Воспитание толерантности у дошкольников в условиях многонационального окружения. Воспитатели Семеновых Е.В., Клевцова М.Н., Новикова Ю.В.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) по теме

Семеновых Екатерина Васильевна

 

         Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Современная семья существенно отличается от семьи предыдущих лет — прежде всего своим культурным статусом и своей национальной неоднородностью. Для того, чтобы наладить взаимодействия с такими семьями и детьми, педагогам дошкольных учреждений требуется больше знаний о культуре того или иного народа, особая бережность в обращении с иноязычным ребёнком, большая тщательность в выборе средств и методов воспитания, чтобы не задеть национальные, религиозные чувства, учесть политические особенности представителей других культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ       ТОЛЕРАНТНОСТИ      В

ДОШКОЛЬНОМ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ     УЧРЕЖДЕНИИ.

         Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Современная семья существенно отличается от семьи предыдущих лет — прежде всего своим культурным статусом и своей национальной неоднородностью. Для того, чтобы наладить взаимодействия с такими семьями и детьми, педагогам дошкольных учреждений требуется больше знаний о культуре того или иного народа, особая бережность в обращении с иноязычным ребёнком, большая тщательность в выборе средств и методов воспитания, чтобы не задеть национальные, религиозные чувства, учесть политические особенности представителей других культур.

         Одной из самых «больных» проблем в современной России является проблема толерантности, с которой сталкиваются многие страны, выбравшие демократический путь развития. Во всём мире растёт число молодёжных группировок с националистическими взглядами, молодёжь не всегда могут правильно сориентироваться в оценке действий тех или иных сообществ, агрессивно навязывающих свои идеологические стандарты.

        Большую роль в погашении политической напряжённости и сглаживании отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению, какую идеологию будут транслировать им семья и средства массовой информации, каким методам отстаивания своих прав обучат детей взрослые. И именно в дошкольных учреждениях должно начинаться воспитание гражданственности и патриотизма. Именно дошкольное детство является начальным периодом для развития в ребёнке качеств, необходимых для его социализации в современном мире.

          Возрастает появление инокультурных браков — союз молодых пар разных по этническим и социальным взглядам. Вероятность распада такой семьи существенно повышается при переезде на другое место жительство (в другую страну), особенно если один из супругов не имеет полноценной социальной или профессиональной деятельности либо не знает языка этой страны.

       Особое место в данных обстоятельствах занимает проблема образования ребёнка и его адаптация в новой среде, выбора круга общения. Особенно трудно формируется толерантность к «другому», когда речь идёт о национальных и религиозных различиях. Не секрет, что биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой как я, значит, - «плохой», «неприемлемый». И шагом в процессе формирования сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» - в «другого». Залогом такого преобразования и должно стать приближение к национальному миру других народов в разных его проявлениях.

        Чему же можно научить ребёнка в современной ситуации:

  1. умение понимать и сохранять себя как уникальную личность и представителя определённой культуры;
  2. умение уважать Другого как уникальную личность и как представителя Другой культуры;
  1. умение предотвращать, а при необходимости и решать возникающие конфликты.

      В образовательном учреждении, в отличии от семьи, намного легче формируется коммуникативное поле ребёнка: он знакомится с разными типами культур, учится выстраивать взаимодействие с представителями разных наций и осваивает роль представителя своей культуры. Специфика влияния образовательного учреждения состоит в обретении ребёнка «чувства МЫ».

      Знакомство детей с культурой   других народов мы осуществляем через посещение  музея, чтение произведений, игры, показ слайдов, видеороликов, иллюстраций, рассказы педагога о национальных   обрядах и традициях и многое другое.

        Итогом проведённой работе стало большое представление с участием детей и приглашённых из Армянского культурного центра.

      Главное, чтобы ребёнок понял, что все люди одинаковые, независимо от цвета кожи, веры и знания или незнания того или иного языка.

“Путешествие по Армении”

Слайд 1.

Программные задачи: систематизировать и обобщить знания детей, полученные во время предварительной образовательной деятельности; учить детей составлять рассказ по предложенному воспитателем плану-схеме: название республики, её столица, месторасположение, природные особенности, население, национальные особенности, труд людей; развивать умение эмоционально передавать содержание своего рассказа, придерживаясь плана, опираясь на наглядный материал; развивать интерес к культуре армянского народа; расширять представления детей о национальном армянском костюме; воспитывать у детей уважение к армянскому народу,  его традициям и культуре.  

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, слайдов, просмотр видеофильма об Армении; цикл бесед по ознакомлению детей с особенностями климатических условий Армении, природой, животным и растительным миром, особенностями культуры; разучивание народных подвижных игр; знакомство с армянской детской художественной литературой; разучивание аветисов (пожеланий); составление рассказа.  

Материалы и оборудование: мультимедийная установка для просмотра слайдов об Армении; музыкальное сопровождение; национальные костюмы Армении.

Дети   произносят аветисы:                     

Каждый год пусть будет добрым, аветис!                                                                     Долго чтоб все прожили, аветис!                                                                                      Не будьте ни с кем в ссоре, аветис!                                                                                     И не смотрите на других сумрачно, аветис!                                                      Пожертвования делайте с любовью, аветис!                                                          Говорите сладким языком, аветис!                                                                                    И мы вас благословляем с любовью, аветис!                                                                    Чтоб вы весь год прожили в добре, аветис!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...

Консультация для родителей«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»

Консультация для родителей«Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»...

Проект по воспитанию толерантности у дошкольников в условиях многонационального общества "Венок Дружбы"

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личност...

Консультация для родителей " «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения"

Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их вз...

Консультация для родителей. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»

Консультация для родителей. «Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения»...

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях многонационального окружения.

Формирование толерантных отношений дошкольников к сверстникам – многоаспектная проблема, включающая решение таких вопросов, как становление и развитие межличностных отношений дошкольников, их вз...