Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.
учебно-методический материал

Заборова Анастасия Константиновна

 Музыкальный руководитель: Заборова А. К.             

 

   Задача музыкального руководителя в детском саду – это развитие музыкальных способностей детей. Что же для этого нужно?

    Необходима современная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда, творческая среда, которая дает малышу возможность проявлять себя, реализовываться в различных видах музыкальной деятельности и является «плодородной почвой», на которой и произрастают ростки музыкальных и творческих проявлений детей. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами целью формирования музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

 Ее задачи:

* обеспечение совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (от компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей);

* обеспечение самостоятельной (индивидуальной и совместной) деятельности детей, возникающей по их желанию и интересам;

*  получение и закрепление знаний о музыке;

*  развитие творческих способностей, музыкальности, любознательности, стремления к экспериментированию;

*  учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

   В нашем учреждении уделяется большое внимание созданию и наполнению музыкальной предметно-развивающей среды с использованием современных инновационных подходов и принципов построения музыкально-игрового пространства.         Согласно ФГОС ДО, среда должна быть: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной. Все эти требования учитываем при ее создании в нашем детском саду.

В музыкальном кабинете собрана библиотека:

*  Картотека методической литературы: 

◄ учебно-методический комплект и дополнительный материал программы «Ладушки» И. М.Каплуновой, И. А.Новоскольцевой;

◄ методическое обеспечение программы «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной;

◄   методическое обеспечение программы «Танцевальная ритмика для детей» Т.Суворовой;

◄  методическое обеспечение программы «Топ-хлоп, малыши» Т.Сауко, А.И.Бурениной; ◄  Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество-дети;

◄   сборники сценариев праздников и развлечений;

◄  картотека художественной литературы:

◄  произведения русскогo народного фольклора (сказки, стихи, потешки, прибаутки, скороговорки, чистоговорки);

◄  серия книг «Рассказы детям о музыке»;

◄   картотека периодических изданий:  журнал «Дошкольное воспитание», журнал «Музыкальный руководитель»,  журнал «Музыкальная палитра»,  журнал «Справочник музыкального руководителя».

 

 * Картотека музыкально-дидактических игр:  

◄ игры для развития звуковысотного слуха,

◄  игры на развитие динамического слуха,

◄  игры на развитие тембрового слуха, 

◄ игры на развитие ладогармонического слуха,

◄  игры на развитие памяти и музыкального слуха,

◄   игры для развития детского творчества.

*  Картотека музыкальных игр и упражнений:

◄  русские нарoдные игры и хороводы,  

◄ подвижные игры «Круглый год»,

◄  игры с музыкальными инструментами,

◄  игры со звуком,

◄  речевые игры,

◄  пальчиковые игры,

◄  игры на развитие воображения,  

◄ «сказки-шумелки»,

◄  коммуникативные игры,

◄  творческие этюды,

◄  игры «Дыхательная гимнастика»,

◄   упражнения «Артикуляционная гимнастика» и др.

 

Методическая копилка музыкальных руководителей включает в себя богатейшую фонотеку, как классики, так и музыки современных композиторов, песен для детей; видеотеку балетов-сказок П.И.Чайковского, опер для детей, выступлений выдающихся музыкантов.

  Дошколята вoспринимают окружающий мир через наглядность и эмоции, поэтому в процессе музыкальной деятельности используем самые разнообразные атрибуты, что очень важно и увлекательно для детей.

В музыкальном кабинете много атрибутов для танцевального и музыкального творчества (разноцветные платочки, шарфики, ленточки, помпоны; осенние веточки, снежинки, букетики цветов; светящиеся звездочки, волшебные палочки, фонарики и т.д.), элементы костюмов (шапочки грибов, овощей, цветов, шапочки животных и т.д.),  атрибуты для инсценирования песен, творческих музыкальных этюдов и импровизаций.

 Яркие, красочные атрибуты помогают наполнить содержание музыкальной деятельности детей более глубоким смыслом, поднять эмоциональный фон происходящего действия.

  В нашем детском саду созданы все условия для знакомства с музыкальными инструментами и для занятий на них. В музыкальном кабинете находятся: детские пианино и синтезатор, ксилофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), металлофоны диатонические и хроматические (сопрано и альт), колокольчики диатонические и хроматические (сопрано и альт), арфы, гармошки, бубны, бубенцы, маракасы, треугольники, барабаны, колокольчики, набор русских народных инструментов: трещотки, коробочки, ложки, свистульки, балалайки.

  Игра на музыкальных инструментах – любимый вид детской исполнительской деятельности. В процессе игры дети открывают для себя мир музыкальных звукoв, учатся различать красоту звучания различных инструментов, способность анализировать строение и содержание музыки, понимать ее язык, чувствовать настроение в музыке.

Ребята с удовольствием играют в оркестре музыкальных инструментах, исполняя музыку русских, зарубежных и современных композиторов.

    

  Так же в музыкальном кабинете ДОУ организована развивающая предметно-пространственная среда для театральной деятельности. «Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир» (С.И. Мерзлякова).             Театрализованная деятельность в детском саду – замечательная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание егo творческой направленности. Она прививает интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки, развивает эмоциональную сферу и приобщает к духовным ценностям. В соответствие с ФГОС, она включена в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.

  Развивающая предметно-пространственная среда для театральной деятельности систематически пополняется и обновляется.

На данный момент она включает в себя:

◄ разнообразные виды театров: театр би-ба-бо, театр марионеток, театр верховых кукол, пальчиковый театр, настольный театр, театр резиновoй и мягкой игрушки, платочный театр, театр масок, театр на фланелеграфе, театр на руке, театр живой руки; 

◄ большая и малая ширма для кукольного театра;

◄   ширма для теневого театра;

◄  костюмы для постановок игр-драматизаций с участием детей и взрослых;

◄  маски животных и людей;

◄  театральные атрибуты;

◄  декорации к спектаклям;

◄  видеотека постановок профессиональных коллективов спектаклей для детей;

◄   фонотека театральных шумов;

◄  аудиозаписи детских спектаклей.

   

 Не могу не сказать о важности мультимедийного оборудования в музыкальном зале. Наличие в ДОУ такого оборудования дает огромные возможности в плане интеграции образовательных областей, помогает разнообразить музыкально-дидактический материал, обогащает всю музыкальную деятельность ребенка, позволяет расширить музыкальный кругозор. Создана видеотека фильмов, презентаций, музыкальных клипов по знакомству детей с композиторами, музыкальными инструментами и произведениями; голоса птиц, музыкальные загадки и т.д.

 В наш стремительный век нано-технологий дети с удовольствием играют в интерактивные музыкальные дидактические игры. С большой увлеченностью с помощью видеоигр дети моделируют, экспериментируют со звуком, ритмом, формой музыкального произведения.

  Для проведения музыкальной НОД постоянно изготавливаю наглядный материал, исходя из темы недели. Для проведения интересных тематических мероприятий,  стараемся придумать и сделать красочное оформление музыкального зала.

 Чтобы дети были успешны во всех видах музыкальной деятельности, просто необходима еще и разнообразная музыкальная развивающая предметно-пространственная среда в каждой группе детского сада. Она ориентирована на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнятся по возрастам и всегда носит проблемный характер. Все это позволяет детям размышлять, думать, сравнивать, моделировать и творить. В нашем детском саду среда всегда ориентирована на пройденный материал и индивидуальные особенности детей. Ребята с удовольствием применяют полученные на музыкальных занятиях знания и навыки в своей самостоятельной деятельности в группе.     Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в детском саду дает возможность каждому ребенку наиболее эффективно развивать свою индивидуальность, активность, инициативность. Это основа для организации разностороннего развития каждого ребенка, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей, позволяет сделать жизнь наших вoспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Главное требование программы к музыкальной среде - ее развивающий характер. Мы стремимся к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носило проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

 

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

1. Восприятие музыки - пособия,  помогающие  воспринимать  произведения  для  слушания,  произведения,  используемые  в  исполнительской  певческой,  танцевальной  и  музыкально-игровой  деятельности,  а  также  произведения,  специально  созданные  для  развития  музыкально-сенсорного  восприятия  детей; 

 

      2. Воспроизведение музыки - пособия,  побуждающие  к  певческой, к  музыкально-ритмической  деятельности, к  игре  на  детских  музыкальных  инструментах, а  также  к  творческой  импровизации; 

 

      3. Музыкально-творческая деятельность - пособия,  побуждающие  к  песенному,  музыкально-игровому,  танцевальному  творчеству  и  импровизации  на  детских  музыкальных  инструментах.

 

Правильный подбор игрушек и пособий для каждой группы с учетом возрастных особенностей детей, целесообразное их размещение, периодичность внесения - это главное условие для самостоятельной музыкальной деятельности.

Основной принцип размещения - целесообразность. Каждую музыкальную игрушку, пособие должны использовать по назначению: музыкальные дидактические игры размещаются там же, где и настольно-печатные игры, игрушки инструменты (озвученные, неозвученные) - в игровом уголке, туда же целесообразно поместить игровой материал, как CD-плеер (бутафорский) с дисками, телевизором и т.д., атрибуты, шапочки маски для игр, детали костюмов - в уголке ряжений или в речевой зоне, где сосредоточены материалы для театрализованных игр. Следует определить место для детских музыкальных инструментов. Для этого можно отвести отдельный столик, место в шкафу, подвесную полку.

   

Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.

 Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

♫  содержательно-насыщенной;

♫  трансформируемой;

♫  полифункциональной;

♫  вариативной;

♫ доступной;

♫ безопасной;

♫ здоровьесберегающей;

♫ эстетично-привлекательной.

 

 Содержание  музыкальной  среды  отражает  принцип  системности  в  овладении  музыкальной  деятельностью:  она  должна  соответствовать  возрасту  детей  и  содержанию  их  музыкальной  деятельности,  поэтому  следует  усложнять  содержание  среды  по  возрастным  ступеням. 

 

Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СД проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха – «Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
- Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя группа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
- Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
- Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время.
- СD проигрыватель.
- Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха – «Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
- Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
- Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)

Старшая группа.
- Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки» 
- Игрушечный микрофон.
- Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
- Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита».
- Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
- Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых.

- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Ручные знаки (5ст.)
-Портрет композиторов Д. Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная группа
-Фланелеграф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
-Ребусы с названиями нот в словах.
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке, балалайки, скрипки, дудочки, саксофоны, гармошки. (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

 

 

  Оформление  музыкальной  среды  для  детей  раннего  и  младшего  дошкольного  возраста  должно  быть  сюжетным,  а  для  детей  старшего - иметь  дидактическую  направленность.

Пособия  должны  быть  добротными,  эстетически  привлекательными,  простыми  в  обращении,  только  тогда  они  вызывают  желание  действовать  с  ними.

Целостность  содержания  музыкальной  среды,  объединяющей  мини-центры  и  все  те  места,  где  может  быть  организован  процесс  музыкального  воспитания,  строится  на  следующих  основах:

            *Психологическая  (учитываем  возрастные  возможности  детей  и  ведущие  виды  деятельности:  в  раннем  детстве—предметная,  в  дошкольном  детстве—игровая). 

             *Эстетическая  (учитываем дизайнерские требования  к  проектированию;  все  модули  должны  быть  соразмерны  росту,  глазу  и  руке  ребёнка,  эстетически  выдержаны). 

             * Педагогическая  (среда  создаётся  для  предоставления  детям  возможностей  активной  и  разнообразной  музыкально-творческой  деятельности,  поэтому  она  должна  функционально  моделировать  содержание  музыкально-образовательного  процесса  в  содержании  пособий,  игр,  предметов,  модулей  и  т. п.) 


     Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий мы привлекаем родителей  воспитанников.  Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"

Изучение  особенностей  создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию ...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей ...

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС

Проблема педагогического взаимодействия актуальна в наше время, от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Воспитывая ребенка дошкольного возраста средствами музыки,...