Главные вкладки

    Перспективный план работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре. ( для всех возрастных групп)
    календарно-тематическое планирование на тему

    Подробный план  работы по темам по приобщению к народной культуре.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема

    Задачи

    Материал

    Методы, приемы в разных видах деятельности

    Работа с родителями

    Младшая группа

    « Семейное гнездышко»

    «Фотографию свою в эту книгу помещу…»

    «Девочка и мальчик»

    «Мы без дела не сидим»

    «Дом, в котором мы живем»

    Сформировать первоначальное представление о семье, как о дружном коллективе

    Воспитывать любовь и уважение  к своим родным

    Классифицировать предметы одежды, обуви  в зависимости от принадлежности к полу.

    Дать представление о видах деятельности разных членов семьи и предметах необходимых для реализации деятельности в определенное время суток

    Альбом «Мама, папа и я  - дружная семья»

    Картотека «Домашние животные»

     Настольная дидактическая игра « Что такое хорошо и что такое плохо»

     Альбом «От девочки к бабушке»

    Иллюстрации с разными видами деятельности людей.

    Иллюстрации предметов быта, бытовой техники

    Иллюстрации домов,

    Иллюстрации «Времена суток», часы «Время суток»

    Социальный мир

    Работа с альбомом  семейных фотографий

    Рассматривание иллюстраций  с изображениями людей разного пола и возраста

    Развитие речи

    Беседа «Расскажи о своей семье», «Расскажи, что ты делаешь утром, днем, вечером?»

    Интервью  ко дню Матери

    «Как мама с тобой играет?»

    Хороводная игра «Как у бабушке Маланьи»

    Игровая деятельность

    Ролевая игра «Семья»

    Мир музыки

    Пение песен о маме, папе, семье, дом. животных.

    Художественно – продуктивная деятельность

     Аппликация «Шарфик для куклы», «Полотенце для котенка»

    Ручной труд «Одноэтажный дом»

    Лепка «Печенье  и калачи»

    Художественная литература

    Потешки о домашних животных (Как у нашего кота)

    Сказки «Репка», «Заюшкина избушка»

    Физическая культура

    Пальчиковая гимнастика «Братец Егорка»

    Игра  «День и ночь»

    «Сова и цыплята»

    Мир природы

    Работа с народным месяцесловом.

    Народные праздники

    Изготовление визитных карточек на шкафчики в раздевалку (содержание фотография ребенка, предпочитаемое имя)

    Совместно с воспитателями изготовление визитной карточки группы

    «Группа – это наша большая семья»

            

    Средняя группа

    «Дом, улица, на которой я живу»

    «Предметы, которые облегчают нам жизнь»

    «Что сначала, а что потом?»

    (последовательность в одевании одежды)

    «Сундучок сказок»

    Продолжать знакомить

     с понятием  «семья», дом , улица . Классификация домов, разные виды  в зависимости от географического местонахождения дома. Времена года.

    Учить составлять рассказ о своей семье, доме и улице на которой живешь, используя карточки - символы

    Закреплять знания  о предназначении предметов быта, одежды, обуви.

    Последовательность одевания

    На примере русских народных сказок показать уклад жизни семьи

    Иллюстрации разных видов домов, улиц. Иллюстрации «Времена года»

    Карточки – символы для  составления рассказа

    Иллюстрации предметов быта (ложка, лопата, молоток, вязальные спицы)

    Карточки – символы с изображением одежды  по сезонам. Зимний комплект: колготки, носки, кофта, брюки, шапка, обувь, куртка, шарф, варежки.

    Иллюстрации к сказкам «Теремок», «Волк и семеро козлят», …

    Социальный мир

    Выставка фотографий «Дом, в котором я живу», картины природы

    Развитие речи

    Составление рассказов о семье, доме, своей комнате. Загадки  о временах года, природных явлениях. Пословицы, поговорки.

    Игровая деятельность

    Ролевая игра  «Семья»

    Постройки домов  из крупного и мелкого конструктора.

    Пальчиковая гимнастика «Семья»

    Игра «Стоим новый дом»

    Мир музыки

    Пение песен о семье.

    Развлечения «Полянка сказок»

     Сладкий вечер

    «Я и мама – мы хозяйки»

    ( приготовление любимого блюда ребенка совместно  с мамой)

    Утро радостных встреч «  Моя бабушка – мастерица»

    Художественно- продуктивная деятельность

    Аппликация

    Рисование «Моя семья»

    Лепка

    Художественная литература

    Мир природы

    Работа  с «Райским деревом», часами «Времена года», работа  с месяцесловом

    ( народные приметы)

    Физическая культура

    Подвижные и хороводные игры

    Народные праздники

    Изготовление макета большого дома  с окошками, в которых, представлены визитные карточки семьи.

    Презентация визитной карточки семьи.

    Старшая группа

    «Наша родина – Россия»

    «Наши предки»

    «Разговор через века»

    «Транспорт  с древности до наших дней»

    Одежда с древности до наших дней

    «Посуда с древности до наших дней»

    Формировать представление о  нашей стране, ее символике, гербе государства, города, края, семьи, народах, ее населяющих.

    Закрепить знания о своем домашнем адресе, имени, имени, отчестве родителей.

    Дать представление о наших предках, их традициях, обычаях на основе фольклорного материала (былины). Родословном дереве, принципом его построения

    Дать представления о способах общения с древности до наших дней (жесты, звуки, письменность, появление русского алфавита, необычные азбуки, почта, Интернет)

    Дать представление о видах транспорта, дорожные знаки, правила уличного движения)

    Дать представление о посуде и одежде наших предков с древности до современной бытовой техники. Росписи посуды.

    Воспитывать бережное отношение к предметам старины и прошлому.

    Иллюстрации гербов разных стран, городов.

    Фотография президента РФ, карта мира, России.

    Схема родословного дерева

    Лента времени транспорта, одежды, посуды.

    Экспонаты из музея «Русская изба» (предметы старины: самовар, рукомойник, утюг, рубель, зеркало, корзина, сковороды, кувшины, чугунок).

    Семафорная азбука, азбука Морзе.

    Календарь профессий. Расписанные предметы посуды  (гжель, городец, дымка)

    Картотека «Предметы старины»

    Куклы в русских народных костюмах.

    Картины природы.

    Социальный мир

    Рассматривание иллюстраций о семье, городе, селе, стране в которой живем.

    Рассматривание экспонатов музея «Русская изба)

    Рассматривание картины «Три богатыря»

    Родословное дерево.

    Предметный мир

    Беседы о профессиях, о труде. Атрибуты разных профессий.

     Мир природы

    Дидактическая игра « Деревья», «Плоды какого дерева»,               « Родословная»,

    «Профессии», «Веселая азбука», «Зоологическое лото»

    «Парочки»

    Работа с пособием  «Мировое дерево», «Календарь профессий»

    Развитие речи     

    Рассказывание о стране, Родине, столице Москве, крае, главном городе  Перми, селе в котором живешь.

    Заучивание стихов о России, родине, своем крае.

    Рассказывание по картине «Три богатыря»

    Слушание былин, просмотр мультфильмов о богатырях

    Художественно – продуктивная деятельность

    Аппликация

    Посуда «Чайный и кофейный набор»

    Рисование

    Обрабатывание разных росписей

    Лепка

    Разные способы лепки ваз, чашек, кружек

    Художественная литература

    Чтение произведений о семье, родине, России.

    Заучивание пословиц, поговорок о семье, доме, предках

    Мир музыки

    Развлечения

    Пение песен о маме, бабушке, семье.

    Сладкий вечер

    «Блюда национальной русской кухни»

    Мир природы

    Работа с месяцесловом (народные приметы)

    Работа с « Райским деревом».

    Физическая культура

    Подвижные игры, хороводы

    Народные праздники

    Рассказывание о своей профессии детям.

    Создание родословного дерева, герба семьи, презентация своей работы.

    Мастер – классы по росписям, плетениям, вязанию, вышиванию, резьбе по дереву.( утро радостных встреч)

    Подготовительная группа

    «Я живу в Прикамье»

     «Народы Пермского края»

     «Достопримечательности  моей малой Родины»

    «Мои права»

    Формировать представления  о своей малой родине, как о месте, где ты родился.

    Сформировать и упорядочить представления о традициях, обрядах, занятиях  народов, населяющих Пермский край и достопримечательностях Прикамья.

     Познакомить с животным и растительным миром  Прикамья через фольклорные произведения.

    Развивать основы правового сознания.

    Познакомить в игровой форме с «Всеобщей декларацией прав человека».

    Способствовать развитию у детей терпимости   к  людям другой национальности, вероисповедания.

    Способствовать развитию у ребенка чувства ответственности (за начатое дело, данное слово)

    Карта Пермского края, Карта города, села.

    Видеозапись. «Достопримечательности села Курашим».

    Альбом «Народы Прикамья».

    Альбом «Животные Прикамья».

    Альбом « Растения Прикамья»

    Альбом « Ремесла  в Пермском крае»

    Символы «Мои права»

    Социальный ряд

    Фотографии и картины улиц, домов, районов Пермского края.

    Фотографии достопримечательностей Пермского края (Кунгурская ледяная пещера…)

    Дидактическая игра «Мои права»,

    Развитие речи

    Чтение стихов, сказок пермских авторов.

    Чтение  и рассказывание татарских, коми – пермяцких, башкирских, русских народных сказок, потешек.

    Рассказывание  об образе  жизни народов Прикамья по карточкам - символам

    Мир природы

    Работа по месяцеслову,

    Художественно – продуктивная деятельность 

    Рисование

    «Животные и растения Урала»

    «Моя улица и мой дом»

    Физическая деятельность

    Подвижные игры , хороводы.

    Мир музыки

    Песенки, игровые приревы

    Народные праздники

    Стенд «Наши достопримечательности»

    Консультации для родителей « Правила поведения в лесу»

    Сладкий вечер

    «Национальные блюда народов Прикамья»

    МДОУ «Курашимский детский сад»                                                                                                                                           Перспективный план работы по приобщению дошкольников к русской народной культуре.

    ( для всех возрастных групп)

    Цель: развитие у дошкольника представлений о человеке в истории и  культуре.

     В государственных образовательных стандартах  имеется раздел «Ч» - развитие представлений о человеке в истории и культуре, в программе «Радуга» этот раздел представлен частично, поэтому мной составлен перспективный план работы по этой проблеме. В программе в отдельное занятие реализация раздела «Ч» не выделено, поэтому считаю возможным достигнуть поставленную цель через следующие занятия: познавательное развитие, развитие речи, физическая культура, музыкальное развитие, ознакомление с художественной литературой. В какие режимные моменты можно проводить работу: прогулка, гигиенические процедуры, сладкий вечер, утро радостных встреч.

    В детском саду имеется музей «Русская изба», в  котором собраны предметы старины и экспозиция выстроена таким образом, что повторяет внутреннее убранство старинной русской избы.  Благодаря этому музею можно строить занятия, используя подлинные предметы. Кроме того, в группе  в уголке природы представлена модель «Времена года».  

    Также в группе создаются мини – музей «Делу время, а потехе час», « Куклы моей мамы», временные экспозиции « История утюга», «Такие разные полотенца».

    В детском саду проводятся фольклорные досуги и народные праздники для всех возрастных групп.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План совместной работы по приобщению к истокам русской народной культуре Педагогов, родителей и детей подготовительной к школе группы

    Преемственность МБДОУ и родительского коллектива в воспитании ребенка через приобщение к истокам русской народной культуры,   способствующей развитию личностных качеств....

    Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

    Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

    Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с русскими народными традициями

    Материал можно использовать для работы с детьми разного дошкольного возраста....

    Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

    Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста....