"Социально-коммуникативное развитие" в условиях реализации ФГОС
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Лашкина Татьяна Ивановна

Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в условиях  реализации ФГОС дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»

Кафедра дошкольного образования

Самостоятельная работа № 2

Тема: «Содержание психолого-педагогической деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в условиях  реализации ФГОС дошкольного образования»

по курсу кафедрального инварианта

«Актуальные проблемы развития детей дошкольного возраста в условиях реализации  ФГОС дошкольного образования»

Слушатель:

Лашкина Татьяна Ивановна

Должность:

Воспитатель

Место работы:

МАДОУ "Детский сад №41 ЦРР"

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали. Это совокупность норм поведения человека в обществе.

Общечеловеческие ценности  – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.

Эмоциональная отзывчивость — это понятие из психологии. Оно включает в себя различные быстрые и гибкие реакции на такие вещи, как:

● внешнее воздействие, например, событие или происшествие. В эту же группу включают способ общения и особенности партнера по разговору;

● эмоциональное состояние собеседника. Эмоциональная отзывчивость предполагает не просто понимание состояния, но и сопереживание или проявление сочувствия;

● творчество и произведения искусства.

Также иногда эмоциональной отзывчивостью называют высокую гуманность.

Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Общение – это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.

Конспект деятельности для детей младшей группы по социально-коммуникативному развитию.

Тема: «Расскажем Даше о вежливых словах».

Цель: Закрепить умение использовать в речи детей вежливые слова. Формировать у них вежливый и ровный тон в общении с людьми, говорить спокойно. Закрепить умение внимательно слушать, запоминать основные идеи читаемого произведения. Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.

Предварительная работа: Беседы о культуре поведении. Чтение книг. Изготовление с детьми «волшебного цветочка» на лепестках, которых написаны слова «спасибо, здравствуйте, добрый день, пожалуйста, доброго пути, будьте здоровы».

Материал: Кукла – бибабо, «волшебный цветок».

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям встать в круг и поиграть в игру «Не сердись, улыбнись!» (Ребенок поворачивается головой к рядом стоящему, называет его по имени и говорит: «Маша, не сердись, улыбнись». Игра продолжается пока все дети не скажут.)

Воспитатель:

-  Ребята, а вы не слышите, кто-то в раздевалке шумит?

(Воспитатель вносит куклу-бибабо, она «капризничает»).

- Как тебя зовут? Проходи, пожалуйста, будь, как дома.

(Кукла «отворачивается»)

- Это, наверно про тебя стихотворение:

« Даша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

И оно-то, как на грех,

Говорится чаще всех!

Это слово ходит следом,

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.»

 - Ребята, как вы думаете, какие слова не знает Даша?

Дети:

 - Вежливые, волшебные!

Воспитатель:

 - А какие вежливые слова вы знаете?

Дети:

 - Здравствуйте, доброе утро, добрый вечер.

Воспитатель:

-А когда эти слова надо говорить?

Воспитатель:

 «Придумано кем-то просто и мудро –

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.»

«Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

«С добрым утром!»

«Добрый вечер!» -

«Доброй ночи!» - говорим.»

Воспитатель:

 - Какие волшебные слова вы еще знаете?

Дети:

 - Извините, простите!

Воспитатель:

 «Петя разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но Петя нашелся:

Взглянул им в глаза,

И робко и тихо

 «Простите», - сказал.

И мама молчит, улыбается даже.

- Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

 «Простите!»

Казалось бы, что в нем такого?

А вот ведь какое чудесное слово!»

Воспитатель:

- Какие волшебные слова вы еще знаете?

Воспитатель:

- Ребята,  скажите, а как эти слова надо говорить?

Дети:

- Вежливо, нежно, ласково…

Воспитатель обращает внимание на «волшебный цветок.

- Скажите, пожалуйста, какой цветочек мы с вами  «вырастили»?

Дети:

- «Волшебный» цветочек.

Воспитатель:

- А почему он волшебный?

Дети:

- На листочках  «появились» волшебные слова.

Воспитатель раздает лепесточки из цветка, последний оставляет себе.

Дети читают стихи о «волшебных» словах:

Это доброе слово «пожалуйста»

Повторяем мы поминутно,

Потому что нам без «пожалуйста»

Очень было бы неуютно.

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

- Здравствуйте! – ты скажешь человеку.

- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказать и сколько раз…

Нам желают доброго пути –

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Только к доброму чему-нибудь.

Воспитатель:

Эти слова всем известны давно.

Видишь, они и просты, и не новы,

Но я опять повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы!

Дети и воспитатель «собирают» цветочек.

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами знаем «волшебные» слова, знаем, когда их надо говорить. Давайте мы подарим  наш цветочек Даше, чтобы она не забывала эти слова.

Дети дарят цветок, Даша благодарит их, обещает не забывать эти слова и быть вежливой девочкой.

Список литературы:

  1. Н.А. Мигунова «Вежливые слова»; Карапуз, 2016 г.
  2. Р. Е. Данкова «Вежливые дети»; Оникс, 2012г.
  3. Л.Я. Яхнин «Азбука вежливых слов»; Оникс, 2012г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр (Социально - коммуникативное направление развития)

Социально- коммуникативное направление развития.ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по социально-коммуникативному, познавательному развитию «Огонь- друг, огонь- враг» с детьми среднего дошкольного возраста

Занятие о пожарной безопасности,о представлении труде пожарных,о формировании элементарных навыков в поведении при возникновении пожара.Дать понятие о том, что огонь может приносить пользу и вред....

Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка

Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...