Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Шиян Ольга Павловна

Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Месяц

Темы

Задачи

Сентябрь

1. «Что летом родится, - зимой пригодится». Беседа о лете. Повторение пословиц.

2. «Гуляй, да присматривай». Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.

3. «Вершки да корешки». Знакомство со сказкой «Мужик  медведь».

4. «Хлеб - всему голова». Беседа о старинных орудиях труда - цепом и серпом.

Расширить представление о жанрах устного народного творчества; показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

Воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

Октябрь

1. «Октябрь пахнет капустой». Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках.

2. «Зайчишка – трусишка». Знакомство со сказкой « Заяц – хваста».

3. «У страха глаза велики». Беседа о страхе, знакомство со сказкой.

4. «Друг за дружку держаться – нечего не бояться». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

Формирование представления о народной культуре, обычаях; знакомство с русскими народными сказками.

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи и поддержки друг друга.

Ноябрь

1.«Знаешь ли ты сказки?». Литературная викторина по уже прочитанным сказкам.

2. «Гончарные мастерские». Знакомство с гончарным ремеслом.

3. «Дикие животные». Беседа о диких животных с использованием загадок о них.

4. «Что нам осень принесла?». Беседа об осени с использованием песенок, загадок, пословиц и народных примет.

Формирование представление о русских ремеслах; о богатстве и разнообразии русского фольклора. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров,

Декабрь

1.«Здравствуй зимушка – зима!». Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок.

2. «Проказы старухи зимы». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского, загадывание загадок о зиме.

3. «Лиса – обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки « Лисичка сестричка и серый волк».

4. «Пришла коляда – отворяй ворота». Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Заучивание колядки.

Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции).

Январь

1.«С Новым годом с новым родом!». Рассказ о традициях,о  празнование Нового года.

1. «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко».

3. «Хороший город Городец». Рассказ о городе Городец. Пение частушек.

4. «Городецкая роспись». Знакомство с городецкой росписью, составление узоров из готовых форм. Пословицы о мастерстве.

Ознакомление детей с народной декоративной росписью; формировать умение различать народное искусство, промыслы.

Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Февраль

1.«Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных признаках февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза».

2. «Сказка для Кузи». Самостоятельное рассказывание детьми сказок.

3. «Письмо Нафане». Составление письма Нафане, другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями - посвященными масленице.

4. « Ой, ты Масленица!». Рассказ о Масленице.

Понимать познавательное значение фольклорного произведения, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русских народных традициях, праздниках, связи народного творчества в его различных проявлениях  традициями, окружающей природой.

Март

1.«Нет милее дружка, чем родная матушка».

 Беседа о маме. Изготовление поделок в подарок маме.

2. « Мудреному - счастье к лицу». Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

3. «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных признаках начала весны.

4. «Весна, весна, пойди сюда!». Пение закличек о весне. Словесное упражнение: «Какие краски и для чего нужны весне».

Расширить представление о жанрах устного народного творчества; показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

Воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

Апрель

1.«Шутку шутить - людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

2.Небылица в лицах, небывальщина». Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание небылиц.

3. «Красная горка». Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной недели. Словесные игры. Пение частушек.

4. «Апрель -  ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев с  детьми семян.

Формирование представления о народной культуре, фольклоре; развитие навыков самостоятельного сочинительства; формирование патриотических чувств, причастности детей к наследию прошлого.

Май

1 «Весна красна цветами». Повторение песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».

2.«Победа в воздухе не вьется, а руками достается». Рассказ о войнах-защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора».

3. «А за ним такая гладь - ни морщинки не видать». Знакомство с различными видами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

4. «Прощание с избой». Словесные народные игры. Рассказывание сказок. Пение частушек.

Развитие физических качеств и нравственных чувств, в русских народных подвижных играх. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм. Воспитание патриотических чувств, гордость за своих предков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с русской народной культурой детей старшего дошкольного возраста»

Материал о нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольниками, который раскрывает цели. задачи, этапы реализации, результаты мониторинга...

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Перспективный план работы с родителями по теме: «Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»...

Сценарий праздника по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста. Масленица.

Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.Задачи:- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;-...

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшей группы

Результаты мониторинга образовательного процесса по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшей группы...

Перспективный план Музейной деятельности (приобщение к истокам русской народной культуры) старшей группы Б «Мечтатели» На 2022-2023 год

Музейная деятельность (приобщение к истокам русской народной культуры) месяцСЕНТЯБРЬвозрастная группаСтаршая группатеманеделя «Вот какие мы стали большие».«Милости просим в нашу...