ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»
проект (старшая группа) по теме

Боголюбова Наталья Геннадиевна

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 – детский сад №2  «Теремок».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Приобщение детей к истокам русского народного творчества

в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

подготовила и провела:

воспитатель первой категории

Боголюбова Наталья Геннадиевна

2016 год.

Аннотация проекта:

Продолжительность проекта: краткосрочный  (две недели)

Тип проекта: творческий

Участники: дети, родители, воспитатели

Возраст детей: 5-6 лет

Значимая проблема, на решение которой направлен проект:

Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг

представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на

решение, которого направлен проект: Как появилась матрешка? Какие бывают матрёшки?

Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

Цель проекта:

Развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

Задачи:

1. Для детей

познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей;

систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;

развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового;

развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд;

содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.

2. Для педагогов:

способствовать творческой активности детей;

создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности;

вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

3. Для родителей:

приобщать к истокам русской народной культуры;

систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки;

принимать активное участие в образовательном процессе.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

- в виде организации выставки «Семейной матрёшки»;

Продукты проекта:

Для детей:

альбом совместных рассказов «Народная игрушка»;

выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»;

миниэкспозиция «Матрешка - народная игрушка».

Для педагогов:

картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой;

иллюстрации о разновидностях матрешек;

дидактические игры: «Что из чего сделано», «Узнай по описанию», «Опиши предмет», «Построй ряд с закрытыми глазами» и др.;

электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка».

Ожидаемые результаты по проекту:

сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;

сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.;

заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.);

конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

Обеспечение проекта:

Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 2013.

Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,2012.

Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 2014

Михина Е.Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет». Издательство «Учитель» 2010 год

Программа «Тропинка» Развитие речи 4-5 лет. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2012г.

Иллюстрации и картины о разновидностях матрешки.

Краткое содержание проекта «Русская матрешка»

Этапы проекта:

Подготовительный:

Педагог:  Постановка проблемы: в развивающей среде группы дети обращают внимание на разнообразие матрешек. Подведение детей к проблемному вопросу: Какие еще бывают матрешки? Как они появились? Планирование,  прогнозирование результатов, продуктов проекта: изучить историю появления матрешки на Руси, беседовать, рисовать, мастерить, играть в разнообразные игры.

Дети: Сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки; подбор музыкальных произведений: частушки, песни и др.

Организация игр с матрешками.

Педагог: Задают положительно эмоциональный настрой.

Дети: Попытки найти решение проблемной ситуации: узнать как можно больше о разнообразии матрешек, о матрешечном деле, создать минимузей русской игрушки в группе. Поддержка детского интереса. Помощь в организации миниэкспозиции «Матрешка -народная игрушка».

Деятельный:  (непосредственная деятельность по проекту)

 

Педагог:

Чтение художественной литературы:

Л.Некрасова «Веселые матрёшки»,

И.Черницкая «Матрёшки»,

В.Приходько «Матрёшка на окошке»,

С.Маршак «О матрёшках»,

З.Петрова  «Ой, да мы матрёшки»,

С.Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки,

 И.Булва-Давыдова «Игрушки».

Оформление мини-экспозиции «Русская матрёшка»

проведение беседы с детьми и родителями об истории возникновения матрешки, о ее разновидностях по месту производства;

образовательная деятельность с детьми: «Матрешки водят хоровод» (образовательная область «Художественное творчество», «Коммуникация»), «Матрешка в подарок маме» (образовательная область «Художественное творчество», Социализация»);

разучивание с детьми пословиц, загадок, стихов, песен, частушек, связанных с темой проекта;

проведение беседы с детьми о липе, как о поделочном мате-риале, о бережном отношении к природе;

составление творческих рассказов о матрешке, оформление альбома «Народная игрушка»;

знакомство детей с новыми дидактическими играми;

Дети:

Участие в совместной деятельности с воспитателями: изготовление коллективной аппликации «Матрешки водят хоровод», лепка матрешек из слоеного теста с украшением бусинами «Подарок маме»;

самостоятельная деятельность детей в центрах активности: Центр искусств (раскрашивание раскрасок, зарисовка понравившихся матрешек (впечатление от миниэкспозиции),  Центр математики (считают, решают логические задачи, сравнивают матрешек) , Центр познания (рассматривают иллюстрации, открытки по теме), Центр игры (играют в дидактические игры), Центр творчества (изготовление матрешек различной техникой).  Центр речи (приглашение на миниэкспозицию детей из других групп, проведение экскурсии);

заучивание стихов, песен, частушек о матрешке;

сочинение рассказов о народной игрушке;

участие в играх.

Родители:

участие в создании выставки «Семейная матрёшка»;

участие в экскурсии по мини-экспозиции «Русская Матрешка»;

помощь в оформлении выставки детских творческих работ по теме.

Завершающий: (презентация продуктов проекта)

Презентация проекта и обсуждение результатов на педагогическом совете ДОУ

создание электронной презентации по итогам работы над проектом;

подведение итогов реализации проекта. Участие в развлечении с представлением своих работ. Участие в развлечении «Матрешка приглашает»;

сбор фотоматериалов для изготовления презентации,  создании электронной презентации по итогам проекта «Русская матрешка».

Анализ:

В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовали стать мастерами по лепке и росписи авторской матрешки. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока еще нам помогали в работе родители и воспитатель, учились  анализировать ее, делать выводы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 2 Педагогический проект Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему: «Русская Матрёшка» Педагог первой квалификационной категории Боголюбова Наталья Геннадиевна

Слайд 2

Участники: воспитанники группы, педагоги, родители. Цель: Развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам. воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

Слайд 3

1. Подготовительный : - определение объектов изучения; - подбор литературы, иллюстраций; - приобретение материалов для изодеятельности . 2. Деятельный: - ознакомление с национальными костюмами; - изучение художественных элементов; - оформление экспозиции. - изготовление матрёшек в разной технике. - сбор фотоматериалов. 3. Заключительный : - обобщение результатов работы; - сбор коллекции игрушек – матрёшек; - изготовление «Семейной матрёшки»; - Презентация проекта и обсуждение на педагогическом совете. Этапы работы:

Слайд 4

сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.) Ожидаемые результаты:

Слайд 5

В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовали стать мастерами по лепке и росписи авторской матрешки. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока еще нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать ее, делать выводы. Анализ:

Слайд 6

№ Тема занятия 1 Знакомство с народной игрушкой. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». Д/игра «Построй ряд с закрытыми глазами». 2 Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки» ( ряжение ). 3 История возникновения и развития матрёшечного дела. 4 Матрёшка – как символ семьи. Виды матрёшек. С/ ролевая игра «Семья». 5 Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки). 6 Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», Тематический план к проекту «Народная игрушка – Матрёшка»

Слайд 7

7 Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный). 8 Игры с разными видами матрёшек, сравнение. 9 Рисование простейших элементов росписи. 10 Рисование: составление простейших узоров. 11 Разработка «семейной» матрёшки. 12 Изготовление матрёшек в различных техниках (Рисование, аппликация, лепка, раскрашивание). 13 Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках. Д/игры (счёт, цвет, размер). 14 Выставка и обсуждение «семейных» матрёшек.

Слайд 8

Мини-экспозиция Матрёшки

Слайд 9

Наши Матрёшки

Слайд 10

Наши Матрёшки

Слайд 11

Семейная Матрёшка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по русскому народному творчеству в старшей группе

Данный материал поможет воспитателям старших групп  составить проект по русскому народному творчеству...

Конспект тематического дня в старшей группе на тему: «Русское народное творчество»

Конспект тематического дня разработан для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

Конспект представлен о многообразии видов  устного народного творчества с их  различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...

Открытое занятие для педагогов "Федорино горе" по приобщению детей к русскому народному творчеству в старшей группе 2016 год

открытое занятие для педагогов "Воспитатель года" по приобщению детей к русскому народному творчеству....

Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"

Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"...

Проект «Приобщение детей к истокам устного народного творчества»

Автор проекта Воспитатель МКДОУ №5 г. МиньярДавыдова Марина Николаевна...

Педагогический проект «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «МАСТЕРА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить мал...