Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.
учебно-методический материал на тему

Лагова Виктория Олеговна

 

 


Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.predmetno-razv._sreda.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Подготовил: Лагова Виктория Олеговна  музыкальный руководитель
ГБОУ Школы №1279 ДО№5


Цель: повысить уровень компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей среды в группах(мини-центров, способствующей гармоничному музыкальному развитию и саморазвитию детей с последующим ее формированием и доведением соответствия по требованиям ФГОС ДО.
Задачи:
1.Внедрить в практику новые подходы к организации музыкальной предметно-развивающей среды ДОУ, обеспечивающих полноценное музыкальное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;
2.Организовать развивающую музыкальную среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
3.Создать условия для обеспечения разных видов музыкальной деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;
4.Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей музыкальной предметно-пространственной среды.



«Таланты создавать нельзя,

 но можно создавать почву, на которой

они особенно хорошо произрастают».

Генрих  Нейгауз.

 

 Прежде  чем  приступить  к  рассмотрению  заявленной  проблемы,  давайте  немного  пофантазируем.  Представьте  себе  ребёнка  в  пустой  комнате.  Что  произойдёт?  Он  приложит  максимум  усилий,  чтобы  покинуть  её:  неинтересно,  делать  нечего.  Другой  вариант.  В  комнате  много  интересных  игрушек,  игр,  пособий.  Но  для  музыкальной  деятельности  ничего  нет.  Ребёнок  будет  ею  заниматься?  Конечно,  нет.  Он  займётся  тем,  для  чего  подходят  окружающие  его  объекты.  Третий  вариант.  В  ДОУ  две  группы  детей  одного  возраста  оснащены  одинаковыми  играми,  игрушками,  пособиями,  в  том  числе  и  для  музыкальной  деятельности.  В  одной  группе  воспитатель  не  обращает  на  них  внимания,  иногда  даже  выражает  негативное  отношение  к  ним.  В  результате  у  детей  постепенно  угасает  интерес,  и  они  перестают  заниматься  самостоятельно  музыкальной  деятельностью.  В  другой  группе  воспитатель  проявляет  интерес  к  музыкальным  играм,  демонстрирует  детям  возможности  музыкальной  предметной  среды,  создаёт  творческие  ситуации,  пробуждающие  интерес  к  музыкальным  играм  и  игрушкам.  В  результате  дети  часто  играют  с  ними,  проявляя  творческий  подход.

Итак,  мы  приходим  к  неоспоримому  выводу:  для  музыкального  воспитания  детей  необходима  богатая  музыкальная  предметно-развивающая  среда,  а  для  развития  личности  дошкольников  рядом  с  ними  должен  быть  педагог,  увлечённый  музыкой,  умеющий  реализовать  творческий  потенциал  музыкальной  среды  и  управлять  развитием  творчества  детей  в  музыкальной  деятельности.

В соответствии с ФГОС целью музыкальной развивающей среды является развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

Созданию музыкальной предметно-развивающей среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Современные исследователи (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, В.А. Петровский и др.) утверждают необходимость создания  личностно-ориентированного взаимодействия в музыкальной предметно-развивающей среде ДОУ. Важнейшая  задача современной педагогики в настоящее время –  внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности, сохранение физического и психологического здоровья.

Задачи музыкальной предметно-развивающей среды:

•  Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого  зависит, станет ли эта среда развивающей.)

• Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.

• Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

• Стимулировать развитие творческих способностей.

•  Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.

• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Основные требования к организации музыкальной предметно-развивающей среды.

 Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

♫  содержательно-насыщенной;

♫  трансформируемой;

♫  полифункциональной;

♫  вариативной;

♫ доступной;

♫ безопасной;

♫ здоровьесберегающей;

♫ эстетично-привлекательной.

  Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности,  кроме этого  они по-другому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть  подходы к моделированию комфортной и привлекательной  музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете.  Все это подталкивает многих музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему  развитию современных  детей.

При  разработке  и  оценке  музыкальной  среды   следует  опираться  на  следующие  критерии  её  качества.

1.               Качество  содержания.

     Содержание,  разработанное  с  учётом  деятельно-возрастного  системного  подхода  С. Л. Новосёловой,  отражает  весь  спектр  детской  музыкальной  деятельности.

Блоки  компонентов  среды  соответствуют  логике  развития  детской  музыкальной  деятельности:

  • Восприятие - пособия,  помогающие  воспринимать  произведения  для  слушания,  произведения,  используемые  в  исполнительской  певческой,  танцевальной  и  музыкально-игровой  деятельности,  а  также  произведения,  специально  созданные  для  развития  музыкально-сенсорного  восприятия  детей; 

  

  •  Воспроизведение—пособия,  побуждающие  к  певческой, к  музыкально-ритмической  деятельности, к  игре  на  детских  музыкальных  инструментах, а  также  к  творческой  импровизации; 

  •  Творчество - пособия,  побуждающие  к  песенному,  музыкально-игровому,  танцевальному  творчеству  и  импровизации  на  детских  музыкальных  инструментах.

 Содержание  музыкальной  среды  отражает  принцип  системности  в  овладении  музыкальной  деятельностью:  она  должна  соответствовать  возрасту  детей  и  содержанию  их  музыкальной  деятельности,  поэтому  следует  усложнять  содержание  среды  по  возрастным  ступеням. 

В  содержании  среды  должна  быть  представлена  проблемность:  ребёнок,  действуя  незнакомыми  или  малознакомыми  предметами  в  музыкальной  среде,  обнаруживает  и  решает  ряд  задач,  возникающих  по  ходу  музыкальной  деятельности.

Динамичность  содержания  среды  обеспечивает  интерес  к  музыкальной  деятельности,  мотивацию,  а  затем  и  потребность  в  ней.

2.              Качество  структуры.

Структура  музыкальной  среды  представлена  в  виде  модулей,  включающих  трансформирующиеся  детали,  что  поддерживает  у  детей  живой  интерес.  Она  должна  быть  организована  таким  образом,  чтобы  в  ней  были  визуально  представлены  все  виды  детской  музыкальной  деятельности  и  были  созданы  условия  для  активного  взаимодействия  детей  с  любыми  пособиями  и  музыкальными  инструментами.  Мини-центры, уголки  удобны  для  развёртывания  музыкальной  деятельности  одним  ребёнком,  двумя  детьми  или  подгруппой.

В музыкальные уголки в младшей группе помещают:

  • игрушки-инструменты с фиксированным звуком;
  • игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты;
  • неозвученные инструменты;
  • атрибуты к музыкально-подвижным играм и танцам;
  • музыкально-дидактические игры соответствующие возрасту;
  • музыкальный центр с аудиозаписями;
  • музыкальные картинки к песням.

В музыкальные уголки в средней группы, кроме выше перечисленного, входят:

  • металлофон;
  • фланелеграф или магнитная доска;
  • музыкальная лесенка 3-хступенчатая;
  • музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творческого музицирования;
  • неозвученные инструменты.

Дополнительно к материалам средней группы музыкальные уголки в старшей группе дополняются:

  • музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим строем, шумовые инструменты;
  • музыкальные игрушки самоделки;
  • 3-х и 5-и ступенчатая музыкальная лесенка;
  • портреты композиторов;
  • картинки с изображением инструментов, видов деятельности, иллюстрации к музыкальным образам для восприятия.

В подготовительной группе добавляются:

  • разнообразные музыкальные инструменты;
  • альбомы «Мы рисуем музыку», где дети отражают свои эмоции, чувства прослушанной музыки;
  •  3-х, 5-и, 7-и ступенчатая музыкальная лесенка.

В музыкальном уголке должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных инструмента, 2-3 музыкально-дидактические игры, несколько игрушек-самоделок. Обновлять уголки целесообразно 1 раз в 2 месяца. Периодически помещаются портреты композиторов, с творчеством которых дети знакомятся.  

Основные требования к музыкальным уголкам:

♫  Эстетичность музыкального уголка, его отдельных  элементов.

♫  Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

♫   Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной      деятельностью детей со стороны воспитателя.

♫  Удобное расположение музыкального уголка.

♫ Соответствие предметной среды  глазу,  действиям  руки,  росту ребёнка.

Функциональный  и  эмоциональный  комфорт  детей.

Оформление  музыкальной  среды  для  детей  раннего  и  младшего  дошкольного  возраста  должно  быть  сюжетным,  а  для  детей  старшего—иметь  дидактическую  направленность.

Пособия  должны  быть  добротными,  эстетически  привлекательными,  простыми  в  обращении,  только  тогда  они  вызывают  желание  действовать  с  ними.

Целостность  содержания  музыкальной  среды,  объединяющей  мини-центры  и  все  те  места,  где  может  быть  организован  процесс  музыкального  воспитания,  строится  на  следующих  основах:

            Психологическая  (учитывая  возрастные  возможности  детей  и  ведущие  виды  деятельности:  в  раннем  детстве—предметная,  в  дошкольном  детстве—игровая). 

             Эстетическая  (учитывая  дизайнерские  требования  к  проектированию;  все  модули  должны  быть  соразмерны  росту,  глазу  и  руке  ребёнка,  эстетически  выдержаны). 

              Педагогическая  (среда  создаётся  для  предоставления  детям  возможностей  активной  и  разнообразной  музыкально-творческой  деятельности,  поэтому  она  должна  функционально  моделировать  содержание  музыкально-образовательного  процесса  в  содержании  пособий,  игр,  предметов,  модулей  и  т. п.) 

1.  Музыкально-образовательная  среда  ДОУ

               Блок  организованной  (регламентированной)  музыкальной  деятельности:  музыкальных  занятий  и  развлечений,  праздников  и  других  видов  деятельности  с  использованием  музыки,  посещение  кружка.

Блок  нерегламентированной  (совместной с воспитателем  и  самостоятельной)  музыкальной  деятельности  детей  в  группе  вне  занятий  (в  тёплую  погоду—на  свежем  воздухе):

--совместная  с  воспитателем  (в  сюжетно-ролевых  играх  с  использованием  музыкального  репертуара,  хороводных,  музыкально-дидактических,  музыкально-творческих  и  др.; 

--самостоятельная  музыкальная  деятельность  детей  вне  занятий  (возникает  по  инициативе  детей,  представлена  песнями,  музыкальными  играми,  упражнениями,  танцами,  а  также  песенным,  музыкально-ритмическим,  инструментальным  детским  творчеством).

2.  Музыкально-образовательная  среда  семьигде  осуществляется  нерегламентированная  музыкальная  деятельность  детей:

      --совместная  с  родителями  (по  содержанию  адекватна  аналогичной  деятельности  воспитателя  с  детьми  в  ДОУ);

      --самостоятельная  (аналогичная  самостоятельной  музыкальной  деятельности  детей  в  ДОУ).

3.  Музыкально-образовательная  среда  учреждений  культуры  и  образованиянаправленная  на  музыкальное  просвещение  детей,  посещающих  такие  учреждения как дворец культуры,  музыкальная  школа, ЦДТ.

 Именно  так  понимаемые  музыкальная  среда  и  средовой  подход  являются  интегральным  средством,  обеспечивающим  тесное  и  успешное  взаимодействие  детей,  воспитателей  и  родителей,  а  также  трёх  уровней  организации  музыкального  воспитания  детей. 

 

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА


Младшая группа
- Альбомы с картинками к песням, выученных на музыкальных занятиях (или чудесные кубики)
- Фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (большие и маленькие животные, птицы, музыальные инструменты, транспорт)
- Фонотека с записью детских песен (магнитофонные записи песен, выученных и разучиваемых с детьми в исполнении музыкального руководителя, детей, воспитателя, звуки природы)
- СD проигрыватель
- Атрибуты к музыкально – дидактическим упражнениям на развитие у детей звуковысотного, динамического и ритмического слуха. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Птица и птенчики»; тембрового слуха – «К нам гости пришли», ритмического слуха –«Кто как идет», динамического слуха «Колокольчики».
- Незвучащие инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка.
-Звучащие: гармошка, барабан, бубен, ложки, погремушки, ритмические кубики, колокольчики, поющие волчки.
-Лесенка из 3-х ступенек
-Любые игрушки (2 уточки, 2 матрешки - большая и маленькая), платочки, маски, ленточки, султанчики, элементы ряженья.
- Шумовые инструменты – баночки, варежки с пуговицами, бутылочки с разными наполнителями: горох, желуди, камушки.
- Дерево и 2 птицы (вверху и внизу)

Средняя группа
-Альбом с картинками к песням, выученным на музыкальных занятиях в предыдущих группах (возможно несколько альбомов: по временам года, о животных)
- Рисунки детей, выполненные дома к полюбившимся песням;
-Фланелеграф с фигурками животных, птиц, изображением музыкальных инструментов, транспорта;
-Фигурки для попевок, прибауток, чтобы выкладывать с их помощью на фланелеграфе ритмические рисунки. Например: петушки большие и маленькие для песни «Петушок», солнышки для р.н.п. «Солнышко», шары, флажки, елочки, самолеты и т.д. (6 маленьких и 4 крупных)
-Фонотека песен, выученных детьми в данной возрастной группе, в предыдущих группах, разучиваемых в настоящее время (в грамзаписи в исполнении педагогов, детей).
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры на развитие эмоциональной отзывчивости, музыкальной памяти, музыкального мышления и игры, помогающие решать задачи предыдущей возрастной группы. Например, на развитие звуковысотного слуха – «Качели», на развитие ритмического слуха –«Кто как идет» (усложнение за счет введения разных видов игры); на развитие динамического слуха – «Колокольчики»; на развитие музыкальной памяти – «Спой песенку по картинке».
-Неозвученный проигрыватель с пластинками, балалайки, скрипки, дудочки, гармошки, немая клавиатура с подставкой.
-Игрушки-инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритмические кубики, колокольчики, маракасы, свистульки.
-Карточки с инструментами, платочки, маски, элементы ряжения.
-Лесенка из 4-х ступенек (2 игрушки большая и маленькая)
-Пять съемных резинок, нотный стан.
-Ручные знаки (4 ст.)

Старшая группа.
-Фланелеграф, фишки (полоски длинные и короткие, кружки большие и маленькие, цветочки, елочки -6 мал. и 4 крупных), картинки для фланелеграфа для создания сюжета песни, танца (моделирование)
- Альбомы с рисунками к песням («Музыкальный букварь»)
-Альбомы с рисунками к песням, которые полюбили дети (возможно авторские, с рисунками одного ребенка)
-Атрибуты к муз. сказкам (картинки для фланелеграфа), для инсценирования («Репка», «Теремок»)
-Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А.Барто) «Пчела жужжит», «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки»
-Игрушечный микрофон.
-Фонотека с записью песен: звуки природы, муз. сказки.
- СD проигрыватель
-Музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха «Три медведя» или «Веселые матрешки», на развитие динамического слуха «Колокольчики», на развитие умения различать длительность звуков (долгий, короткий звуки, пунктирный ритм) «Петух, курица, цыпленок»; на различение жанров музыкальных произведений: песню, танец, марш «Три кита»
-Неозвученные инструменты: балалайка, немая клавиатура с подставкой, гармошка -3 шт. разной величины).
На картинке: дудочка, скрипка, саксофон, баян, аккордеон, гармонь, флейта, свистульки, триола.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, колокольчики, маракасы, румба, треугольник, трещотки, ксилофон, муз. молоточки, различные шумовые самодельные инструменты: на вешалке ключи, бутылочки, фломастеры, варежки с пуговицами. Баночки киндеров с разными наполнителями, несколько одинаковых (Обруч №3 2006, «Муз. рук. №3 2007)
- Пластмассовые кубики (на грани наклеить картинки по песням)
-Лесенка -5 ступенек (игрушка Б. и М.)
-Платочки, маски, ленточки, элементы ряжения.
-Нотный стан, ноты.
-Ручные знаки (5ст.)
-Портрет композиторов Д.Кабалевского («Зайчик дразнит медвежонка»), П.Чайковский («Болезнь куклы»), Р.Шуман («Солдатский марш»)

Подготовительная группа
-Фланелегшраф, ноты.
-Пособие для обучения детей умению определять форму произведения.
-Картинки для создания сюжетов к знакомым песням: для побуждения к поэтическому и песенному творчеству.
--Ребусы с названиями нот в словах
-Рисунки с текстами потешек, на которые можно придумать песенку.
-Картинки с музыкальными жанрами (песня, танец, марш) для побуждения к песенному творчеству.
-Иллюстрации к муз. сказкам
-Атрибуты к сказкам и песням для их инсценирования.
-Фонотека (кассеты с записями песен в исполнении взрослых, детей, индивидуальные кассеты для самостоятельной записи своего музыкального поэтического творчества)
- СD проигрыватель
-Альбомы с рисунками к песням, выученным с детьми в текущем году, так и в группах предыдущих возрастов.
-Альбомы с рисунками детей к полюбившимся песням.
-Сюжетные картинки, побуждающие к песенному творчеству.
- Музыкально-дидактические игры (те же, что в старшей группе, но с усложненными заданиями)
-, балалайки, скрипки, дудочки, саксафоны, гармошки.
-Инструменты: погремушки, ложки, барабан, бубен, металлофон, ритм. кубики, колокольчики, маракасы, кастаньеты, трещотки, ксилофон, баян, гармонь, шумовые на вешалке (см. в старшей группе)
-Лесенка 7 ступенек, ручные знаки
-Ноты песен (крупно), нотный стан, полоски (6 маленьких и 4 больших)
-Платочки, маски, ленточки, кокошники.
-Портреты композиторов.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий можно привлечь родителей  воспитанников.  Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

Одной из самых увлекательных форм музыкально-ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок-шумелок. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом.

У меня на столе находятся разные шумовые инструменты. Возьмите, пожалуйста себе по одному.

Сказки-шумелки

Наступила осень

Рассказ с использованием шумовых музыкальных инструментов

Наступила осень    (звучит бубен).

Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги).

Подул осенний ветер (звучит панфлейта, можно заменить пластиковой бутылкой )

Пригнал темные тучи (звуки барабана).

Закапал дождик (звучит металлофон),

А потом все чаще и чаще (звучит металлофон),

Побежали ручьи по дорогам (звучат «буль-бульки» ). /дуем в баночку с водой через трубочку/

Холодно и сыро стало вокруг...

Но вот дождь закончился

И из-за тучи выглянуло солнышко (звучат металлические тарелки, крышки от кастрюли),

Осветило солнышко осеннюю полянку (снова звучат тарелки, крышки от кастрюли),

и увидели мы красивые, разноцветные деревья.

Ветер подул на них (звучит панфлейта),

и деревья зашумели своей листвой (раздаются звуки погремушек из пластиковых бутылочек) .

Где-то далеко застучал дятел (звучат палочки или колпачки),

Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (звучит бутылочка-колокольчик),

зайка спешил поменять свою шубку (звучат барабанчики разной высоты).

Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свист птички-свистульки).

Днем все собрались на полянке: и солнышко, и деревья, и листья, и ветер — и стали радоваться последним теплым денькам (звучат все инструменты).

Но вот наступил вечер и все вокруг умолкло.

 Стало тихо-тихо

2. «Наш оркестр» (игра на шумовых музыкальных инструментах)

На этой веселой ноте я  заканчиваю

Чему-нибудь и как-нибудь
Вы научились понемногу? (Да.)
И в детство вы нашли дорогу? (Да.)

Ну что ж, оценим ваши знанья. (Ведущий берет корзинку с орешками.)

Есть у меня орешки мудрости
И в них сокрыт секрет…
Их раздам  я  вам,
В одних пословицы – конец,
В других – ее начало.

Звучит музыка. Ведущий    раздаёт орешки. Коллеги  открывают орешки.  В ходе обсуждения  собирают пословицы и поговорки по смыслу.

Пословицы и поговорки

Детишек воспитать – не курочек пересчитать.

В одиночку не одолеешь и кочку.

Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.

Играть играй, да дело знай.

Ведущий. Какие мудрые пословицы… Они подтверждают:

Нет ничего прекрасней на свете
Счастливой  дружной садовской семьи,
Где педагоги, родители и дети
Живут в мире, дружбе, любви!

Мир без искусства
Всем будет тесен,
Вы все убедились, друзья.
А музыка – главное чудо на свете,
И с детства - наша путеводная звезда.

Список литературы

Девятова Т.Н. Звук – волшебник: материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста – М.ЛИНКА –ПРЕСС, 2006 г.

Журнал «Музыкальный руководитель» №3, М., 2006г.

Ю.А. Бугельский «Игрушки – самоделки в детском саду», М., 1995.

   Т. Тютюнникова. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое    музицирование, импровизация и законы бытия. Либроком, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

План работы по самообразованию на тему: " Изучение особенностей создания образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС"

Изучение  особенностей  создания программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС...

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС.

Музыкальный руководитель: Заборова А. К.                  Задача музыкального руководителя в детском саду – ...

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.

Музыкальная предметно-развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС.Цель: повышение уровня компетентности педагогов в создании музыкальной предметно-развивающей ...

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС

Рабочая программа педагога-психолога как необходимый инструмент его деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС...

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС

Проблема педагогического взаимодействия актуальна в наше время, от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Воспитывая ребенка дошкольного возраста средствами музыки,...