Главные вкладки

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему «Русская матрёшка»
    проект (старшая группа) по теме

    Боголюбова Наталья Геннадиевна

    Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

     – детский сад №2  «Теремок».

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    Приобщение детей к истокам русского народного творчества

    в старшей группе на тему «Русская матрёшка»

    подготовила и провела:

    воспитатель первой категории

    Боголюбова Наталья Геннадиевна

    2016 год.

    Аннотация проекта:

    Продолжительность проекта: краткосрочный  (две недели)

    Тип проекта: творческий

    Участники: дети, родители, воспитатели

    Возраст детей: 5-6 лет

    Значимая проблема, на решение которой направлен проект:

    Актуальность этой проблемы заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень-то чем-либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма. Расширить круг

    представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на

    решение, которого направлен проект: Как появилась матрешка? Какие бывают матрёшки?

    Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании детей в форме беседы.

    Цель проекта:

    Развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.

    Задачи:

    1. Для детей

    познакомить с историей матрёшки как народного промысла; обогащать сенсорный опыт детей;

    систематизировать и углубить представления детей о разновидностях, внешнем виде матрешки;

    развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам, поддерживать радость от узнавания нового;

    развивать навыки действовать коллективно, учить сотрудничать, уважать свой и чужой труд;

    содействовать развитию творческих способностей детей, позиции субъекта в продуктивных видах деятельности.

    2. Для педагогов:

    способствовать творческой активности детей;

    создавать условия для формирования у детей познавательных умений: активно изучать новое, ранее неизвестное, вступать в обсуждение проблемы, аргументировать свою точку зрения, самовыражаться в различных видах деятельности;

    вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс.

    3. Для родителей:

    приобщать к истокам русской народной культуры;

    систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки;

    принимать активное участие в образовательном процессе.

    Форма проведения итогового мероприятия проекта:

    - в виде организации выставки «Семейной матрёшки»;

    Продукты проекта:

    Для детей:

    альбом совместных рассказов «Народная игрушка»;

    выставка рисунков и поделок в различной технике «Матрешки водят хоровод»;

    миниэкспозиция «Матрешка - народная игрушка».

    Для педагогов:

    картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой;

    иллюстрации о разновидностях матрешек;

    дидактические игры: «Что из чего сделано», «Узнай по описанию», «Опиши предмет», «Построй ряд с закрытыми глазами» и др.;

    электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка».

    Ожидаемые результаты по проекту:

    сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;

    сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.;

    заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.);

    конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.)

    Обеспечение проекта:

    Соловьева Л. Н. «Русская матрёшка», Москва – ИНТЕРБУК, 2013.

    Бусеева–Давыдова И. «Игрушки Крутца», изд-во Детская литература,2012.

    Нефедова О. «Русская матрёшка», Юный художник, №12 2014

    Михина Е.Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет». Издательство «Учитель» 2010 год

    Программа «Тропинка» Развитие речи 4-5 лет. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2012г.

    Иллюстрации и картины о разновидностях матрешки.

    Краткое содержание проекта «Русская матрешка»

    Этапы проекта:

    Подготовительный:

    Педагог:  Постановка проблемы: в развивающей среде группы дети обращают внимание на разнообразие матрешек. Подведение детей к проблемному вопросу: Какие еще бывают матрешки? Как они появились? Планирование,  прогнозирование результатов, продуктов проекта: изучить историю появления матрешки на Руси, беседовать, рисовать, мастерить, играть в разнообразные игры.

    Дети: Сбор литературы о народной игрушке: стихи, загадки; подбор музыкальных произведений: частушки, песни и др.

    Организация игр с матрешками.

    Педагог: Задают положительно эмоциональный настрой.

    Дети: Попытки найти решение проблемной ситуации: узнать как можно больше о разнообразии матрешек, о матрешечном деле, создать минимузей русской игрушки в группе. Поддержка детского интереса. Помощь в организации миниэкспозиции «Матрешка -народная игрушка».

    Деятельный:  (непосредственная деятельность по проекту)

     

    Педагог:

    Чтение художественной литературы:

    Л.Некрасова «Веселые матрёшки»,

    И.Черницкая «Матрёшки»,

    В.Приходько «Матрёшка на окошке»,

    С.Маршак «О матрёшках»,

    З.Петрова  «Ой, да мы матрёшки»,

    С.Вокринцева «Матрёшка», матрёшкины частушки,

     И.Булва-Давыдова «Игрушки».

    Оформление мини-экспозиции «Русская матрёшка»

    проведение беседы с детьми и родителями об истории возникновения матрешки, о ее разновидностях по месту производства;

    образовательная деятельность с детьми: «Матрешки водят хоровод» (образовательная область «Художественное творчество», «Коммуникация»), «Матрешка в подарок маме» (образовательная область «Художественное творчество», Социализация»);

    разучивание с детьми пословиц, загадок, стихов, песен, частушек, связанных с темой проекта;

    проведение беседы с детьми о липе, как о поделочном мате-риале, о бережном отношении к природе;

    составление творческих рассказов о матрешке, оформление альбома «Народная игрушка»;

    знакомство детей с новыми дидактическими играми;

    Дети:

    Участие в совместной деятельности с воспитателями: изготовление коллективной аппликации «Матрешки водят хоровод», лепка матрешек из слоеного теста с украшением бусинами «Подарок маме»;

    самостоятельная деятельность детей в центрах активности: Центр искусств (раскрашивание раскрасок, зарисовка понравившихся матрешек (впечатление от миниэкспозиции),  Центр математики (считают, решают логические задачи, сравнивают матрешек) , Центр познания (рассматривают иллюстрации, открытки по теме), Центр игры (играют в дидактические игры), Центр творчества (изготовление матрешек различной техникой).  Центр речи (приглашение на миниэкспозицию детей из других групп, проведение экскурсии);

    заучивание стихов, песен, частушек о матрешке;

    сочинение рассказов о народной игрушке;

    участие в играх.

    Родители:

    участие в создании выставки «Семейная матрёшка»;

    участие в экскурсии по мини-экспозиции «Русская Матрешка»;

    помощь в оформлении выставки детских творческих работ по теме.

    Завершающий: (презентация продуктов проекта)

    Презентация проекта и обсуждение результатов на педагогическом совете ДОУ

    создание электронной презентации по итогам работы над проектом;

    подведение итогов реализации проекта. Участие в развлечении с представлением своих работ. Участие в развлечении «Матрешка приглашает»;

    сбор фотоматериалов для изготовления презентации,  создании электронной презентации по итогам проекта «Русская матрешка».

    Анализ:

    В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовали стать мастерами по лепке и росписи авторской матрешки. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока еще нам помогали в работе родители и воспитатель, учились  анализировать ее, делать выводы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 2 Педагогический проект Приобщение детей к истокам русского народного творчества в старшей группе на тему: «Русская Матрёшка» Педагог первой квалификационной категории Боголюбова Наталья Геннадиевна

    Слайд 2

    Участники: воспитанники группы, педагоги, родители. Цель: Развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам. воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

    Слайд 3

    1. Подготовительный : - определение объектов изучения; - подбор литературы, иллюстраций; - приобретение материалов для изодеятельности . 2. Деятельный: - ознакомление с национальными костюмами; - изучение художественных элементов; - оформление экспозиции. - изготовление матрёшек в разной технике. - сбор фотоматериалов. 3. Заключительный : - обобщение результатов работы; - сбор коллекции игрушек – матрёшек; - изготовление «Семейной матрёшки»; - Презентация проекта и обсуждение на педагогическом совете. Этапы работы:

    Слайд 4

    сформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения; сформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др.; заинтересованное участие в образовательном проекте (интересуется новым, задает вопросы, проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремиться к проявлению творческой инициативы.); конструктивные способы взаимодействия со сверстниками и взрослыми (самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя объединяться для совместных действий, договариваться, согласовывать действия и др.) Ожидаемые результаты:

    Слайд 5

    В завершении работы мы подвели итоги своего труда. Открыли ли мы для себя что-нибудь новое и интересное? Научились ли делать то, чего не могли делать раньше? И пришли к выводу, что исследовательская работа помогла нам узнать многое. Мы узнали об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления и особенностях росписи этой игрушки, узнали о том, почему матрешка считается символом России и о том, почему она пользуется всенародной любовью. Попробовали стать мастерами по лепке и росписи авторской матрешки. И особенно нам понравилось делать «Семейную матрёшку». Мы учились исследовательской деятельности, пока еще нам помогали в работе родители и воспитатель, учились анализировать ее, делать выводы. Анализ:

    Слайд 6

    № Тема занятия 1 Знакомство с народной игрушкой. Разучивание стихотворения Л.Некрасовой «Весёлые матрёшки». Д/игра «Построй ряд с закрытыми глазами». 2 Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки» ( ряжение ). 3 История возникновения и развития матрёшечного дела. 4 Матрёшка – как символ семьи. Виды матрёшек. С/ ролевая игра «Семья». 5 Беседа о липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки). 6 Заучивание пословиц, объяснение их смысла: «Лесополоса – всему лесу краса», «Береги лес, люби природу – будешь вечно мил народу», Тематический план к проекту «Народная игрушка – Матрёшка»

    Слайд 7

    7 Чтение и заучивание стихотворения И.Черницкой «Матрёшки». Учим водить хоровод (костюмированный). 8 Игры с разными видами матрёшек, сравнение. 9 Рисование простейших элементов росписи. 10 Рисование: составление простейших узоров. 11 Разработка «семейной» матрёшки. 12 Изготовление матрёшек в различных техниках (Рисование, аппликация, лепка, раскрашивание). 13 Чтение стихотворения С.Маршака о матрёшках. Д/игры (счёт, цвет, размер). 14 Выставка и обсуждение «семейных» матрёшек.

    Слайд 8

    Мини-экспозиция Матрёшки

    Слайд 9

    Наши Матрёшки

    Слайд 10

    Наши Матрёшки

    Слайд 11

    Семейная Матрёшка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект по русскому народному творчеству в старшей группе

    Данный материал поможет воспитателям старших групп  составить проект по русскому народному творчеству...

    Конспект тематического дня в старшей группе на тему: «Русское народное творчество»

    Конспект тематического дня разработан для совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

    Конспект представлен о многообразии видов  устного народного творчества с их  различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...

    Открытое занятие для педагогов "Федорино горе" по приобщению детей к русскому народному творчеству в старшей группе 2016 год

    открытое занятие для педагогов "Воспитатель года" по приобщению детей к русскому народному творчеству....

    Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"

    Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"...

    Проект «Приобщение детей к истокам устного народного творчества»

    Автор проекта Воспитатель МКДОУ №5 г. МиньярДавыдова Марина Николаевна...