Главные вкладки

    Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Подшивалкина Елена Владимировна

    Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_kraevedeniyu.docx21.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

                                 4.02.2018г  

                                     Воспитатель: Подшивалкина Е.В.

    Задачи:

    Обучающие:

    Продолжать знакомить с предметами старинного русского быта (печь, лавка, половик, чугунок); закреплять знания детей о русской избе, о том как жили люди на Руси.

    Развивающие: Развивать коммуникативные умения, творческое воображение, умение работать самостоятельно. Расширять кругозор и эрудицию детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.

    Воспитательные:

    Воспитывать любовь к Родине, развивать интерес к истории и народному творчеству своего народа, к его традициям и обычаям, к русскому фольклору.

     

    Словарная работа: рушник, половицы, ткачи, гончары.

    Предварительная работа: рассматривание предметов старины, беседы, занятия, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Проведение русских народных игр, хороводов. Оборудование: макет русской избы с предметами быта (печь, лавка, стол, самовар, посуда, прялка, половики, ухват, кочерга, коромысло, вёдра, чугунки, люлька)

     

    Ход:

    Воспитатель:

    Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.

    Это пожелание доброе или злое?

    (ответы детей).

    Воспитатель:

    Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом

    Я вас приглашаю отправиться в путешествие и посмотреть, как в старину жили люди, но прежде я хочу спросить:

    В какой стране мы с вами живем, как она называется?

    (ответы детей)

    А как называлась наша страна раньше, много лет назад?

    (ответы детей)

    Воспитатель:

    А людей, которые жили на Руси? ( русичи.)

     

    Русь деревянная - края дорогие,

    Здесь издавна русские люди живут

    Они прославляют жилища родные,

    Раздольные русские песни поют.

     Воспитатель:

    Ребята, а что значит жилище?(ответы детей)

     Воспитатель:

    Как вы думаете, для чего человеку нужен дом?(ответы детей)

     Воспитатель:

    Как назывались дома нашего народа?

    А вы знаете, почему Русь называли деревянной?

    ( Потому что избы строили (рубили) из деревьев)

     Воспитатель:

    Ну а теперь пора и в избу заглянуть!

    Давайте мы с вами посмотрим, как была устроена русская изба.

    Вы наверное заметили, что я сегодня одета необычно. Что за костюм на мне? (русский народный) Как называется платье без рукавов?(сарафан) Блузка?(рубаха). Как называется головной убор? (кокошник) Кокошник носили женщины по праздникам.

    А как же одевались мужчины на Руси?

    Мужская рубашка называлась косоворотка. Почему она так называлась? Штаны-порты, на голове –картуз, на ногах-лапти.

    Вот так одевались люди на Руси.

    Воспитатель:

    Печь занимала большую часть комнаты. С нею связан весь быт, вся жизнь наших предков.

    Для чего нужна, была печка в избе?

    (ответы детей) (Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали).Из за занавески горницы появляется домовёнок Кузя 

    - Кто это? А кто такой домовой? В народе считают, что домовой живёт в каждом доме. Есть такая поговорка «Никакой дом без домового» Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель и покровитель его Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бронился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бронился. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи. Тогда он их прячет- дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы всё клали на своё место. Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда домочадцы спят, как вы думаете, почему? Чтобы не попадаться им на глаза и не пугать. Домовой любит жить за печкой.

    Воспитатель:

    Какая мебель была в избе?

    (ответы детей) (посередине избы стоял деревянный стол, возле стола – лавки, а на столе возвышался большой самовар)

     

    Воспитатель:

    А какая посуда была у русичей?

    (ответы детей) (кувшины, горшки, тарелки, берестяные коробы)

    Воспитатель:

    Вся мебель и вещи имели в избе своё место. В избе был порядок.

    А сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди предмет по описанию и назови его»:

    Железный прут с загнутым концом, этим предметом выгребали золу из печки, раздвигали угли, открывали заслонку на печи. (Кочерга).

    У этого предмета длинная деревянная палка, на конце палки железные дуги виде рогов, им вынимали чугунки из печи. (Ухват).

    Деревянная дуга, на концах дуги приделаны железные крючки, на них вешали вёдра с водой, чтобы было легче нести их домой. (Коромысло).

    одна рука тянет нитку из кудели, а нога, подножкой, вращает колесо. (Прялка).

    Воспитатель:

     «Наша толстая Федора

    Наедается нескоро.

    А зато когда сыта,

    От Федоры теплота. (Печка)

    Воспитатель:

    Правильно, это печка.

    Воспитатель:

    Загадка - «Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги?» Что это? (Стол).

    Воспитатель:

    Без неё не обойтись. На ней сидели, спали, отдыхали. (Лавка)

    Воспитатель:

    Ещё одна загадка «Сверху - дыра, снизу дыра, а по середине огонь да вода».

    Правильно – это самовар.

    Молодцы, поставьте самовар на стол.

    Воспитатель:

    Ребята, а про что же эта загадка: «Кузовок в избе висит, там младенец крепко спит» (Люлечка).

    Правильно, это люлечка, а как еще ее называли? (зыбка, колыбель)

    Куда же подвешивали люлечку? (К потолку).

    Воспитатель:

    Мы много говорили о пословицах русского народа.

    Давайте вспомним пословицы о русской избе, о быте русского народа.

    «Красна изба не углами, а красна изба пирогами».

    « Изба детьми весела».

    «Где работано, там и густо, а в ленивом доме всегда пусто».

    «Самовар кипит – уходить не велит»,

    «Со своим самоваром в гости не ходят»,

    «Хочешь, есть калачи, не сиди на печи».

    Воспитатель:

    А теперь ребятки, давайте с вами немного отдохнем:

     

    Физминутка: ( А у дядюшки Трифона)

     

    «А у дядюшки Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей Они не пили, не ели,

    Друг на друга смотрели. Разом делали, как я!»

    Дрова рубили ( взмахи руками с наклоном)

    Полы подметали (рука на поясе, другой подметаем)

    Полы мыли (наклоны)

    Бельё стирали (выполняем движения руками)

    Ух, отдыхали!!! (утирают пот со лба)

     

    Воспитатель:

    А теперь поговорим о том, чем занимались люди. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: чтобы было уютно, люди вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников), вязали скатерти (показ скатерти), пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики, которые назывались половицы (показ половицы), делали посуду из глины(показ глиняных горшков).

    Раньше не было игрушек и люди мастерили их сами, Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руки из ложки и платочка.

    Воспитатель показывает, как сделать такую куклу и предлагает сделать куклу самостоятельно.

     Дай Бог тому,

    Кто в нашем дому,

    Дорогим гостям,

    Милым детушкам.

    Наделил бы вас Господь

    И житьём, и бытьём,

    И здоровьицем!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

    Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

    ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

    перспективное планирование на год со  списком  используемой литеоатуры....

    Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе

    Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....

    Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год. (Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельност

    Перспективный план реализации парциальной программыО.Л.Князевой, М. Д. Маханевой«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»в старше - подготовительной группена 2019-2020 учебный...

    Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе

    Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в старшей группе...

    Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»

    Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»...