Проект по воспитанию толерантности у дошкольников в условиях многонационального общества "Венок Дружбы"
проект (подготовительная группа) на тему

Липинцева Светлана Васильевна

 Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_venok_druzhby.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального общества»

Тип проекта – долгосрочный, групповой

Вид проекта – творчески – исследовательский

                                              Пояснительная записка

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ "Об образовании" говорится: "Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей..." (ст. "Принципы государственной политики в области образования"). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям". Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в старшем дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка старшего дошкольного возраста понимаю общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста.

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении

Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их  национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

Под толерантностью исследователи понимают:

  • ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо  стараться  сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности, всевозможных экскурсий, в частности посещение библиотек города, музея. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

  • Проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;;
  • Сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
  • Русские народные подвижные игры,
  • Проведение календарных праздников
  • Изучение народных праздников ближайших стран-соседей;
  • Знакомство детей с традициями народов разных стран;
  • Театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира
  • Знакомство детей с традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
  • Непосредственная образовательная деятельность, созданная на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
  • Сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.

Проект составлен для детей 6-7 лет. Модель формирования толерантного поведения разработан с учётом возрастных особенностей детей, содержание воспитательно-образовательного процесса опирается на использование инновационных педагогических технологий. Одной  из таких технологий является метод проекта

Проект позволил организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и помог разработать систему  мероприятий с родителями и педагогами ДОУ в данном направлении.

Гипотеза

Если знакомство с национальными традициями будет носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности старшего дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях, то мы воспитаем любовь к своей родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.

Паспорт проекта

     Участники проекта: дети, родители, педагоги, социальные партнеры (ЛГМАУ «Центр по работе с детьми и молодежью «Фортуна».

Тип проекта: исследовательски-творческий

Вид проекта: долгосрочный,  групповой

Цели и задачи проекта.

Цель:

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи:

1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса .

2.Пополнение материальной базы группы

3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

4.Разработка плана мероприятий, направленных на ознакомление с культурным пространством людей разной национальности.

5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

7.Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:

  • доля участия родителей в проводимых мероприятиях;
  • успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу;
  •  положительный психологический климат в группе;
  • участие и помощь педагогов  ДОУ в различных мероприятиях по толерантному воспитанию.

Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:

  • чувствовать свое эмоциональное состояние и  эмоциональное состояние других людей;
  • проявлять интерес  к прошлому, настоящему и будущему своего города;
  • способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
  • проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
  • воображать, придумывать, способный к созданию нового в рамках адекватной возрасту деятельности, способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
  • проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности – инициативный;
  • воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
  • понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

Характеристика методов и средств реализации проекта:

1.Непосредственная  образовательная  деятельность, включающая  различные виды деятельности: познавательную, художественно-изобразительную, музыкальную, игровую и др.- на основе  единого содержания.

2. Беседы. Нам представляется важным использовать беседы в качестве не только словесного метода на занятии, но и самостоятельной формы работы с детьми.

3. Видеопросмотры, которые могут использоваться в НОД, и в свободное время.

4.Развлечения и праздники с этнокультурной тематикой.

5.Фольклорные концерты и театрализованные представления.

6.Целевые прогулки, экскурсии.

Проект рассчитан на один учебный год.

- 2016/2017 учебный год –проект «Толерантное воспитание детей в условиях многонационального общества » для детей 6-7 лет;

Реализация мероприятий проекта предполагает итоговое мероприятие:

2016/2017 учебный год  - развлечение «1 Мая»

Ресурсное обеспечение

1.Географическая карта России;

2.Государственные символы России:  герб, флаг, гимн; герб, флаг  города Лангепас; герб, флаг ХМАО  

5.Мулитимедийные презентации: ««Это – Родина моя», «Календарные праздники», «Я живу в России», «Я шагаю по Москве», «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». «Знаменитые полководцы России» «Наш  -  дом Югра»,  «Война глазами художников», «Рождество»,  «Костюмы разных народов», «Пословицы и поговорки»

6. Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.

7.Русские народные детские музыкальные инструменты;

8. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;

9. Альбом «Вологодские мастерицы»

10.Музыкальный центр, видеопроектор, телевизор, DVD;

Реализация проекта:

«Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального общества»

Тематика мероприятий

на 2016 -2017 учебный год в подготовительной  группе №8

Проект «Венок дружбы»

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

«Наша Родина – Россия»

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора Конкурс «Мой семейный герб»

 «Путешествие в историю»

Беседа с детьми об истории Руси. Консультация музыкального руководителя «Календарные праздники России»Мультимедийная презентация «Календарные праздники»

Октябрь

«Москва златоглавая»

Беседа  о Москве. Мультимедийная презентация «Я шагаю по Москве»

«Город чудный, город древний» (Киев)

Беседа о городе Киев

Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов»

Ноябрь

«Венок дружбы»

Выставка «Это - Родина моя». Беседа о людях разных национальностей, их быте , традициях.Мультимедийная презентация  «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». Экскурсия в Центр национальных культур «Фортуна».

«Югорские сказки»»

Мансийская сказка «Дятел и тонкая гранёная иголка.»Изготовление альбома «Я живу в Югре»

Мультимедийная презентация «В гостях деда Краеведа»

Декабрь

«Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»

Экскурсия в музейно – выставочный  комплекс Разучить совместно с музыкальным руководителем народные песни и игр разных народов

«Зимние узоры»

Знакомство с творчеством вологодских мастериц.

Январь

«Знакомство с семейными традициями». Праздник Рождества

Знакомство детей с историей празднования праздника. Разучивание колядки «Щедровочка».

«Пришла коляда на кануне Рождества»

Рассказ о Рождественских праздниках и колядованиях.  Разучивание колядок. Мультимедийная презентация «Рождество»

Февраль

От Руси до России»

Беседа о честности, любви, доброте.Фотовыставка «Мужчины в нашей семье». Мультимедийная презентация «Знаменитые полководцы России»

«Широкая Масленица»

Рисование портрета папы. Беседы о мужских профессиях.

Март

«Весна пришла,мамин праздник принесла».

Беседа о маме с включением  пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ « Какая моя мама»

Выставка «Моя мама мастерица»

«Дагестан, Дагестан – это сорок разных стран»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны на Кавказе Тематическая консультация  «Толерантность и правовая культура дошкольников»

Апрель

Театрализованные игры разных народов

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек.«Весёлые старты» - игры разных народов

«Встречи в семейных гнездах»

Составление летописи семьи. Составление тематического альбома «Традиции нашей семьи» Оформлении тематической выставки при ознакомлении с предметами быта и культуры народов разных стран.

Май

Праздник «1 Мая»

«Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»

Развлечение для детей и родителей

Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Мультимедийная презентация «Война глазами художников»

Фестиваль национальных культур

Фотовыставка «Широка страна моя родная»

План  мероприятий по реализации проекта

Месяц

Тема

Содержание

Участники проекта

Сентябрь

«Что летом родится — зимой пригодится».

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Консультации музыкального руководителя. «Развитие активного словаря детей посредством разучивание народных попевок»

Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель

«Хлеб - всему голова».

(Вторая половина дня)

Беседа о профессии хлебороба Мультимедийная презентация «Как растёт вермишелька»

Дети, воспитатель,

Октябрь

«Друг за дружку держаться - ничего не бояться».

(Вторая половина дня)

Мультимедийная презентация «Календарные праздники» Рассказ о празднике «Покрова»

Дети, воспитатель,

«Быт и основные занятия русских людей»

(Вторая половина дня)

Загадывание загадок. Заучивание пословиц и поговорок о русском гостеприимстве.

Дети, воспитатель,

Ноябрь

 «Наш город - Родина моя».

(Вторая половина дня)

Выставка «Это - Родина моя». Беседа о людях разных национальностей, их быте , традициях. Мультимедийная презентация «Костюмы разных народов»

Фотовыставка «Моя родина – Лангепас»

Дети, воспитатель, родители

«России малый уголок»

(Вторая половина дня)

Беседа с детьми о жителях Ханты – Мансийского округа. Мультимедийная презентация «В гости к деду Краеведу»

Дети, воспитатель,

Декабрь

«Сказки Югры»

(Вторая половина дня)

Обычаи и традиции в сказках ханты и манси

 Мультимедийная презентация «Сказки Югры»

Экскурсия в «Музейно-выставочный центр»

Дети, воспитатель, родители, ЛГМБУ «Фортуна»

«Гуляй, да присматривайся».

(Вторая половина дня)

Знакомство с народными играми.

Весёлые старты.

Дети, воспитатель, инструктор по физической культуре

Январь

«Новый Год»

Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»(Вторая половина дня)

Знакомство детей с историей празднования праздника. Разучивание колядки «Щедровочка».

Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель

«Пришла коляда на кануне Рождества»

(Вторая половина дня)

Рассказ о Рождественских праздниках и колядовании.  Разучивание колядок. Мультимедийная презентация «Рождество»

Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель

Февраль

Кто крепко держится, тот побеждает.

«Русские богатыри».

(Вторая половина дня)

Мультимедийная презентация «Богатыри земли русской»

Родительское собрание «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина

Дети, воспитатель, родители,

«Папы разные нужны, папы всякие важны»

(Вторая половина дня)

Рисование портрета папы. Беседы о мужских профессиях.

Фото выставка «Защитники Отечества»

Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

(Вторая половина дня)

Беседа о маме с включением  пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ

« Какая моя мама»

Выставка «Мама

 Мастерица»

Дети, воспитатель, родители,

«Подруга дней моих суровых».(Вторая половина дня)

Знакомство детей с женщинами, прославившими нашу Родину.

Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель

Апрель

«Мой край задумчивый и нежный»

(Вторая половина дня)

Беседа «Архитектура родного города».

Акция «Спасти и сохранить»

Дети, воспитатель, родители,

«Красная горка»

(Вторая половина дня)

Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек.

Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель

Май

«Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»

(Вторая половина дня)

Развлечение на котором дети обращаются к славным подвигам  солдата, проявившего беспримерное мужество в суровое для страны время

Дети, воспитатель, родители, музыкальный руководитель

«Май ленивого не любит, проворного голубит»

День взаимопомощи «Зеленая улица»

(Вторая половина дня)

Рассказ о весенних полевых работах.

Озеленение территории детского сада.

Дети, воспитатель, родители

Ресурсное обеспечение

1.Географическая карта России;

2.Государственные символы России:  герб, флаг, гимн; герб, флаг  города Лангепас; герб, флаг ХМАО  

5.Мулитимедийные презентации: ««Это – Родина моя», «Календарные праздники», «Я живу в России», «Я шагаю по Москве», «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». «Знаменитые полководцы России» «Наш  -  дом Югра»,  «Война глазами художников», «Рождество»,  «Костюмы разных народов», «Пословицы и поговорки»

6. Дидактические игры: «Русские узоры», «С какого дерева лист», «Угадай сказку» и др.

7.Русские народные детские музыкальные инструменты;

8. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый;

9. Альбом «Вологодские мастерицы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования.

Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....

Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"

Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

Толерантность - это отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром.Мы взрослые несем ответственность не только за себя, но и за детей. Поэтому нам взрослым , нужно научиться взвешивать каждое...

Воспитание толерантности у дошкольников в условиях многонационального окружения. Воспитатели Семеновых Е.В., Клевцова М.Н., Новикова Ю.В.

      Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ни...

Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

     Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении....

Консультация для воспитателей "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные ориентиры....