Предметно-развивающая среда дома.
статья на тему

Стриканова Людмила Валерьевна

Сообщение на родительском собрании по организации образовательной и игровой среды дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на родительском собрании

«Организация предметно-развивающей среды дома»

                                        Стриканова Л.В.

   Родители – первые воспитатели («Семейный кодекс»), а согласно «Закону об образовании в РФ» участники образовательного процесса. Поэтому,  обязанность родителей - создать дома для ребенка необходимую развивающую среду. Как в домашних условиях это сделать, организовать досуг ребёнка, сделать его личное время интересным и содержательным?

Заглянем в главный документ «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».

В п.3.3 прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде.

п.3.3.1. гласит: «РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного пространства… – материалов, оборудования, инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа…»

    В раннем возрасте ведущая деятельность – предметно-орудийная. Рекомендованы реалистичные, условные игрушки, фигурки животных, предметы-заместители (коробки, кусочки меха из различных тканей, клубки, палочки, брусочки), модули простых форм, крупногабаритные конструкторы, заводные игрушки, игрушки-каталки, нарисованные предметы, конструкторы «Дупло».

   Для развития мелкой моторики своими руками можно сделать различные застежки: кнопки, пуговицы, молнии, шнуровки, приобрести тренажеры, рамки и вкладыши Монтенсори, пазлы из 2- 3-х картинок, массажные и набивные мячи,  пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, различные дидактические наборы.      

   Очень важна в этом возрасте подвижность, развитие движений, поэтому пространство должно быть открытым, свободным для двигательной активности ребенка (п.3.3.2.). При возможности можно приобрести спортивный комплекс «Ранний старт», который дифференцируется для детей от 0 до 4,5 лет и от 3 до 7 лет. При отсутствии такой возможности можно приобрести горку-лесенку.  В раннем возрасте пол – это атлетический манеж для ребенка. Необходимо создать условия для ползания, перепрыгивания (обручи, палки, толстые веревки, мат), спрыгивания (кубы, коробки, ящики), лазания и подлезания (кегли, флажки, дуги, стулья, перекладины), приобрести надувное оборудование. Необходимо иметь некоторый инвентарь для общеразвивающих упражнений: мячи, массажный коврик, гантели (можно использовать бутылочки из под йогурта, насыпав в них песок), погремушки, баскетбольное кольцо.

Важно и музыкальное подкрепление для создания благоприятной эмоционально-насыщеной атмосферы. Это детские песенки, классика для детей, аудиодиски серии «Музыка с мамой», «Аэробика для детей», «Музыкальные коммуникативные игры-забавы» и т.п.  В музыкальном уголке хорошо иметь музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов», набитых разными крупами), деревянные ложки, дудочки, бубен, барабан, гитару, гармошку, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

 

  Ведущая деятельность детей с 3 лет – игра. Поэтому, важно поддерживать спонтанную игру, предоставить ребенку возможность реализоваться самостоятельно в  игре. Для этого рекомендованы ширмы, модули разных геометрических форм, элементы костюмов и аксессуары к ним, наборы масок, пальчиковый или кукольный театр, игрушки серии «БИ-БА-БО», настольный театр,   куски ткани, дощечки, бруски, различные по размеру коробки, веревки, трубки, конструкторы «Лего», строительный материал.

 Рекомендовано создать три зоны: рабочую, активную и спокойную.

Рабочая - для игр и занятий, активная - для развития движений и спокойная -для уединения (п.3.3.2). Зону уединения (уголок уединения) обычно ребенок выбирает сам. Можно купить готовый домик (складной из ткани), но лучше, если ребенок построит его сам или вместе с вами (из покрывала, куска ткани и т.п.).

  В уголке для игр и занятий важно предусмотреть место для  развивающих игр (различные мозаики, пазлы, танграмм, кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, квадраты Воскобовича и др.), сенсорный уголок.

 С 5 лет можно отвести ребенку уголок для развивающих компьютерных игр. Игры можно скачать с детских сайтов «Логозаврия», Дети -66», «Мультимедия для дошколят», «Играемся» и другие.

   Следующий момент п. 3.3.4.

«Развивающая ППС должна быть вариативной, трансформируемой и полифункциональной», чтобы ребенок имел возможность самостоятельно из одного сделать другое, моделировать, действовать, имел возможность выбора. Необходимо насытить среду незавершенными образами, мягкими модулями, различными деталями.

Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Обновлять среду  нужно периодически: сменять игровой материал, добавлять новые предметы (по одному).

   ППС предполагает соответствие всех игровых материалов требованиям безопасности и надежности (п. 33.4).

Сломанные, испорченные игрушки должны быть удалены из игрового пространства ребенка, если нет возможности их отремонтировать или починить.

    Обязательно  дома нужно иметь детскую библиотеку или книжный уголок, и книги соответственно возрасту ребенка. Литературу нужно обновлять периодически, книги с дефектами убирать или «лечить». Чтение, как режимный момент, обязателен ежедневно.

   Очень хорошо иметь дома экологический уголок: природный материал, камешки, ящик с песком, растения и, по возможности, животное.

   Дети очень любят рисовать, поэтому нужен дома уголок изобразительной деятельности или художественного творчества. Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке могут быть трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин или тесто, глину, мелки, фломастеры и «волшебный экран» из круп (манной). Лучше иметь рулон обычных бумажных обоев для рисования на полу, где пространство менее ограничено.

  Важно и эмоциональное значение цвета в комнате. Рекомендованы теплые тона: бежевый, бледно-желтый, бледно-розовый (СанПиН 2.4.1.3049-13).

    Для детей до 3 лет желательно убрать из их комнаты телевизор. Доказано негативное влияние экрана на протекание процессов в коре головного мозга детей раннего возраста.

  Психологическая безопасность детей рекомендует не включать в среду игрушки устрашающего характера, провоцирующие жестокость и агрессию, искаженные уродливые с несоразмерными пропорциями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...