Конспект урока для старших дошкольников "Быт людей на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Данный конспект урока "Быт людей на Руси" предназначен для детей старшей группы дошкольного образования. Его можно применять воспитателям детских садов, а также педагогам дополнительного образования для проведения занятий патриотического характера.Лучше, если занятие будет сопровождеться презентацией. в ходе занятия используются такие формы как физминутка, загадки и рисунок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9.docx114.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы «Гармония» г.Тихорецка

 

http://img.tourbina.ru/photos.3/1/8/186911/big.photo/Na-Rusi-rastit-pshenitsu.jpg

                                                                                               Разработала:

                                                     педагог дополнительного образования

                                                                        Белавина Вера Викторовна

г.Тихорецк

2016г.

Цель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.

Задачи:

1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее представление о том, что такое быт.

2.Развивать интерес к истории своей страны, к предметам старины, развивать словарный запас детей, логическое мышление, фантазию, творческие способности детей.

3.Воспитывать уважение к рукоделию, труду.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что это такое?

Показывать поочерёдно предметы быта: фартук, скалку, деревянную посуду, матерчатых кукол, матрёшек, колпак на чайник, деревянная разделочная доска, платок вязаный, прихватку и т.д.Сначала спросить у детей – что это, для чего использовали? А потом дополнить их ответы своим рассказом. 

Правильно, всё это – предметы быта древней Руси. А что такое быт? Это все то, что окружает нас дома, каждый день, чем мы пользуемся постоянно.

 Презентация «Быт людей на Руси».

Слайд 1-2

В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный смолистый запах.

Слайд 3-4

Изба (деревенский дом) – самая распространенная постройка того времени. Крестьянин ставил дом прочно, на века.

Слайд 5

Обстановка в избе была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не выпускать.

Центральное место занимает печь. Печь ставили так, чтобы она была подальше от стены, чтобы не случилось пожара.

Слайд 6-7

Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила приспособления, необходимые для работы: ухваты, большую лопату, кочергу.

Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.

Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике» хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.

Слайд 8

В крестьянской избе вдоль стен были сделаны самодельные лавки. На лавках сидели члены семьи , работал хозяин, иногда спал на ней же. Свои инструменты хозяин хранил под лавкой.

Слайд 9-10

В центре крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке, вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.

В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. Слайд 11

Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали лампадкой – сосудом с маслом или свечами.

Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из поколения в поколение.

Слайд 12-13

Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.

Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» - уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.

Слайд 14

Дети называют предметы быта на картинке.

Слайд 15-17

Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи.

В каждой семье были «коробейки» - лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.

Слайд 18-19

Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на видное место. Прялки были не только орудием труда,   но и украшением жилища. Считалось, что узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.

Слайд 20-25

В крестьянской избе было много посуды: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока,  разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

Слайд 26 Крестьянские семьи были большими.

Слайд 27-28  Сыновья помогали отцу в поле

Слайд 29 А матери и бабушки сидели с малыми детьми

Слайд 30 Ходили  лаптях

Слайд 31 Каждая крестьянская семья держала о дворе скотину.

Скажите, какой был быт древней Руси? Назовите предметы быта, которые вы запомнили. Для чего они служили? Что такое быт?

Физминутка:

Хомячок Хомка


Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щёки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

(дети имитируют все движения хомячка)

Загадки о предметах быта:

1.Маленькая собачка

Свернувшись лежит,

Не кусает,

Не лает,

А в дом не пускает. ( Замок )

2.Два конца, два кольца, посередине гвоздик.

 (ножницы)

3.Всех накормлю с охотою,

А сама безротая.

(ложка)

4.Стоит «толстячок» подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит.

(самовар)

5. Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,

По полу скок- скок и сел в уголок.

(веник).

 6.На веревке пальцы, держат одеяльце.

(прищепки).

7.Кто ходит ночь и ходит день, 
Не зная, что такое лень?
Часы.

8.Пузыри пускало, 
Пеной кверху лезло — 
И его не стало, 
Всё оно исчезло.
Мыло.

Мыло.

9.Я увидел свой портрет, 
Отошёл — портрета нет.
Зеркало.

10.Она снаружи вроде груши, 
Висит без дела днём, 
А ночью освещает дом.
Лампочка.

А теперь нарисуем предмет быта, который вам больше всего понравился.

Рисунок «Предметы быта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект праздника в старшей группе "Осенины на Руси".

Конспетк написан по материалам взятым в журнале "Музыкальный руководитель"....

конспект занятия в старшей группе "Святые заступники Руси"

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста. в ходе занятия дети знакомятся со Святыми людьми, которые жили на Руси и являлись заступниками своего государства....

Конспект НОД. Тема: «Как жили люди на Руси».

Конспект  непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.Область «Познание»Тема: «Как жили люди на Руси».Любарец Елена Валериевна.Во...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

Конспект ОД в старшей группе "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Россия – Русь. Как жили на Руси».Цель: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, воспитывать ...

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»

Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...

Конспект НОД в старшей группе «Быт Древней Руси» .

Материал знакомит детей с предметами быта наших предков, с предметами. о которых мы читаем теперь только в сказках, например у К. И. Чуковского, в русских народных и др. Конспект может быть использова...