«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»
консультация (подготовительная группа) на тему

Быкова Юлия Алексеевна

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Нами на практике  применяется метод проектов, как одно из эффективных средств познавательно-речевого развития детей. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.

Представляем вашему вниманию исследовательский проект "Пятнистые животные", на примере которого пошагово раскроем методические подходы по овладению данной технологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_pedsovet.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

1 часть.

Перед человеком к разуму три пути:
Путь размышления - самый благородный; 
Путь подражания - самый лёгкий;
Путь личного опыта - самый тяжёлый путь.
Конфуций.

Актуальность.

По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Нами на практике  применяется метод проектов, как одно из эффективных средств познавательно-речевого развития детей. В ходе проектной деятельности дошкольники проживают различные ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые в конечном результате являются стимулом личностного их развития.

Представляем вашему вниманию исследовательский проект "Пятнистые животные", на примере которого пошагово раскроем методические подходы по овладению данной технологией.

"Как рождается мотивация?".

Реализация нашего проекта началась с выбора темы, которую определили сами дети неожиданно по своей инициативе. Тема проекта "выросла" из окружающей обстановки в группе, которая оказалась наиболее значимой для детей. После новогодних каникул дети принесли игрушки тигрят. Рассказывали, как они у них появились и почему. В ходе общего диалога возникли вопросы: А почему эти животные имеют полоски на теле? Кто из животных ещё имеет такие полоски? Где живут такие животные? и др. Так неожиданно создалась мотивация подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей. Данная ситуация позволила нам максимально развернуть пространство возможностей её преобразования.

"Цель, задачи"

Вопрос воспитателя "А может быть мы попробуем узнать побольше о пятнистых животных", помог детям сформулировать тему проекта, которая оказалась более актуальной, доминирующей, а также вызвать желание узнать побольше о пятнистых животных.

Модель " трёх" вопросов"

Важно было установить на момент начала работы, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно им пополнить недостающие сведения. Удачным приёмом послужила "Модель трёх вопросов".

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что сделать, чтобы узнать?

Гепард живет в африканских саваннах.

Ксюша С.

Жираф, питон, рысь-пятнистые животные .Полина Щ.

В горах живут леопарды.

Даниил С.

Почему у них тело пятнистое? Аня Б.

Есть ли пятнистые рыбы.? Максим Ф.

Хочу узнать всё про Жирафа. Тереза .

Чем питаются? Милена.

Найти в интернете. Ренат Б.

Посмотреть в энциклопедии. Аня Б.

Спросить у папы, поинтересоваться у мамы Кирилл М.

Посмотреть диск, прочитать в книге. Ваня Л.

Наша практика показала, что опрашивать можно не всех детей. Дети, которые в силу обстоятельств, приняли участие в обсуждении темы и заполнения "модели трёх вопросов", они и стали опорой в момент стартового разговора о полосатых животных.

Заполненная модель была вывешена в приёмную, чтобы родители её увидели, заинтересовались, включились в совместную работу по проекту.

Хорошим подспорьем оказалась совместная работа с детьми по составлению объявления для родителей. На листе бумаги дети обратились к своим родителям:

"Дорогие папы и мамы! Нам хочется побольше узнать о животных, которые имеют пятнистый  вид. Особенно нам интересно узнать: почему они пятнистые? чем питаются, где живут? Обращаемся к вам за помощью: сводите нас в библиотеку, помогите подобрать книги про этих удивительных животных, изготовить макеты, покажите видео фильмы и др.

Ваши любознательные детки".

Родители охотно откликнулись на просьбы детей, и работа по проекту усложнилась, значительно наполнилась новыми сведениями, данными. Заметим, что ребёнок должен являться организатором поиска необходимой информации, а родители выполняют вспомогательную функцию. На этом этапе развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется новым содержанием и общими интересами. В условиях семьи осуществляется познавательно-речевое совместное: чтение, рассматривание картин, сюжетов, рисование.

Защита детьми мини-проекта.

На этом этапе мы помогали детям организовать пространство для индивидуальной презентации, в ходе которой ребёнок рассказывал о проделанной работе, показывал рисунки, фотографии, картинки, записи и пояснял их.

"Системная паутинка"

На четвертом этапе анализировали и систематизировали полученные детьми знания и представления о пятнистых животных с помощью модели "паутинка", которая по сути своей является полным ответом на детские вопросы, поступившие на первом этапе.

Рассказывая о пятнистых животных, дети показали разнообразные знания и представления о среде обитания, образе жизни, особенностях питания и др.

Поскольку проектная деятельность должна иметь адресный характер, то мы обязательно организовали выставку "продуктов"- макеты, рисунки, тексты, иллюстрации в приемной группы для родителей с целью:

- привлечения малоактивных семей;

- показа интересных находок с участием семьи;

- развития и укрепления детско-родительских отношений.

"Результативность.

Данный проект был представлен в феврале текущего года на методической планерке.

Используемая литература

  1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор - составитель: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2005.
  2. Проектная деятельность старших дошкольников / авт.-сост. В.Н.Журавлёва. - Волгоград: Учитель, 2009.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад «Золотой ключик» г. Зернограда

Доклад на тему:

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевого развития дошкольников»

Воспитатель:

Быкова Ю.А.

Зерноград   2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность, как средство художественно – эстетического развития дошкольника

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также существующими проблемами  модернизации современного образования, в том ...

Проектная деятельность, как средство познавательно-речевого развития детей

Метод проектов становится все более востребованным в образовательном процессе дошкольных учреждений. Сущность этого метода определяется как способ достижения дидактической цели через детальную разрабо...

"Театрализованная деятельность как средство познавательно-речевого развития"

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

«Проектная деятельность как средство познавательно-речевой активности детей среднего дошкольного возраста».

laquo;Проектная деятельность как средство познавательно-речевой активности детей среднего дошкольного возраста»....