ДОКЛАД Тема: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математики»
учебно-методический материал на тему

Инякина Ольга Дмитриевна

 

ДОКЛАД

 

Тема: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математики»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад с. Черкассы

Елецкого муниципального района

ДОКЛАД

Тема: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математики»

Подготовила: Инякина Ольга Дмитриевна

2015 г.

 Использование дидактических игр

 Основное назначение д/и  это -  обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур,  и т.д.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Дидактические игры  условно делятся на следующие группы:

1.  Игры с цифрами и числами

2.  Игры путешествие во времени

3.  Игры на ориентирование в пространстве

4.  Игры с геометрическими фигурами

5.  Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов.

Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Перед началом игры  задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Для закрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д.

Вторая группа  игр , это игры – путешествие во времени они служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.

Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве.

Также научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами вверху, внизу,  учились на занятии «Куда спряталась мышка».

Интересными получились занятия:  «Путешествие»,  «Куда пойдешь, то и найдешь»,  «Построим мост».

Усвоение математических представлений тесно связано с овладением речью и воспитанием мыслительных процессов. Малыш постоянно учится объяснять ход выполнения заданий и свои действия. Полученные умения он имеет возможность закреплять и в повседневной жизни как в детском саду, так и в семье.

Часто провожу математические игры на свежем воздухе. Вместе с детьми на прогулке слепили снежки. Затем предлагала подбросить их вверх. Кто бросил выше? Ниже? Следила за тем, чтобы дети в речи отражали высоту полета. Если снег нелипкий, снежки заменяла мячами.

Так же на прогулке дети одной группы нарисовали дорожки разной длины, дети другой группы рядом с этими тропинками  рисуют свои,  которые должны быть короче, чем те, что уже нарисованы. Этим заданием закреплялось понятие длиннее – короче.

При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя, Буратино, Петрушки..

 Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» ( поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

В группе есть: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами, таблицы с геометрическими фигурами. Используются игры на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Палочки Кюизенера, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

 Решаются следующие задачи:

- целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

- воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

 В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации,   папки-передвижки для родителей: «Дидактические игры в детском саду».  Консультации для родителей: «Развитие математических способностей у дошкольников», «Математика дома», «Математика в повседневной жизни».

В результате изучения темы: «Влияние дидактических игр в обучении детей основам математике», сделала выводы, что работа по формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста должна осуществляться систематически и последовательно, включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (утренний прием, одевание, раздевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии.

Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с детьми по формирование элементарных математических представлений. Следовательно, работа должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.

Перспективы на 2015-2016 учебный год:

1. Продолжить работу по теме: «Дидактические игры в обучении детей основами математики». (согласно возрастной группе) ;

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;

3. Изучать новинки методической литературы.

4. Продолжать работу с родителями по ФЭМП.

Работа с родителями

Составляется диагностическая карта, где я ставлю перед родителями задачи:

  • Выявление навыков счёта у своего ребёнка;
  • Выявление знания цифр;
  • Выявление  умений соотносить  количество  предметов  с
    цифрой;
  • Выявление умений сравнивать две группы предметов, по- разному расположенных;
  • Знание геометрических фигур;
  • Умений ориентироваться во времени, называть части суток.
    После    каждой    проведённой   темы,    рекомендую   для родителей продолжать разговор дома.

        Родителей         просвещаем         через         наглядность, консультации, практические рекомендации.

Перспективный план прилагаю.

Основной моей задачей в работе с родителями является следующее - заинтересовать родителей работать с детьми дома с целью коррекции имеющихся у ребёнка нарушений и подготовки его к успешному обучению в школе.  

Проводила ряд индивидуальных консультаций для родителей.  На групповой  консультации в средней группе было показано занятие по математике, где родители становились участниками многих заданий и игр.  В совместной деятельности  была показана  деятельность воспитателя  с детьми.

К сожалению, не все родители добросовестно относятся к домашним заданиям, проявляют интерес к жизни ребёнка в детском учреждении, к его успехам или неудачам. Конечно же, если бы работа, которая проводится в детском учреждении закреплялась, а ещё лучше углублялась и расширялась дома, у 2/3 детей нашей группы результаты были бы гораздо выше.

Задачи на будущее:

Изучая материал и работая по теме, хочется продолжить работу с целью подбора эффективного сочетания методов и приёмов для более успешной организации коррекции воспитания и обучения наших детей. Необходимо углубить и расширить работу по подбору дидактических материалов и игр по разделам «Количество и счёт», «Дни недели», «Части суток». Ввести информационный стенд для родителей, где можно комплексно отразить работу всего педагогического состава группы.

ВыводСчитаю, что работа по этой теме помогает мне организовать процесс коррекции обучения и воспитания более эффективно, а главное интересно и разнообразно. Так, играя на занятии, дошкольники овладевают действительно сложными мыслительными операциями, познают новое, а самое главное у них возрастает интерес к учёбе.

Литература.

Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет. -  М., 2004.

Ерофеева Т.И.  и др.  Математика для дошкольников. – М., 1994.

Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.

Математическая подготовка детей в дошкольном учреждении / Под ред. В.В. Даниловой. – М., 1988.

Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М., 1997.

Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.

Новикова В.П. Математика в детском саду. Мл., ср. дошк. возраст. – М., 2000.

Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. – из опыта работы / Под ред. М.И. Земцовой. – М., 1978.

Плаксина Л.и. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения. – М., 1999.

Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования) / под ред. Л.А. Венгера. – М.,1980.

Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений  IV вида (для детей с нарушением зрения)  программы детского сада коррекционная работа в детском саду. / Под ред.  Л.И. Плаксиной.- М., 2003.

Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1980.

Солнцева Л.И. введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и школьного возраста. – М., 1999.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста / под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. – М., 1980.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А.А. Столяра. – М., 1988.

Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики"

Цель: изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.Задачи: 1. Повысить  собственный уровень знаний путём изучени...

Тема самообразования "Дидактическая игра в обучении детей основам математики".

Этот материал содержит план самообразования воспитателя. План работы с детьми старшей группы по формированию элементарных математических представлений....

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

ОТЧЕТ о выступлении  «Дидактические игры в обучении детей основам математики»...

Тема: Дидактические игры в обучении детей основам математике.

Виды дидактических игр. Задачи, и способы их решения....

"Дидактические игры в обучении детей основам математики"

Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим,а следовательно, предсказуем для человека....

Конспект занятия на тему : «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы .

Цель: Обучать детей основам математики через дидактическую игру, развитие интеллектуальных способностей....