Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников "Юный эколог"
рабочая программа (подготовительная группа)
Содержание ПРОГРАММы
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
РАЗДЕЛ 1 | Пояснительная записка | 4 |
1.1. | Актуальность проблемы. | 4-5 |
1.2. | Нормативные документы. | 5-6 |
1.3. | Образовательная область, реализуемая в программе. Задачи. | 6-9 |
1.4. | Формы образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
| 9-10 |
1.5. | На какой возраст рассчитана программа. | 10 |
1.6. | Возрастные особенности усвоения программного материала. | 10-11 |
1.7. | Условия, в которых реализуется программа. | 11-12 |
1.8. | Основные принципы и положения, на которых базируется программа. | 12-13 |
1.9. | Цель программы | 13-14 |
РАЗДЕЛ 2 | Проектирование воспитательно-образовательного процесса | 14 |
2.1. | Образовательная деятельность детей | 14 |
2.2. | Тематическое планирование по программе. | 14-22 |
РАЗДЕЛ 3 | Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы. | 22 |
3.1. | Интеграция содержания образовательной области. | 22-23 |
3.2. | Методическое обеспечение программы | 23 |
РАЗДЕЛ 4 | Планируемые результаты освоения детьми программы (промежуточные и итоговые результаты). | 23 |
4.1. | Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы. | 24 |
4.2. | Планируемые итоговые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы дошкольного образования | 24-27 |
РАЗДЕЛ 5 | Перечень литературы. | 27-29 |
| Приложения | 30-38 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_ekolog_ishchenko_e.v.docx | 70.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад
« Звёздочка»
Согласовано Утверждаю
Педагогический заведующий МБДОУ
детский сад « Звёздочка»
протокол № от. _____ Скондакова А.Ю.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Возраст учащихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель программы:
Ищенко Елена Викторовна
воспитатель
МБДОУ детский сад «Звёздочка»
с. Тоцкое Второе 2018г.
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Юный эколог»
Наименование учреждения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Звёздочка» |
Режим работы ДОУ | 10 часовой |
Контингент детей | от 6 до 7 |
Дополнительные образовательные услуги в ДОУ | Нет |
Наименование программы | «Юный эколог» |
Основные разработчики программы: | Е.В.Ищенко – воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ детский сад «Звёздочка» |
Цель Программы | Цель программы: формирование экологической культуры в воспитании ответственного, бережного отношения к природе Родного края. |
Основные задачи программы |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ||
РАЗДЕЛ 1 | Пояснительная записка | 4 |
1.1. | Актуальность проблемы. | 4-5 |
1.2. | Нормативные документы. | 5-6 |
1.3. | Образовательная область, реализуемая в программе. Задачи. | 6-9 |
1.4. | Формы образовательной деятельности по экологическому воспитанию. | 9-10 |
1.5. | На какой возраст рассчитана программа. | 10 |
1.6. | Возрастные особенности усвоения программного материала. | 10-11 |
1.7. | Условия, в которых реализуется программа. | 11-12 |
1.8. | Основные принципы и положения, на которых базируется программа. | 12-13 |
1.9. | Цель программы | 13-14 |
РАЗДЕЛ 2 | Проектирование воспитательно-образовательного процесса | 14 |
2.1. | Образовательная деятельность детей | 14 |
2.2. | Тематическое планирование по программе. | 14-22 |
РАЗДЕЛ 3 | Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы. | 22 |
3.1. | Интеграция содержания образовательной области. | 22-23 |
3.2. | Методическое обеспечение программы | 23 |
РАЗДЕЛ 4 | Планируемые результаты освоения детьми программы (промежуточные и итоговые результаты). | 23 |
4.1. | Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы. | 24 |
4.2. | Планируемые итоговые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы дошкольного образования | 24-27 |
РАЗДЕЛ 5 | Перечень литературы. | 27-29 |
Приложения | 30-38 |
Раздел 1. Пояснительная записка.
- Актуальность проблемы.
«Любовь к природе, впрочем,
Как и всякая человеческая любовь
Несомненно, закладывается в нас с детства»
И. Соколов-Никитов.
Пояснительная записка.
Природа и человек …. Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью.
В наше время отношения человека и природы претерпели изменения.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому.
Как и с какого возраста нужно начинать экологическое воспитание и образование?
Любовь к матери, к родному дому зарождается в раннем возрасте ребенка. Расширить понятие дома, помочь ребенку осознать себя частицей огромного мира, научить его правильно вести себя в этом мире, быть с ним в гармонии, жить в созвучии с природой, беречь и умножать прекрасное на Земле можно и нужно еще в дошкольном детстве. Именно в это время сознание ребенка широко распахнуто для восприятия, жаждет познаний об окружающем его мире, охотно откликается на добро.
Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира.
В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся.
Знания, полученные в дошкольном возрасте помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад – школа - ВУЗ - профессиональная деятельность).
1.2. Нормативные документы.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и основных принципов деятельности организации образовательного и воспитательного процессов в ДОУ. Программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Так же в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Закон РФ «Об образовании»
- Национальная доктрина образования в РФ
- Концепция дошкольного воспитания
- СанПиН
- Закон Российской Федерации об охране окружающей природной среды
- Федеральная целевая программа «Экологическое образование населения России»
- Проект закона «Об экологической культуре»
1.3. Образовательная область, реализуемая в программе.
Дополнительная образовательная программа «Юный эколог» составлена в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ детский сад « Звёздочка», разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, планом организации образовательной деятельности МБДОУ детский сад «Звёздочка».
Дополнительная образовательная программа «Юный эколог» обеспечивает реализацию образовательной области «Познавательное развитие».
Цель образовательной области познавательное развитие: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Формирование начал экологической культуры.
Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы.
Образовательные:
- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;
- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;
- организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним;
- научить детей простейшим правилам поведения в природе;
Развивающие:
- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);
- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;
- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
Воспитательные:
- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;
- сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок;
- формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др.
Задачи оздоровительной направленности.
- Учить взаимодействовать с природой.
- Приобщать к ценностям здорового образа жизни.
- Знакомить с правилами личной безопасности.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой.
- Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в зоне природы.
- Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию.
Задачи природоохранного направления.
- Формировать представление об экологических проблемах села, города.
- Закрепить умение правильно вести себя в природе.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость.
Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности.
- Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных видах деятельность.
- Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы.
1.4.Формы образовательной деятельности по экологическому воспитанию.
Подготовительная группа.
Направления работы | Совместная деятельность взрослого и детей | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с родителями |
Формы работы | ||||
Экологическое воспитание | -наблюдение - экспериментирование -исследовательская деятельность -конструирование -развивающие игры -рассказ -беседа -создание коллекций -проектная деятельность -проблемные ситуации -макетирование - моделирование - просмотр видео сюжетов -сравнение -умозаключения | -сюжетно-ролевая игра -наблюдение -экспериментирование -исследовательская деятельность -конструирование -развивающие игры -рассказ -беседа -создание коллекций -проектная деятельность -проблемные ситуации -макетирование - моделирование - просмотр видео сюжетов; -сравнение -умозаключения | -сюжетно-ролевая игра -рассматривание - экспериментирование -исследовательская деятельность -конструирование -развивающие игры -поиск, обмен и применение информации -обращение к опыту -сравнение -умозаключения | -игровая деятельность - рассматривание -наблюдение -конструирование -развивающие игры исследовательская деятельность -экскурсии -беседа -просмотр видео сюжетов; -создание коллекций -проектная деятельность - экспериментирование -обращение к опыту -рассуждения -сравнение -умозаключения |
1.5. На какой возраст рассчитана программа.
Программа «Юный эколог» рассчитана на 1 год.
Образовательная деятельность ведется с сентября по май включительно в системе по 30 мин. 2 раза в неделю;
Помимо этого закрепление знаний и умений ведется в других видах деятельности дошкольника (в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей и взрослых, в самостоятельной деятельности детей).
Для выявления эффективности экологических занятий проводятся контрольные срезы, ребятам предлагаются различные ситуации для выявления их действий.
Для получения более высоких результатов в работе по данной программе поддерживается непрерывная связь с педагогами детских садов и родителями с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам экологического воспитания.
1.6. Возрастные особенности усвоения программного материала.
Дети старшего дошкольного возраста имеют большой багаж представлений о природе. Детям становятся доступны достаточно сложные связи и зависимости, существующие в природе. Уровень обобщенности знаний позволяет теперь переходить к понятиям. Хоть это понятие обыденного уровня, первая ступень в познании действительности, но тем самым наглядно-образное отражение действительности в форме представлений поднимается на качественно новый уровень: представления, обогатившись конкретным материалом, превращаются в понятия.
Ребята проводят самостоятельные наблюдения, начинается опытническая работа, самостоятельная практическая деятельность с живыми объектами.
В этом возрасте формируются и эмоционально-волевые качества: ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль. Мотивированная оценка приводит к формированию аргументированности и убежденности при выборе поведения. Итак, экологические знания, трудовые умения и навыки по уходу за растениями и животными, мотивированная оценка поведения сверстников, взрослых, собственного способствуют становлению личности ребенка в целом.
1.7.Условия, в которых реализуется программа.
Содержание программы включает в себя пять блоков:
- особенности сезонных изменений в природе;
- животный мир;
- растительный мир;
- неживая природа;
- человек и природа;
- глобальные экологические проблемы.
Программа предполагает проведение коллективных занятий 2 раза в неделю во второй половине дня с воспитанниками старшей группы, продолжительностью 30 минут. Форма работы – групповая, подгрупповая и индивидуальная. Материально-техническая база представляет собой:
- экологический уголок в группе (растения экологического уголка, оборудование по уходу за комнатными растениями);
- уголок экспериментирования (в группе);
- эколого-краеведческий центр (растения уголка природы, оборудование по уходу за растениями );
Кабинет методиста, оснащен необходимыми пособиями, программами и технологиями воспитания и обучения дошкольников по экологическому воспитанию. В процессе реализации программы воспитатель следует основным принципам планирования работы (подробнее в пункте 1.7). Взаимодействие с родителями воспитанников осуществляется через тематические выступления на родительских собраниях, консультациях, оформление информационных листов в группе, проектную деятельность, конкурсов и так далее. Контрольно-диагностическая деятельность осуществляется индивидуально и в соответствии с рекомендациями Хабаровой Т.В., Шафигуллиной И.В. [17], направлена на выявление следующего:
- в какой степени ребенок освоил программу экологических знаний;
- как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;
- какова степень освоения ребенком трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к природе (природоохранного, эстетического, познавательного).
1.8. Основные принципы и положения, на которых базируется программа.
При планировании занятий по экологии следует учитывать основные принципы планирования:
- принцип амплификации (обогащение представлений у детей об объектах природы, об их взаимосвязях со средой обитания может происходить в процессе различных видов детской деятельности на занятиях: игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, продуктивной);
- принцип системности (последовательное и логичное распределение программного материала позволит постепенно формировать у детей системные знания о живом организме, о его потребностях, о сообществах живых организмов); принцип научности (содержание планирования занятий по экологии должно отражать современные требования к планированию);
- принцип связи теории с практикой (в планировании занятий рекомендуется отвести особое место практическим занятиям, на которых дети будут учиться взаимодействию с объектами природы, созданию условий для жизни живого, расширяя границы своих знаний и представлений о взаимосвязи всего живого со средой обитания);
- принцип доступности (программные задачи занятий, их содержание, методы и приемы, используемые на занятиях, должны соответствовать объему накопленных знаний и умений детей, их возрастным психофизиологическим особенностям и возможностям);
1.9. Цель программы
Цель программы – формирование экологической культуры в воспитании ответственного, бережного отношения к природе Родного края.
Задачи программы:
- развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир;
- обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира;
- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.
Раздел 2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса
2.1. Образовательная деятельность детей в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Юный эколог» осуществляется в форме кружковых групповых и подгрупповых занятий, проводимых воспитателем два раз в неделю во второй половине дня.
2.2. Тематическое планирование по программе.
Возраст детей от 6 до 7лет (Подготовительная группа).
Месяц | Тема недели, форма работы | Задачи | План деятельности |
сентябрь | Здравствуй осень. (2 часа) | Закрепить знания детей об осени. Развивать умение устанавливать связи между изменениями неживой и живой природе. В жизни растений и животных, насекомых и птиц, в труде людей. Развивать наблюдательность. | Наблюдение – сравнение «Погода летом и осенью» Д/и «Угадай время года» Беседа «Жизнь растений и животных осенью» Рисование «Воспоминание о лете» |
«Какие бывают насекомые» (2 часа) | Систематизировать представления детей о многообразии насекомых .Учить составлять группы по разным основаниям :особенностям внешнего вида ,строение(жуки,бабочки,стрекозы,пчелы),местам обитания(наземные, водные),способу передвижения(летающие,ползающее,прыгающие,плава- ющие).Активизация словаря:прыгает,плавает,защитная окраска,зазубрины,стрекочет. | Рассматривание иллюстраций с насекомыми, беседа о жизнедеятельности насекомых, дидактическая игра «Зоологическое лото». | |
«Что такое природа? Живая и не живая природа» (2 часа) | Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок.Научить различать и отбирать предметы с природой, подвести к понятию «природа». Природа- это все, что нас окружает, но не сделано руками человека.Познакомить с понятием «живая природа», «неживая природа». Все, что питается, растет, дышит- относим к живой природе. Если нет способности к росту, питанию и дыханию- к неживой природе.Обобщить знания детей о живом и неживом объекте. | Беседа о живой и не живой природе, наблюдение за живой природой. | |
Волшебница осень. (2 часа) | Обобщить и систематизировать знания детей об осени; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений; формирование экологической культуры личности дошкольника старшей группы д/с; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. | Беседа «Такая разная осень» Д/и «Когда это бывает?» Наблюдение за листопадом МП/и «Листопад» Развитие мелкой моторики «Узор из листьев» Чтение книги «Почему осенью листопад?» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
октябрь | Овощи и фрукты. (2 часа) | Уточнить и закрепить представления детей об овощах и фруктах, признаках их сходства и различия. Развивать логическое мышление, учить сравнивать анализировать. | Беседа о пользе овощей и фруктов Предметные и дидактические игры: «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь», «Готовим борщ и компот» Загадки об овощах и фруктах |
«Царство грибов» (2 часа) | Познакомить детей с грибами, где они растут. Дать понятие съедобные, несъедобные. Побеседовать о пользе грибов. | Рассмотреть иллюстрации «Грибы» Рассказ воспитателя о грибах. Рисование «Грибы» Игра « Съедобные- несъедобные» | |
«Перелетные птицы.» (2 часа) | Закрепить понятие «перелётные ». Углубить представление детей о причинах отлёта птиц. Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Развивать чувство ответственности по отношению к живой природе. | Рассматривание иллюстраций с птицами, беседа о них; дидактическая игра «летает не летает», лепка «Птицы». | |
«Сравнение диких и домашних животных» (2 часа) | Закрепить знания об отличии диких и домашних животных, продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Расширить творческие способности в аппликации с использованием ваты, ниток. Планировать свою деятельность, проявлять активность, вариативность, самостоятельность. Способствовать развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, доставить детям радость и удовольствие. | игра «Что было бы, если бы …(кошка лаяла?...)», беседа о жизнедеятельности диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций с различными животными. |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
ноябрь | «Хлеб – всему голова» (2 часа) | Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. | Беседа «Как выращивают хлеб» Отгадывание загадок Чтение рассказов и стихотворений, рассматривание иллюстраций Д/и «Какой хлеб?», «Кто больше назовет» |
«Зерновые культуры (2 часа) | Познакомить детей с зерновыми культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей. | Рассматривание иллюстраций с зерновыми культурами нашего региона. Д\и «Кто назовёт больше блюд? » (из муки) Д\и «Из чего сварили кашу? (Знать виды круп) | |
«Мир животных» (2 часа) | Познакомить детей с дикими животными. Расширять и уточнять представления детей о природе, расширять представления о диких животных. | Загадки о животных ( видео-презентация),Д.И «Узнай и назови», Кто где живёт, Кто чем питается, Назови детёнышей, Назови сказку. П.и « У медведя во бору». | |
«Труд людей осенью» (2 часа) | Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом летом, делать выводы о направленности труда и его значении. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им. | Иллюстрации труд людей осенью и летом. Беседа по картинам Д/и «Овощехранилище» «Заготовка» Рисование «осенние дары» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
декабрь | «Зима полна серебра» (2 часа) | учить устанавливать связи и закономерности в природе, обобщить представления детей о зиме, закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родной при роде. | Д/и: «У кого какой дом» Опыт: «Снег сохраняет тепло» Труд в природе: организация зимнего огорода на окне Загадки о зиме и явлениях природы Наблюдение за снегом рассматривание снежинок игры со снегом |
«Кто как зимует» (2 часа) | Расширять и углублять представление о зимовке зверей птиц, рыб, насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни животных и птиц в изменении условий их обитания, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь. Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях. | Беседа о зиме Д/и «Зоологическое домино» Опыт с водой и снегом, льдом Карточки с изображением домашних и диких животных Загадки о животных Физминутка «Снежок» | |
«Свойства воды» (2 часа) | Расширить знания детей о воде и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать экономное отношение к воде. | Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде и т. п. Беседа «Что было бы, если бы не было воды?»; чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций | |
Беседа о лесе. (2 часа) | Сформировать понятия о значение природы в жизни людей.Углублять и систематизировать знания детей о нормах поведения в природе.Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, наблюдательность. | Беседа о лесе, прослушивание звуков леса, коллективная аппликация «Лес». |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
январь | «В гостях у птиц» (2 часа) | Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к «братьям нашим меньшим» | Беседа о зимующих и перелётных птицах Отгадывание загадок Рассматривание иллюстраций с изображением птиц Наблюдения за птицами на участке Дидактические игра: «Кто где живёт» |
«Зимушка-зима» (2 часа) | Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. | Беседа о зиме Рассматривание картины «Зимние забавы» Рассказ и рассматривание картины «Как зимуют дикие звери» Чтение сказки «Зимовье» С. Козлов «Зимняя сказка» А.Фет «Мама, глянь-ка из окошка» П/игры «Берегись, заморожу» «Снежинки и ветер» Аппликация «Деревья в снегу» | |
«Кто главный в лесу» (2 часа) | Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы. Игра « Хорошо - плохо» Рассматривание иобсуждение картинок « Правила поведения человека в лесу» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
февраль | «Путешествие в царство комнатных растений» (2 часа) | Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними. | Рассматривание картины из серии «Уход за комнатными растениями» Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание) Игра «Цветы» Беседа о строении растений Беседа об уходе за комнатными растениями Дидактические игры «Живые картинки» |
«Воздух вокруг нас .Свойства воздуха» (2 часа) | Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха; расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
| Беседа « Воздух» Проведение опытов с воздухом. Загадки Определение направления ветра (ветреной рукав) игра «Откуда прилетел ветер?» | |
«Путешествие с Севера на Юг». (2 часа) | Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле, рассказать о климатических поясах России, дать понятие высокой поясности, что каждой климатической зоне соответствуют определенные виды растений воспитывать бережное отношение к природе. | Рассматривание иллюстраций животных и растений севера и юга Д/и «В гостях у Хозяйки Медной горы» Опыт: «Как маскируются животные» Экологическая акция: «Украсим группу цветами» | |
«Солнце – большая звезда» (2 часа) | Развивать у детей элементарные представление и экологическую взаимосвязь человека с животным миром. Рассказать о Солнечной системе, дать представление о солнце как звезде и планете, познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных: показать, что солнечный луч может стать разноцветным, делать выводы, подтверждая их экспериментальным путем. | Рассматривание иллюстраций звездного неба Просмотр презентации «Солнечная система» Опыт: «Полярное сияние» Беседа «Когда солнце светит ярче» Игра-предположение «Если бы не было солнышка» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
март | «Времена года. Весна. (2 часа) | Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. | Наблюдение за весенними изменениями в природе Загадки о весне Иллюстрации «Когда это бывает» Жизнь животных и птиц весной. Чтение стихов о весне Игра «Покажи птиц, которые прилетают весной» П/и «Зайцы и волк», «Птицы и лиса» |
«Красная книга – сигнал опасности» (2 часа) | Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей. | Игровое упражнение «Посели цветы там, где они выросли» Игра «Где живут животные» Игра «Какой цветок просит помощи, нарисуй его» Рассматривание «Красной книги», беседа | |
«Огород на окошке» (2 часа) | Показать зависимость роста растений от условий. Закреплять представления детей о потребности растения в почве, воде, свете, тепле. Воспитывать ответственность. | Беседа «Что нужно растению?» Посадить лук, петрушку. Дальнейшие наблюдение и уход. | |
«Как художник лес рисовал» (2 часа) | уточнить и расширить представления детей о взаимосвязи обитателей леса, их пищевой зависимости друг от друга, закрепить знания детей о том, что лес - это сообщество растений необходимость охраны этих растений и животных, которые не могут жить друг без друга, что лес, это их дом. Люди, приходящие в лес - это гости, они должны соблюдать правила, чтобы не нарушить жизни хозяев, рассказать о приспособляемости животных к среде обитания. | Беседа о лесе Рассказ «Как я побывал в лесу» Составление пищевых цепочек леса Д/и «Как вести себя в лесу» Рассматривание иллюстраций «Чудеса в лесу» Рисование «Лес весной» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
апрель | Насекомые - наши помощники | Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. | Отгадывание загадок Наблюдения за насекомыми Рассматривание иллюстраций Д/и «Найди насекомых, поедающих листья» Чтение стих-й М. Пришвина «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика») |
«Кто живет в воде?» (2 часа) | Уточнить знания детей о представителях водного мира, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания. | Беседа о водных животных, показ видео ролика о жителях водоемов. Аппликация «Морское дно" | |
«Земля - мой дом» (2 часа) | Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими. | Беседа «Где я живу» Сравнение речки, болота, моря Д/и: «Рассели животных» «Кто живёт на суше, а кто в воде» Рисование «Звёздное небо» | |
«Для чего нужны дождевые черви» (2 часа) | Познакомить с дождевым червем, с внешним видом и строением, закрепить знания детей о почве, через стеклянную стенку демонстрационного ящика наблюдать за поведением дождевых червей, сделать вывод: они полезны, т. к рыхлят почву и к корням растений поступает больше воздуха. | Беседа о насекомых Рассказ «Наши друзья дождевые червяки» Наблюдение за дождевым червяком Опыт «Как лучше дышит растение» |
Месяц | Тема, форма работы | Задачи | План деятельности |
май | «Экологическая тропинка» (2 часа) | Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев) | Чтение стих-я Р. Рождественского «Береги природу» Целевая прогулка по экологической тропинке Игра «Что ты сделал доброе для природы?» ТРИЗ «Что будет, если» Д/и «Кто больше» П/и «Раз, два, три- к дереву беги» Прослушивание аудиозаписи «Голоса природы» Игра «Опиши, а мы отгадаем» |
«Человек - живой организм» (2 часа) | Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о «+» и «-» влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач. | Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека Беседа о потребностях человека Рассказ о вредных привычках Язычок-помощник - Игра «Угадай на вкус» Гимнастика для глаз | |
«Растения весной» (2 часа) | Учить детей наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить и расширить знания детей о разнообразии видов растений в природе. Закреплять знание названий растений. Развивать способности анализировать и сравнивать: дерево – куст, куст – трава. Воспитывать эстетическое отношение к растениям. | 1. Наблюдение за деревьями. 2. Впомнить названия некоторых деревьев и кустарников 3. Работа с календарём природы | |
Проведение итогового мониторинга | Выявить какие знания и умения приобрели дошкольники по теме экологического воспитания. | Диагностические карты и карты схемы для выявления уровня экологических знаний и умений дошкольников. |
Раздел 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению программы.
3.1. Интеграция содержания образовательной области.
Интеграция образовательной области «Познавательное развитие». | |
Образовательная область | Задачи образовательного процесса |
«Физическое развитие» | Сенсорное развитие. Накопление и обогащение двигательного опыта у детей. |
«Социально- коммуникативное развитие» | Включение детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности |
«Речевое развитие» | Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процессов познавательной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
« Художественно- эстетическое развитие» | Расширение кругозора детей, практическое овладение литературными нормами речи. Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, творчества. |
3.2. Методическое обеспечение программы:
Программное обеспечение
Перечень программ и технологий | 1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 2. Паршукова И.Л. Маленький исследователь в детском саду. – СПб, 2001. 3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М.: Исар, 1998. 4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. 5. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995.
|
Перечень пособий | 1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 2. Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. 3. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011. 4. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010. 5. Медузова Т.Ю., Е.А. Балабанова. Комплекс учебных пособий «Природные сообщества леса, луга и водоема». - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2011. 6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2011. |
Раздел 4. Планируемые результаты освоения детьми программы (промежуточные и итоговые результаты).
4.1. Планируемые промежуточные результаты освоения детьми программы.
Планируемый промежуточный результат освоения детьми программы |
В ходе наблюдений дети располагают элементарными сведениями о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания, морфофункциональную приспособленность к ней. Развивается наблюдательность детей, их способность замечать изменения растущих растений, понимание значения неодинаковых условий для их роста, которые позволяют формировать у детей устойчивый интерес к наблюдению природы. Приобщаются к пониманию ценности здоровья (своего и других живых существ). Формируется устойчивый интерес к наблюдению природы, понимание того, что впечатления можно творчески представить другим людям - в форме рассказов и плакатов. |
4.2.Планируемые итоговые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы дошкольного образования:
Интегративные качества | Итоговые результаты освоения детьми 6-7лет дополнительной образовательной программы |
Здоровый | Содержит свое тело в чистоте, бережно относится к органам чувств. |
Физически развитый | У ребенка сформированы основные двигательные качества, мелкая моторика рук. |
Коммуникативный | Свободно общается со взрослыми и сверстниками, способен выражать свои намерения и чувства с помощью проведения исследовательской деятельности; умеет использовать речь - доказательство. Без труда выражать свое отношение к представителям животного мира. |
Сообразительный | Использует опыты для проверки предположений, устанавливает причинные связи, прогнозирует развитие ситуации. |
Любознательный | Проявляет интерес ко всем объектам живой и неживой природы. |
Креативный (фантазер и выдумщик) | Воображает, придумывает модели. Делает маленькие открытия. Составляет творческие рассказы на природоведческие темы. |
Книголюб | Любит читать и слушать рассказы о живой и неживой и неживой природе. |
Осведомленный | Обладает кругозором о природе и человеке, адекватным своему возрасту. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
|
Ориентированный на сотрудничество | Участвует в общих делах, совместных действиях, деятельности с другими детьми и взрослыми по уходу за животными и растениями в уголке природы. |
Инициативный | Не ждет, когда взрослый или другие дети предложат ему какое-то занятие или организуют с ним игру; проявляет самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности. |
Активный | Принимает живое, заинтересованное участие во всех видах образовательной деятельности. |
Самостоятельный | Способен самостоятельно ставить познавательную задачу и находить пути ее решения. |
Волевой (адекватно возрасту) | Способен к волевой, произвольной регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат данному слову, обещанию, общепринятым нормам. |
Чувствующий прекрасное | Воспринимает красоту окружающего мира (людей, природы). |
Внимательный | Сосредоточенно выполняет исследовательскую работу. |
Дружелюбный | Доброжелательно относится к людям. |
Эмоционально отзывчивый | Легко откликается на эмоции других людей, сочувствует, сопереживает и старается помочь. |
Аккуратный | Чистоплотный, опрятный, владеющий культурно-гигиеническими навыками. |
Осторожный | Проявляет разумную осторожность при встрече с незнакомыми природными объектами. |
Бережно относящийся ко всему живому | Понимает ценность жизни; проявляет заботу и внимание к растениям, животным, птицам и др. |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Юный эколог»
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
Группа детского сада_________________________________________________
Дата проведения мониторинга__________________________________________
Имя, фамилия________________________________________________________
Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений_____________________________________________
Имеет представления о процессе выращивания хлеба, называет зерновые культуры родного края___________________________________________________
Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира________________________________
Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения____________________________________
Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов ___________________________________________________
Имеет представления о правилах поведения в природе________________________
Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении____________
Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________
Сформированы основы экологического сознания____________________________
Оценка уровня развития:
1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;
4 балла – высокий.
Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.
Раздел 5. Перечень литературы.
1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010 г.
2. Зебзеева В.А. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для студентов заочного отделения факультета педагогики и методики дошкольного образования, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.- Оренбург: ОГПУ, 2003.
3. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. и др. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование». - СПб.: Детство-пресс, 2003 г.
4. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: оранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: КАРАПУЗ, 2010 г. Моя экологическая лаборатория???
6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Волгоград: Учитель, 2011 г.
7. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. - Волгоград: Учитель, 2011 г.
8. Медузова Т.Ю., Е.А. Балабанова. Комплекс учебных пособий «Природные сообщества леса, луга и водоема». - М.: ЭЛТИ-КУДИЦ, 2011 г.
9. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2001 г.
10. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
11. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. - М.: Новая школа, 1995 г.
12. Новикова Н.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов. - Ярославль: академия развития, 2001 г.
13. Рыжова Н.А. Воздух - невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г. 2. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в подготовительной к школе группе. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011 г.
14. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники. - М.: Линка-Пресс, 2002 г.
15. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996 г.
16. Хабарова Т.В., Шафигуллина И.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников.- Санкт - Петербург - Детство-Пресс, 2011.
17. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»
Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...
Дополнительная программа по экологическому воспитанию «Юный эколог»
Использование современных информационно-коммуникативных технологий повысит эффективность НОД в дошкольном учреждении...
Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»
Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...
Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа по экологическому воспитанию для детей 5-7лет «Юный эколог»
Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это,прежде всего, мир природы,с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источникдетского разума&ra...
Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию дошкольников "Домовенок Шуршуня в гостях у ребят"
Дошкольное детство – главный этап в становлении ребенка, как личности. Поэтому очень важно сформировать у ребенка начала экологической культуры, правильного отношения к природе, к себе, к людям ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «МЫ ЛЮБИМ ПРИРОДУ!»
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и основных принципов деятельности организации образовательного и воспитательного процессов в ДОУ. Прог...