Психологический инструктаж «Как помочь непопулярному ребёнку?»
консультация на тему

Ситникова Елена Викторовна

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в дошкольном образовательном учреждении, есть одна очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных детей наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. В этой статье я помогу разобраться с этой проблемой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_nepopulyarnomu_rebenku.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический инструктаж

«Как помочь непопулярному ребёнку?»

        Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в дошкольном образовательном учреждении, есть одна очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных детей наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать детский сад, живут в постоянном психологическом дискомфорте. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” педагогов. Кто-то расстраивается, плачет, обижается.

Если попытаться нарисовать портрет ребёнка, который не пользуется авторитетом у сверстников, то этот портрет будет очень противоречив. Специальные исследования показывают, что самые различные дошкольники могут не пользоваться популярностью у сверстников.

Во-первых, это агрессивные, конфликтные, враждебно настроенные дети, т. е. дошкольники, которые стремятся к лидерству, используя формы отрицательного доминирования (заставляют, приказывают, нападают, ругают.

Во-вторых, сюда можно отнести пассивных, необщительных, замкнутых, неуверенных детей, т.е. тех, у кого преобладает отрицательное подчинение (уступают, подчиняются, переживают, терпят).

В-третьих, это дошкольники, у которых отсутствуют элементарные навыки общения или сами мотивы общения (стремление к одиночеству, тяга к уединению и т.п.).

В-четвертых, дети с ярко выраженными эгоистическими наклонностями, желая быть постоянно в центре внимания, подчинить всех и все своим интересам, тем самым отталкивают сверстников, и вместо высокого статуса, к которому они стремятся, начинают занимать достаточно низкое положение.

Отдельную группу составляют дети с физическими отклонениями и недостатками в развитии, дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями - «не-такие-как-все».

Новенькие дети, входящие в уже сформировавшийся коллектив или часто болеющие дошкольники - всегда в группе риска. Если ребёнок с самого начала не смог завоевать доверие одногруппников, вызвать их интерес к себе, не стал авторитетен в чём-то, то его начинают отвергать, показывать, что он лишний. К такому ребёнку никто не бросится радостно при встрече после выходных или летнего отдыха, никто не заметит, что его нет в группе. Это ранит не меньше, чем травля.

Немаловажную роль играет и внешняя аккуратность, а также оценки взрослых, воспитателей. Тех, кого воспитатель постоянно ругает, низко оценивает, начинают аналогичным образом оценивать и дети, что сразу же отражается и на их положении в группе и на их ответном поведении.

Отверженному ребенку очень трудно реализовать себя в группе сверстников, стать одним из её членов. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям данной категории надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет их от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.

Наша основная задача – помочь социально неблагополучным (непопулярным, отвергнутым) детям завоевать расположение сверстников, стать и в эмоциональном плане более благополучными, помочь увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, а близких людей.

Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных рекомендаций, хотелось бы отметить, что никакие методы, игры и упражнения не помогут, если у воспитателя не будет искреннего, заинтересованного, доброжелательного отношения к воспитанникам. Очень многое зависит от личностных качеств взрослого и от стиля общения с детьми.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по повышению социального статуса ребёнка в группе

        Можно выделить некоторые общие и специальные пути изменения неблагополучного положения ребёнка в группе сверстников:

  • Одной из эффективных стратегий повышения статуса дошкольника является последовательное раскрытие взрослым позитивных сторон личности отвергаемого или пренебрегаемого другими дошкольниками. Здесь важно найти то, что более или менее хорошо умеет ребёнок, например, дошкольник хорошо рисует, следовательно, можно устроить выставку его рисунков, он что-то имеет (кошку, собаку), попросить его при всех рассказать о своем увлечении.
  • Хорошие результаты даёт и такой приём, когда воспитатель «подговаривает» одного из лидеров, с кем у него сложились хорошие отношения, вовлечь отвергаемого ребёнка в игру, занятие и т.п. при условии, что непопулярный дошкольник «симпатизирует» данному лидеру.                           Другие дети, видя, что отвергаемый ребёнок играет с лидером и его окружением, будут по-иному смотреть на него, то есть статус последнего может повыситься.
  • В ролевой игре периодически нужно привлекать ребёнка с низким статусом на главные роли, не допуская при этом «ревности» детей, которые привыкли к ведущим ролям. Приобретая навыки руководства, непопулярный дошкольник будет постепенно чувствовать себя более уверенно, что незамедлительно отразится и на его статусе.
  • Важно обеспечить реальный успех непопулярному ребёнку, например, воспитатель, организуя групповое взаимодействие детей (коллективная постройка по образцу), заранее обучает необщительного, непопулярного дошкольника, который, включаясь затем в совместную деятельность, справляется с ней наряду с другими детьми.
  • Можно использовать и такой приём, когда педагог организует игру-драматизацию (инсценировку этического содержания) и берёт на себя роль отрицательного персонажа: ведёт себя, как не надо, разговаривает, как не надо, задача непопулярного ребенка - показать, как надо, говорить, как не надо.
  • К специфическим приёмам можно отнести и мини-тренинг, когда всех детей группы поочерёдно воспитатель или психолог просит найти положительное у каждого члена группы: «Что хорошо умеет делать Серёжа, Петя, Наташа», в том числе и у ребёнка низким статусом. Кроме того, полезно использовать упражнения на установление контакта, инициативное общение (подойди к другому и попроси игрушку (задай вопрос, пригласи поиграть, похвали за что-нибудь). А также упражнения на развитие способности выхода из конфликтных ситуаций (Пете и Вите понравилась машинка, Витя забрал машинку себе и не даёт Пете. Ты, Петя, что ты будешь делать? Ты плохо себя вёл, воспитательница на тебя обиделась, что ты будешь делать? и др.).
  • Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» может только разъединить детей и вызвать отчуждение.
  • Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе – на его недостатках или на его достоинствах. Гораздо важнее, чтобы ребёнок думал не о себе (своей успешности, своей оценке) а о результате самой деятельности (будь то игра, рисунок или постройка из кубиков). Тогда ему гораздо легче будет делать что-то вместе с другими и завоёвывать симпатию сверстников.
  • Предоставить непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах: спасти от «салочки», помочь в игре беспомощной кукле, или «старенькой бабушке» или уступить дорогу на узком мостике. Все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Такая поддержка и помощь другим позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка. Эта забота не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях.
  • Педагоги должны стараться не выделять отдельных детей, не «заводить» себе «любимчиков», потому что дети не всегда понимают, чем «любимчик» лучше их. В этом случае они начинают завидовать захваленному ребёнку, тем самым, ожесточаясь против него. К тому же чаще всего дошкольники хорошо относятся к тем, кого хвалят, и не любят тех, кого постоянно ругают воспитатели.
  • Если детей учить играть вместе, если всегда выслушивать и обиженного, и обидчика, если объединять их совместными мероприятиями (играми, постановками спектаклей), многих проблем можно избежать. Важно обращать внимание на всякие мелкие происшествия в группе, не пренебрегать детскими жалобами, пресекать насмешки.
  • Важно помочь непопулярным детям выявить их значимость для детского коллектива. Так, один ребёнок незаменим в дежурстве, второй, оказывается, отлично поёт, третий занимается гимнастикой, четвертый умеет лепить интересные фигурки и т.д. Именно воспитатель должен знать о способностях дошкольников и помогать им проявлять их.
  • Нельзя обсуждать и оценивать личностные качества детей перед всей группой, высмеивать и сравнивать их. Важно воздерживаться от публичных объявлений и выяснений даже с теми, кто совершил серьёзные проступки (ложь, мелкое воровство). Можно делать это косвенно, обсуждая поступки абстрактного ребёнка, на примерах из жизни, из книг.
  • Очень неприятная вещь для непопулярных детей - это распределение по парам или командам. Воспитатель должен сделать это заранее, не обсуждая состав команды с детьми, даже собственно соревновательной деятельности лучше избегать, если в группе есть отверженные, так как в поражении будут считать виноватыми именно их.
  • Не стоит забывать, что отношения в группе зависят от тактики, выбранной воспитателем с первых дней.
  • Конечно, «лечить» нужно не только обиженных, но и весь коллектив, проводя разные мероприятия по развитию терпимости, вовлекая непопулярных детей в процесс, поощряя их активность.
  • Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо. Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача воспитателя - пресечь появление и использование обидных прозвищ в группе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить беседу на эту тему.

Если в целом подвести итог, то можно порекомендовать при проведении игровых занятий в группе необходимо, активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внегрупповую деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для группы. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива.

Педагогу нужно помочь детям увидеть в "непопулярном" привлекательные стороны, увидеть его другими глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями - Тема"Как помочь своим детям справиться с психологическими проблемами."

Работа с родителями - консультация для родителей.Как помочь своим детям справиться с психологическими проблемами?Как создать нужную эмоциональную атмосферу в доме, которую может почувствовать даже реб...

Как помочь ребенку, пережившему психологическую травму.

Рекомендации родителям и воспитателям....

Презентация "Психологическая готовность ребенка к обучению в школе или как помочь ребенку стать успешным."

«Быть готовым к школе - не значит умение читать, считать и писать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л. А  Тест для родителей....

Психологический инструктаж "Защитим детей от насилия"

Формы жестокого обращения с детьми. Факторы риска. Как защитить ребенка. Нормативные документы....