Развивающая среда дома
консультация (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Жидкова Мария Михайловна

У многих родителей возникает вопрос :" Как организовать игровое пространство дома?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_na_rabotu.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметная среда дома.                                                                

Проблема:

Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье развивающую среду, т.е. какую обстановку в которой бы ребенок более активно и быстрее позвал окружающий мир во всем его взаимодействии  и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых?

Решение проблемы:

Ну-ка зеркальце скажи…

Очень важно организовать детское зеркало, лучшее трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. С помощью трельяжа ребенок может и должен увидеть себя сбоку, т.е. в профиль. Это своего рода адаптация внешнего вида к самому себе. На полочке рядом хорошо бы поместить маленькое зеркальце с ручкой. Оно поможет малышу видеть себя сзади. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учиться приводить себя в порядок и, наоборот, вернувшись с прогулки, дошкольник осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. Тут же в прихожей  помещается на обувной полке щетка и ложка для обуви. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начинает формироваться культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности.

Мешочек добрых дел

В наше время добрые чувства у дошкольников становятся все более дефицитными, нам важно не опоздать, сделать самое главное дело - заложить семена доброты. Мы рекомендуем использовать идею Ш.А. Амонашвили и организовать мешочек добрых дел. Обыкновенный, но яркий, симпатичный. И рядом коробочку с наличием мелких предметов, например, камешков, ракушек. За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги подводятся еженедельно. Для взрослых главное - вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку, когда вы вместе подсчитаете, сколько у него в мешочке камешков.

Важность детских плечиков

Где хранить детскую одежду на каждый день? Все храниться в шкафу, а то, что относиться сегодня – на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает всю одежду туда. Но лучший вариант приобрести детские плечики. Количество таких плечиков сообразуется с количеством одежды.  Её размещение по сезонам воспитывает внешнюю культуру поведения, бережливость и аккуратность.

Альбомы по интересам

Как узнать интересы ребенка, развивать их, формировать? Мы предлагаем идти путем проб и ошибок. С этой целью советуем приобрести несколько альбомчиков. А дальше предложить собирать и наклеивать:

-фантики от конфет,

-открытки с изображением цветов,

-картинки с изображением машин,

-иллюстрации с изображением игрушек,

-иллюстрации с изображением животных и так далее. Работу эту надо делать ненавязчиво, необязательно, по мере возникновения желания самого ребенка и косвенно руководить этим  процессом. Пусть ребенок в дальнейшем бросит заниматься этим делом, а интерес у него

появиться совсем в другом - такие занятия обязательно оставят положительный след.

Ведь собирать по теме - значит систематизировать, обобщать, углублять детские познания.

Детская лаборатория это серьезно.
Ребенок сам по себе исследователь. Очень часто он ломает игрушку, раздевает куклу, пытаясь исследовать предмет, попавший к нему в руки. И почти всегда получает замечание  от взрослых которое ,  как правило, остается без положительных последствий. Так как через некоторое время ребенок опять будет исследовать. И это явление надо всячески поддерживать. Необходимо создать элементарную детскую лабораторию.  То есть собрать в ящичке или на специальной полочке нужные для детского исследования предметы: магниты, уже  не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны и другое. Организуя эту лабораторию,  нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способ действия, т. е. для чего нужно, где и как используется. Водить предметы рекомендуется по одному, через 2 и более неделю.

«Уголок ребусов, шарад, головоломок»
Хотим ли мы умного ребенка? - на этот вопрос все ответят положительно. Значит, вы, уважаемые родители согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок.  Сейчас все больше появляется  книжек, альбомов, живых букварей, рабочих тетрадей по математике, природе, где имеют место развивающие картинки-задания. Важно отобрать материал с учетом возраста дошкольника ( ему 3 – 4 года или 5-6 лет ). Это могут быть сюжетные лабиринты типа  «Как собачке добраться до будки» это могут быть ребусы типа “ Отгадай название  цветка” (что-то заполнив), это могут быть загадочные контуры, завуалированные цифры, буквы. Уголок ребусов нужно постоянно пополнять интересным  материалом, с которым первоначально играют вместе. Ребусы, головоломки на наглядность. Но такой материал предлагается детям старше 5 лет и в том случае, когда у них уже возник стойкий интерес решать такие задачи.

«Звучит музыка»

Зачастую в доме звучит такая музыка , которую любят сами родители. Давайте в связи с этим обратимся к авторитетным исследователям. Из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, т.е. образное мышление. Стоит ли удивляться, что дети, обучающиеся музыке быстрее осваивают иностранный язык, что память у них лучше и запоминают они больше? Это с одной стороны. А с другой? Доктор медицинских наук Ю. Змановский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему. Значит, дома наряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки.

Уголок потерянных вещей.

Он важен для воспитания собранности. Что бы не было у нас Маш- Растеряш, если кто увидит ,что вещь лежит не на месте- сразу же несет ее за это в уголочек. Он будет назиданием для каждого члена семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.

«Книги в вашем доме»

Можно было бы опустить разговор о них, если бы мы с вами на этапе дошкольного возраста в полной мере выполняли основную задачу развития интереса к книгам, вначале рассматривание иллюстраций, слушание содержания, а затем и чтение. И параллельно способствовали бы бережному отношению ко всем книжкам, не только детским. Но такого, к сожалению, нет  и не только родительская в том вина. Существуют мощные соперники книг - телевизор, магнитофон, видеомагнитофон.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома.

До 3-4 лет детей должны окружать книжки – картинки типа раскладушек, с преобладанием иллюстраций и короткого текста («Курочка Ряба», «Сорока-ворона» и т. д )  После 3 лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться 3 – 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для ребенка этого возраста содержанием.

Это, конечно, «Игрушки» А.Барто, «Волк и семеро козлят, «Три медведя», «Репка» и т.д.

Хорошо через две-три недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной книге, причем, с сюрпризом или поощрением.

«Моя родословная, или ленточка моей жизни».

 Мы уже отмечали выше, что детям нравится свое собственное отображение. Значит, на виду, в деткой (при ее наличии) хорошо бы на подставочке иметь меняющиеся собственные фотографии. Еще лучше – когда ребенок постоянно может увидеть перед собой семейную фотографию (мама, папа, я).  Наедине с фотографией открываются возможности общения с родителями - еще раз улыбнуться им, посмотреть  на всех вместе со стороны. Но еще лучше, когда рядом фотографии из нашей родословной. Как раньше бывало – на видном месте, в центре комнаты, была сделана так называемая семейная фотография – прабабушек, дедушек и т.д. Формировалось почтение к родне. Поэтому очень важно найти скромное, но достаточное место и семейным фотографиям, пусть в альбоме, но под рукой. Ведь главное для ребенка в этом вопросе - как родители относятся к своим родителям, к своим корням, к своей родословной.

Наверно, многие родители, прочитав это, скажут, где же найти место для всех этих уголков? На это хочется сразу ответить: «Было бы желание, место найдется и в маленькой квартире, Не верите? Проверьте!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно – развивающей среды дома

Важно создать предметно - развивающую среду для ребёнка дома....

Практическая деятельность детей, педагогов и родителей, как средство интеграции предметно - развивающей среды дома и детского сада. ( Из опыта работы).

Одна из важнейших задач повышения качества дошкольного образования - сотрудничество родителей воспитанников с педагогами. Одним из способов привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграци...

Как организовать развивающую среду дома ( рекомендации для родителей)

Рекомендации для родителей по организации развивающей среды для детей в домашних условиях с примерами....

вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды дома

Данный материал предназначен для консультаций с родителями или выступлении на родительском собрании. В нем идет речь о том как можно организовать развивающую среду для ребенка дома....

Рекомендации для родителей по обогащению предметно-развивающей среды дома

Как же создать в семье развивающую среду, т.е. такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстро познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководст...

Предметно-развивающая среда дома.

Сообщение на родительском собрании по организации образовательной и игровой среды дома....

План-конспект посещения ребенка дошкольного возраста на дому. Тема: «Предметно-развивающая среда дома».

План-конспект посещения ребенка дошкольноговозраста на дому.Тема: «Предметно-развивающая среда дома».Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми п...