Главные вкладки

    Сказка, как способ передачи духовно-нравственного опыта.
    консультация на тему

    Овечкина Елена Анатольевна

    С самого раннего возраста, сказка входит в жизнь ребенка и сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений и миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев сказок, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с окружающими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Таким образом, сказка является незаменимым инструментом формирования нравственнно здоровой личности ребенка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazka2.docx16.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сказка, как способ передачи духовно-нравственного опыта. 

                                  Какой глубокий смысл в народных сказках:

        Добро в них побеждает зло,

                       И жизнь тогда становится прекрасной,

         И на душе становиться светло

    И действительно, нравственная основа всех сказок - победа добра над злом.  Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок! Так сказано в народной пословице, ведь родившись в далекие времена, вобрав в себя всю народную мудрость, сказка дает нам большой ценный опыт познания законов бытия.  

    Издревле сказки, сказы и легенды возникали не на пустом месте, и не просто, как забава. Это труд целого ряда поколений, передававшего из уст в уста традиции народа, быта, понятия основных законов жизни.  Осуществлялась связь поколений и временного пространства. Сказка это волшебство, а волшебство – это ещё превращение. В сказке - реальное, а в жизни внешне не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Многие ли интересовались, а в чем собственно состоит урок? 

      Уроки из сказок можно извлекать разнообразные и поучительные. Например, главные герои Русских народных сказок начинают свой путь к счастью с конкретных поступков (реальных практических действий)! В таких известных сказках  как «По щучьему велению», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Конек-Горбунок» и других, мы видим, что Емеля, старик, Иван-дурак совершали, каждый свой, поступки. Емеля слез с печи и пошел за водой, старик закинул свой невод в море, Иван поймал златогривую кобылицу. Таким образом, как гласит народная мудрость - «под лежачий камень вода не течет».

    Емеля отпустил щуку, старик – золотую рыбку, Иван – златогривую кобылицу. Таким образом, отказавшись от каких- то «благ» в пользу добрых поступков, герои сказок были вознаграждены поддержкой в делах от «высших сил». Напротив, корыстолюбивые персонажи сказок, как правило, либо остаются у «разбитого корыта» как старуха, либо исчезают из повествования, как средний и старший брат Ивана.
    Но эта мудрость «на поверхности». Есть еще глубокий, образный смысл русских сказок. Например, Дед и баба – это символы женского и мужского начала, и многие сказки говорят о том, что только в единении мужского и женского, двух половин одного целого, возможна природная гармония. В единстве мужского и женского возможна победа над дисгармонией мира, над сказочным злом, нам темными силами.

    Важны отдельные символические образы, которыми наполнены русские сказки. Очень показательна сказка «Репка», которая символизирует крепкую связь разных поколений.

     Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, свою Родину с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

    Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность - единство дела, мысли, чувства - противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает  жизнь серой, скучной, прозаической.

     В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…".

     В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Таким образом, слушая сказки в детстве, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активирован в случае необходимости, а не будет ситуации – так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.  Именно через сказку наименее безболезненно и наиболее эффективно передаются основные моральные и этические нормы, характерные для того или иного народа  

    Таким образом, чтобы ожила, та невидимая связь с последующими поколениями, где все лучшее в человеке берет верх над невежеством и он понимает свое истинное предназначение, нужно, чтобы сказки не исчезли из нашего уклада. А читаете ли вы своему ребенку русские народные сказки?  Некогда? Да и сейчас 21 век! Телевизор, фильмы и интернет! Какие сказки?!
    Кто такие русские? В паспорте нет национальности. И все-таки русский народ есть. А еще есть русский человек. Человек не может быть вне народа. Иначе он становится Маугли. В русских народных сказках изначально заложены передача опыта, плана действий и объяснение происходящего, а значит польза сказок безмерна. Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. И пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру.

    Основоположник российской этнопедагогики Геннадий Николаевич Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу

      Чем больше добрых дел, тем ближе к Богу.

                                                         Чем меньше зависти, упреков и обид,

                                                    Тем легче отыскать нам ту дорогу,

                                                                      Где нас Господь спасет и сохранит

    . 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей»

    Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ...

    «В гостях у сказки» Творческий проект по духовно – нравственному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

    Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего дошкольного возраста, а также является средством гуманнизации воспитательного процесса поср...

    Консультация для родителей «Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»

    Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина –это его сказки. Можно сказать, что...

    Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

    Материалы по реализации проекта «Народная сказка как средство развития духовно-нравственных понятий и ценностей у детей  старшего дошкольного  возраста»...

    Сказки для дошкольников по духовно-нравственному воспитанию

    Добрые сказки по духовно-нравственному воспитанию дошкольников играют большую роль в воспитании детей. Данные сказки учат добру, человечности, дают ответы на вопросы детей....

    Статья «Сказка как средство формирования духовно-нравственных представлений детей»

    В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценно...

    Выступление на семинаре для педагогов дошкольных учреждений ЗАТО Озерный На тему: Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.

    Региональный компонент как способ формирования духовно-нравственных компетенций у дошкольников.Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравс...