Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «История появления ложки на Руси»
план-конспект занятия (старшая группа)
- Задачи:
- Обучающие:
- Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;
- Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, материалу, форме, функциям);
- Совершенствовать разговорную форму связной речи: умение слушать и понимать собеседника, давать развернутые ответы на поставленные вопросы, высказываться в присутствии других детей;
- Развивающие :
- Развивать память, внимание, мыслительную активность, воображение, творчество и фантазию;
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес и уважение к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lozhkad.docx | 125.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Аленушка» комбинированного вида»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной
культуры для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «История появления ложки на Руси»
Составитель: воспитатель: Орлова А.М
Р.п. Дедовичи 2022г
Цель:
- обогащение представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки;
- Задачи:
- Обучающие:
- Расширить знания дошкольников об истории возникновения ложки, способах ее изготовления в разные времена;
- Закрепить знания о видовом многообразии ложек (разные по размеру, материалу, форме, функциям);
- Совершенствовать разговорную форму связной речи: умение слушать и понимать собеседника, давать развернутые ответы на поставленные вопросы, высказываться в присутствии других детей;
- Развивающие :
- Развивать память, внимание, мыслительную активность, воображение, творчество и фантазию;
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес и уважение к истокам русской народной культуры.
Ход занятия:
Воспитатель вносит сундучок в группу и загадочно говорит:
Чтобы догадаться, о чем будет наш сегодня с вами разговор, нужно постараться отгадать загадку из чудесного сундучка.
Утром, вечером и днём
Соберёмся за столом.
Ждут нас каша, суп, окрошка,
А поможет, есть их… (ложка).
Воспитатель достаёт ложку металлическую и показывает её детям.
Воспитатель:
Каждый день мы садимся завтракать, обедать, ужинать и не можем обойтись без ложки, которая всегда лежит возле тарелки, на своем привычном месте. А кто-нибудь из вас задумывался, когда появилась эта незаменимая помощница и из чего она была сделана?
Рассказ воспитателя:
Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели пищу руками, у них не было огня и не было никакой посуды (рис. первобытных людей)
Но со временем люди научились добывать огонь, готовили еду на огне и есть руками, стало неудобно. Почему? (ответы детей: еда была горячая, обжигала руки…)
Древнему человеку пришла мысль, что удобнее еду брать каким-нибудь предметом, так стала зарождаться первая ложка.
Первые ложки были из морских ракушек. Затем появились ложки из глины, но они были не прочные, ломались, крошились. Тогда люди стали изготавливать каменные ложки. Но они были тяжелые, неудобные и тоже ломались. Позднее придумали ложки делать из камня. (рис.ложка из камня)
Посмотрите, что у меня в руке? (показывает камень). Подержите его. Какой он? (ответы детей)
Как вы думаете, удобно ли было есть такой ложкой? Почему? (ответы детей: неудобно, она тяжёлая…)
Да, она была очень тяжелая, неровная и во время еды она обжигала рот. Вот посмотрите, какими были первые ложки (рис.первые ложки). Делать такую ложку было очень сложно.
На Руси самым простым материалом было дерево. Поэтому люди стали делать ложки, посуду из дерева. Простые русские люди ели щи да кашу деревянными ложками.
У богатых людей были серебряные и золотые ложки, их украшали драгоценными камнями. Такие ложки были тяжелыми. А у бедных людей ложки были деревянные.
Россия страна лесов. Издавна из осины, липы, берёзы выделывали лёгкую и прочную посуду. Дерево рубили и обтёсывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек), а назывались эти чурочки "баклуши". А из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делал ложки. Вырезанную резчиком ложку расписывает художник. Красивее всех, расписывают ложки мастера из Хохломы. Они используют золотистый, красный, чёрный сочетание цветов. Посмотрите, какие красивые расписные ложки, какие они разные. Этими ложками удобно есть кашу, щи. А вот эта ложка, смотрите, поменьше. Ей удобно будет есть ребёнку. Эта ложка побольше, у неё длинная ручка. Такой ложкой хорошо раскладывать по тарелкам кашу. А вот, посмотрите, какой большой ковш с длинной ручкой, им как половником очень удобно разливать по тарелкам щи, суп, уху.
Но шло время, люди стали делать ложки не только из дерева. Сейчас ложками пользуются все. Ложка, это символ сытости, достатка и благополучия. Они очень разные. В моей горнице целая выставка ложек, полюбуйтесь! (дети рассматривают выставку ложек)
Игра «Волшебный мешочек»
В этом волшебном мешочке разные ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны.
Дети по очереди достают из мешочка ложки. Сначала на ощупь пытаются угадать, из чего сделана ложка, а потом показывают всем и называют.
Ложка сделана из пластмассы. Какая ложка? (пластмассовая) И т. д.
А ещё деревянные ложки - это русский народный музыкальный инструмент, на них и сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, чёткий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечники или ложкари.
Ребята, давайте, и мы попробуем поиграть на ложках (раздаёт ложки).
Ребята, а вспомните, пожалуйста, в каких русских народных сказках есть упоминание о деревянных ложках? (ответы детей: «Три медведя», «Жихарка»…) Молодцы.
Детки малые с ложками играли. Заворачивали ложки в тряпочки, «завязывали» платочек и куколка готова.
Давайте и мы поиграем.
Игра «Перенесём картошку»
Две команды. Надо зачерпнуть деревянной ложкой картошку в чугунке и перенести её в тарелку. Кто быстрее справится.(звучит быстрая русская народная мелодия)
- Молодцы справились с заданием.
Люди издавна любили украшать предметы домашнего быта и придумали они ложки расписывать. Как можно сказать про ложки которые расписывают? (расписные)
Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)
Существовал обряда приёма пищи на Руси. После того, как еду зачерпывали из общей миски и клали в рот, ложку опускали на стол. Лишь тщательно прожевав пищу, человек снова брался за ложку и черпал ею из миски. Если же кто-то ел из миски, не выпуская ложку из рук, то он считался прожорливым.
Если кто-то плохо себя вел за столом, его наказывали, ударив ложкой по лбу.
Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники”
С ложками на Руси было связано немало поверий. Например, до сих пор сохраняется примета, по которой добрая хозяйка всегда должна смотреть, чтобы на каком-то блюде не оказалось лишней ложки. Верили, что тогда придет незваный гость.
Ложки часто носили при себе в особых футлярах либо просто за поясом или голенищем сапога. По этому поводу народ создал много присказок и поговорок: "Запасливый гость без ложки не ходит" или "Со своей ложкой по чужим обедам"
Деревянные изделия не только красивы — это экологически чистый материал. Пользоваться деревянными ложками не только безопасно, но и полезно для здоровья. Недаром на Руси ели из деревянной посуды деревянными ложками и были здоровы до самой старости.
Особенно любили те ложки, которые носили подарочный характер. Они были расписаны сказочными цветами и травами. Такие ложки были праздничными, а по будням продолжали пользоваться ложками неокрашенными, из простого дерева.
Игра «Виды ложек» :
- столовая, десертная, чайная, кофейная, ложка разливная, ложка соусная, ложка для сахара или икры, для оливок, для заваривания чая, ложка поварская.
Ребята, что нового мы сегодня узнали?
- у ложки есть история
- первые ложки делали из камня
- ложки делают из разных материалов
- на ложках можно играть
- есть музей ложек
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.
Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»
Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой ...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...
Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.
Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская матрешка»...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе №8 по теме: «Как жили люди на Руси»
Конспект НОДпо приобщению детей к истокам русской народной культурыпо теме: «Как жили люди на Руси»...
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыдля детей старшего дошкольного возраста
Тема НОД "Знакомство с деревянными ложками"...