Проект «Приобщение детей к истокам устного народного творчества»
проект

Давыдова Марина Николаевна

Автор проекта

Воспитатель МКДОУ №5

г. Миньяр

Давыдова Марина Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proet_na_osnove_opyta_raboty.docx997.83 КБ

Предварительный просмотр:

        

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\ОПЫТ РАБОТЫ МОЙ\ВСЕ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ\МОИ ГРАМОТЫ\вапва.jpg

Автор проекта

Воспитатель МКДОУ №5

г. Миньяр

Давыдова Марина Николаевна

Тип проекта:

игровой, образовательный, познавательный.

Участники проекта:

дети 2 младшей группы , воспитатели, музыкальный руководитель.

Продолжительность проекта: долгосрочный в течении года.

Итог проекта: 

Рисунки, фотографии.

Этапы проекта:

I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта;

II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

 III заключительный – презентация, оформление материалов проекта, выставки.

Актуальность проекта:

     Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор.

                                                           

                                         Г. С. Виноградов

Одним из действенных средств воспитания ребенка и его полноценного развития является устное народное творчество. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивости и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу и многое другое. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Данным проектом я хотела приблизить детей к русской народной культуре, познакомить с русским народным фольклором в разных видах деятельности детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Воспитание интереса и любви детей к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народным играм и произведениям русского фольклора.

ЗАДАЧИ  ОБРАЗОВАТЕЛНЫЕ:

Знакомство детей с фольклором  русского народа. Воспитывать интерес к устному народному творчеству чтением детской литературой.

В разных видах деятельности  применять народное слово.

Показать детям красоту образного языка сказок.  

Использовать в процессе театрализованную деятельность.

Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности .  

ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩИЕ:

 Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи.

 Повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, моторики тела и мелкой моторики, творческого воображения.

 Развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком.

 Формирование умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

 

ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-Развитие личностных  качеств, умения договариваться друг с другом.

-Воспитание любви к своей Родине, к русскому устному народному творчеству

I подготовительный этап

  • Создание развивающей среды для кружка «Горница»
  • Составление картотек по режимным моментам, народным подвижным играм, колыбельным, считалок, загадок, пальчиковых игр и т.д.

II основной

  • Составление перспективного плана по кружку.
  • Составление картотек.
  • Проведение занятий кружка.
  • Использование русского народного фольклора в режиме дня.
  • Разучивание русских народных игр и хороводов.
  • Проведение досугов и развлечений.

II заключительный

  • Выставка детских работ.
  • Показ открытых занятий.
  • Оформление проекта.

Перспективное планирование по кружку «ГОРНИЦА»

2 младшая группа

СЕНТЯБРЬ №1 «В гости к хозяюшке!»(знакомство  с горницей)

        Познакомить детей с горницей. Расширять активный словарь новыми словами – печка, самовар, люлечка, ухват, чугунок. Развивать интерес к посещению горницы. Вызвать эмоциональный отклик.

        

СЕНТЯБРЬ №2         «Огород у нас хорош!»        

      Упражнять детей в отгадывании загадок об овощах. Развивать связную самостоятельную речь.

        

СЕНТЯБРЬ №3         «В гости к куклам!» (потешки по режимным моментам)

        Повторить с детьми знакомые потешки. Закреплять знание  потешек в разных режимных моментах. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

        

СЕНТЯБРЬ №4         Развлечение: «Именины у Рябины»

        Познакомить детей с русским народным праздником. Приобщать к истокам русской народной культуре.

ОКТЯБРЬ №1         «В гости сказка к нам пришла!»

        Учить детей отвечать на вопросы полными ответами, использовать связную речь. Развивать память, мышление, сообразительность и воображение. Закрепить название знакомых сказок и их героев.

        

ОКТЯБРЬ  №2        «Наша русская матрешка»

        Познакомить детей с народной игрушкой – Матрешкой .

Познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, потешки.

Формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах.

        

ОКТЯБРЬ №3        «У бабушки Арина на дворе»

        Закрепить знания о домашних животных с использованием художественного слова.

ОКТЯБРЬ №4        Осеннее развлечение «На осеннюю полянку»

НОЯБРЬ №1 «Петрушка пришел поиграть!»

        Приобщить к истокам русской народной культуры;

Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей интерес к русским подвижным играм.

        

НОЯБРЬ №2        «Ходит сон близ окон»

        Продолжать знакомство детей с фольклорными формами устного народного творчества, жанровыми и языковыми особенностями колыбельных песен. Познакомить со старинным предметом – «колыбелькой».  Развивать память и связную речь детей, обогащать словарь детей словами-синонимами: изба – горница – хата, колыбелька – качалка – зыбка – люлька. Развивать познавательный интерес к песням.

        

НОЯБРЬ №3 «У бабушки Арины на птичьем дворе»

        Закрепить представление у детей о домашних птицах: петух, курочка, утка, гусь, индюк (название, кто как говорит, название детёнышей), умения различать по признакам членов той или иной птичьей семьи.

НОЯБРЬ №4        «В лес-лесочек мы пойдем!»

        Знакомить детей с фольклором : потешками, песенками; развивать интерес к их обыгрыванию. Развивать речь детей посредством малых фольклорных форм. Развивать отгадыванию загадок о животных. Формировать образную речь, сопровождать слова движениями.

ДЕКАБРЬ         №1 Пришла зимушка-зима отворяй ворота!»

        Упражнять детей в отгадывании загадок о зиме.               Познакомить  с потешками о зиме.

                     

ДЕКАБРЬ         №2         «Купание малыша»

        Познакомить детей  с процессом купания в старину. Вспомнить  колыбельные песенки. Пополнять словарь детей новыми словами.

ДЕКАБРЬ         №3        «Вкусные оладушки у нашей бабушке!»

        Продолжать знакомить детей с потешками, отражающими народный быт. Развивать речь детей с использованием малых фольклорных жанров. Формировать познавательную активность.  у детей радостное настроение. Воспитывать доброжелательность в общении, формировать доброе отношение к окружающим.

ДЕКАБРЬ         №4        «Новый год у ворот!» развлечение

        

ЯНВАРЬ №1 «Пришла Коляда- отворяй ворота!» развлечение        

        

ЯНВАРЬ №2  «Зимние забавы»

        Закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции; закрепить знания о зиме

        

ЯНВАРЬ №3 «В тереме расписном я живу, в гости всех к себе позову».        

Знакомство с загадками, поговорками, песнями и играми о русском быте и гостеприимстве.

ФЕВРАЛЬ №1         «Мы играем, пальчики развиваем!»

        Развивать у детей речь и мелкую моторику рук.

        

ФЕВРАЛЬ №2        «Заглянем в наш сундучок» (одежда)

        

        

ФЕВРАЛЬ №3        Спортивный досуг         

ФЕВРАЛЬ №4         «Зимние забавы»

        Закрепить знания детей о зимних развлечениях, вызвать положительные эмоции; закрепить знания о зиме.

МАРТ №1 «Мамочку   свою очень я люблю! Развлечение         

МАРТ №2         «Весна - весняночка!»        

Познакомить детей с закличками о весне, о солнышке. Развивать активный словарь

        

МАРТ №3        «Весна у бабушки!»

        

МАРТ №4        «Солнышко приходит в гости"

        Приобщать детей к русскому народному фольклору;

Побуждать детей к общению, развивать речь;

Закреплять знания о солнышке (для чего оно нужно? какое оно?);

Продолжать знакомить с нетрадиционным способом рисования ладошкой.

Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца.

АПРЕЛЬ №1 «В гости  к сказкам!»

        Закрепить знания народных сказок, создавать радостное настроение, вызывать у детей положительные эмоции. Воспитываем любовь к русскому народному творчеству.

        

АПРЕЛЬ №2 «Золотое яичко!»(пасха)

        Познакомить детей с праздником Пасха. Воспитывать культуру общения, добрые чувства.

АПРЕЛЬ №3        « Музыкальный сундучок»

        Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами. Развивать творческую активность детей, расширять словарный запас. Воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах. Приобщать к истокам русской народной культуре.

        

АПРЕЛЬ №4        Весеннее развлечение «Здравствуй, Матушка Весна!»        

Создать атмосферу доброты и радости.

МАЙ №1 «Петрушка пришел поиграть!»

        Приобщить к истокам русской народной культуры;

Создать положительный эмоциональный настрой. Формировать у детей интерес к русским подвижным играм.

        

МАЙ №2         «У бабушки Арины на птичьем дворе»

        Закрепить представление у детей о домашних птицах: петух, курочка, утка, гусь, индюк (название, кто как говорит, название детёнышей), умения различать птичью семью

        

МАЙ №3        «Хороводы, игры да забавы!»

        Создать радостную  атмосферу праздника, создать благоприятный климат, способствовать развитию эмоционально - волевой сферы детей, вызвать чувство удовольствия и побуждать к общению с прекрасным, формируя культурные интересы и потребности.

МАЙ №4        «Ложки расписные»

        Уточнить знания о видовом многообразии однородных предметов: ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему виду, функциям. Добиваться индивидуальных ответов.

Раскрыть детям внешнюю красоту ложки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  • 0. А. Князева, И. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». , СПб, «Детство-Пресс», 2006г
  • А. В. Орлова «Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду».
  • О. А. Шорохова, «Играем в сказку»Москва «Творческий центр», 2007г.
  • Л. С. Куприна, Т. А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
  • М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, «Красна изба…» СПб, «Детство-Пресс», 2004г.
  • Л. В. Кукуева  «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях русского народа» Москва, 2005г.
  • А. Е. Антпина «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва «Творческий центр», 2003г.

Планируемый результат:

  • Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
  • Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской народной  культуре.
  • Дети должны использовать в речи все виды фольклора;
  • Дети должны знать сказочных героев, уметь сопереживать им;
  • Дети должны знать и уметь играть в русские народные и хороводные игры;
  • Дети должны знать особенности русских песен, плясок;

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).

2. Тематические беседы  по устному народному творчеству.

3. Народные подвижные и  словесные игры   на прогулках  и в группе.

4. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.

5. Дидактические игры на занятиях и в свободной деятельности.

6. Театрализация  русских народных сказок  куклами би-ба-бо, на фланелегафе, настольным и пальчиковым театром, театром игрушки и картинок.

7. Пение  народных песенок, потешек, игра на русских народных инструментах  

8. Литературный досуг «Угадай сказку?»

9. Пальчиковые игры.

10. Театрализация «Играем сказку»

11.  Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

Методы и формы проекта:

Формы:

Занятия, досуги, консультации для родителей, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, создание мини-музея «Горница»

Методы:

Беседы, рассказывание, игры, показ, объяснение.

Основные формы работы с детьми:

  • Непосредственно-образовательная деятельность:

Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам.

  • Художественное творчество детей:

    Рисование и аппликация по темам

  • Проведение праздников и развлечений:

 «Развлечение: «Именины у Рябины»

 «На осеннюю полянку»

 «Новый год у ворот»

 «Пришла Коляда- отворяй ворота»  

 «Зимние посиделки у бабушки Арины»

«В гости к бабушке за яичком» Пасха

«Мамочку   свою очень я люблю! Развлечение

«Весеннее развлечение «Здравствуй, Матушка Весна!»        

     

  • Игровая деятельность:

Дидактические игры:

- «Укрась кокошник», «Составь узор», «Чудесный мешочек»

Подвижные народные игры:

- «Гуси-лебеди», «Заинька серенький», «Вышла курочка гулять», «У медведя во бору», и многие другие.

Игры-драматизации:

- по русским народным сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок» и т.д.

  • Знакомство с художественной  литературой:

- Познакомить с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);

- Чтение русских народных сказок: «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка»  и т.д.,

  • Выставки:

-Художественно-творческие

-Народных промыслов

Обобщение работы:

Данным проектом я приблизила  детей к русской народной культуре. Дала новые знания о быте, традициях, его связи с народным творчеством. Познакомила детей с разными видами фольклора в режимных моментах. Дети познакомились с народными подвижными и хороводными играми, научились слушать, рассказывать и показывать русские народные сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"

Презентация на тему "Приобщение детей к истокам устного народного творчества"...

Педагогический проект ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ –"Вернемся к истокам нашим"

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени....

Проект «Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность»

- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, раз...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредствам устного народного творчества и искусства» (Средний возраст)

Развитие творческих способностей у взрослых и детей по средствам приобщения к декоративно-прикладному искусству русского народа, художественной литературы, русских народных праздников, малого фольклор...

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»

Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...

Проект: "Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество."

С Е М И Н А Рдля педагогов и родителей«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промы...

Проект «Приобщение детей 4–5 лет к русской народной культуре посредством устного народного творчества»

Цель: Ознакомление детей с русской народной культуре через устное народное творчество.Задачи:1. Сформировать у детей знания о видах устного народного творчества : потешки, сказки, часту...