Главные вкладки

    Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.
    консультация на тему

    Маклакова Е.М.

    Консультация для педагогов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzykalnaya_predmetno.docx18.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

    Автор: Маклакова Елена Михайловна.
    Место работы: МДОУ Новоспасский детский сад №7

    Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
    Задачи:
    1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
    2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
    3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
    4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.

    Всем известно и доказано учеными, что музыка обогащает духовный мир ребенка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных способностей зависит от психолого - педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.
    Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чистом вербальном уровне, вне предметно- пространственной среды.
    Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

    Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
    • восприятие музыки
    • воспроизведение музыки
    • музыкально-творческая деятельность.

    Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определенного вида детской музыкальной деятельности.
    Оформление музыкальных мини-центров в группах младшего дошкольного возраста имеет сюжетную основу, в старшем – дидактическую.
    Структура музыкальных мини – центров оформляется в виде модулей, имеющих целостность и в то же время – трансформирующие детали, вызывающие у детей живой интерес. Музыкальная предметная среда сомасштабна глазу, действиям руки, росту ребенка. Пособия развивающей среды добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними.

    Младшая группа
    - Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
    - Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
    - Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
    - СD проигрыватель
    - Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
    - Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
    -Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
    -Лесенка из 3-х ступенек, ручные знаки.
    -Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
    - Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
    - Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

    Средняя группа
    -Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
    - Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
    -Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
    -Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
    -Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
    - СD проигрыватель
    -Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
    -Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
    -Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
    -Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
    -Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
    -Пять съемных резинок, нотный стан.
    -Ручные знаки (4 ст.)

    Старшая группа.
    -Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
    - Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
    -Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
    -Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
    -Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
    -Игрушечный микрофон.
    -Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
    - СD проигрыватель
    -Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
    -Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
    На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
    -Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
    - Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
    -Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
    -Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
    -Нотный стан, ноты.
    -Ручные знаки (5ст.)
    -Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

    Подготовительная группа
    -Фланелегшраф, ноты.
    -Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
    -Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
    --Ребусы с названиями нот в словах
    -Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
    -Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
    -Иллюстрации к муз. сказкам
    -Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
    -Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
    - СD проигрыватель
    -Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
    -Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
    -Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
    - Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
    -Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
    -Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
    -Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
    -Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
    -Платочки, маски, ленточки, кокошники.
    -Портреты композиторов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

    Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

    Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

    Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию ...

    Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении.

    Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении. Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах,...

    Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении

    Консультация для педагогов Музыкальная предметно-развивающая среда   в дошкольном образовательном учреждении....

    Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении".

    Консультация для педагогов "Музыкальная предметно-развивающая среда  в дошкольном образовательном учреждении"....

    Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

    Музыкальный руководитель: Заборова А. К.                  Задача музыкального руководителя в детском саду – ...

    Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.

    Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей ...