«Формирование начал экологической культуры дошкольников с приобщением к мордовским традициям»
статья по окружающему миру
Полушкина Елена Викторовна, воспитатель ОСП «Детский сад №1»
МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района
«Формирование начал экологической культуры дошкольников с приобщением к мордовским традициям»
Формирование начал экологической культуры дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Учитывая всё выше сказанное, воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать следующие педагогические условия:
Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова, и. Н. Пономарева и др.).
Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.
Целью экологического образования является формирование у детей 6-7 лет системы экологических представлений, приобщение их к истокам народной культуры через ознакомление с обычаями, традициями мордовского народа и включение в деятельность по сохранению и улучшению природной среды.
Раскрываются особенности географического положения Мордовии, климата, почвы, многообразия животного и растительного мира. Детям даются знания о народе, населяющем мордовский край (эрзя, мокша), его языке, этнических особенностях, культуре, обрядах, традициях, основных занятиях; о разумном, гуманном и ответственном отношении к родной земле - «Мастораве» («мать-земля»), к окружающей живой и неживой природе, к труду; о единении с природой, приумножении ее богатств; об экологической ситуации в республике; о заповедных местах и заказниках, Красной книге. В работах мордовских ученых Н.Ф. Беляевой, Э.М. Бларакиной, М.Е. Евсевьева, А.И. Маскаева, Н.Ф. Мокшина, К.Т. Самородова, Н.В. Талдина, Э.Н. Таракиной и др. содержится ценный материал по этнопедагогике мордвы. В исследованиях Г.А. Куршевой, С.Н. Черябкиной и др., посвященных использованию мордовского фольклора в обучении детей разным видам деятельности (художественно-речевая в детских садах, экологическая в начальных и старших классах), анализируются воспитательные функции фольклора, народных традиций и их реализация в практике современной школы и дошкольных образовательных учреждений .
Экологическое образование детей дошкольного возраста - это приобщение к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях, и традициях; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде и экологосообразного поведения.
Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности .
В основу программы экологического образования детей положены национальный и краеведческий аспекты изучения природы. Методологическим обоснованием программы послужили: педагогическая концепция воспитания (Т.Н. Волков), основанная на идеях гуманизации и демократизации педагогического процесса с учетом национальных особенностей региона; положения Закона «Об образовании» и «Концепции воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия» о необходимости обогащения учебно-воспитательной работы элементами национальной культуры и использования ее традиций.
Целью программы экологического образования является формирование у детей 6-7 лет системы экологических представлений, приобщение их к истокам народной культуры через ознакомление с обычаями, традициями мордовского народа и включение в деятельность по сохранению и улучшению природной среды.
В содержании программы раскрываются особенности географического положения Мордовии, климата, почвы, многообразия животного и растительного мира. Детям даются знания о народе, населяющем мордовский край (эрзя, мокша), его языке, этнических особенностях, культуре, обрядах, традициях, основных занятиях; о разумном, гуманном и ответственном отношении к родной земле - «Мастор-аве» («мать-земля»), к окружающей живой и неживой природе, к труду; о единении с природой, приумножении ее богатств; об экологической ситуации в республике; о заповедных местах и заказниках, Красной книге.
Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, владеет методикой - профессиональными навыками развития у маленьких детей начал экологической культуры.
Дошкольное экологическое образование заключается в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения .
В республике, по данным последней переписи населения, основными этническими группами являются русские (60,8%), мордва (32,5%), татары (4,9%). Национальные культуры этих народов, имеющие наряду с общечеловеческим содержанием национальную специфику, развиваются в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. Их богатства, в частности, опыт народной педагогики, должны быть широко использованы в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Список использованных источников
Зыкова О.А. Экологическая культура воспитателя детского сада // Современное дошкольное образование. Теория и практика , 2011 №3 с. 62-65
Козлов В.И. Этническая экология: теория и практика Темат. сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; [Ред-кол. В. И. Козлов (отв. ред.) и др.] М.: Наука, 1991 373с.
Кондратьева Т.Н. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста (по материалам республики Мордовия): дис. М. 2006
Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки, изд-во «ТЦ Сфера», 2014 – 96с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbu_dpo_rm.odt | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Полушкина Елена Викторовна, воспитатель ОСП «Детский сад №1»
МБДОУ «Большеберезниковский детский сад «Теремок» Большеберезниковского муниципального района
«Формирование начал экологической культуры дошкольников с приобщением к мордовским традициям»
Формирование начал экологической культуры дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
В сегодняшней жизни, когда вся биосфера пронизана активностью человека, важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения с самого раннего возраста. Чем раньше мы начинаем вводить в мир маленьких детей, тем успешнее будет происходить у них формирование культуры общения с миром растений и животных.
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
В дошкольные годы необходимо воспитание потребностей, поведения и деятельности, направленных на соблюдение здорового образа жизни, улучшения состояния окружающей среды. Ребенок должен получить начальные сведения о природе и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воздуха, земли, воды.
Природа - необходимое условие становления целостной личности. Сведения о природе имеют большое значение в формировании начинаний экологической культуры, в воспитании разносторонней гармоничной личности, ориентированной на воссоздание экологической культуры общества, комплексный подход, который предусматривает развитие чувственной сферы, усвоения определенного круга знаний и овладения практическими умениями.
Учитывая всё выше сказанное, воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Воспитание начал экологической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется успешно, если создать следующие педагогические условия:
Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь, природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы, т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые существуют между ними.
Давать экологические знания в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Для теоретического обоснования методики экологического воспитания дошкольников, формирования у детей начал экологической культуры на данном этапе имеет значение позиция тех исследователей, которые в качестве ключевых идей (ключевых понятий) экологического образования выделяют ведущие положения биоэкологии - первоосновы экологического знания (Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина, Н. М. Чернова, и. Н. Пономарева и др.).
Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.
Целью экологического образования является формирование у детей 6-7 лет системы экологических представлений, приобщение их к истокам народной культуры через ознакомление с обычаями, традициями мордовского народа и включение в деятельность по сохранению и улучшению природной среды.
Раскрываются особенности географического положения Мордовии, климата, почвы, многообразия животного и растительного мира. Детям даются знания о народе, населяющем мордовский край (эрзя, мокша), его языке, этнических особенностях, культуре, обрядах, традициях, основных занятиях; о разумном, гуманном и ответственном отношении к родной земле - «Мастораве» («мать-земля»), к окружающей живой и неживой природе, к труду; о единении с природой, приумножении ее богатств; об экологической ситуации в республике; о заповедных местах и заказниках, Красной книге. В работах мордовских ученых Н.Ф. Беляевой, Э.М. Бларакиной, М.Е. Евсевьева, А.И. Маскаева, Н.Ф. Мокшина, К.Т. Самородова, Н.В. Талдина, Э.Н. Таракиной и др. содержится ценный материал по этнопедагогике мордвы. В исследованиях Г.А. Куршевой, С.Н. Черябкиной и др., посвященных использованию мордовского фольклора в обучении детей разным видам деятельности (художественно-речевая в детских садах, экологическая в начальных и старших классах), анализируются воспитательные функции фольклора, народных традиций и их реализация в практике современной школы и дошкольных образовательных учреждений .
Экологическое образование детей дошкольного возраста - это приобщение к духовно-нравственному наследию и культуре своего народа; формирование интереса к природе родного края, системы знаний о ее многообразии и сложившихся народных обычаях, и традициях; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде и экологосообразного поведения.
Понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности .
В основу программы экологического образования детей положены национальный и краеведческий аспекты изучения природы. Методологическим обоснованием программы послужили: педагогическая концепция воспитания (Т.Н. Волков), основанная на идеях гуманизации и демократизации педагогического процесса с учетом национальных особенностей региона; положения Закона «Об образовании» и «Концепции воспитания учащейся молодежи Республики Мордовия» о необходимости обогащения учебно-воспитательной работы элементами национальной культуры и использования ее традиций.
Целью программы экологического образования является формирование у детей 6-7 лет системы экологических представлений, приобщение их к истокам народной культуры через ознакомление с обычаями, традициями мордовского народа и включение в деятельность по сохранению и улучшению природной среды.
В содержании программы раскрываются особенности географического положения Мордовии, климата, почвы, многообразия животного и растительного мира. Детям даются знания о народе, населяющем мордовский край (эрзя, мокша), его языке, этнических особенностях, культуре, обрядах, традициях, основных занятиях; о разумном, гуманном и ответственном отношении к родной земле - «Мастор-аве» («мать-земля»), к окружающей живой и неживой природе, к труду; о единении с природой, приумножении ее богатств; об экологической ситуации в республике; о заповедных местах и заказниках, Красной книге.
Воспитатель, является носителем экологической культуры. Он понимает экологическую ситуацию планеты, страны и своего региона, знает свою гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию и практическую готовность ее изменить, владеет методикой - профессиональными навыками развития у маленьких детей начал экологической культуры.
Дошкольное экологическое образование заключается в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения .
В республике, по данным последней переписи населения, основными этническими группами являются русские (60,8%), мордва (32,5%), татары (4,9%). Национальные культуры этих народов, имеющие наряду с общечеловеческим содержанием национальную специфику, развиваются в тесной взаимосвязи и взаимопроникновении. Их богатства, в частности, опыт народной педагогики, должны быть широко использованы в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Список использованных источников
Зыкова О.А. Экологическая культура воспитателя детского сада // Современное дошкольное образование. Теория и практика , 2011 №3 с. 62-65
Козлов В.И. Этническая экология: теория и практика Темат. сб. ст. / АН СССР, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая; [Ред-кол. В. И. Козлов (отв. ред.) и др.] М.: Наука, 1991 373с.
Кондратьева Т.Н. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста (по материалам республики Мордовия): дис. М. 2006
Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы Минобрнауки, изд-во «ТЦ Сфера», 2014 – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дошкольного образования по саморазвитию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Экологическая культура – это одно из важнейших направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.Экология – это наука о взаимосвязях живы...
Презентация "Отчет по самообразованию на тему "Формирование начал экологической культуры дошкольников""
В презентации представлены примеры дидактических игр,формирующих экологическое сознание дошкольников....
Формирование начал экологической культуры дошкольников.
Формирование начал экологической культуры дошкольников.Экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей среды. Человек может жить не только в природной среде, но в среде, созданной кул...
Отчет по самообразованию «Формирование начал экологической культуры дошкольников»
Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...
Тема: «Формирование начал экологической культуры дошкольников».
Тема: «Формирование начал экологической культуры дошкольников»....
Статья для педагогов "Формирование начал экологической культуры дошкольников "
В современном мире, где проблемы окружающей среды все более остро встают перед человечеством, необходимо учить детей заботиться о планете и быть ответственными экологически гражданами....
«Формирование начал экологической культуры дошкольников»
формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу по-хозяйски, а значит, бережн...