предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении
методическая разработка на тему

Ковальчук Людмила Николаевна

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetno-razvivayushchaya_igrovaya_sreda.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

От кого:

vospitatel@mcfr.ru

Кому: Людмила Ковальчук

Дата: 21 Июн 201018:05:45

Тема: НА: "Конкурс" г.Волжск Республика Марий Эл МДОУ 4

win  koi  mac  utf           Приложения             Перевести

Уважаемый конкурсант!

Оргкомитет Всероссийского конкурса «Методист-новатор-2010» сообщает, что

ваша работа получена в полном объеме и зарегистрирована под № 481

Новости о конкурсе «Методист-новатор-2010» вы можете найти на сайте http://www.menobr.ru/ в разделе Конкурсы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г. Волжск РМЭ

Предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

(материалы Всероссийского конкурса «Методист-новатор-2010»)

Автор: Ковальчук Л.Н., старший воспитатель ДОУ №4

Анкета участника

Ф.И.О. КовальчукЛюдмила Николаевна

Дата рождения 14.01.1958 г.

Образование Средне-специальное

Место работы 425000, г. Волжск. Республика Марий Эл,  ул. Комарова 20

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида №4 «Калинка»

Должность старший воспитатель

Педагогический стаж 29 лет, опыт работы старшим воспитателем 16 лет

Контактные телефоны: рабочий - 8(83631) 4-82-75

e-mail: luda123zxc@mail.ru

адрес проживания     425000 г. Волжск, Республика Марий Эл. ул. Садовая 13

«Игра - это огромное светлое окно, через             которое

в   духовный    мир    ребенка вливается     живительный

поток представлений, понятий об окружающем        мире.

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости  

 и любознательности»

В. А. Сухомлинский

Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру.

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей дошкольного возраста. Концепция дошкольного воспитания определяет игру как самоценную деятельность, дающую дошкольнику свободу выбора, возможность реализовать себя, достичь состояния эмоционального комфорта, причастности к детскому обществу. В концепции дошкольного воспитания игра понимается как своеобразная деятельность детей, в которой они свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом Но возможным это может быть только в случае сохранения за игрой позиции ведущей деятельности детей дошкольного возраста, ведь именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности.. Сегодня личностно-ориентированная модель образования предполагает создание единого игрового пространства с целью познания ребенком ценностей культуры, воспитания эмоций и чувств, красоты, добра в процессе сопереживания и сопричастности к тому, что является объектом учения. Поэтому одним из важных механизмов развития дошкольных образовательных учреждений является создание условий для осуществления совместной игровой деятельности воспитанников и педагогов в рамках единого игрового пространства. Такой подход позволяет реализовать педагогические инновации в области проектирования и разработки игровой деятельности в условиях ДОУ.

Современные подходы к организации игры детей заложены в новых программах и технологиях. Их изучение помогает педагогам понять специфику игры как особого вида деятельности.

Многофункциональные возможности игры как обучающего и воспитательного средства   издавна   привлекает   педагогов.   Проблемы   использования   игры   в

дошкольном возрасте горячо обсуждались во второй половине 90-х годов XX века:

широко освещались в специальной литературе, периодической печати. И сегодня

тема игры, ее многофункциональных обучающих и воспитательных возможностей,

по-прежнему приоритетна: особенно для дошкольных учреждений. Игра "работает" на "схему периодизации возраста" (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

Именно игровой тип деятельности - ведущий для детей, посещающих ДОУ.

Известная исследовательница игры детей дошкольного возраста Д.В.   Менджерицкая   считала   содержание   детской   игры   одним   из   важных компонентов игровой деятельности. Она же придавала особое значение влиянию

на содержание игры воспитателя, педагога.

Творческая активность, накопленная ребенком в играх, ориентирует его впоследствии на проявление инициативы в общественно-полезной и учебной деятельности, обеспечивает комфортный переход от одного возрастного периода к другому. Способствует развитию мышления, кругозора, ловкости и силы, формирует необходимые умения и полезные привычки. Определяя игру как средство развития, обучения, воспитания детей, педагогика традиционно считает, что "игра – отличное дополнение к учебному процессу".

Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. В таких играх ребенок лишь соприкасается с реальностью, тем самым подготавливая себя к своей будущей роли в семье и в обществе.

В процессе игровой деятельности возрастают возможности ребенка - его коммуникативные навыки, речь. Именно сюжетно-ролевые игры подготавливают малыша к взрослой жизни.

Для развития игровой деятельности в свою очередь необходимы определенные условия Создание условий для игровой деятельности воспитанников является одной из основных задач дошкольного учреждения. При организации игрового пространства обязательно соблюдение определенных требований. Они позволяют ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других, освоить различные социальные роли и взаимоотношения, партнерство, усвоить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Дошкольный     возраст является расцветом сюжетно-ролевой игры.

Для этого    нужно организовать предметно-игровую среду так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.

Размещение оборудования  по принципу нежесткого центрирования  позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам в игровом уголке. Предметно-игровая среда построена так, чтобы дети могли участвовать в конструктивных играх, сюжетно-ролевых, строительно-консруктивных, театральных.

Игровое оборудование, мебель являются ключевыми для организации игрового пространства.

Развивающая игровая среда включает в себя не только оборудование, атрибуты к игре, но и бросовый материал: отходы бумаги, ткани, меха, кожи, картона, скотч, фломастеры.

Важно поддерживать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игр, предлагать им дополнить имеющиеся материалы новыми, самостоятельно изготовленными игрушками.

Без сомнения необходим современный подход в организации игровой деятельности, способствующий развитию сюжетно-ролевых игр. Освоение проектного метода, в том числе организации сюжетно-ролевых игр, позволяет создать в ДОУ условия для планомерной и эффективной воспитательно-образовательной работы. В процессе проектной деятельности педагог вместе с детьми выполняет заранее запланированные конкретные задания, практические творческие дела, поэтапно движется к цели.

Данная проблема стала для нас предметом серьезного изучения по причине ориентированности современного дошкольного учреждения на развитие личности ребенка, на раскрытие его творческих способностей, требующего соответствующего профессионально-личностного развития педагогов, приоритетности задач развития личности ребенка и педагога.

Основной целью была организация работы по конфетной проблеме, вызывающей затруднения в практике работы педагогов ДОУ. Мы определились, что для этого должно быть характерно следующее:

- личное и творческое преломление идей этой проблемы в практике работы педагогов;

-способность к прогрессивному развитию и использование современных подходов в организации игрового пространства.

Основная цель - развитие творческой активности, повышение профессионального мастерства педагогов, формирование коммуникативной компетентности.

Пути реализации:

-разработка системы мероприятий   с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации и игровой деятельности;

-создание   оптимальных   условий   для   приобщения   педагогов   к   переосмыслению содержания  и  методов     своей  работы  в  свете  новых требований  педагогики  и психологии;

-системность  и логическая  структурность  в организации  методической  работы  по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.

Методы, приемы, средства реализации: консультации, индивидуальные беседы, семинары, семинары-практикумы, педагогические советы, обобщение опыта работы, открытые мероприятия, контроль. Деятельность в данном направлении включала в себя:

1. Обсуждение проблем организации работы на педагогических советах, конференциях.

2. Создание консультативной службы для оказания помощи молодым специалистам.

3. Оказание действенной высококвалифицированной помощи педагогам, занимающимся инновационными процессами;

4. Повышение  квалификации  педагогов     по  изучению современных педагогических технологий.

5. Мониторинг педагогических проблем и возможностей педагогов ДОУ.

Все это позволило

- сформировать     потенциальные    возможности    каждого    педагога,     максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов, сделать их достоянием личности педагога;

- повысить профессиональную культуру педагогов;

- создать    позитивное    отношение    к    применению    и    освоению    нововведений, способствующих обновлению содержания игрового пространства;

- формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок. Одним из условий стала необходимость сформировать потенциальные возможности каждого педагога, максимально активизировать процесс усвоения методических идей и приемов;

повысить профессиональную культуру педагогов; создать позитивное отношение к применению и освоению нововведений, способствующих обновлению содержания игровой деятельности; формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок.

Работа с педагогами проводилась по трем направлениям:

Направления

Содержание работы

Задачи

«Педагогический

мониторинг».

- Анкета для выявления способностей педагогов к развитию (разработанной Н.В.Немовой)

- Анкета-тест «Самооценка методологической культуры педагогов»

- Тест «Оценка делового, творческого и нравственного климата в коллективе»

- Контроль

Изучение и оценка профессиональных

качеств личности

педагога, выявления

уровня

профессиональной

компетентности;

готовности к

инновационным

процессам

«Методологическая

культура педагога»

Консультации:

- «Повышение проектной культуры педагогов»;

- «Создание предметно-игровой среды»;

Семинар «Современные подходы

организации игрового пространства в ДОУ»;

Педагогический совет

«Обновление содержания воспитательно-образовательной

работы с детьми дошкольного возраста»

Обзор инновационных технологий

организации игровой деятельности в ДОУ»

Банк проектов сюжетно-ролевых

игр

Совершенствование

профессионализма

педагогов, повышения

квалификации, развитие

инновационного стиля

мышления

«Творческое саморазвитие»

Обобщение опыта работы

- Инновационные подходы в организации предметно-игровой среды» - педагогическая технология

Презентация проектов сюжетно-ролевой игры:

- «Домостройка»,

- «Цветы»,

- «Салон красоты»,

- «Фотосалон»,

- «Детское кафе».

Конкурс «Мастер-класс»

Создание потребности в постоянном росте, стремление внедрять передовой опыт в практику.

Развитие способностей к восприятию новшества, освоению и активному созданию, разработке педагогических технологий, повышения инновационной мотивации.

Все это дало основу для реализации задач по формированию у педагогов квалифицированно строить свою работу, способствовать существенному повышению эффективности образовательного процесса, созданию игрового пространства, пониманию значимости игры в дошкольном детстве.

Используемая литература:

Лосев. П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. М.,       2005.

Маханева М. Д., Князева О. Л.. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М., 2004.

Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.,2006.

Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М., 2005.

Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. М., 2005.

Эльконин Д.Б Психологические игры.- М.: Педагогика, 1978

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду. - М.: 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Развивающая предметная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная среда предпо...

Консультация для педагогов "Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении"

Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возростными особенностями детей, их потребностями и интересами....

Анкета для родителей «Оценка предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении»

Оценка предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении родителями...

Организация коррекционной предметно – развивающей среды современного дошкольного образовательного учреждения.

Как известно, дошкольное детство – это начало всех начал и то, что ребенок приобретает в этом возрасте, во многом определяет его дальнейший жизненный путь....

Доклад из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья»

Доклад на педагогическом совете из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической куль...

Многофункциональная развивающая ширма как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быт...