Рабочая программа дошкольного образования по саморазвитию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Терентьева Валерия Евгеньевна

Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. 

Также одной из важнейших  задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_nachal_ekologicheskoy_kultury_doshkolnikov.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено:

Приказом по МОБУ

«Кудровская СОШ №1»

№________ от _________

Рабочая программа

дошкольного образования

по саморазвитию

«Формирование начал экологической культуры дошкольников»

детей подготовительной группы «Почемучки»

на 2016-2017 учебный год

Муниципального общеобразовательного бюджетного

Учреждения «Кудровская средняя общеобразовательная школа №1»

Принято:

На педагогическом совете

Протокол №1 от 25.08.2016 г

Программу составила:

                                                                                                                              Терентьева В.Е.

Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Цель программы  – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу  по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи:

– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.

– Расширение и систематизация элементарных географических, естественнонаучных и экологических представлений дошкольников.

– Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.

– Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.

– Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

– Освоение традиционных и нетрадиционных приёмов изобразительного искусства.

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. 

Также одной из важнейших  задач экологического образования – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. Необходимо искоренять потребительское отношение к природе.

Ожидаемые результаты

Ребенок:

  • проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;
  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);
  • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.;
  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
  • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:

– экологические занятия;

– экологические экскурсии;

– уроки доброты;

– уроки мышления;

– экологические конкурсы;

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– трудовой десант;

– коллекционирование;

– экологические праздники;

– экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);

– экологические сказки;

– инсценировки.

Материально-техническое обеспечение программы.

-книги и наглядные пособия;

-произведения искусства;

-игры и игрушки.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь – май

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

Анализ изученной литературы  (в плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь

1. Комплектование группы, диагностика;

2. Беседа о временах года, об осени, о признаках осени.

3. Беседа «Осень в музыке, живописи и поэзии». Рассматривание репродукций И.Левитана"Золотая осень", «Осень».Аудиозапись пьесы П. И. Чайковского“Октябрь. Осенняя песня” из цикла “Времена года”,2-й части концерта для скрипки с оркестром А. Вивальди “Осень” из цикла “Времена года”. Слушание стихотворения Ф.И.Тютчева «Осень», И.Бунина «Осень».

4. Наблюдение за признаками осени на прогулке;

5. Чтение произведения  С. Воронина «Моя берёза»;

6. Соберем семена садовых цветов;

7. Коллективная творческая работа.

Определение уровня экологической воспитанности детей.

Беседа, презентация.

Прослушивание музыки, слушание стихотворений, рассматривание репродукций.

Наблюдение за природой на улице, зарисовка увиденного в дневнике наблюдений.

Анализ прочитанного произведения.

Обращать внимание детей на появление у растений семян на месте цветов (на примере петунии и бархатцев);

Умение передавать в творчестве особенности сезонных явлений.

Октябрь

1. Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем;

2. Посадка луковиц тюльпанов цветов на участке;

3. Мастер-класс «Дождемер своими руками»

4. Занятие-опыт «Облако в банке»;

5. Комплексное занятие «Растения в нашем природном уголке».

Формирование умения замечать сезонные изменения, определять характер погод.

Совместная посадка луковиц цветов на участке;

Изготовление  из бросового материала дождемера для метеорологического уголка;

С помощью эксперимента сформировать представление о том, как образуются облака.

Уточнение представлений о комнатных растениях и условиях их жизни.

Ноябрь

  1. Беседа о зимующих и перелетных птицах.
  2. Экологическая игра «Птицы, рыбы, звери»
  3. Изготовление книжки-малышки «Птицы вокруг нас»

  1. Изготовление гербария осенних листьев.
  2. Начало зимней подкормки птиц, обустройство кормушки
  3. Чтение рассказов В.Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…»

Расширение представлений о видах птиц, их приспособленности к условиям зимы.

Создание пособия «Деревья и кустарники родного края»

Воспитание сочувствия к птицам, бережного отношения к природе.

Уточнение и расширение представлений о зимних явлениях природы. Приобщение к прослушиванию чтения природоведческих произведений В.Бианки.

Декабрь

  1. Беседа о зиме, признаках зимы.
  2. Беседа «Зима в музыке, живописи и поэзии»;
  3. Наблюдение за признаками зимы на прогулке;
  4. Чтение произведения  С. Воронина «Моя берёза». Обсуждение прочитанного;
  5. Комплексное занятие «Станем юными защитниками природы»;
  6. Цикл наблюдений за снегом, льдом, водой. Опыты.
  7. Чтение экологической сказки «Разве озеро-свалка?»;

Приобщение к прослушиванию чтения природоведческой литературы, прослеживание сезонных изменений в состоянии дерева.

Воспитание доброго отношения к людям и природе; знакомство с жанром плаката.

Расширение представлений о воде, ее свойствах и различных состояниях

Январь

  1. Коллективная работа «Зимний лес»;
  2. Занятие «Как лесные звери - белка, заяц, медведь, лиса – проводят зиму в лесу»;
  3. Комплексное занятие «Как лесник заботится о лесе»;
  4. Чтение экологической сказки Л.Путилиной «Про зиму».

Рассматривание картин с зимними пейзажами. Выполнение творческой работы.

Формирование представлений о приспособленности лесных зверей в зимнее время.

Февраль

1.Посадка рассады (сажаем семена петунии);

2.Наблюдение за рассадой, уход;

3. «Огород на подоконнике», цикл наблюдений за прорастающим луком.

4.Комплексное занятие «Лес-это дом для многих жильцов»;

5.Начало чтения книги В.Бианки «Синичкин календарь»;

6.Комплексное занятие «Прошла зима холодная».

Воспитание интереса к выращиванию растений, проведению опытов.

Формирование представлений о лесе как о сообществе растений и животных, их взаимосвязи.

Воспитание интереса к природе и произведениям В. Бианки;

Уточнение представлений о зиме, развитие восприятия красоты природы.

Март

1.Наблюдение за рассадой цветов;

2.Беседа «Весна в музыке, живописи и поэзии»;

3.Подготовка и проведение занятия «Наши четвероногие друзья»;

4. Продолжение чтения произведения В.Бианки «Синичкин календарь»;

5.Посадка рассады однолетних цветов.

Воспитание интереса к выращиванию растений.

Приобщение к прослушиванию чтения природоведческой литературы, прослеживание сезонных изменений;

Формирование представлений о собаках, как о домашних животных и умных помощниках человека;

Уточнение представлений о зимних явлениях природы;

Воспитание интереса к выращиванию растений.

Апрель

1.Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений;

2.Уход за рассадой однолетних цветов;

3.Ежегодная весенняя пересадка комнатных цветов

4.Комплексное занятие «Весна в жизни зверей»;

5.Подготовка к празднику Дня Земли. Праздник юных любителей природы.

6.Чтение экологической сказки «Любопытное солнце»

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте»;

Воспитание интереса к выращиванию растений;

Уточнение и расширение представлений о жизни лесных животных.

Формирование представлений о планете как доме для всех людей, воспитание любви к природе, желания ее сберечь.

Май

1.Пересадка рассады на участок;

2.Комплексное занятие «Береги деревянные предметы»;

3.Недельный цикл наблюдений за явлениями природы и работа с календарем;

4.Комплексное занятие «Весна кончается - лето начинается»

5.Диагностика

Воспитание интереса к выращиванию растений;

Расширение представлений об изготовлении предметов из дерева и бережном обращении с ними.

Определение погоды и сезонного состояния живой природы в мае, развитие наблюдательности;

Уточнение и обобщение представлений о весне- быстро меняющихся условий жизни и приспособленности растений и животных к ним. Развитие эстетического восприятия природы.

Определение уровня экологической воспитанности в конце учебного года.

Работа с семьёй

Сентябрь-май

  1. Сбор макулатуры;
  2. Организация экологической тропы на территории детского сада;
  3. Сбор информации для создания картотеки опытов, экспериментов, дидактических игр.

Формирование и развитие экологической культуры у воспитанников.

Экономия природных ресурсов (деревьев, воды, электричества) за счёт сдачи во вторичную переработку макулатуры.

Повышение экологического сознания у родителей и воспитанников ДО.

Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет

Сентябрь

  1. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал;
  2. Совместная посадка цветов на участке

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

  1. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;
  2. Посадка березы на участке;
  3. Субботник.

Газета для любознательных родителей.

Повышение экологического сознания у родителей и воспитанников ДО.

Ноябрь

  1. Изготовление книжки-малышки «Птицы родного края»;
  2. Совместная организация стенда « Сохраним мир в чистоте»

Пополнение библиотеки в уголке природы.

Декабрь

Папка-передвижка « Зимние прогулки с детьми».

Информац.-просветит.

Январь

  1. Папка-передвижка «На личном примере»;
  2. Изготовление книжки-малышки «Лесные жители».

Информац.-просветит.;

Пополнение библиотеки в уголке природы.

Февраль

Открытое занятие «Сеем, сеем, посеваем».

Совместный досуг. Посадка семян однолетних цветов на рассаду.

Март

Конкурс «Сказочный герой из бросового материала».

Создание сказочных персонажей для экологической тропы из бросового материала, формление сказочного уголка на участке.

Апрель

  1. Субботник;
  2. Посадили мы цветы небывалой красоты»

Совместный труд родителей и воспитанников на участке.

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Самореализация

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение экологической культуры в развитии ребенка».

Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к экологии».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Отчет о проделанной работе.

Выступление на педсовете, презентация

Список используемой литературы.

  1. Парциальная программа «Юный эколог» , МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016
  2. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы в подготовительной группе детского сада »,   МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016
  3. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах» Н. В. Нищева, ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
  4. «Экологический марафон: игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы» С.В. Турыгина, ООО «Издательство «Феникс», 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по саморазвитию "Формирование начал экологической культуры"

Саморазвитие личности начинается именно с раннего возраста, и именно по этой причине, образовательные программы сегодня в своем составе содержат методики, которые позволяют с раннего возраста ак...

«Формирование начал экологической культуры дошкольников с приобщением к мордовским традициям»

Полушкина Елена Викторовна, воспитатель ОСП «Детский сад №1»МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района «Форм...

Презентация "Отчет по самообразованию на тему "Формирование начал экологической культуры дошкольников""

В презентации представлены примеры дидактических игр,формирующих экологическое сознание дошкольников....

Формирование начал экологической культуры дошкольников.

Формирование начал экологической культуры дошкольников.Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек может жить не только в природной среде, но в среде, созданной кул...

Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»

Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Тема: «Формирование начал экологической культуры дошкольников».

Тема: «Формирование начал  экологической культуры  дошкольников»....

Статья для педагогов "Формирование начал экологической культуры дошкольников "

В современном мире, где проблемы окружающей среды все более остро встают перед человечеством, необходимо учить детей заботиться о планете и быть ответственными экологически гражданами....