине; уважительное отношение к государственным символам.

Февраль

Царство растений и животных

Систематизировать знания детей о животном и растительном мире Новосибирской области и России.

Февраль

Есть такая профессия Родину защищать

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов; формировать умение рассказать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них. Экскурсия в музей «Безымянная высота», комплексно – краеведческий музей «Исток» МКДОУ д/с № 346.  

Апрель

История российской космонавтики

 Закрепить и систематизировать знания детей о космосе, космонавтах, об изучении космоса.

Стихи, загадки, игры, рассказы. Экскурсия в музей Космонавтики.

Апрель

Мы живем в Новосибирске

Воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному городу,

народному творчеству; закреплять знания детей о  народах проживающих в Новосибирской области их обычаях их культуре,

Май

Победный Май!

Программное содержание: Рассказ о Великой отечественной войне, о героях, заплативших жизнью за мир на Земле.

2.5. План работы с родителями.

Мероприятия

Срок

Ответственный

  1. Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения.
  2. Провести семинары-практикумы  «Родной свой край люби и знай»; «Знакомим детей с природой родного края».
  3. Организовать консультации на следующие темы:
  • Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу.
  • Куда повести малыша в выходной день.

  • Роль народного творчества в нравственном воспитании детей.

  • Устное народное творчество – кадриль народной мудрости.

  • О мудрости народной педагогики.

  • Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили.
  1. Традиции:  Вечер вопросов и ответов «Как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе».
  2. Творческая гостиная «Воспитаны ли ваши дети?»

  1. Традиции: Привлечь родителей к организации и проведению  развлечений « Масленица», «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город».
  2. Традиции:  фотовыставка «Мы дети - Новосибирска» - фотографии детей в самых красивых местах города.

8. Организовать видеосъемку различных мероприятий в детском саду.

  1. Традиции: Проведение дней открытых дверей.

  1. Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки?» (игры, упражнения в смекалке, ловкости).
  2. Провести викторину «Что? Где? Когда?». Соревнуются команды детей подготовленных групп и родителей – кто лучше знает родной город, край (с вручением призов, дипломов.).

13.Традиции: оформление выставок творческих работ детей по теме.

14. Традиции: Выпуск информационного буклета

Сентябрь – май

Сентябрь – декабрь

Сентябрь

Октябрь

Январь

Март

Апрель

Май

Апрель

Май

В течении года

Декабрь

Постоянно

2 раза в год

Октябрь, март

Декабрь, апрель

Сентябрь – май  

Воспитатели

Воспитатели групп

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

2.6. Предметно-развивающая среда:

 Содержание центров групп по ознакомлению детей с родным городом,  краем.

1. Литературный центр 

  • история образования улицы, города, района;
  • альбом г. Новосибирска (улицы, дома, памятные места);
  • дидактические игры по словотворчеству «Название улицы»;
  • картотека русских народных пословиц и поговорок о добре, о хлебе, о семьи, о Родине.;
  • альбом о коренных народов Сибири;
  • альбом о национальной культуре народов Сибири.

 -  наглядное пособие с родами войск;

 -  наглядное пособие "Символы нашей страны России".

 -  наглядное пособие "Москва - столица России".

2.   Центр самостоятельной художественной деятельности:

- экспонаты лаковой миниатюры;

- фото домов, разных наличников;

- альбом г. Новосибирска (здания, дома);

- альбом «Памятники нашего края».

        - авторские выставки народных умельцев;

    - образцы народных игрушек (Дымка, Городец,  игрушка…)

4. Познавательный центр:

- герб страны, герб г.Новосибирска, флаг России, флаг округа, флаг города, портреты президента и  губернатора Новосибирской области, мэра города Новосибирск;

- фотоматериал о предприятиях и организациях Кировского района;

- альбом о космосе, о космонавтах;

- карта (группы, территории детского сада, села, района, края,
России;

    - картотека загадок;

    - картотека опытов;

    - дидактические игры;

    - оборудование для экспериментальной деятельности;

    - образцы природных материалов местного региона;

    - муляжи овощей и фруктов;

    - образцы сельскохозяйственного труда местного региона;

    - гербарии;

    - «Красная книга»  России.

    - Альбом "Богатство Новосибирской области".

    - изделия из глины, керамика;

    - скульптуры малых форм;

    - изделия Гжельской посуды.

5.Центр природы:

  • гербарий растений нашего края;
  • лекарственные растения края;
  • «Красная книга»  России;
  • коллекция камней, плодов, соцветий;
  • птицы нашего края.

6.Центр ряжения:

  • национальные костюмы и головные уборы.

7.Центр сюжетно-ролевых игр :

-атрибуты по профессиям сотрудников детского сада, по профессиям родителей;

-атрибуты героических профессий: военный, космонавт, полицейский, спасатель, пожарный, летчик.

2.7.  Технологии:

Знакомя детей с историческими событиями,  используем ИКТ, наглядный материал (картины, фотоснимки, иллюстрированные литературные произведения, видеозаписи и изделия народов и коренных народов края) с той целью, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них желание слушать и запоминать.

2.9. Диагностический мониторинг по усвоению образовательной программы

Методика оценки уровня развития детей

по нравственно-патриотическому воспитанию.

(автор Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козлова)

Методика предполагает общую систему оценки детской деятельности по 4-бальной шкале.

  1. балла – деятельность соответствует уровню нормы;
  1. балла – незначительное отклонение от уровня нормы;
  1. балла – существенное отклонение от уровня нормы;

Чтобы выявить уровень знаний детей  о родном доме, семье, городе, необходимо определить основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:

  1. Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям,  членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду.
  2. Знания о родном доме (улица, двор, квартира); деском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение).
  3. Знания о родном городе: название некоторых улиц, основные предприятия и учреждения, транспорт города.
  4. Отношение к народному творчеству.

На основе критериев  выделили уровни:
  Низкий уровень –  Поведение ребенка и его общение с окружающими неустойчиво, наблюдаются негативные проявления. Знает свое имя и фамилию, членов семьи по именам. Ребенок знает названия некоторых профессий, связывая их с конкретным человеком (Г.В. – медсестра, Е.Т. – рабочий по стирке белья и пр.). Знания о родном селе неустойчивы, часто ошибается в назывании предметов ближайшего окружения. Объем представлений о растениях и животных незначителен. Наблюдает за растениями и животными только по предложению взрослого.

  Средний уровень – Ребенок стремится к общению и сотрудничеству, общаясь со сверстниками, проявляет умение понять их замыслы. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству, но иногда забывает отчества родителей. Ребенок различает виды труда людей на основе существенных признаков, но затрудняется в обосновании своих суждений. Имеет элементарные знания о домашних и диких животных, растениях, растущих близ дома, детского сада. Имеет представления о родном селе, знает название улицы, на которой живет, стремится повысить свои знания.

  Высокий уровень – Ребенок охотно вступает в общение: рассказывает о себе, о своей семье, о близких ему людях; имеет представление о том, что в семье все заботятся друг о друге. Знает свое имя и фамилию, называет членов семьи по имени и отчеству. Имеет представления о возрасте, различает пол людей, знает их профессии.  Имеет представление о родном селе – название села, знает название улицы, на которой живет, а также где живут его бабушка, дедушка и т.д. Знает особенности здания детского сада, его помещений, их назначение. Знает основные предметы быта в группе детского сада, их назначение, материал, из которого они сделаны. Знает 2-3 вида птиц, диких животных, 3-4 вида деревьев, растущих на территории детского сада, 3-4- вида травянистых растений, 2-3- вида лесных ягод, грибов.

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Ф.и.ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Родная страна:
Название страны
Название села
Домашний адрес
Название достопримечательностей села
Название зеленых зон
Название улиц, площадей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Символика
Флаг России
Герб России
Герб Забайкальского края

Флаг Забайкальского края
Гимн России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.История народной культуры и традиций
Народная игрушка
Народные праздники
Жилище человека и предметы быта

Коренные жители Забайкалья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Историко- географический и природный компоненты
Природные богатства нашей страны
Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)
Виды ландшафта (горы, равнина)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Личностный компонент
Отношение к окружающей среде
Забота о близких
Проявление дружелюбия
Умение управлять своими чувствами, договориться
Умение анализировать свои поступки и поступки других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

  1. Литература:

1.  Артемов В.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Воронеж 2005.

2.   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от  05.10.2010 №795.

3.  Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2011.

4.  Доможакова Т.И. «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

5.  Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

6.  Закона РФ “Об образовании”

7.  Маханева М.Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

8.  Смирнова О.Е. Проектная деятельность в дошкольном учреждении. М., 2009.

9.  Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду / Л.Л.Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.

10.   Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

11.   Критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.Весь процесс воспитания детей в детском сад...

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников "Юный эколог"

Содержание  ПРОГРАММыПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ,  ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ  ЧАСТЬРАЗДЕЛ  1Пояснительная записка41.1.Актуальность проблемы.4-51.2.Нормативные документы.5-61.3.Образо...

Дополнительная образовательная программа "Музыкальное развитие дошкольника посредством элементарного музицирования с использованием элементов обучения К.Орфа"

Музыка в большей степени, чем другой вид деятельности доступен ребенку. учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм челдовека и его состояние самым п...

Адаптированная дополнительная образовательная программа по развитию дошкольников с ОВЗ средствами LEGO- конструирования

 Адаптированная дополнительная образовательная программа  по развитию дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами LEGO-конструирования в руппе комбинированной напра...

Дополнительная общеоьразовательная программа "Экономическое воспитание дошкольников"

Дополнительная общеобразовательная программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»....

Дополнительная образовательная Программа по обучению дошкольников базовой технике игры в шахматы «Белая ладья» для детей 6-7 лет

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...