Практические рекомендации для воспитателя по развитию творческих способностей дошкольников
статья по логопедии (подготовительная группа)

Голубицкая Елена Владимировна

Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в  личностное  становление ребенка он сможет внести. Педагог  является  в  творческой практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем, а не  «летчиком-испытателем» в проблемной или деструктивной ситуации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_pedagog_obyazan_osoznat.docx16.03 КБ
Файл logopedicheskiy_kvn.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в  личностное  становление ребенка он сможет внести. Педагог  является  в  творческой практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем, а не  «летчиком-испытателем» в проблемной или деструктивной ситуации. Работа педагога-мастера  специфична в  виду  индивидуальности  ее  реализации   и   импровизированности.   Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы  и  новые  возможности ребенка, которые  он  должен  актуализировать  в  творческой  практике.

Задача педагога заключается в  создании  микроклимата  и  условий  для естественного  «выращивания»  и  созревания  уникальной  растущей   личности ребенка,  ее  самоактуализации.  Особую  важность  приобретает   достижение коммуникативной  конгруэнтности,  гармонии,  согласованности,   соответствия переживаний и взаимодействий.

 Педагог должен знать, что творческий процесс  развития  происходит  по принципу  диалектической  спирали,  восхождение  по   которой   способствует к изменению при  равноуровневом  возвращении  к  исходным  позициям,  так  как прошлое и будущее располагается также спирально, пронизывая  и  обуславливая очередной виток развития.

Но повторяемость в развитии не означает тождественность тех  или  иных моментов. На каждом новом «витке» появляются новые  качества,  но  вместе  с тем  воспроизводятся и старые. Творческое развитие  представляет собой систему необратимых качественных изменений личности.

Творчество как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей: творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в  процессе самоактуализации формированию творческой зрелости.

В  процессе  взаимодействия  педагога  и  обучающегося   прослеживается закономерная связь между творческим  общением  при  косвенном  управлении  в процессе сотворческой деятельности и творческим  отношением  личности  к  ее направленности и эффективности протекания,  а  также  между  воспитательным, сотворческим  взаимодействием   творческой   активностью   личности   и   ее отношением к этим процессам.

Взаимосвязь  всех  компонентов  творческого  процесса  при  оптимальных условиях организации  и  управления  закономерно  обеспечивает  продуктивно-созидательный  результат  обучения  и   самовоспитания,   что   способствует самовыражению   творческого   потенциала   и   самоактуализации   творческой индивидуальности личности.

Наряду с положительными принципами  целесообразного  поведения  педагог должен  в  совершенстве  владеть  не  только  знаниями  и   умениями   своей профессии, но и психологическими  знаниями,  и  педагогическим  мастерством.

Воспитатель  должен  уметь  быть  выразительным   во   всех   своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения  переживаемых им  чувств,  эмоций.  

 Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить”  чувство  мыслью,  надо довериться бессознательной области души  ребенка.  Постепенно  накапливая  и сопоставляя  свои   впечатления, он внезапно  расцветает  в   своих   творческих   проявлениях,   как   внезапно раскрывается цветок.

Воспитатель  –  посредник,  проводник  ребят  в  мир эстетических переживаний. Для него важны некоторые методические принципы.

 Первым   важнейшим   методическим    принципом    является    средство эмоционального и рационального начал в работе, при  общей повышенной  эмоциональности содержательности занятия.

 Вторым определяющим принципом служит  сюжетно-тематическое  построение всей  системы  занятий.  Именно  тематический  принцип  позволяет  объединить различные виды искусства  в единое целое.

Третьим принципом  мы  выделяем  игровой  метод  обучения  как  фактор заинтересованной, непринужденной обстановки  на  занятии творческого  типа.

Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая создает логическую и эмоциональную целостность занятия.

Итак, процесс активизации творчества  на  занятии  зависит  от установки учителя на  созидание  во  всех  видах  деятельности.  Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению  творческих  сил человека,  развитию   его   фантазии,   воображения,   артистизма,   эмоций, интеллекта,  то  есть  развитию  универсальных  человеческих   способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию творчества.



Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ     К В Н

Цель.

  • закреплять навыки речевого анализа, совершенствовать лексико-грамматический строй;
  • закреплять умение проводить звуко-слоговой анализ, давать характеристику звуков;
  • обучать умению составлять простые распространенные предложения, определять количество слов в предложении, записывать его схему;
  • закреплять навык чтения.

Оборудование. Мультимедийная установка, авторская презентация, карточки со схемами скороговорок, карточки со слогами для составления слов,  карточки для составления схем, мяч, разрезные буквы.

Ход работы.

Организационный момент.

Дети под музыку «Мы начинаем КВН…» входят в зал.

Логопед: Всем! Всем! Всем! Начинаем КВН! Мы пришли на этот праздник

Чтобы не лениться.

На вопросы отвечать, петь и веселиться.

Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня в клубе веселых и находчивых ребят необычное соревнование. Надеюсь, что скучать вам сегодня не придется, ведь у нас соревнуются две команды: «ЗВУКОВИЧКИ» и «ГОВОРУШКИ». Мы узнаем, какая команда знает лучше буквы, умеет читать, правильно и красиво говорить. Оценивать наши команды будет уважаемое жюри.

            Итак, мы начинаем КВН…  Конкурс «Приветствие».

            Девиз команды «ЗВУКОВИЧКИ»: «Говори всегда красиво, смело и неторопливо».

Все науки одолеем,

Всё у нас получится!

Потому что папа с мамой

Вместе с нами учатся.

            Девиз команды «ГОВОРУШКИ»: «Ясно четко говорим, потому что не спешим».

Разговаривать не лень

Нам ребята целый день,

Даже если захотим

Всех вас переговорим!

            Дети присаживаются за столы, на экране появляется первое задание.

Определение одинакового звука в словах.

Логопед: Ребята посмотрите на экран, первое задание для команды «ЗВУКОВИЧКИ». Слайд № 1.

Логопед: Назовите мне, пожалуйста, названия, каких картинок вы видите на экране?

Дети: Лампа, яблоко белка, стул.

Логопед: А теперь подумайте и ответьте, какой одинаковый звук в этих словах?

Дети: Звук «Л».

Логопед: А какой это звук?

Дети: Согласный.

Логопед. Совершенно верно! Вам нужно будет определить место этого звука в словах.

Дети выполняют задание, логопед побуждает детей отвечать полным ответом.

Аналогичное задание выполняет команда «ГОВОРУШКИ» (слова: бант, собака, бабочка, барабан). Слайд № 2.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Логопед: Молодцы ребята, вы замечательно выполнили задания. Следующий конкурс «Выложи схему слова». На экране вы видите картинки, вам нужно составить схемы слов, для команды «ЗВУКОВИЧКИ» слово - книга, для команды «ГОВОРУШКИ» слово - школа.  Слайд № 3.    

            Дети выполняют задания, выкладывают схемы слов из цветных кружочков, дают характеристику звукам, определяют количество слогов.

Составление слов из слогов.

Логопед: «Найди ошибку»

 «Четвертый лишний»

Внимательно посмотрите на буквы, какая из четырех букв не подходит к остальным и почему?

А У П И

В Т О К

З Д Б С

«Рассыпанные слоги»

Карточки с написанными слогами  – кто быстрее догадается, какое слово написано?

(бумага), (учебник), (тетрадь), (букварь)

Динамическая пауза.

Физминутка: Игра «Передай другу» - «передать» из рук в руки горячую картошку, сосульку, бабочку.

Закрепление умения употреблять глаголы-антонимы.

Логопед: Здорово, вы справились с не простым заданием. Готовы дальше соревноваться?

Дети: Да.

Логопед: Игра с мячом «Закончи фразу», для этого вам нужно встать в круг. Логопед называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил логопед, т.е. закончить фразу.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Отгадывание скороговорок по схемам.

Скороговорки:

  1. Идет пешком мышонок с мешком..

2.        Саша шапкой шишку сшиб.

3.        На окошке крошку-мошку ловит лапой наша кошка.

4.        Шесть мышат в камышах шуршат.

5.        Наша Маша под душем мыла шею и душу.

6.        У маленькой Зины бузина в корзине.

7.        Полкан толкал лапой палку.

8.        Жаба в луже сидела, на жука глядела,

           жук жужжал, жужжал, жужжал

и на ужин к ней попал.

9.        У четырех черепах по четыре черепашонка.

10.        Трое трубачей в трубы трубят.

11.        В тетради Кондрат начертил квадрат. 

12.        До города дорога в гору,

        а от города дорога с горы.

Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков.

Логопед:  Ребята, я вам приготовила  игру. Называется она «Отгадай слово». Чтобы отгадать слово-загадку, нужно определить первый звук в словах - названиях картинок, которые появятся на экране. По этим звукам вы составите новое слово. Если слово будет составлено правильно, появится на экране загаданное слово.

Слайд № 4,5. Педагог открывает первый слайд и просит детей назвать первый звук в каждом из этих слов, например: шишка, конфета, ослик, ложка, арбуз и догадаться какое слово можно составить из этих звуков (школа). У каждой команды свое слово.

Разгадывание ребусов.

Логопед: Вам предстоит расшифровать слова, которые представлены в виде  букв и чисел. Это совсем несложно, ведь зашифровано слово, которое  вам хорошо известно. 1  9  2  21  12  1 (Азбука)

А1

Б2

В3

Г4

Д5

Е6

Ё7

Ж8

З9

И10

Й11

К12

Л13

М14

Н15

О16

П17

Р18

С19

Т20

У21

Ф22

Х23

Ц24

Ч25

Ш26

Щ27

Ъ28

Ы29

Ь30

Э31

Ю32

Я33

Жюри подводит итоги, награждает победителей памятными подарками.

Ведущий:

Но вот, игру заканчивать пора.

Мы все надеемся, что с ней,

 Вы стали чуточку умней,

Узнали много слов смешных,

И много всяких всячин,

И если вы запомнили их,

Не зря ваш день потрачен!

Под музыку «Мы начинаем КВН…» дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей дошкольников в процессе ручного труда"

Условия успешной организации творческой деятельности в процессе ручного труда....

Рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей детей.

·         Оценивайте не личность ребенка, а его конкретные действия, начиная с того положительного, что вы заметили.·...

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"...

Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей дошкольника

Развивать  творческие  способности  у  ребенка  необходимо   начинать  с раннего детства.   Не воспринимайте невинные фантазии ребенка как что-то...

Влияние воспитателя на развития творческих способностей дошкольников

Проблема развития творческих способностей дошкольников сейчас чрезвычайно актуальна. Быстрые темпы научно-технического развития общества, динамичность всех сфер жизни: производства, культуры...