Духовность, нравственность, патриотизм как неотъемлемая часть формирования личности ребенка
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Исходя из понимания того, что человек (ребёнок) существо не только социальное, но и духовное, особенно важно его приобщение к национальным истокам, мудрому и выразительному народному творчеству, русским сказкам, былинам, славной истории России, красоте и искусности народного мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnost_nravstvennost_patriotizm.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка».
Доклад
ДУХОВНОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА.
Воспитатель:
Лобанова О.А.
Г. МИЧУРИНСК-НАУКОГРАД РФ
2015
Дети с рождения усваивают то, что их окружает: человеческую речь, знаки внимания, заботу, от нас они учится всему и нуждаются в нашей помощи, направляющей и если необходимо корректирующей развитие. Исходя из понимания того, что человек (ребёнок) существо не только социальное, но и духовное, особенно важно его приобщение к национальным истокам, мудрому и выразительному народному творчеству, русским сказкам, былинам, славной истории России, красоте и искусности народного мастерства.
Духовное и нравственное развитие детей должно быть пронизано традиционными для нашей культуры представлениями и образами.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека:
- формированию у него нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
- нравственного облика: терпения, милосердия; нравственной позиции: способности к различению добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний;
- нравственного поведения: послушания, готовности служить Отечеству.
И только в том случае, если всё многообразие знаний и навыков, формирующееся мировоззрение, различные формы активности пронизаны духовно-нравственным воспитанием, можно говорить о гармоничном развитии личности ребёнка. Древнегреческий философ Л. Сенека сказал как-то: «Не может быть душа одного цвета, а ум – другого…»
В то же время – система духовно-нравственного воспитания немыслима без патриотизма, как одной из неотъемлемых черт духовно-нравственных традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
В толковом словаре иностранных слов патриот (в переводе с гр. земляк, соотечественник) – тот, кто любит свою родину, предан отечеству. Предполагают, что впервые слово патриот употреблено Петром. Однако до самого конца восемнадцатого века более распространённым был его синоним – словосочетание сын отечества, для которого Родина – мать.
Чувство любви к Родине формируется на основе изучения национальных культурных традиций, ближе всего ребёнку – семейных.
Весь путь одного человека - это и история его семьи, и путь всего общества.
Внешний и внутренний мир человека – образ жизни, традиции, мировоззрение, менталитет, систему ценностей в наше время принято называть культурой в самом широком смысле.
Культура, религия, духовность, нравственность являются базовыми понятиями, точкой отсчёта для определения духовно-нравственного воспитания.
Понятием «Культура» (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определённую систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям.
Духовная сфера определяет направленность культуры. Понятием «Духовность» традиционно обозначалось всё относящееся к человеческой душе, духу, Богу, вере.
Культура воздействует на поведение человека, его мировосприятие, его жизнь. Это своеобразный щит, защищающий национальную самобытность и идентичность народов.
Все эти аспекты существуют как единый организм, как неразрывное целое в общем процессе воспитания и развития.
Целью этого процесса является приобщение детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры, изучение истории и традиций семейного воспитания. Основной формой – служение добру, служение людям.
Важно донести до сознания маленького гражданина очень простую и очень важную мысль. Это моя родная культура, я – её неотъемлемая часть, сын своего Отечества, единственный и неповторимый. Моя Родина уникальна не просто своими размерами, но и тем, что это одновременно и Восток, и Запад, и Азия, и Европа. Россия – огромная, богатая культурой и искусством страна со своим национальным характером, чувством долга и служения.
Самый объективный и самый надёжный источник информации о национальном характере и о системе ценностей народа это - фольклор. Автор фольклорных произведений – сам народ, а не отдельный, пусть даже гениальный писатель, это народное, коллективное творчество. Фольклор прошел испытание временем дольше, чем любой классик: все эти сказки и былины передавались из уст в уста всем народом из поколения в поколение – это устное народное творчество.
Самая широко известная и самая «фольклорная» сказка, с которой можно знакомить детей с самого раннего возраста, сказка о репке. Это такой гениальный «добрым молодцам урок»: только все вместе, общими усилиями, коллективно можно добиться успеха в деле.
Нельзя полагаться только на сильных, умных и взрослых (дед и бабка). Им не удаётся вытащить репку, надо объединить все усилия, все должны участвовать. Надо приучать и привлекать детей к общей работе (внучка). Жучка и кошка - домашние животные, значит члены общего дома, общего коллектива, и, наконец, самая маленькая – мышка. Никем нельзя пренебрегать.
В этой великой русской сказке – великий смысл: именно мышка, её помощь решает всё: репка побеждена. И общее дело в сказке – простое, необходимое для поддержания жизни: репа была на Руси главным продуктом питания.
А.В. Павловская в соей книге пишет: «Русский характер,… был сформирован временем и пространством. История и географическое положение наложили на него неизгладимый отпечаток. Века постоянной военной опасности породили особый патриотизм русских…; суровые климатические условия вызвали необходимость жить и работать сообща; бескрайние просторы – особый российский размах.
Бесценно духовное, нравственное и патриотическое значение Великой Победы.
Пожалуй, единственным праздником, объединяющим всех жителей нашей Родины, был и остаётся День Победы 9 Мая. Это была великая победа, потому что и война была великой: по продолжительности, задействованным силам и ресурсам, по жертвам, принесённым на алтарь Отечества нашим народом.
Война безнравственна по своей природе, но она даёт возможность проявить нравственные качества. Нравственная высота наших воинов-защитников Отечества проявлялась в любви как высшей христианской добродетели. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).
В 1945 году Светлый праздник Христова Воскресения – Пасха пришёлся на 6 мая, день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил был подписан 9 мая в 00 ч. 43 мин. По московскому времени в Берлине. Это событие произошло в середине Светлой Пасхальной седмицы.
Всем, что у нас сейчас существует, мы обязаны Великой Победе, выстраданной, вымоленной и завоёванной предками, положившими жизнь за народ и за нас с вами, их потомков.
Развиваясь, ребёнок не может «самоутвердиться вообще», он утверждает себя обязательно на основе каких-то впечатляющих его примеров. В формировании таких важных черт личности как мужество и способность к борьбе в современном детском сознании должны оказываться не чуждые нам «супермены», а совсем другие персонажи – защитники Отечества, образы которых свято хранит русская культурная традиция.
Детское сознание срастается с ними легко и естественно, так как это реальные исторические личности. Черты их характера и поступки бережно сохранены народной памятью и письменной историей. В разные времена талантливые художники посвящали этим людям свои произведения в эпическом, батальном и портретном жанре. Вот один из примеров.
Былинный Илья Муромец – не только реальное историческое лицо, но и святой русской православной церкви, окончивший свои дни в старости как монах Киево-Печерской Лавры. Центральный богатырь, знакомый нам по картине Васнецова, проявлял в опасных боях не только силу, смелость, мужество, но и рассудительность и даже великодушие к врагам.
Великодушие – это, прежде всего, прощение. Прощать, значит не помнить обид, и прежде всего, относиться строго к себе и великодушно к людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Режим и гигиена- неотъемлемая часть воспитания здорового ребенка "
Рекомендации родителям по гигиеническому воспитанию ребенка....
Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными ...
Консультация "Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка."
Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сл...
Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка.
Нравственность - это внутренняя мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека. Нравственное воспитание - это:- одна из форм воспроиз...
Релаксация как неотъемлемая часть формирования здоровой психики дошкольника.
Взрослые не способны осознать объем информации, получаемой ребенком за день, и степень влияния такой нагрузки на организм. Деятельность вызывает сильный стресс, снять который самостоятельно ребенок ещ...
Консультация "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка"
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду – неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка...
Воспитание патриотизма у дошкольников – как основа формирования личности ребенка и гражданина своей страны.
laquo;Патриотизм – это не значит только любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины, неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее ...